ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 240040-01-2019-004893-14 от 28.01.2020 Норильского городского суда (Красноярский край)

Дело №2а-487/2020 УИД № 24RS0040-01-2019-004893-14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Норильск Красноярского края 28 января 2020 года

Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Пархоменко А.И.,

рассмотрев в упрощенном порядке административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Норильский обеспечивающий комплекс» к Государственной инспекции труда в Красноярском крае о признании в части незаконным предписания от 29.11.2019 №24/12-11809-И/67-82/2,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Норильский обеспечивающий комплекс» (далее – ООО «НОК») обратилось в суд с иском об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Красноярском крае (далее – ГИТ в Красноярском крае) от 29.11.2019 №24/12-11809-И/67-82/2, указав в обоснование требований, что административным ответчиком на основании распоряжения от 24.10.2019 №24/12-11809-И/67-82 проведена плановая выездная проверка ООО «НОК». По результатам проверки составлен акт проверки от 29.11.2019 №24/12-11809-И/67-82/1 и выдано оспариваемое предписание. Согласно п.3 предписания Общество обязано произвести оплату труда работникам: А., Б.., Г., Б.., Д.., Б.., Г.А.., Б.., П.Т., П.., занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в повышенном размере не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда, за указанный период (январь-октябрь 2019, согласно п.3 акта проверки). Административный истец находит незаконным возложение данной обязанности в отношении работников: А.., Б.., Г.., Б.Д., Б.А.., Б.., П.Т., П. поскольку в Обществе приказом от 15.10.2018 № утверждены Условия оплаты труда работников ООО «Норильский обеспечивающий комплекс», устанавливающие единый порядок в части оплаты труда, выплат социального характера и иных выплат работникам Общества. Конкретные условия оплаты труда с учетом специфики производства, выполняемой работы и прочих факторов устанавливаются в Положениях об оплате труда по подразделениям общества, исходя из общих Условий. Пунктами 3.2.1, 3.2.2 Условий закреплено: оплата труда работников, занятых на работах с вредными и/или опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, предусмотренных законодательством РФ. Повышенная оплата труда рабочих производится по тарифным ставкам и окладам с учетом вредных и/или опасных условий труда. Размер тарифных ставок и окладов с учетом вредных и/или опасных условий труда включает доплату за условия труда в размере 4%. Размеры тарифных ставок и окладов для рабочих установлены приказом от 15.10.2018, размеры окладов для руководителей, специалистов и иных служащих установлены приказом № от 29.06.2018 и предусматривают градацию при работе с нормальными условиями труда и на работах с вредными и/или опасными условиями труда. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, Б., А., Б., Г.., Д.., Б.Э., А.., Б.., П.., Т.., П. производится Обществом в соответствии со ст.147 ТК РФ. Указанным работникам установлена повышенная оплата труда путем установления размера часовых тарифных ставок/окладов, включающих доплату за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Действующее законодательство не содержит запрет на повышение размера оплаты труда только путем установления компенсационных выплат. В практике заключения отраслевых соглашений на федеральном уровне социального партнерства, используются различные механизмы установления повышенной оплаты труда за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Например, в Федеральном отраслевом соглашении по угольной промышленности на 2019-2021 годы (зарегистрировано в Роструде №1/19-21 от 04.02.2019) определен размер минимальной месячной тарифной ставки для рабочих, занятых на подземных работах. При этом минимальная месячная тарифная ставка установлено с учетом повышенной оплаты труда за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условий труда в угольной промышленности и не предусматривает выделения оплаты труда за данные условия труда сверх тарифной ставки (абз.2 п.3.2.1). В межрегиональном межотраслевом соглашении по предприятиям медно-никелевой промышленности и обеспечивающего комплекса на 2019-2022 годы п.5.12 установлено, что оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных нормативными правовыми актами РФ. Конкретные размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат, установленных за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда, условия и порядок их расчета определяются коллективным договором и (или) локальным нормативным актом Организации в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, работодателю предоставлено право выбора того или иного механизма установления повышенной оплаты труда, условия и порядок расчета устанавливаются локальным актом работодателя. Данное решение принимается с учетом мнения представителей стороны работников. Административный истец просит суд признать незаконным и отменить п.3 предписания ГИТ в Красноярском крае 29.11.2019 в отношении работников: А.Б., Г.., Б.Д.., Б., А.Б., П.Т.., П.

В судебное заседание представители административного истца ООО «НОК» и административного ответчика ГИТ в Красноярском крае не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела суду ходатайств не заявляли.

Суд не признал явку указанных лиц в судебное заседание обязательной и считает, что неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем находит возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие в соответствии с положениями ч.6 ст.226 КАС РФ.

Судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке прощенного производства, в соответствии с ч.7 ст.150 КАС РФ.

Исследовав доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с положениями части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении субъективных прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, совершенные действия (бездействия) соответствует закону.

В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда.

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также запрет какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135), которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч. 2 ст. 135) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда (ч. 1 ст. 147).

В силу ч. 1 ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ч. 2 ст. 147 ТК РФ).

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Красноярском крае от 24.10.2019 в период с 14.11.2019 по 29.11.2019 заместителем начальника отдела охраны труда по 3-ей группе отраслей ФИО1 была проведена плановая выездная проверка ООО «НОК» (<данные изъяты>).

Из пункта третьего акта проверки от 29.11.2019 следует, что должностным лицом надзорного органа было установлено нарушение ООО «НОК» ст.147 ТК РФ, а именно: согласно платежных ведомостей работников – электромонтера по ремонту воздушных линий электропередач Б.. (январь-октябрь 2019), раздатчика взрывчатых материалов А. (январь-октябрь 2019 года), слесаря-сантехника Б. (январь-октябрь 2019 года), машиниста конвейера Г. (июль-октябрь 2019 года), мастера горного Д. (январь-октябрь 2019 года), маркшейдера участкового на подземных работах Б. (январь-октябрь 2019 года), лаборанта химического анализа Г. (январь-октябрь 2019 года), кочегара сушильных барабанов А. (январь – октябрь 2019 года), машиниста крана (крановщика) Б. (январь-октябрь 2019 года), дробильщика П. (январь-октябрь 2019 года), машиниста пневматических и винтовых насосов Т. (январь-октябрь 2019 года), плавильщика металла и сплавов П. (январь-октябрь 2019 года), - за указанный период оплата работникам, занятых на работах с вредными условиями труда, в повышенном размере не производилась (<данные изъяты>).

29.11.2019 ООО «НОК» выдано оспариваемое предписание пунктом третьим которого ООО «НОК» надзорным органом предписано в срок до 25.12.2019 произвести оплату труда работникам А.., Б.., Г.., Б.., Д.., Б., Г., А.Б.П., Т.П., занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в повышенном размере не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда, за указанный период (<данные изъяты>).

Административным истцом пункт третий предписания в части выплаты заработной платы с повышающим коэффициентом работнику Г. не оспаривается.

Приказом ООО «НОК» от 15.10.2018 № утверждены Условия оплаты труда работников ООО «Норильский обеспечивающий комплекс», устанавливающие единый порядок в части оплаты труда, выплат социального характера и иных выплат работникам ООО «НОК».

Условия оплаты труда с учетом специфики производства, выполняемой работы и прочих факторов исходя из общих Условий устанавливаются в Положениях об оплате труда по подразделениям общества: Положение об оплате труда по аппарату управления ООО «НОК», Положение об оплате труда по руднику «Кайерканский», Положение об оплате труда по Механическому заводу, Положение об оплате труда по заводу строительных материалов, Положение об оплате труда по блоку строительных материалов, конструкций и цемента.

Пунктами 3.2.1, 3.2.2 Условий устанавливается, что оплата труда работников, занятых на работах с вредными и/или опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, предусмотренных законодательством РФ. Повышенная оплата труда рабочих производится по тарифным ставкам и окладам с учетом вредных и/или опасных условий труда.

Размеры тарифных ставок и окладов для рабочих установлены приказом от 15.10.2018 (<данные изъяты>) и предусматривает градацию при работе с нормальными условиями труда и на работах с вредными и/или опасными условиями труда.

Размер тарифных ставок и окладов с учетом вредных и/или опасных условий труда включает доплату за условия труда в размере 4%.

Из представленных копий трудовых договоров вышеуказанных работников ООО «НОК», а также дополнительным соглашениям к ним, следует, что оплата труда работников производится по тарифным ставкам и окладам, включающим в себя надбавку с учетом вредных и /или опасных условий труда.

Указывая в оспариваемом предписании на необходимость выплаты вышеперечисленным работникам ООО «НОК» надбавку за работу во вредных и/или опасных условиях труда, должностное лицо Государственной инспекции труда в Красноярском крае не учла вышеуказанные положения локальных нормативных актов ООО «НОК», должностным лицом фактически не исследовался вопрос градации тарифных ставок и окладов, применяемых ООО «НОК» при оплате труда в нормальных условиях и на работах с вредными и/или опасными условиями труда. Выводы должностного лица надзорного органа о невыплате работникам ООО «НОК» надбавки сделаны преждевременно без учета фактических обстоятельств.

При указанных обстоятельствах предписание Государственной инспекции труда в Красноярском крае в его оспариваемой части нельзя признать законным и обоснованным.

Кроме того, оспариваемое в части предписание нельзя признать законным, исходя из следующего.

Частью 1 статьи 381 ТК РФ установлено, что индивидуальным трудовым спором признаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами (статья 382 ТК РФ)

Статьями 356, 357 названного Кодекса урегулированы полномочия и права государственных инспекторов труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Анализ положений этих статей позволяет сделать вывод о том, что, выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.

Исходя из обстоятельств, установленных по настоящему делу, и норм Трудового кодекса Российской Федерации, разногласия, возникшие между обществом и работниками относительно доплаты, сверх установленных окладов и тарифных ставок, компенсаций за работу во вредных и/или опасных условиях труда, содержат признаки, перечисленные в статье 381 ТК РФ, и являются индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению в порядке статьи 382 названного Кодекса.

Законность предписания подразумевает, его выдачу органом государственного надзора – уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, предписание должно содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, - но предписание не определяет характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя под собой судебные органы.

При указанных обстоятельствах, предписание ГИТ в Красноярском крае о выплате ряду работников ООО «НОК» компенсации не менее 4% тарифной ставки (оклада), сверх установленных трудовыми договорами окладов и тарифных ставок, выдано надзорным органом за рамками полномочий, предусмотренных ст.ст.356,357 ТК РФ.

Анализируя установленные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в части признания незаконным п.3 предписания ГИТ в Красноярском крае 29.11.2019 в отношении работников: А.Б., Г.., Б., Д.., Б.А.., Б.П.Т.П.

В силу ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Учитывая, что при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным решения (предписания) (в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению), по настоящему делу не требуется разрешения дополнительного вопроса об отмене в части оспариваемого предписания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

решил:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Норильский обеспечивающий комплекс» к Государственной инспекции труда в Красноярском крае о признании в части незаконным предписания от 29.11.2019 <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным пункт третий предписания Государственной инспекции труда в Красноярском крае от 29.11.2019 в отношении работников: А., Б., Г.Б.., Д.Б.А.Б., П., Т., П.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий судья А.И. Пархоменко