УИД № 25RS0003-01-2020-001857-16
дело № 2-2070/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2020 года гор. Владивосток
Первореченский районный суд гор. Владивостока Приморского края
в составе: председательствующего судьи Смадыч Т.В.
при секретаре Торосян А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Краевому государственному унитарному предприятию «Примтеплоэнерго», администрации городского округа Спасск-Дальний,
установил:
Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Первореченский районный суд с заявлением о возложении на администрацию городского округа Спасск-Дальний и КГУП «Примтеплоэнерго» обязанности устранить нарушения водного законодательства.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при организации водоотведения в городском округе Спасск-Дальний Приморского края. В ходе проверки были установлены нарушения законодательства в деятельности администрации городского округа Спасск-Дальний и краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго», что выразилось в отсутствии обеспечения очистки сточных вод до необходимого уровня, то есть концентрация загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами в реку Спассовка, в несколько раз превышает предельно допустимую концентрацию. Вышеописанная ситуация сложилась в связи с неполным функционированием канализационных очистных сооружений. Фактический сброс загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в реку Спассовка через выпуск №, превышает допустимую концентрацию на выпуске сточных вод по взвешенным веществам – более чем в 7 раз, по БПК полному – более чем в 8 раз, по азоту аммонийному и фосфатам – более чем в 6 раз. Фактический сброс загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в реку Спассовка через выпуск №, превышает допустимую концентрацию на выпуске сточных вод по взвешенным веществам – более чем в 2 раза, по БПК полному – более чем в 5 раз, по азоту аммонийному и фосфатам – более чем в 3 раза.
Истец указал, что обязанность по устранению нарушений закона должна быть возложена на орган местного самоуправления – администрацию городского округа Спасск-Дальний и на осуществляющую водоотведение организацию КГУП «Примтеплоэнерго», которыми в нарушение закона до настоящего времени не приняты меры по организации водоотведения на территории городского округа Спасск-Дальний в части очистки сточных вод, вследствие чего нормативная очистка сточных вод не обеспечена, что влечет загрязнение пресноводных водных объектов сточными водами.
На основании изложенного, Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор просил суд солидарно возложить на администрацию городского округа Спасск-Дальний и КГУП «Примтеплоэнерго» обязанность устранить нарушения водного законодательства, а именно принять меры по организации водоотведения в городском округе Спасск-Дальний, обеспечив нормативную очистку на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения всех сточных вод сбрасываемых в водные объекты, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, установив срок исполнения решения суда – 3 года со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, окончательно просил суд возложить на КГУП «Примтеплоэнерго» и администрацию городского округа Спасск-Дальний Приморского края солидарно обязанность – устранить нарушения водного законодательства, а именно принять меры по организации водоотведения в городском округе Спасск-Дальний, обеспечив нормативную очистку на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения всех сточных вод сбрасываемых в водные объекты, за исключением сточных вод, сбрасываемых от домов №№<адрес>, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, установив срок исполнения решения суда – 3 года со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца старший прокурор Владивостокской межрайонной природоохранной прокуроры Герасимов А.Г. заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении и уточнениях к нему, а также с учетом дополнительного отзыва на возражения ответчика, суду пояснил, что администрация городского округа Спасск-Дальний наряду с КГУП «Примтеплоэнерго» являются надлежащими ответчиками по делу. Настаивал на солидарной ответственности ответчиков. Дополнительно указал, что в соответствии со ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Указал, что самостоятельно исполнить заявленные требования администрация городского округа Спасск<адрес> не сможет, поскольку имеется взаимосвязь с КГУП «Примтеплоэнерго» в обеспечении очистки сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Также указал, что на основании п. 1 ст. 43.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, вместе с тем, ответчиками указанные нормы закона не соблюдаются.
В судебном заседании представитель ответчика Краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» Хандошка А.А. требования иска не признал, по основаниям и доводам письменных возражений, суду пояснил, что требования прокурора не могут быть предъявлены к КГУП «Примтеплоэнерго», поскольку данное юридическое лицо является арендатором имущества и не имеет право производить капитальный ремонт и реконструкцию. Просил в удовлетворении иска отказать, сославшись на то обстоятельство, что сброс сточных вод, не подвергшихся достаточной степени очистки, является следствием не бездействия Предприятия, а следствием неудовлетворительного состояния, переданного Предприятию в аренду муниципального имущества. Кроме того, в случае удовлетворения исковых требований, КГУП «Примтеплоэнерго», не сможет самостоятельно их выполнить в силу ограниченной правоспособности.
