Дело № 2а-466/2018
УИД № 24 RS0039-01-2018-000554-70
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Новоселово 19 ноября 2018 года
Новосёловский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Глушаковой Е.Н.,
при секретаре Кочминой О.В.,
с участием прокурора Новоселовского района Красноярского края Страдина Д.Е.,
представителя административного ответчика – администрации Новоселовского сельсовета Новоселовского района Красноярского края ФИО1, действующей на основании доверенности от 15.10.2018 года со сроком действия 1 год,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Новоселовского района Красноярского края (в интересах неопределенного круга лиц) к администрации Новоселовского сельсовета Новоселовского района Красноярского края о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления в части непринятия мер по разработке нормативного правового акта, регулирующего правоотношения в сфере обращения с отходами и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новоселовского района в интересах неопределенного круга лиц первоначально обратился в суд с административным иском к администрации Новоселовского сельсовета Новоселовского района Красноярского края о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления и понуждении оборудовать на территории Новоселовского сельсовета контейнерные площадки.
Исковые требования прокурора мотивированы тем, что прокуратурой Новоселовского района проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления в муниципальном образовании Новоселовский сельсовет. В ходе осмотра территории сельского поселения установлено, что в границах населенного пункта с. Новоселово на территориях, прилегающих к многоквартирным домам, не имеется специализированных площадок для размещения контейнеров. В связи с выявленным нарушением главе Новоселовского сельсовета 17.09.2018 года внесено представление с требованием оборудовать на территории сельского поселения контейнерные площадки для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, при этом по состоянию на 28.09.2018 года ответ на представление не получен. Ссылаясь на данные обстоятельства, на положения ст. 42 Конституции РФ, ч.3 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст.7, п.5 ст.12 и ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на требования п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», на пункты 8.2.4 и 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», Закон Красноярского края от 15.10.2015 года № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», ссылаясь на то, что, несмотря на введение законодателем в сентябре 2015 года нормы об участии в организации по сбору и транспортированию отходов сельскими поселениями, муниципальным образованием Новоселовский сельсовет до настоящего момента нормативно-правовой акт в названной сфере не разработан и не принят, что создает пробел правового регулирования общественных отношений в области обращения с отходами, прокурор Новоселовского района первоначально заявил исковые требования о признании незаконным бездействия администрации Новоселовского сельсовета Красноярского края в части непринятия мер по оборудованию территории с.Новоселово контейнерными площадками для сбора бытовых отходов и мусора, а также в части непринятия мер по разработке нормативного правового акта, регулирующего правоотношения в сфере обращения с отходами, незаконным и о возложении на муниципальное образование в лице администрации Новоселовского сельсовета Новоселовского района Красноярского края обязанности оборудовать территорию с.Новоселово контейнерными площадками в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2645-10 в срок до 01.07.2019 года, а также о возложении обязанности разработать и принять нормативный правовой акт, регулирующий правоотношения в сфере обращения с отходами, в срок до 31.12.2018 года
От представителя ответчика – главы администрации Новосёловского сельсовета Новосёловского района Красноярского края ФИО2 поступили письменные возражения на административный иск прокурора, в которых указано, что требования прокурора, изложенные в административном иске, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Как указано в отзыве на административный иск, представление прокурора Новосёловского района об устранении нарушений федерального законодательства об отходах производства и потребления» от 17.09.2018 года № 7-01-2018 было рассмотрено в установленный ст.ст. 23, 24 Федерального закона «О прокуратуре» десятидневный срок, на указанное представление прокуратуру Новосёловского района был своевременно направлен ответ, в котором администрация Новосёловского сельсовета, ссылаясь на положения ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, Закон Красноярского края от 15.10.2015 г. № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», п. 18 ч. 1 ст. 7 Устава Новосёловского сельсовета Новосёловского района Красноярского края, п. 3.1 «Правил благоустройства, озеленения и содержания территории Новосёловского сельсовета», утверждённых решением Новосёловского сельского Совета депутатов от 30.09.2017 г. № 23-1, не согласилась с требованиями прокурора в части возложения обязанности оборудовать контейнерные площадки на территории Новосёловского района, поскольку на территории Новосёловского сельсовета организация, оказывающая услуги по благоустройству, уборке территории общего пользования и обслуживания жилищно-коммунального хозяйства, определена, а администрация Новосёловского сельсовета является лишь организатором указанной деятельности.
