ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 240048-01-2023-009896-68 от 16.10.2023 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2а-13949/2023

УИД № 24RS0048-01-2023-009896-68

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 октября 2023 года г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Портных В.Ю.,

при секретаре Фурсовой П.Е.,

с участием представителя административного истца Ефимова Е.В.,

представителя административного ответчика ИФНС России по Советскому району г. Красноярска Соколова Г.Р.,

представителя административного ответчика УФНС России по Красноярскому краю Забабуры Р.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пучкова Александра Николаевича к Инспекции Федеральной налоговой службы (далее – ИФНС) России по Советскому району г. Красноярска, Управлению Федеральной налоговой службы (далее – УФНС) России по Красноярскому краю о признании решения незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Паучков А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России по Советскому району г. Красноярска о признании решения № 3229 от 03.04.2023 незаконным.

Требования мотивированы тем, что решением ИФНС по Советскому району г. Красноярска № 3229 от 03.04.2023 Пучков А.Н. привлечен к налоговой ответственности за неуплату НДФЛ, с доходов, полученных в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2021 год, в связи с реализацией объекта недвижимости-иные строения, помещения и сооружения, кадастровый по адресу: <адрес>, находящегося в собственности административного истца менее 5 лет. Указанное решение было обжаловано Пучковым 03.05.2023 в УФНС России по Красноярскому краю, однако, апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения. Налоговый орган пришел к выводу, что сумма налога, подлежащая уплате за 2021 год составляет 565 339 руб., с чем истец не согласен, поскольку приобрел указанное строение по договору от 24.04.2020, заключенному с ООО «Саянский бекон» за 500 000 руб.; 03.03.2021 указанный объект реализован за 800 000 руб. Вывод налогового органа о том, что в целях налогообложения доходов Пучкова А.Н. подлежат применению п. 2 ст. 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации, так как доходы от продажи объекта невидимости меньше, чем его кадастровая стоимость не обоснован; положения данной нормы не применимы, поскольку в отношении спорного здания сведения о кадастровой стоимости в размере 6 926 800,98 руб. внесены в ЕГРН 15.01.2021 и налоговый орган должен применить кадастровую стоимость, имевшую место в ЕГРН на 01.01.2021. Кроме того, полагает, что налоговый орган не применил смягчающие обстоятельства для уменьшения размера штрафа, такие как: тяжелое материальное положение (наличие на иждивении несовершеннолетних детей), отсутствие умысла в совершении нарушения, несоразмерность деяния тяжести наказания, распространение новой коронавирусной инфекции, введение иностранными государствами экономических санкции в отношении Российской Федерации, юридических лиц и граждан, в связи с чем полагает возможным снижение штрафа в 32 раза.

Определением Советского районного суда г. Красноярска от 29 августа 2023 года к участию в процессе в качестве административного соответчика привлечено УФНС России по Красноярскому краю.

В судебном заседании административный представитель административного истца Ефимов Е.В. административные исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Инспекции ФНС России по Советскому району г. Красноярска Соколов Г.Р. (полномочия проверены) возражал против удовлетворения административных исковых требований по доводам, изложенным в возражениях, в которых указал, что для целей налогообложения имеет значение не дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕРГН, а дата начала ее применения, совпадающая с началом налогового периода. В отношении здания, реализация которого в 2021 года установлена в ходе камеральной проверки, сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 15.01.2021 на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 20.11.2020 № 020-149-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости всех видов объектов недвижимости, за исключением земельных участков из категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Хакасия», который опубликован 26.11.2020 и вступил в силу 27.12.2020, следовательно, кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2021. Из представленной выписки из ЕГРН от 05.12.2022 № КУВИ-001/2022-21566529 также следует, что кадастровая стоимость спорного объекта подлежит применению с 01.01.2021 на основании вышеуказанного приказа. В отношении доводов заявителя о некорректном применении штрафных санкций следует учесть, что размер штрафа уменьшен Инспекцией в 16 раз по указанным административным истцом смягчающим обстоятельствам.

