Дело № За-7/2022
(25080000-01-2021-000555-48)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приморский краевой суд в составе: председательствующего судьи Внуковой О.Н.,
при секретаре Перебейносове М.С.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражных процессах ФИО1,
представителя административного истца адвоката Елсуковой Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Думе Лазовского муниципального округа Приморского края, администрации Лазовского муниципального округа Приморского края о признании недействующими нормативно правовых актов в части
установил:
административный истец обратился в Приморский краевой суд с требованиями об оспаривании в части Генерального плана Валентиновского сельского поселения утвержденного решением Муниципального комитета от 19.12.2013 №125, и правил землепользования и застройки Валентиновского сельского поселения, утвержденных решением Муниципального комитета от 3.06.2014 № 143, в обоснование своих требований указал, что приложением к Генеральному плану - Карта функциональных зон, определены функциональные зоны на территории Валентиновского сельского поселения и с. Глазковка, правилами ПЗЗ утверждены градостроительные регламенты и Карты градостроительного зонирования, в части поселений Лазовского муниципального района. Земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>., принадлежит административному истцу на праве собственности, участок, на основании Решения муниципального комитета об утверждении генерального плана отнесен к функциональной жилой зоне, и к территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж2) на основании Правил землепользования и застройки. Однако согласно Карте функциональных зон Генерального плана и Карте зон с особыми условиями использования территории с. Глазковка Правил землепользования и застройки на территории Валентиновского сельского поселения через земельный участок принадлежащий административному истцу проходит автомобильная дорога общего пользования, и обозначена как белая широкая линия, обрамленная тонкими черными контурами, что не соответствует фактическому прохождению ее на местности <адрес>, так участок автодороги, фактически проходит между землепользованиями домов №а и №, что не отражено на Карте территориальных зон Правил землепользования и Карте функциональных зон Генерального плана. Условное обозначение автодороги, согласно Карте территориальных зон ПЗЗ и Карте функциональных зон Генерального плана, также налагается на землепользования жилых домов № № и № по <адрес>, фактически пересекая жилые дома пополам. Таким образом, оспариваемые документы территориального планирования не соответствуют фактическому прохождению на местности автодороги <адрес> и непосредственно нарушают права административного истца путем установления на земельном участке места прохождения автодорог общего пользования.
Указание территории общего пользования на земельном участке административного истца, влекущее за собой ограничение прав собственника земельного участка на неопределенный срок, должно иметь разумное и объективное обоснование, вместе с тем на территории земельного участка, принадлежащего ФИО2 автомобильная дорога, красные линии в составе документации по планировке территории не утверждались, в схеме перспективного развития улично- дорожной сети красные линии также не выделены и не указаны. Сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов Генерального плана в функциональной жилой зоне, сведения относительно планируемых объектов капитального строительства, включающих улицы и дороги отсутствуют. В данном случае доказательств запланированного перспективного развития улично-дорожной сети в границах земельного участка административного истца в целях соблюдения прав неопределенного круга лиц не имеется
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам изложенным в административном иске и дополнениях к нему, уточнив требования - просила суд признать недействующим решение муниципального комитета Валентиновского сельского поселения Лазовского муниципального района Приморского края от 19 декабря 2013 № 125 « об утверждении Генерального плана Валентиновского сельского поселения» в части прохождения по территории земельного участка с кадастровым номером № автомобильной дороги с момента вступления решения суда в законную силу.
Признать недействующим решение муниципального комитета Валентиновского сельского поселения Лазовского муниципального района Приморского края от 3 июня 2014г. №143 « об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Валентиновского сельского поселения Лазовского муниципального района Приморского края» в части прохождения по территории земельного участка с кадастровым номером № автомобильной дороги (согласно условному обозначению «автомобильные дороги: существующие улицы и проезды») с момента вступления решения суда в законную силу.
Представители Думы Лазовского муниципального округа Приморского края и администрации Лазовского муниципального округа Приморского края в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела были извещены.