Представитель ответчика администрации городского округа Спасск-Дальний в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что исковые требования прокурора к ФИО1 Спасск-Дальний заявлены необоснованно, в виду того, что в соответствии с Постановлением ФИО1 Спасск-Дальний №-па от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 Спасск-Дальний согласовывает КГУП «Примтеплоэнерго» инвестиционные программы. Водный кодекс не относит к полномочиям органа местного самоуправления муниципальный водный контроль, в связи с чем, администрация городского округа Спасск-Дальний не осуществляет на водных объектах никакой деятельности. Просил в удовлетворении исковых требований прокурора Владивостокской межрайонной прокуратуры к Администрации городского округа Спасск-Дальний по организации водоотведения отказать.
В судебное заседание представитель Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Представитель Отдела водных ресурсов по Приморскому краю Амурского бассейнового водного управления в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв, в котором указал, что исковые требования прокурора о возложении обязанности на администрацию городского округа Спасск-Дальний и КГУП «Примтеплоэнерго», по устранению нарушения водного законодательства являются обоснованными и законными, в связи с чем, просил исковые требования удовлетворить.
В судебное заседание представитель Приморского территориального управления Росрыболовства не явился, извещался надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в деле письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с п.1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 42 Водного кодекса Российской Федерации при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
При проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, технологические нормативы, установленные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агро химикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В силу ч.2 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьей 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании решения Управления муниципального имущества и градостроительства Администрации городского округа Спасск-Дальний от ДД.ММ.ГГГГ№ «О результатах проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества для выполнения функций водоснабжения и водоотведения на территории ФИО1 Спасск-Дальний» объекты водоснабжения, водоотведения, водоочистки переданы в аренду краевому государственному унитарному предприятию «Примтеплоэнерго» сроком на 25 лет.
В соответствии с долгосрочными договорами аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ заключенными между администрацией городского округа Спасск-Дальний в лице начальника Управлении муниципального имущества и градостроительства ФИО1 Спасск-Дальний и краевым государственным унитарным предприятием «Примтеплоэнерго» установлено, что ФИО1 Спасск-Дальний предоставила КГУП «Примтеплоэнерго» за плату во временное владение и пользование недвижимое и движимое имущество, предназначенное для выполнения функций по обеспечению потребителей на территории городского округа Спасск-Дальний услугами по водоснабжению и водоотведению, с имеющейся в наличии технической документацией на передаваемое в аренду имущество, и являющееся неотъемлемой частью договоров.
Указанными договорами, стороны согласовали, в том числе, что обязанность производить текущий ремонт арендованного имущества, обязательство по осуществлению капитального ремонта, в пределах суммы согласованной сторонами в ежегодной ремонтной программе возложена на арендатора.
На основании поручения Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры, Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства на территории городского округа Спасск-Дальний Приморского края.
В рамках указанной проверки, прокурором Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ в адрес КГУП «Примтеплоэнерго» было вынесено требование № ж-2020 о предоставлении подробной информации по организации водоотведения в городском округе Спасск-Дальний за 2019 год и истекший период 2020 года.
В рамках запрашиваемых сведений у КГУП «Примтеплоэнерго», прокурором была затребована информация о том, в том числе, каким образом организована система сбора загрязненных стоков от всех источников загрязнения, имеющихся на предприятии, в том числе производственных, хозяйственно-бытовых, ливневых стоков, и отвода их на очистные сооружения; что послужило причиной аварийных сбросов, каким образом ведется анализ аварийных ситуаций, какие принимаются меры по предотвращению аварий, какие меры приняты в связи с фактами угрозы аварий; какие мероприятия по предупреждению, устранению и ликвидации последствий загрязнения проводились и проводятся предприятием.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ№ на поступившее требование, КГУП «Примтеплоэнерго» указало, что сброс сточных вод на рельеф местности (водосборную площадь) Предприятием не осуществляется. Сброс сточных вод в реку Спассовка по трем организованным выпускам: выпуск №, выпуск № и выпуск №, в ручей Безымянный – правобережный приток реки Кулешовка по организованному выпуску №, а также в реку Кулешовка по организованному выпуску №. Решения о предоставлении в пользование водных объектов для сброса сточных вод на выпуски сточных вод в водные объекты у КГУП «Примтеплоэнерго» отсутствуют, в связи с несогласованием условий водопользования Приморским территориальным Управлением Росрыболовства. Ввиду отсутствия решений о предоставлении водных объектов в пользование, условия пользования водными объектами в части соблюдения допустимых объемов сброса сточных вод и соблюдения требований по нормативам содержания загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых Предприятием, не установлены.