Представитель административного ответчика Управления ФНС России по Красноярскому краю Забабура Р.Б. (полномочия проверены) возражал против удовлетворения административных исковых требований по доводам, изложенным в возражениях, из которых следует, что для целей налогообложения имеет значение не дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН, а дата начала ее применения, совпадающая с началом налогового периода (аналогичные выводы изложены в Решении Верховного суда Российской Федерации от 11.06.2019 № АКПИ19-305). В отношении здания, реализованного заявителем в 2021 году, сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 15.01.2021 на основании Приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 20.11.2020 № 020-149-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости всех видов объектов недвижимости, за исключением земельных участков из категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Хакасия». Указанный Приказ опубликован 26.11.2020 и вступил в силу 27.12.2020, следовательно, кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2021. Из представленной заявителем выписки из ЕГРН от 05.12.2022 № КУВИ-001/2022- 215676529, также следует, что кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости подлежит применению с 01.01.2021. Кроме того, размер штрафных санкций уменьшен ИФНС России по Советскому району г. Красноярска в 16 раз, поскольку учтены смягчающие обстоятельства, заявленные административным истцом в возражениях от 30.03.2023 № 22/2 на акт налоговой проверки: тяжелое материальное положение; отсутствие умысла в совершении нарушения; несоразмерность деяния тяжести наказания; распространения новой коронавирусной инфекции; введение иностранными государствами экономических санкций в отношении Российской Федерации, Российских юридических лиц, граждан Российской Федерации. При этом, в настоящем административном иске Пучковым А.Н. не заявлены иные обстоятельства, не учтенные Инспекцией при вынесении оспариваемого решения.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Для признания решения органа, наделенного публичными полномочиями, незаконным в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимо установить наличие одновременно двух условий: несоответствие данного решения административного органа нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, и нарушение этим решением прав и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что Пучков А.Н. по договору купли-продажи от 24.04.2020 приобрёл у ООО «Сибирский бекон» объект недвижимого имущества – нежилое здание (свинарник), общей площадью 876 кв.м с кадастровом номером , расположенное по адресу: <адрес>, с инженерными системами и оборудованием в составе: автономная система отопления, вводно-распределительные устройства, оборудование скважин, колодцы; ворота, заборы; система водоснабжения; система водоотведения; слаботочная система вентиляции; система канализации; оборудование котельной; оборудование насосных станций; система вентиляции; системы видеонаблюдения; системы самосплавного навозоудаления; система жидкого кормления; система ниппельных поилок, а также расположенный по указанному адресу земельный участок. В соответствии с пунктом 2.1 договора стоимость здания составила 500 000 руб. (л.д. 56 – 57).

03.03.2021 между Пучковым А.Н. и ФИО8 заключен договор купли-продажи указанного здания и земельного участка, стоимость определена сторонами в размере 1 000 000 руб.: земельный участок 200 000 руб., здание 800 000 руб. (л.д. 54-55)

По сведениям, предоставленным из ППК «Роскадастр» по Республике Хакасия, кадастровая стоимость объекта недвижимости по адресу: <адрес> составляет 6 926 800,98 руб., по состоянию на 01.01.2021. Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 20.11.2020 № 020-149-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости всех видов объектов недвижимости, за исключением земельных участков из категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Хакасия» (л.д. 63).

03.04.2023 по результатам камеральной проверки ИФНС России по Советскому району г. Красноярска вынесено решение № 3229 о привлечении Пучкова А.Н. к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому установлено, что в декларации по форме 3-НДФЛ предоставленной Пучковым А.Н. в налоговый орган за 2021 год, в связи с отчуждением имущества, находящегося в собственности менее 5 лет, последним указан доход от продажи иного принадлежащего ему строения, расположенного по адресу: <адрес> в сумме 800 000 руб.; также налогоплательщиком заявлен налоговый вычет в размере 500 000 руб., сумма налога, заявленная к уплате налогоплательщиком в данной декларации составляет 39 000 руб. Кадастровая стоимость указанного объекта составляет 6 926 800,98 руб. (4 848 760,69 руб. – с учетом понижающего коэффициента 0,7). Цена сделки согласно договору купли продажи от 03.03.2021 составляет 800 000 руб.; приобретен указанный объект за 500 000 руб. Из положений пункта 2 статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что если доходы налогоплательщика от продажи недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества. При этом, Пучков А.Н. имеет право на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведённых им документально расходов, в связи с продажей имущества в размере 500 000 руб. Таким образом, сумма налога на доходы физических лиц к уплате в 2021 году с учетом налоговых вычетов составит 565 339 руб. ((6 926 800,98 х 0,7) – 500 000))х13%. В связи с тем, что налогоплательщиком отражена сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет в сумме 39 000 руб., сумма налога, подлежащая уплате в бюджет составляет 526 339 руб. (56 339 – 39 000). Сумма штрафа в соответствии с пунктом 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 105 268 руб. (526 339 х 20%) и с применением пункта 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации – 157 902 руб. (526 339 х 5% х 6 мес. Вместе с тем налоговым органом с учетом наличия смягчающих обстоятельств принято решение об уменьшении размера штрафа в 16 раз, а именно, до 9 868,87 руб. (по ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации) и 6 579,25 руб. (по ст. 122 НК РФ), соответственно (л.д. 84-94).

