ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 260029-01-2020-008840-71 от 07.12.2020 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

Дело №2а-3513/2020

УИД №26RS0029-01-2020-008840-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«07» декабря 2020г. г.Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи: Беликова А.С.

при секретаре судебного заседания: Капесс И.Э.

с участием:

представителя административного истца ФИО2

ФИО1: (по доверенности),

представителя административного ответчика ФИО3

администрации г.Пятигорска: (по доверенности)

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г.Пятигорска о признании действий незаконными, возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г.Пятигорска, указав, что он обратился в администрацию г.Пятигорска с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 20.08.2015г. На момент его обращения в администрацию 20.10.2020г. срок договора аренды истек, однако арендатор продолжил пользоваться арендованным имуществом при отсутствии возражения со стороны арендодателя, после чего договор аренды возобновился на неопределенный срок в силу ч.2 ст.621 ГК РФ. На момент обращения арендатора с заявлением о заключении дополнительного соглашения о продлении срока договора аренды арендодателем не было заявлено в суд требование о расторжении спорного договора аренды, не заявлено такое требование и в настоящее время. На заявление о заключении дополнительного соглашения о продлении срока договора аренды администрация г.Пятигорска ответила отказом, сославшись на отсутствие в законе основания для заключения дополнительного соглашения

Считает действия администрации г.Пятигорска, выразившиеся в отказе в заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 20.08.2015г. в части продления срока аренды на три года с даты поступления соответствующего заявления, не законными, грубо нарушающими права и интересы административного истца.

На праве собственности ему принадлежит объект незавершенного строительства с условным номером , расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , предоставленном ему для завершения строительства на основании п.п.6 п.8 ст.39.8 Земельного кодекса РФ на праве аренды по договору аренды земельного участка от 20.08.2015г., с видом разрешенного использования «под объектом незавершенного строительства – нежилым зданием (литер «Б»)». Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.

В письменных ответах администрации г.Пятигорска на его заявления не содержится иных оснований для отказа в заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, кроме указания на истечение основного срока этого договора. Из чего следует, что указанное обстоятельство является единственным основанием для отказа в заключении дополнительного соглашения.

Договор аренды земельного участка от 20.08.2015г. заключен до даты введения на территории Ставропольского края режима повышенной готовности, так как дата введения режима повышенной готовности на территории Ставропольского края 16.03.2020г., режим введен Постановлением губернатора Ставропольского края от 16.03.2020г.

Просил признать не законными действия администрации г.Пятигорска Ставропольского края, выразившиеся в отказе в заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 20.08.2015г. , в части продления срока аренды на три года с даты поступления соответствующего заявления в администрацию г.Пятигорска.

Обязать администрацию г.Пятигорска Ставропольского края устранить допущенное нарушение закона и в течении пяти рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда заключить с ФИО1 дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 20.08.2015г. о продлении срока аренды земельного участка с кадастровым номером на три года с даты поступления соответствующего заявления в администрацию г.Пятигорска, а именно с 20.10.2020г. по 20.10.2023г.

В судебное заседание административный истец ФИО1, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, представив заявление о рассмотрении данного административного дела в его отсутствие. С ходатайством об отложении слушания дела, либо истребовании дополнительных доказательств не обращался. На основании ч.6 ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие не явившегося административного истца ФИО1, приняв во внимание, представленное им заявление.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности – ФИО2, пояснил, что ФИО7 о времени и месте судебного заседания известно, однако участвовать в судебном заседании не желает. Административные исковые требования ФИО1 к администрации г.Пятигорска о признании действий незаконными, возложении обязанностей, заявленные по данному административному делу, полностью поддерживает по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просил удовлетворить их в полном объеме.

Также пояснил, что на момент подачи ФИО1 в администрацию г.Пятигорска заявления о заключении дополнительного соглашения, иска о расторжении договора аренды не было. В настоящее время администрация г.Пятигорска обратилась в порядке ГПК РФ с иском об освобождении земельного участка.

Законодатель предусмотрел альтернативный вариант, так как в законе имеется формулировка «либо».

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г.Пятигорска, действующая на основании доверенности – ФИО3, пояснила, что административные исковые требования ФИО1 к администрации г.Пятигорска о признании действий незаконными, возложении обязанностей, заявленные по данному административному делу, ответчик не признает и возражает против их удовлетворения по основаниям, изложенным в представленных ею письменных возражениях, в которых указала, что Федеральным законом от 08.06.2020г. №166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» внесены изменения в Федеральный закон от 01.04.2020г. №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», в частности, ст.19 дополнена частями 4-8 следующего содержания:

ч.4 – арендатор, являющийся субъектом малого или среднего предпринимательства и осуществляющий деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, вправе потребовать уменьшения арендной платы на срок до одного года по договору аренды, заключенному до принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со ст.11 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в отношении зданий, сооружений, нежилых помещений или их частей, используемых в целях осуществления этим арендатором указанной деятельности.