От представителя администрации Лазовского муниципального округа ранее поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, а также письменный отзыв из которого следует, что с заявленными требованиями административного истца не согласны, оспариваемые Генеральный план и Правила землепользования и застройки Валентиновского сельского поселения были приняты представительным органом муниципального образования с соблюдением установленного градостроительным законодательством порядка. При прохождении процедуры принятия вышеназванных муниципальных правовых актов и последующем внесении в них изменений, правообладатели земельных участков в <адрес> каких - либо возражений не представили. В установленном законом порядке, по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки Валентиновского сельского поселения, административный истец не обращался. На момент утверждения Правил землепользования Валентиновского сельского поселения в 2014 году земельный участок с кадастровым номером № уже существовал, располагается в зоне Ж2, через участок проходит белая полоса обрамленная черными линиями. В Генеральном плане (карта функциональных зон) зона, в которой располагается земельный участок, также относится к жилой, проезд, пересекающий земельный участок, согласно цветовому обозначению, не относится к автомобильной (дорожной) сети. В случае признания оспариваемых муниципальных правовых актов недействующими могут быть нарушены права неопределенного круга землепользователей территории Валентиновского сельского поселения ( отзыв прилагается).
Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению ( заключение прилагается), приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
В соответствии с п. 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-Ф3, ст. 2 часть 5, ст. 4 Федерального закона от 27.05.2014 года № 136-Ф3 «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до 1 января 2015 года утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки сельских поселений относилось к вопросам местного значения сельских поселений
После 1 января 2015 года соответствующими полномочиями, согласно части 3 статьи 14, части 1 статьи 15 Федерального закона № 131 -ФЗ, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов.
В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения и правила землепользования и застройки утверждаются соответствующим представительным органом местного самоуправления.
Согласно части 15 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Судом установлено, что Решением Муниципального комитета от 19.12.2013 года № 125 был утвержден Генеральный план, в состав которого включена карта функциональных зон села ФИО3 муниципального района Приморского края.
Данное решение было размещено на официальном сайте Администрации муниципального района (адрес в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» http ://lazovsky-pk.ru),
Нормативный правовой акт также был размещён на официальном сайте Администрации муниципального района (адрес в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» http:// lazovsky-pk.ru).
Указанные нормативные правовые акты приняты уполномоченным представительным органом муниципального образования, с соблюдением установленного порядка и формы, по данным основаниям административным истцом не обжалуются, процедура принятия указанных нормативных актов с соблюдением установленного порядка также подтверждена и решением Приморского краевого суда от 1.11.2017 года (дело №)
Решением Думы Лазовского муниципального района от 30.10.2019 г. № 238 Приморского края «О принятии решения о внесении изменения в Правила землепользования и застройки на территории Валентиновского сельского поселения Лазовского муниципального района от 31.10.2018 г. № 114-МПА приняты изменения в Правила землепользования и застройки на территории Валентиновского сельского поселения Лазовского муниципального района, утверждены градостроительные регламенты и Карты градостроительного зонирования, в части поселений Лазовского муниципального района.
Однако карты территориального зонирования указанным решением Думы Лазовского муниципального района Приморского края не изменялись, не вносились изменения в карты и ранее принятым решением Думы Лазовского муниципального района от 31.10.2018 г. №114-МПА
ФИО2 является собственником земельного участка площадью 2750 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, с кадастровым номером №, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
Право собственности зарегистрировано 26.11.2020, запись регистрации права №.
На дату введения в действие оспариваемых решения и Генерального плана на кадастровом учете стоял земельный участок с кадастровым номером №, право собственности на который зарегистрировано на ФИО7, номер государственной регистрации права № от 24.01.2012.
Названный земельный участок приобретен административным истцом у ФИО7 на основании договора купли-продажи дома, земельного участка, гаража от 03.02.2015, номер записи о регистрации № от 16.02.2015.
Земельный участок с кадастровым номером №ФИО2 был разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами № и №, номера государственной регистрации права № от18.12.2019 и № от 18.12.2019.
Впоследствии названные земельные участки административный истец объединил в земельный участок с кадастровым номером №, таким образом границы земельных участков с кадастровыми номерами № и № в состав нового образованного административным истцом земельного участка с кадастровым номером №. Согласно заключения кадастрового инженера ООО «БКИ №1» от 08.06.2021 г., названные земельные участки (№ и №) признаны равнозначными (по контуру).
На основании Решения муниципального комитета Валентиновского сельского поселения Лазовского муниципального района Приморского края от 19.12.2013 № 125 «Об утверждении Генерального плана Валентиновского сельского поселения» земельный участок с кадастровым номером № отнесен к функциональной жилой зоне и к территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж2) на основании Правил землепользования и застройки на территории Валентиновского сельского поселения Лазовского муниципального района, утвержденных Решением муниципального комитета Валентиновского сельского поселения Лазовского муниципального района.