Также в письменных возражениях администрации Новосёловского сельсовета на иск прокурора указано, что участие администрации Новосёловского сельсовета в организации сбора и транспортирования ТКО выразилось в приобретении и передаче мусоровоза в аренду ООО УО «Жилсервис», имеющему лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, и в согласовании схемы и графика движения мусоровоза на территории Новосёловского сельсовета. В тоже время, как указано в письменных возражениях администрации Новосёловского сельсовета на иск прокурора, Генеральной схемой очистки территорий населённых пунктов Новосёловского района Красноярского края, утверждённой постановлением администрации Новосёловского района Красноярского края от 16.03.2015 г. № 141, предусмотрены такие типы сбора ТКО, как: сбор с обочины в мешках; контейнерный сбор; комбинированный сбор. В частности для п. Новосёлово предусмотрен комбинированный тип сбора, включающий в себя контейнерный и мешковый сбор в рамках одного населённого пункта.
Кроме того в письменных возражениях администрации Новосёловского района на административный иск прокурора со ссылкой на ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п.п. 1.8, 3.7, 5.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170, п.п. 2.1.3, 2.2.2, 2.2.10 СанПиН 42-128-4690-88, указано, что сбор и вывоз ТКО, образующихся в результате деятельности собственников помещений МКД, установка мусоросборников и оборудование площадок для них являются составной частью работ по содержанию общего имущества МКД и должны выполняться управляющей организацией.
Как отмечено в письменных возражениях администрации Новосёловского сельсовета, сбор и вывоз ТКО на его территории осуществляет ООО УО «Жилсервис», исполняющее функцию регионального оператора до 01.01.2019 года. Процесс сбора и вывоза мусора осуществляется путём выгрузки потребителем наполненных отходами мешков в мусоровоз, прибывший на место сбора, согласно утверждённому расписанию, минуя стадию накопления ТКО в мусорных контейнерах. После этого, мусоровоз осуществляет транспортировку накопленных ТКО на полигон, где осуществляется захоронение ТКО. По мнению главы администрации Новосёловского сельсовета, изложенному в письменных возражениях прокурора, данный процесс для территории Новосёловского сельсовета является наиболее целесообразным, экономически выгодным, а использование контейнерных площадок повлечёт рост цены на коммунальную услугу, ввиду дополнительной необходимости обслуживания контейнерных площадок (мойка контейнеров, их дезинфекция, ежедневный вывоз и прочее).
Помимо этого, в письменных возражениях администрации Новосёловского сельсовета на исковое заявление прокурора указано, что в настоящее время в Красноярском крае действует подпрограмма «Обращение с отходами» государственной программы «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов», утверждённой постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 г. № 512-п, дающей право для получения субсидий для организации контейнерных площадок, что, по мнению главы администрации Новосёловского сельсовета, позволяет сделать вывод о том, что субсидии предоставляются муниципальным районам, разработавшим и утвердившим схему санитарной очистки территории, схему размещения контейнерных площадок и прочее. При этом, как указано в письменных возражениях администрации Новосёловского сельсовета на административный иск прокурора, работа на получение таких субсидий уже проводится администрацией Новосёловского района, при этом администрация Новосёловского сельсовета также принимает в указанной работе активное участие. Как указано в письменных возражениях администрации Новосёловского сельсовета на административный иск прокурора, схема генеральной очистки территорий населённых пунктов Новосёловского района Красноярского края утверждена постановлением администрации Новосёловского района от 16.03.2015 г. № 141. В связи с этим, глава администрации Новосёловского сельсовета полагает, что дублировать исполнение указанных функций нецелесообразно и экономически неоправданно.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, глава администрации Новосёловского сельсовета Новосёловского района Красноярского края ФИО2 просила в удовлетворении административных исковых требований прокурора Новосёловского района о признании незаконным бездействия администрации Новосёловского сельсовета в части непринятии мер по оборудованию территории сельского поселения контейнерными площадками для сбора бытовых отходов и мусора, а также в части не принятия мер по разработке нормативного правового акта, регулирующего правоотношения в сфере обращения с отходами незаконным и о понуждении оборудовать территорию Новосёловского сельсовета контейнерными площадками в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 в срок до 01.07.2019 года, а также разработать и принять нормативно-правовой акт, регулирующий правоотношения в сфере обращения с отходами в срок до 31.12.2018 года, отказать в полном объёме.