Пучков А.Н. привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной статьями 119, 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа, с учетом смягчающих вину обстоятельств, в общем размере 116 448,13 руб., в том числе штраф по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации– 6 579,25 руб., по ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации– 9 868,88 руб. Кроме того, исчислен НДФЛ за 2021 год в размере 5256 339 руб.

Пучковым А.Н. на вышеуказанное решение в УФНС России по Красноярскому краю подана апелляционная жалоба, согласно которой просил отменить решение ИФНС по Советскому району г. Красноярска № 3229 от 03.04.2023 в части привлечения Пучкова А.Н. к ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 99-102).

Решением Управления ФНС России по Красноярскому краю от 19.05.2023, апелляционная жалоба Пучкова А.Н. оставлена без удовлетворения, поскольку последним реализован земельный участок и нежилое помещение, находящиеся в собственности менее 5 лет, при этом налоговая декларация (со сроком предоставления до 04.05.2022) подана в Инспекцию с нарушением, а именно – 09.12.2022. Кроме того, доход в декларации указан неверно, в связи с чем Инспекцией произведено уменьшение дохода на сумму расходов, связанных с приобретением спорного имущества (500 000 руб.), следовательно, сумма исчисленного НДФЛ составила 565 339 руб. ((6 926 800,98 х 0,7) – 500 000))х13% (л.д. 103-107).

Разрешая административные исковые требования Пучкова А.Н. по признанию решения ИФНС России по Советскому району г. Красноярска незаконным, суд исходит из следующего.

Статья 57 Конституции Российской Федерации, пункт 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения налога на доходы физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, в силу положений статей 208 и 209 Налогового кодекса Российской Федерации признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

Как следует из положений статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Налоговая база, по общему правилу, определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 - 221 поименованного кодекса с учетом особенностей, установленных гл. 23 этого кодекса (пункты 1 и 3).

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен особый порядок исчисления налога непосредственно самим налогоплательщиком в отношении отдельных видов доходов налогоплательщика; исчисление и уплату налога производят самостоятельно физические лица, исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода.

Пунктом 3 статьи 225 Кодекса установлено, что общая сумма НДФЛ исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. В силу статьи 216 Кодекса налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год.

На основании пункта 17.1 статьи 217 и пункта 2 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

В соответствии с пунктом 4 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 217.1 Кодекса.

Учитывая изложенное, в случае нахождения объекта недвижимого имущества в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения таким объектом, доход от его продажи подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

В силу пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1, пунктом 2 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера налоговых баз в соответствии с пунктом 3 или 6 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов, предоставляемых с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены указанными пунктами и настоящей статьей: 1) имущественный налоговый вычет при продаже имущества, а также доли (долей) в нем, доли (ее части) в уставном капитале общества, при выходе из состава участников общества, при получении денежных средств, иного имущества (имущественных прав) акционером (участником, пайщиком) организации в случае ее ликвидации, при уменьшении номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве (по договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством).

Имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется с учетом следующих особенностей: 1) имущественный налоговый вычет предоставляется: в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

Таким образом, доход, полученный Пучковым А.Н. от продажи объекта недвижимости, подлежал налогообложению.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» сведения о кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

Акт об утверждении кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (статья 15).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 2 июля 2013 года № 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанной статьей предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

При таких обстоятельствах, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, утвержденные приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 20.11.2020 № 020-149-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости всех видов объектов недвижимости, за исключением земельных участков из категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Хакасия, опубликованного 26.11.2020, подлежат применению для целей исчисления налога на имущество с 1 января 2021 года.

В силу части 5 статьи 15 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение трех рабочих дней со дня официального опубликования акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, но не позднее 1 декабря года проведения государственной кадастровой оценки направляет его копию (включая сведения о датах его опубликования и вступления в силу), а также экземпляр отчета, составленного на электронном носителе в форме электронного документа, в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости и размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки.

Пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) в том числе об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Такие документы (содержащиеся в них сведения) указанные органы, принявшие решение об утверждении результатов кадастровой оценки, направляют в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу указанных решений (актов) (часть 20 статьи 32 данного закона).

Частью 1 статьи 34 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» закреплено, что орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости

Исходя из системного толкования указанных выше норм следует сделать вывод, что в рассматриваемом случае сведения о кадастровой стоимости применяются со дня вступления в силу решения (акта) об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, то есть с 1 января года начала соответствующего налогового периода, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования.

Так, для целей налогообложения имеет значение не дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН, как ошибочно полагает административный истец, а дата начала ее применения, совпадающая с началом налогового периода, определяемого с учетом правил, изложенных в статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 15 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».

При таких обстоятельствах, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, утвержденные приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 20.11.2020 № 020-149-п подлежат применению для целей исчисления налога на имущество с 1 января 2021 года.

Принимая во внимание, что спорный объект недвижимости был отчужден Пучковым А.Н. 03.03.2021, то есть до истечения минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, который составляет пять лет, оспариваемое решение принято уполномоченным органом, в установленный законодательством срок, в отсутствие процедурных нарушений, соответственно оснований для признания незаконным решения ИФНС по Советскому району г. Красноярска № 3229 от 03.04.2023 года в части привлечения Пучкова А.Н. к ответственности за неуплату налога на доходы физических лиц от продажи спорного объекта недвижимости в размере 526 339 руб., штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 6 579,25 руб., штрафа по п.1 ст.119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 9 868,88 руб., не имеется, в связи чем в удовлетворении заявленных административных требований следует отказать в полном объеме.

Вместе с тем административным истцом не представлено суду доказательств нарушения налоговым органом процедуры проведения проверки, а также процедуры рассмотрения материалов; оспариваемое решение вынесено в установленные законом сроки, содержит все необходимые, реквизиты и подписано уполномоченным лицом. Налоговым органом полностью обеспечено соблюдение прав налогоплательщика путем предоставление достаточного времени на представление возражений и иных доказательств. Также Инспекцией при вынесении решения учтены смягчающие обстоятельства, и размер штрафных санкций снижен в 16 раз.

Согласно пункту 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются, в том числе иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность. В силу пункта 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются налоговым органом или судом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса.

Согласно пункту 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 12 мая 1998 года № 14-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 30 июля 2001 года № 13-П, определение от 14 декабря 2000 года № 244-О) санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

При принятии решений о привлечении Пучкова А.Н. к налоговой ответственности ИФНС России по Советскому району г. Красноярска учтены все смягчающие ответственность обстоятельства, в связи с чем размер штрафа уменьшен по решению № 3229 от 03.04.2023 в 16 раз, по ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации до 9 868,87 руб., по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации до 6 579, 25 руб. Уменьшение налоговым органом штрафа в 16 раз является разумным, осуществлено с учетом всех имеющих значение для дела обстоятельств, а именно характера совершенного правонарушения, количества смягчающих обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения. Каких-либо исключительных обстоятельств для большего снижения штрафа административным истцом не приведено, в связи с чем оснований для дальнейшего снижения размера штрафа суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. 226 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Пучкова Александра Николаевича к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Красноярска, Управлению Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю о признании решения незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: В.Ю. Портных

Мотивированное решение изготовлено: 27.10.2023