В случае не достижения соглашения между арендатором и арендодателем об уменьшении арендной платы или ином изменении условий договора в течение 14 рабочих дней с момента обращения арендатора к арендодателю с требованием об уменьшении арендной платы по договору аренды арендатор вправе не позднее 01.10.2020г. отказаться от указанного договора аренды, заключенного на определенный срок, в порядке, предусмотренном ст.450.1 ГК РФ. При этом убытки в виде упущенной выгоды, убытки при прекращении договора, предусмотренные ст.393.1 ГК РФ, связанные исключительно с досрочным расторжением договора аренды, иные денежные суммы, если в соответствии с п.3 ст.310 ГК РФ договором аренды право арендатора на односторонний отказ от договора было обусловлено необходимостью выплаты определенной денежной суммы арендодателю, с арендатора не взимаются, а обеспечительный платеж, если он был предусмотрен договором аренды и уплачен арендодателю, возврату арендатору не подлежит. Иные убытки (денежные суммы) подлежат возмещению (уплате) в соответствии с гражданским законодательством;

ч.5 – арендодатель, являющийся владельцем государственного или муниципального недвижимого имущества, за исключением земельных участков, указанных в ч.6 настоящей статьи, независимо от срока истечения договора аренды недвижимого имущества, заключенного по результатам проведения торгов в отношении недвижимого имущества до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со ст.11 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, не вправе отказать арендатору, надлежащим образом исполнявшему свои обязанности до принятия такого решения, в заключении в 2020 году дополнительного соглашения к договору аренды о продлении срока аренды на срок до одного года на тех же условиях или иных согласованных сторонами условиях, не ухудшающих положение арендатора. Заключение такого дополнительного соглашения осуществляется без проведения торгов и оценки рыночной стоимости объекта аренды.

ч.6 – до 01.03.2021г. арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:

1) договор аренды земельного участка заключен до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со ст.11 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ;

2) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо в суд арендодателем не заявлено требование о расторжении такого договора аренды;

3) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка;

ч.7 – срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, указанным в ч.6 настоящей статьи, определяется арендатором, но не может превышать срок действия договора аренды земельного участка, согласованный сторонами до его увеличения, или три года, если срок действия договора составляет более чем три года. При этом положения п.8 ст.39.8 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются;

ч.8 – арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение, указанное в ч.6 настоящей статьи, в срок не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении».

Таким образом, обратиться до 01.03.2021г. за данной мерой поддержки может любой арендатор, если: договор заключен до введения в регионе режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации; срок договора не истек; арендодатель не потребовал через суд расторгнуть договор; отсутствуют или устранены нарушения, выявленные в ходе государственного земельного надзора.

В соответствии с договором аренды земельного участка от 20.08.2015г. земельный участок площадью 150 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: г.Пятигорск, в районе Парка культуры и отдыха им.С.М.Кирова, с видом разрешенного использования – под объектом незавершенного строительства – нежилым зданием, предоставлен ФИО1 в соответствии с п.п.10 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Срок договора аренды установлен с 11.08.2015г. по 11.08.2018г.

В соответствии с п.2.1 договора срок аренды истек 11.08.2018г.

В адрес ФИО1 было направлено уведомление от 21.11.2019г. об отказе от исполнения договора аренды земельного участка от 20.08.2015г. в связи, с чем ФИО1 необходимо было освободить земельный участок.

Таким образом, считает, что ФИО1 не имеет права на получение мер поддержки, предусмотренных ст.19 Федерального закона от 01.04.2020г. №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», в частности, на заключение дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 20.08.2015г. о продлении срока аренды земельного участка на три года, а именно с 20.10.2020г. по 20.10.2023г., поскольку срок договора аренды истек 11.08.2018г., и арендодателем было направлено ему уведомление об отказе от исполнения договора аренды.

Следовательно, не соблюдены все условия, при которых возможно заключение дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка в соответствии с ч.6 ст.19 Федерального закона от 01.04.2020г. №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Кроме того, арендодатель не имеет более намерения продолжать с ответчиком арендные отношения.

Просила в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации г.Пятигорска о признании действий незаконными, возложении обязанностей, отказать.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные, в условиях состязательности процесса письменные доказательства, и оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства, с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд считает, что требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст.46) в соответствии с положением ст.8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливающей право каждого человека «на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.