В связи с поступившими от главы администрации Новосёловского сельсовета письменными возражениями на административный иск, прокурор Новосёловского района в порядке ст. 39 КАС РФ обратился с заявлением об уточнении требований административного искового заявления, в котором со ссылкой на п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также на то, что с. Новосёлово входит в состав Новосёловского района, просил признать бездействие администрации Новоселовского сельсовета Красноярского края и бездействие администрации Новоселовского района в части непринятия мер по оборудованию территории с.Новоселово контейнерными площадками для сбора бытовых отходов и мусора, а также в части непринятия мер администрацией Новоселовского сельсовета по разработке нормативного правового акта, регулирующего правоотношения в сфере обращения с отходами, незаконным и обязать муниципальное образование в лице администрации Новоселовского сельсовета Новоселовского района Красноярского края и администрации Новоселовского района Красноярского края оборудовать территорию с.Новоселово контейнерными площадками в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10, в срок до 01.07.2019 года; а также обязать муниципальное образование в лице администрации Новоселовского сельсовета Новоселовского района Красноярского края в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять нормативный правовой акт, регулирующий правоотношения в сфере обращения с отходами, в котором определить способ сбора твердых бытовых отходов на территории с.Новоселово Новоселовского района Красноярского края.
Впоследствии прокурор Новоселовского района отказался от административных исковых требований, предъявленных к администрации Новоселовского района Красноярского края о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по оборудованию территории сельского поселения контейнерными площадками для сбора бытовых отходов и мусора и в части возложения обязанности оборудовать территорию с.Новоселово контейнерными площадками в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10, ссылаясь на то, что в настоящее время оснований для поддержания требований, предъявленных к администрации Новоселовского района, не имеется. С учетом данных обстоятельств производство по делу в данной части было прекращено судом.
В ходе судебного заседания по делу прокурор Новосёловского района Красноярского края заявленные им административные исковые требования о признании незаконным бездействия администрации Новоселовского сельсовета Новоселовского района Красноярского в части непринятия мер по разработке нормативного правового акта, регулирующего правоотношения в сфере обращения с отходами и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения поддержал, ссылаясь на то, что отсутствие указанного нормативного правового акта создает пробел правового регулирования общественных отношений в области обращения с отходами, что может привести к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Представитель административного ответчика – администрации Новосёловского сельсовета Новосёловского района Красноярского края ФИО1 административные исковые требования прокурора признала.
Заслушав стороны, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Положениями статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.
В соответствии с п. «л» ч. 1 ст. 1 Закона Красноярского края «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» от 15.10.2015 г. № 9-3724, за сельскими поселениями Красноярского края закреплен, в том числе, вопрос местного значения об участии в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Положениями п. 18 ст. 7 устава Новоселовского сельсовета также предусмотрено, что к вопросам местного значения сельсовета относится, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В ходе судебного заседания установлено, что прокуратурой Новоселовского района проводилась проверка исполнения администрацией Новосёловского сельсовета Новосёловского района Красноярского края законодательства об отходах производства и потребления в указанном муниципальном образовании, в ходе которой установлено, что администрацией Новосёловского сельсовета не разработан и не принят нормативно-правовой акт, регулирующий правоотношения в сфере обращения с отходами.
17.09.2018 года по факту выявленного нарушения главе администрации Новосёловского сельсовета Новосёловского района внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления (л.д. 4-7).
Из пояснений сторон в судебном заседании следует, что администрацией Новосёловского сельсовета до момента рассмотрения дела судом не принят нормативно-правовой акт, регулирующий правоотношения в сфере обращения с отходами.
С учетом данных обстоятельств, принимая во внимание, что не принятие администрацией Новосёловского сельсовета мер по принятию нормативного правового акта, регулирующего правоотношения в сфере обращения с отходами создает пробел правового регулирования общественных отношений в указанной сфере, что может привести к нарушению права неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду, требования прокурора Новоселовского района о признании незаконным бездействия администрации Новосёловского сельсовета Новосёловского района Красноярского края в части непринятия мер по разработке нормативного правового акта, регулирующего правоотношения в сфере обращения с отходами и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения подлежат удовлетворению.
Срок, который прокурор просит установить администрации Новосёловского сельсовета для устранения указанного нарушения законодательства, суд считает разумным и достаточным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования, заявленные прокурором Новоселовского района Красноярского края (в интересах неопределенного круга лиц) к администрации Новоселовского сельсовета Новоселовского района Красноярского края, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Новоселовского сельсовета Красноярского края в части непринятия мер по разработке нормативного правового акта, регулирующего правоотношения в сфере обращения с отходами.
Обязать администрацию Новоселовского сельсовета Новоселовского района Красноярского края в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять нормативный правовой акт, регулирующий правоотношения в сфере обращения с отходами, в котором определить способ сбора твердых бытовых отходов на территории с.Новоселово Новоселовского района Красноярского края.
Об исполнении указанного решения администрации Новоселовского сельсовета Новоселовского района Красноярского края необходимо сообщить в суд и прокурору Новоселовского района Красноярского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Новоселовский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.Н. Глушакова