Хозяйственно-бытовые сточные воды от населения, предприятий, организаций и объектов соцкультбыта городского округа Спасск-Дальний перед сбросом в водные объекты проходят очистку на очистных сооружениях КОС «Центр», КОС «50 лет Спасска», КОС «Блюхера», КОС «СКАЦИ». Ввиду фактического разрушения канализационной насосной станции № <адрес> сбрасываются в реку Кулешовка без очистки. Контрольно-измерительная аппаратура по определению количества сбрасываемых сточных вод в водные объекты отсутствует. Система сбора загрязненных стоков от имеющихся на Предприятии источников загрязнения, в том числе производственных и хозяйственно-бытовых, организована посредством отвода их в централизованную систему канализации с последующим направлением на очистные сооружения. Ливневые стоки сбрасываются в систему ливневой канализации.
В 2019 году по результатам проведения Росприроднадзором внеплановой выездной проверки Предприятию выдано предписание №-КНД от ДД.ММ.ГГГГ о проведении качественного состава сбрасываемых сточных вод по выпуску № (от жилого массива «Первомайский» - ул. Нагорная и ул. Мира в гор.Спасск-Дальний) в ручей Безымянный с последующим попаданием в реку Кулешовка, а также по выпускам № (БОС «Центр» гор.Спасск-Дальний), № (МОС 530 км. гор.Спасск-Дальний), № (БОС м/р им. Блюхера гор.Спасск-Дальний) в реку Спассовка, в соответствие с нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения со сроком исполнения – ДД.ММ.ГГГГ.
С целью принятия мер по ликвидации сброса неочищенных сточных вод по выпуску № Предприятием ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт №-ЭА-18 на разработку проектной и рабочей документации по объекту: «Строительство системы централизованного водоотведения микрорайона им. «с. Лазо» в гор.Спасск-Дальний Приморского края».
Согласно выводам экспертного заключения № выполненного специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ установлено, что очищенные хозяйственно-бытовые сточные воды сбрасываются после БОС «Центр» в реку Спассовка (выпуск №) с превышениями нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения по содержанию легко окисляемых органических веществ, аммония, фосфатов, нефтепродуктов, АПАВ, фенолов летучих, железа общего растворенного, нитритов. Очищенные хозяйственно-бытовые сточные воды сбрасываются после МОС «530 км» в реку Спассовка (выпуск №) с превышениями нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения по содержанию легко окисляемых органических веществ, аммония, фосфатов, нефтепродуктов, АПАВ, железа общего растворенного, кроме того в данной пробе обнаружено большое количество взвешенных веществ. Очищенные хозяйственно-бытовые сточные воды сбрасываются после БОС мкр. Им. Блюхера в реку Спассовка (выпуск №) с превышениями нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения по содержанию легко окисляемых органических веществ, аммония, фосфатов, нефтепродуктов, АПАВ, фенолов летучих, железа общего растворенного, нитритов. Неочищенные хозяйственно-бытовые сточные воды от жилмассива «Первомайский» сбрасываются в ручей Безымянный с последующим попаданием в реку Кулешовка (выпуск №) с превышениями нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения по содержанию легко окисляемых органических веществ, аммония, фосфатов, нефтепродуктов, АПАВ, фенолов летучих, железа общего растворенного, кроме того в данной пробе обнаружено большое количество взвешенных веществ.
Одновременно прокурором Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации городского округа Спасск-Дальний было направлено требование о предоставлении подробной информации по организации водоотведения в ФИО1 Спасск-Дальний.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ администрация городского округа Спасск-Дальний рассмотрев вышеуказанное требование, указала, что на территории городского округа Спасск-Дальний организовано централизованное водоотведение во всех микрорайонах городского округа. Очистка сточных вод осуществляется на 4х очистных сооружениях, принимающих сточные воды с территории городского округа. Централизованная система водоотведения городского округа Спасск-Дальний не предназначена для приема дренажных, фильтрационных и дождевых вод. Отвод дренажных и дождевых вод осуществляется локально от отдельных групп домов. В соответствии с ремонтными работами и инвестиционными программами КГУП «Примтеплоэнерго», на основании договоров аренды, заключенных с администрацией городского округа Спасск-Дальний, выполняются ремонтные работы по поддержанию объектов водоотведения в рабочем состоянии. В 2015 году в отношении администрации выносилось решение Спасского районного суда об организации в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, очистки хозяйственно-бытовых стоков. В 2018 году КГУП «Примтеплоэнерго» привлекалось к административной ответственности за нарушение водного законодательства по сбросу сточных вод в водные объекты.
