Дело № 2а-1411/2022
№ 24RS0024-01-2022-001532-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июня 2022 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Дмитриенко Н.С.,
при секретаре Шаповаловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Яковлевой О. В. к администрации г. Канска, межведомственной комиссии г. Канска о признании заключение незаконным,
установил:
Яковлева О.В. обратилась с административным иском к администрации г. Канска, межведомственной комиссии г. Канска о признании незаконным заключение межведомственной комиссии г. Канска № 51 от ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в признании жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по адресу: <адрес>, отмене постановления администрации г. Канска № 629 от 12.07.2021 года, мотивировав свои требования тем, что межведомственной комиссией г. Канска, на основании заключения ООО «Меридиан-Проект» от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о признании аварийным жилого дома по адресу <адрес> подлежащим сносу, в связи с фактическим износом жилого дома, составляющим 74,6%. На основании данного заключения администрацией г. Канска издано постановление № 629 от 12.07.2021 г. «О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу». Обращаясь с административным иском в суд, истец указывает, что за время эксплуатации жилого помещения была произведена реконструкция. Истец считает данное постановление и заключение Межведомственной комиссии г. Канска незаконными, поскольку по результатам обследования состояния строительных конструкций жилого дома в сентябре 2021 г., выдано заключение, согласно которому строительные конструкции дома имеют высокую степень износа (74,6%), в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека, рекомендовано признать жилой дом аварийным и подлежащим сносу. С учетом изложенных обстоятельств, административный истец просит признать незаконными постановления администрации г. Канска № 629 от 12.07.2021 г. и заключения межведомственной комиссии г. Канска № 51 от 28.06.2021 г.
Административный истец Яковлева О.В., её представитель Овчинников Д.Н. (по доверенности), в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, представитель административного истца направил заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие, указав, что исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации г. Канска, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, причину не явки не сообщил, ходатайств не направил.
Представитель административного ответчика Межведомственной комиссии г. Канска в судебном заседании участия не принимал, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте его проведения, каких-либо отзывов, возражений на административный иск не представил.
Представители заинтересованных лиц Комитет управления муниципальным имуществом г. Канска, Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Канска, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, в судебное заседание не явились, причину не явки не сообщили, ходатайств не направили.
Оснований для отложения судебного разбирательства административного дела по основаниям, предусмотренным ст. 150 КАС РФ, судом не установлено.
Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика Администрации г. Канска, Межведомственной комиссии г. Канска, заинтересованных лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, и, заслушав стороны, исследовав представленные письменные доказательства, полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст.15 ЖК РФ, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции регламентирован положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Согласно п. 7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2019 г. № 1082 «Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Согласно п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания предусматривает наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Согласно п. 34 Положения основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.
Как установлено в судебном заседании:
Административный истец обратилась с настоящим административным иском в Канский городской суд Красноярского края 28.03.2022 года. В данной связи административный истец просит суд восстановить ей пропущенный, по уважительной причине срок для подачи административного искового заявления. При этом ссылается на то, что обратилась в Управление градостроительства администрации г. Канска с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию вышеуказанного объекта. Управлением градостроительства администрации г. Канска был выдан отказ в выдаче разрешения на реконструкцию от 08.09.2021 г. № 1956, так как реконструкция уже произведена и произведена без разрешительной документации необходимой для этого. Истец обратилась в Канский городской суд Красноярского края с исковым заявлением о сохранении объекта в реконструированном состоянии и о признании права собственности.
В обоснование требования о восстановлении срока для подачи административного искового заявления административный истец ссылается, что ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что администрацией г. Канска Красноярского края было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу. ДД.ММ.ГГГГЯковлева О.А. направила обращение на официальный сайт Администрации г. Канска о предоставлении возможности ознакомиться с заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, заключением независимой экспертной организации, рекомендовавшей признать дом аварийным. ДД.ММ.ГГГГ на электронную почту поступили запрашиваемые документы.
Таким образом, суд приходит к выводу, что срок для обращения в суд с данными административными исковыми требованиями административным истцом пропущен по уважительным причинам. Следовательно, срок исковой давности по данному требованию следует восстановить.
Рассматривая административные требования административного истца о признании заключение межведомственной комиссии администрации г. Канска незаконным, суд приходит к следующему: Яковлева О. В. является собственником жилого помещения – квартиры, площадью 63,9 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № на основании договора дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам обследования состояния строительных конструкций жилого дома по адресу: <адрес>, произведенного по заказу администрации г. Канска - ООО «Меридиан-Проект» в 28.06.2021 г., выдано заключение, согласно которому установлено, что физический износ части одноэтажного многоквартирного жилого дома площадью 55,7 кв. метров, как утрата им первоначальных технико-эксплуатационных качеств (прочности, устойчивости, надежности и др.) в результате воздействия природно- климатических факторов и жизнедеятельности человека составляет 74,6% на дату обследования. Физический износ части многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу площадью 63,9 кв. метров, не представляется возможным, поскольку технические характеристики пристроев, состав работ, время проведения работ по капитальному ремонту/реконструкции неизвестны, документы не предоставлены. Часть здания многоквартирного жилого дома площадью 55,7 кв. метров соответствует требованиям технического регламента о безопасности зданий сооружений, введенному в действие Федеральным законом РФ от 30.12. 2009 № 384 -Ф; ст. 7. Требования механической безопасности, поскольку строительные конструкции здания не обладают такой прочностью и устойчивостью в процессе эксплуатации (либо при отсутствии эксплуатации), возникает угроза причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному муниципальному имуществу, в результате:
1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;
2) разрушения всего здания, сооружения или их части.
Часть одноэтажного многоквартирного жилого дома площадью 55,7 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, соответствует эксплуатационным характеристикам из-за значительного физического износа и состояния строительных конструкций, близкого к аварийному.
Межведомственной комиссией г. Канска, на основании указанного заключения принято заключение № 51 от 28.06.2021 г., в соответствии с которым жилой дом по указанному адресу подлежит признанию аварийным и подлежащим сносу, в связи с физическим износом жилого дома, составляющим 74,6%.
На основании данного заключения Администрацией г. Канска было издано постановление № 629 от 12.07.2021 г. «О признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу». Собственникам многоквартирного жилого дома вывести жилой дом из эксплуатации в срок до ДД.ММ.ГГГГ, произвести отселение граждан до начала мероприятий с последующим сносом жилого дома.
На основании п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2019 г. № 1082 «Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
На основании п. 44 Положения межведомственная комиссия рассматривает заявление, а также прилагаемые к нему обосновывающие документы; определяет перечень дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; составляет акт обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составляет на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование. Также, п. 43 Положения установлено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям, проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов и т.д.
В нарушение п. 43, 44 Положения, комиссия при вынесении своего решения не учла фактического состояния дома, не были учтены выводы заключения специализированной организации, проводящей обследование, в части рекомендаций, что только часть одноэтажного многоквартирного жилого дома, площадью 55,7 кв.м., как объект капитального строительства, рекомендован к сносу из-за состояния строительных конструкций, близкому к аварийному состоянию здания и значительному физическому износу.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлено заключение по результатам обследования состояния строительных конструкций жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ИП Фроловым И.Е., согласно которого За время эксплуатации жилого помещения (квартиры) была произведена реконструкция: демонтаж холодных пристроек Лит. а3, а2; демонтаж перегородок; демонтаж отопительных приборов; заделка оконных проемов; устройство стен теплых пристроек Лит. Al, А2, А3 с устройством ленточного фундамента; устройство конструкций перекрытий теплых пристроек Лит. А1, А2, А3; устройство конструкции крыши и кровли теплых пристроек Лит. А1, А2, А3; устройство перегородок; произведен комплекс отделочных работ. За счет этого общая площадь жилого помещения (квартиры) № увеличилась на 34,0 кв.м. и фактически составляет 97,9 кв.м. Данные работы были проведены внутри обследуемой квартиры, на несущую способность и эксплуатационную пригодность строительных конструкций жилого дома (фундаментов, наружных и внутренних стен, перекрытий, крыши, кровли) не повлияли. Качество строительно-монтажных работ, примененные материалы соответствуют требованиям и нормативам существующих строительных норм и правил, и обеспечивают безопасную эксплуатацию жилого помещения (квартиры) № на нормативный срок службы. В целом строительные конструкции жилого дома (фундаменты, наружные и внутренние стены, перекрытия, крыша, кровля) в пределах обследуемого жилого помещения находятся в работоспособном состоянии, Соответствуют требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утвержденного Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ в части обеспечения несущей способности, пространственной жесткости и безопасной эксплуатации. Здание соответствует требованиям «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2014) Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ. Здание соответствует требованиям Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Жилое помещение (квартира) № 1 является капитальным строением, соответствует эксплуатационным характеристикам и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушает права третьих лиц. Работы по реконструкции выполнены удовлетворительно.
Согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного
Копия самоуправления в области жилищных отношений относятся в том числе признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Как установлено в судебном заседании, административный истец, как собственник жилого помещения не был привлечен к работе в комиссии с правом совещательного голоса и не уведомлялась о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, создавшими комиссии. Кроме того, Яковлева О.В. поддерживает свое жилое помещение в надлежащем состоянии, производила текущий и капитальный ремонт жилого помещения, в том числе произвела реконструкцию своей квартиры в жилом многоквартирном доме.
Таким образом, суд полагает, что заключение Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ о наличии оснований для признания жилого дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, при обследовании не всего многоквартирного жилого дома в целом, является незаконным, равно как вынесенное на основании указанного заключения и постановление Администрации г.Канска от 12.07.2021 г. № 629 «О признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу».
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования Яковлевой О. В. - удовлетворить.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии г. Канска № 51 от 28 июня 2021 года о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> - аварийным и подлежащим сносу.
Признать незаконным постановление администрации г. Канска № 629 от 12 июля 2021 года «О признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу».
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Канский городской суд Красноярского края
Председательствующий Н.С. Дмитриенко
Мотивированное решение изготовлено: 03 июня 2022 года.