Главой 22 КАС РФ могут быть оспорены решения, действия (бездействие): органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу требований ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Таким образом, из смысла ч.1 ст.218 КАС следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, действия (бездействия) органа местного самоуправления, необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) органа местного самоуправления закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Как разъяснено в п.61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из ст.178, ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

В силу п.1 ст.39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п.2 данной статьи.

В соответствии с п.15 ст.39.8 Земельного кодекса РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

Случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды, установлены п.3 ст.39.6 ЗК РФ, а условия реализации такого права – п.4 данной статьи.

Согласно п.3 ст.39.6 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13, 14 или 20 ст.39.12 данного Кодекса); 2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.

Пунктом 4 ст.39.6 Земельного кодекса РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в п.3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; 2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 ст.46 данного Кодекса; 4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные п.п.1-30 п.2 ст.39.6 ЗК РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что согласно представленного свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 24.02.2009г. серии , выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, ФИО1 является собственником объекта незавершенного строительства, кадастровый степенью готовности объекта – 6%, расположенного по адресу: <адрес>

Право собственности у истца на данный объект недвижимости возникло на основании договора купли-продажи объекта незавершенного строительства от 06.10.2006г.

Согласно представленного договора аренды земельного участка от 20.08.2015г. , в соответствии с п.п.10 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ, администрация г.Пятигорска передало во временное владение, пользование за плату земельный участок, а ФИО1, принял в аренду земельный участок с видом разрешенного использования – под объектом незавершенного строительства – нежилым зданием (литер «Б»), кадастровый , площадью 150 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. На участке имеется объект незавершенного строительства – нежилое здание. Срок аренды участка установлен с 11.08.2015г. по 11.08.2018г.

В силу ст.25 Земельного кодекса РФ право аренды на земельные участки, возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (п.1).

На основании ч.1 ст.164 Гражданского кодекса РФ, в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.

В соответствии с п.п.9 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных ст.39.20 Земельного кодекса РФ, на праве оперативного управления.

При этом, согласно п.п.10 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных п.5 настоящей статьи

Таким образом, ФИО1 спорный земельный участок был предоставлен в аренду в связи с наличием расположенного на нем здания и (или) сооружения, находящегося на праве собственности у ФИО1, а также для завершения строительства объекта незавершенного строительства.

В связи с чем, администрация г.Пятигорска 20.08.2015г., при подписании договора аренды земельного участка пришла к выводу о том, что расположенный на данном земельном участке объект недвижимости принадлежит арендатору, площадь предоставляемого земельного участка соответствует объему и виду возводимого и существующего недвижимого имущества.

Вместе с тем, 20.10.2020г. ФИО1 обратился в администрацию г.Пятигорска с заявлением о заключении с ним дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 20.08.2015г. , в части продления срока аренды на три года с даты поступления настоящего обращения в администрацию г.Пятигорска, на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

На указанное заявление администрация г.Пятигорска направило ФИО1 ответ от 22.10.2020г. , в котором указала, что в соответствии с п.6 ст.19 Федерального закона от 01.04.2020г. №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» для заключения дополнительного соглашения, предусматривающего увеличение срока, необходимо единовременное соблюдение ряда условий (п.п.1-3 п.6 ст.19 ФЗ от 01.04.2020г. №98-ФЗ).

Положениями указанного Федерального закона не предусмотрено увеличение срока действия договоров аренды, срок которых истек на дату подачи соответствующего заявления.

Поскольку срок договора аренды земельного участка от 20.08.2015г. , расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного под объектом незавершенного строительства – нежилым зданием, истек 11.08.2018г., правовых оснований для заключения дополнительного соглашения не имеется.

Однако, с таким решением администрации города нельзя согласиться по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст.130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абз.1 п.1 ст.130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абз.2 п.1 ст.130 ГК РФ).

Пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу ст.131 Гражданского кодекса РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (п.1 ст.130 ГК РФ).

При разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (п.1 ст.130 ГК РФ). Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (п.1 ст.133 ГК РФ).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права на объект незавершённого строительства на спорном земельном участке возведен объект незавершенного строительства, степенью готовности 6%.

При этом, судом также установлено и сторонами не оспаривается, что указанный объект является недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) независимо от государственной регистрации прав нее. Право на объект незавершенного строительства зарегистрировано в установленном законом порядке.

Согласно п.п.5 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.

В соответствии со ст.271 Гражданского кодекса РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользоваться предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.

Кроме того, в силу п.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011г. №10661/10, принятие публичными органами распорядительных актов, разрешающих осуществление строительства, следует расценивать как согласие публичного образования, от имени которого они действуют, с размещением на принадлежащем ему земельном участке объекта недвижимого имущества, в то время как возвращение участка предполагает его освобождение от находящегося на нем недвижимого имущества, что нарушает права и законные интересы арендатора.

Схожая правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.02.2011г. №14381/10, согласно которой прекращение договора аренды, в том числе, в связи с отказом от договора со стороны арендодателя, не лишает арендатора права пользования земельным участком, необходимым для эксплуатации принадлежащей ему недвижимости.

Вместе с тем, 08.06.2020г. Государственной Думой Российской Федерации принят Федеральный закон №166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции». Согласно ст.131 указанного закона ст.19 Федерального закона от 01.04.2020г. №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» дополнена, в том числе, ст.ст. 6, 7, 8.

Согласно п.6 ст.19 Федерального закона от 01.04.2020г. №98-ФЗ, до 01.03.2021г., арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:

1) договор аренды земельного участка заключен до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со ст.11 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации;

2) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо в суд арендодателем не заявлено требование о расторжении такого договора аренды;

3) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.

Также, согласно п.7 ст.19 Федерального закона от 01.04.2020г. №98-ФЗ, срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, указанным в ч.6 настоящей статьи, определяется арендатором, но не может превышать срок действия договора аренды земельного участка, согласованный сторонами до его увеличения, или три года, если срок действия договора составляет более чем три года. При этом положения п.8 ст.398 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются.

В соответствии с п.7 ст.19 Федерального закона от 01.04.2020г. №98-ФЗ арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение, указанное в части 6 настоящей статьи, в срок не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении.

При этом, согласно п.2.1 договора аренды земельного участка от 20.08.2015г., участок предоставлен на срок три года. На момент обращения истца в администрацию срок действия указанного договора аренды истек, однако арендодателем не заявлено, в том числе в судебном порядке, требование о расторжении договора, в том числе, по основанию истечения его срока. Арендатор продолжает пользоваться предоставленным земельным участком и оплачивать арендную плату, а арендодатель не возражает против использования земельного участка арендатором и принимает арендные платежи.

В силу п.2 ст.621 ГК РФ указанный договор аренды земельного участка был возобновлен на неопределенный срок, так как арендатор продолжил пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя. При этом, арендодатель в установленный законом срок, а именно за три месяца до расторжения договора аренды недвижимого имущества, не направил, как на момент обращения в администрацию с заявлением о заключении дополнительного соглашения, так и до настоящего времени, арендатору письменное уведомление об отказе от возобновленного в силу закона договора аренды (ст.610 ГК РФ) и не заявил требований о расторжении указанного договора аренды в судебном порядке.

Таким образом, именно это обстоятельство предусмотрел и урегулировал законодатель в п.п.2 п.6 ст.19 Федерального закона от 01.04.2020г. №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (редакция от 08.06.2020г.), когда указал, что дополнительное соглашение заключается, в том числе, когда: «на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек, либо в суд арендодателем не заявлено требование о расторжении такого договора аренды».

В связи с чем, суд приходит к выводу, что отказ администрации заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка для использования, обслуживания и завершения строительства объекта недвижимости фактически направлен на необоснованное лишение ФИО1 права пользоваться принадлежащим ему на праве собственности недвижимым имуществом, что не допустимо.

Вместе с тем, п.п.6 п.8 ст.39,8 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет в случае предоставления земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, для завершения строительства этого объекта.

Таким образом, в связи с изложенным, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению, а именно путем возложения на администрацию г.Пятигорска обязанности устранить допущенное нарушение закона и в течении пяти рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда заключить с ФИО1 дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 20.08.2015г. о продлении срока аренды земельного участка с кадастровым номером на три года, с даты поступления соответствующего заявления в администрацию г.Пятигорска Ставропольского края, а именно с 20.10.2020г. по 20.10.2023г.

Исходя из положений ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.217 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Руководствуясь статьями 175-180, 226-228 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административные исковое заявление ФИО1 к администрации г.Пятигорска о признании действий незаконными, возложении обязанностей, удовлетворить.

Признать незаконным действия администрации г.Пятигорска Ставропольского края, выразившиеся в отказе в заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 20.08.2015г. , в части продления срока аренды на три года с даты поступления соответствующего заявления в администрацию г.Пятигорска Ставропольского края.

Обязать администрацию г.Пятигорска Ставропольского края устранить допущенное нарушение закона и в течении пяти рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда заключить с ФИО1 дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 20.08.2015г. о продлении срока аренды земельного участка с кадастровым номером на три года с даты поступления соответствующего заявления в администрацию г.Пятигорска Ставропольского края, а именно с 20.10.2020г. по 20.10.2023г.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд.

Судья А.С.Беликов