Картой функциональных зон Генерального плана Валентиновского сельского поселения установлено местоположение автомобильных дорог, обозначенных как белые широкие линии, обрамленные тонкими черными контурами.
Картой градостроительного зонирования и Картой зон с особыми условиями использовании территории с. Глазковка Правил землепользования и застройки на территории Валентиновского сельского поселения установлено местоположение автомобильных дорог общего пользования, обозначенных как белые широкие линии, обрамленные тонкими черными контурами согласно условному обозначению «автомобильные дороги: существующие улицы, проезды».
Автомобильная дорога общего пользования проходит через земельный участок с кадастровым номером № и пересекает его одну третью часть по южной границе.
Данное обстоятельство установлено и кадастровым инженером путем анализа Правил землепользования и застройки на территории Валентиновского сельского поселения Лазовского муниципального района, и отражено в заключении кадастрового инженера ООО «БКИ №1» от 08.06.2021 г., из которого также следует, что при полевом исследовании установлено, что согласно Карте территориальных зон ПЗЗ и Карте функциональных зон Генерального плана автодорога, обозначенная как белая широкая линия, обрамленная тонкими черными контурами, не соответствует фактическому прохождению на местности улицы <адрес>. На местности по землепользованию земельного участка по адресу: <адрес>, автодорога не проходит, землепользование земельного участка по адресу: <адрес>, огорожено забором. На территории земельного участка отсутствуют элементы (проезжая часть, тротуар, обочина, кювет, разделительная полоса, иное), которые могли бы свидетельствовать о прохождении по нему автомобильной и любой иной дороги общего пользования.
Согласно ответа Главы Лазовского муниципального района от 5.10.2020 за № 1-12/3105, административному истцу было отказано в утверждении схемы перераспределения земельных участков со ссылкой на нахождение на образуемом земельном участке территории общего пользования - автомобильной дороги.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
С учетом необходимости гармоничного. развития территорий, документы территориального планирования призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом сельского поселения.
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
На картах генерального плана отображаются: автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 5 статьи 23 ГрК РФ
При планировке должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.
Вместе с тем, Генеральным планом функциональное назначение территории, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером №, имеющий вид разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства», не отнесен к территориальной зоне улично-дорожной сети.
Земельные участки общего пользования и находящиеся на них объекты по своему функциональному назначению предназначены для использования неограниченным кругом лиц в целях удовлетворения общественных потребностей, в связи с чем такие участки в частной собственности находиться не могут.
Границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ определено, что установление границ территорий общего пользования осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии (часть 3)
Согласно части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красными линиями обозначаются существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения ( линейные объекты).
Отнесение земельных участков, находящихся в частной собственности, к территории общего пользования возможно путем принятия органами местного самоуправления последовательных градостроительных решений и, соответственно, градостроительной документации, определяющих дальнейшее использование спорной территории, их реализацию, в том числе в виде изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и прекращения права частной собственности на данные земельные участки
Таким образом отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер, однако границы таких территорий должны прорабатываться при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.
Вместе с тем проект детальной планировки в отношении территории, включающей в себя спорный земельный участок не утверждался, на обсуждение не выносился, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения не планировалось, наличие красных линий на основании проектов детальной планировки территории, также не выделены и не указаны.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Вместе с тем стороной ответчика не представлено доказательств нахождения на земельном участке административного истца объектов общего пользования, как и не представлено доказательств использования земельного участка по указанному назначению - территория общего пользования - автомобильная дорога.
При указанных обстоятельствах, с учетом изложенного, суд полагает требования административного истца подлежащими удовлетворению.
Согласно разъяснений, приведенных в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», учитывая, что оспариваемые правовые нормы применялись, полагаю необходимым признать их недействующими в части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями, 175, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
признать недействующим решение муниципального комитета Валентиновского сельского поселения Лазовского муниципального района Приморского края от 19 декабря 2013 № 125 « об утверждении Генерального плана Валентиновского сельского поселения» в части прохождения по территории земельного участка с кадастровым номером № автомобильной дороги с момента вступления решения суда в законную силу.
Признать недействующим решение муниципального комитета Валентиновского сельского поселения Лазовского муниципального района Приморского края от 3 июня 2014г. №143 « об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Валентиновского сельского поселения Лазовского муниципального района Приморского края» в части прохождения по территории земельного участка с кадастровым номером № автомобильной дороги (согласно условному обозначению «автомобильные дороги: существующие улицы и проезды») с момента вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании Лазовского муниципального округа Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
О.Н. Внукова