В соответствии с п. 1 ст. 43.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и другими федеральными законами (п.2 ст. 43.1 вышеуказанного Федерального закона).
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об охране окружающей среды "Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В силу ч.1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
В соответствии с п.8.7 «Оценка воздействия централизованных систем водоотведения на окружающую среду» представленной Схемы водоснабжения и водоотведения ФИО1 Спасск-Дальний на период с 2015 по 2018 на перспективу до 2025 г., утвержденной Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№-па, канализационные очистные сооружения, находящиеся на обслуживании района «Водоканал» филиала «Спасский» КГУП «Примтеплоэнерго», не обеспечивают очистку сточных вод до необходимого уровня, то есть концентрация загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами в реку Спассовка, в несколько раз превышают предельно допустимые концентрации.
Фактический сброс загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в реку Спассовка через выпуск №, превышает допустимую концентрацию на выпуске сточных вод по взвешенным веществам – более чем в 7 раз, по БПК полному – более чем в 8 раз, по азоту аммонийному и фосфатам – более чем в 6 раз. Фактический сброс загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в реку Спассовка через выпуск №, превышает допустимую концентрацию на выпуске сточных вод по взвешенным веществам – более чем в 2 раза, по БПК полному – более чем в 5 раз, по азоту аммонийному и фосфатам – более чем в 3 раза.
В силу п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ –ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», организация водоснабжения и водоотведения в границах ФИО1 Спасск-Дальний является вопросом местного значения ФИО1.
В абзаце 3 части 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно абз. 2 ст. 11 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. Обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с осуществлением унитарным предприятием права хозяйственного ведения, следует учитывать установленные абзацем первым пункта 2 ст. 295 ГК РФ и статьей 18 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ограничения прав названных предприятий по распоряжению закрепленным за ними имуществом.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (пункт 11 статьи 20) определено, что собственник имущества унитарного предприятия осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества.
Таким образом, реализация КГУП «Примтеплоэнерго» мер по устранению нарушений законодательства о водоотведении без прямого участия ФИО1 Спасск-Дальний в виде дачи на определенную законом часть юридически значимых действий невозможна. Вследствие ограниченной правоспособности КГУП «Примтеплоэнерго» выполнение заявленных в иске обязательств юридически зависит от действий ФИО1.
Согласно пояснениям представителя ответчика КГУП «Примтеплоэнерго», данных в ходе судебного разбирательства, КГУП «Примтеплоэнерго» не в состоянии самостоятельно исполнить обязательства по организации нормативной очистки сточных вод вследствие ограниченной правоспособности.
В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде» лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно (абзац первый статьи 1080 ГК РФ).
Согласно ст. 322, 1080 ГК РФ предусмотренная законом обязанность органов местного самоуправления городских ФИО1 и осуществляющих водоотведение организаций по обеспечению нормативной очистки сточных вод, не может быть разделена вследствие фактической неделимости объекта обязательства при условии соблюдения п.1 ч.1 ст. 6, ст. 40 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Проанализировав представленные по делу доказательства, давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, суд приходит к выводу о том, что требования Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора о возложении солидарной обязанности по организации водоотведения в ФИО1 Спасск-Дальний на орган местного самоуправления и на осуществляющую водоотведение в ФИО1 организацию - КГУП «Примтеплоэнерго» подлежат удовлетворению.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривался установленный срок для устранения нарушений водного законодательства, суд полагает разумным установить срок для устранения вышеуказанных нарушений в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 13, 233 – 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию городского округа Спасск-Дальний (<адрес>), Краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго» (№) солидарно устранить нарушения водного законодательства, а именно принять меры по организации водоотведения в городском округе Спасск-Дальний, обеспечив нормативную очистку на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения всех сточных вод сбрасываемых в водные объекты, за исключением сточных вод, сбрасываемых от домов №<адрес>, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями, исходя из недопустимого превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, установив срок для исполнения три года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г.Владивостока в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: