ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 260029-01-2021-001138-10 от 05.03.2021 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

Дело №2а-869/2021

УИД №26RS0029-01-2021-001138-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«05» марта 2021г. г.Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи: Беликова А.С.

при секретаре судебного заседания: Капесс И.Э.

с участием:

представителя административного ФИО4

истца СНТ СН Чародейка»: (по доверенности),

представителя административного ответчика ФИО2

администрации г.Пятигорска, (по доверенности)

заинтересованного лица

МУ «УИО администрации г.Пятигорска:

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда административное дело по административному исковому заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Чародейка» к администрации г.Пятигорска о признании бездействий незаконными, возложении обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

СНТ СН «Чародейка» обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации г.Пятигорска, указав, что на территории СНТ СН «Чародейка» массив 12 г.Пятигорска находятся линии электропередач, а именно объекты электроэнергетики, находящиеся по адресу <адрес> (садоводческое товарищество) - КЛ-0.4 кВ от ВЛ-0,4 кВ по пер.Колхозный до ВРУ садоводческого товарищества, ВРУ - 0,4 кВ садоводческого товарищества (акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 10.03.2017г., акт об осуществлении технологического присоединения от 13.07.2018г.), в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи и т.п., составляющими единый функциональный комплекс мощностью 0,4 кВ с использованием которого осуществляется электроснабжение садоводческого товарищества «Чародейка» массив 12. Сведения о собственнике данного имущества не имеются.

24.08.2020г. в администрацию г.Пятигорска по вопросу постановки на учет в Управлении Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю и оформления права собственности на линии электропередач, расположенные на территории СНТ СН «Чародейка» массив 12, было подано заявление.

Был получен ответ -Д, в котором администрация г.Пятигорска отказала в обращении в Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю для регистрации как бесхозяйного имущества электросетевого хозяйства.

Считает отказ администрации г.Пятигорска незаконным, необоснованным и не соответствующим установленным требованиям действующего законодательства.

Линии электропередачи в совокупности с опорами линий электропередачи являются объектами недвижимости, которые подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре прав на »движимое имущество.

Указанные объекты электроэнергетики, находящиеся по адресу <адрес> (садоводческое товарищество) - КЛ-0.4 кВ от В Л-0,4 кВ по пер.Колхозный до ВРУ садоводческого товарищества, ВРУ - 0,4 кВ садоводческого товарищества не имеют собственника и имеют признаки бесхозяйного недвижимого имущества, определенные п.1 ст.225 ГК РФ.

Поскольку указанный объект на учете в администрации г.Пятигорска не состоит, соответственно органом местного самоуправления не могут быть реализованы права собственности в части его надлежащей эксплуатации и содержания, не несет ответственности за удовлетворительное состояние линии электропередач и ретранслятора, что может привести к их неудовлетворительному состоянию, послужить причиной аварии, либо привести к чрезвычайной ситуации.

Данные объекты являются инженерной инфраструктурой, в целях бесперебойного и безаварийного функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства необходимо надлежащее техническое обслуживание по поддержанию работоспособности и исправности вышеуказанных объектов, которое в настоящее время не ведется. Объекты электроэнергетики являются действующими, на объектах имеется вероятность возникновения аварии.

Указанные объекты жизнеобеспечения находятся в бесконтрольном стоянии, что создает угрозу возникновения затруднительных условий для вселения, может привести к опасности для здоровья людей и тяжелым последствиям.

Обязанность по постановке на учет спорной линии электропередач является важной составляющей частью мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории СНТ СН «Чародейка», которые могут вовлечь за собой человеческие жертвы, причинить ущерб здоровью людей, значительные материальные потери, возникает риск отрицательных последствий, вызванных отсутствием лица, отвечающего за безопасную эксплуатацию данного объекта.

Право собственности на вышеуказанные линии электропередач не зарегистрировано. Объект является бесхозяйным. Имущество не обслуживается. И администрация тоже этого не делает. Кто является балансодержателем, не известно. Когда администрация выявляет бесхозяйное имущество, то сама ставит его на учет и оформляет в собственность.

Нахождение вышеуказанной линии электропередач в бесхозяйном состоянии, отсутствие контроля за состоянием объектов энергоснабжения, непринятие мер к поддержанию ее в безопасном состоянии, может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, в результате которой могут пострадать люди, либо их собственность.

Поскольку, до настоящего времени право собственности на указанные объекты не оформлено, то муниципальный орган власти в соответствии с действующим законодательством РФ обязан принять меры по регистрации данных объектов.

Ответственность за надлежащее техническое состояние электрических сетей, своевременное проведение необходимых регламентных работ в процессе ее эксплуатации, является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Обязанность по осуществлению таких мер возложена указанными нормами на органы местного самоуправления.

Бездействие администрации муниципального образования по постановке на учет бесхозяйного имущества, находящегося на территории этого муниципального образования, является незаконным и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц. Непринятие мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на бесхозные сети может привести к отсутствию контроля за состоянием её работоспособности, ненадлежащему содержанию и ремонту, создать угрозу на бесперебойное электроснабжение, что может привести к неблагоприятным последствиям для потребителей.

С учетом изложенного, линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи и т.п., составляющими единый функциональный комплекс, являются объектами недвижимости, право собственности на которые в силу ч.1 ст.131 ГК РФ подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре.

На территории СНТ находятся электрические сети в составе воздушных линий 0,4 кВ. Данные сети подключены к электрическим сетям сетевой организации ОАО «Пятигорские электрические сети».

От указанных сетей подключены потребители – владельцы садовых участков и объектов недвижимости на них.

По точке подключения электрических сетей на территории СНТ к сетям сетевой организации оформлены документы технологического присоединения, а именно: акт разграничения балансовой принадлежности между СНТ и сетевой организацией. Однако, акт разграничения балансовой принадлежности не является правоустанавливающим документом на имущество. Указанный акт является в соответствии с п.2 Правил не дискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. , техническим документом, составленным в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям, а граница балансовой принадлежности может быть установлена произвольно (по желанию сторон, без правоустанавливающих документов на электросетевое имущество).

Поскольку не постановка на учет как бесхозяйных указанных объектов электроэнергетики приводит к их ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а потому влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на оказание надлежащих жилищно-коммунальных услуг и не исключает возможности возникновения аварийной ситуации, считает, что бездействие администрации г.Пятигорска в не постановке на учет как бесхозяйного имущества, расположенного на территории СНТ СН «Чародейка» в г.Пятигорске находятся линии электропередач, а именно: объекты электроэнергетики, находящиеся по адресу <адрес> (садоводческое товарищество) - КЛ-0.4 кВ от ВЛ-0,4 кВ по пер.Колхозный до ВРУ садоводческого товарищества, ВРУ - 0,4 кВ садоводческого товарищества (акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 10.03.2017г., акт об осуществлении технологического присоединения от 13.07.2018г.) – незаконно.

Просил признать бездействие администрации г.Пятигорска Ставропольского края по постановке на учет бесхозяйного имущества, находящегося на территории этого муниципального образования, незаконным.

Обязать администрацию г.Пятигорска в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества, находящегося на территории СНТ СН «Чародейка» массив 12 в г.Пятигорске линии электропередач, а именно: объекты электроэнергетики, находящиеся по адресу: <адрес> (садоводческое товарищество) - КЛ-0.4 Кв от ВЛ-0,4 кВ по пер.Колхозный до ВРУ садоводческого товарищества, ВРУ - 0,4 кВ садоводческого товарищества в соответствии с актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 10.03.2017г., актом об осуществлении технологического присоединения от 13.07.2018г.

В судебном заседании представитель административного истца СНТ СН «Чародейка», действующая на основании доверенности, ФИО4, пояснила, что административные исковые требования СНТ СН «Чародейка» к администрации г.Пятигорска, заявленные по данному административному делу, полностью поддерживает по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и просила удовлетворить их в полном объеме.

Также пояснила, что данные объекты электроснабжения в свое время устанавливали и проводили за свой счет члены ТСН «Чародейка», для своих личных нужд. Ответа электросетей об отказе в принятии на свой баланс, у них не имеется.

Для упрощенного порядка надо представить правоустанавливающие документы, но таких документов у них нет. Как бесхозное вправе подать только администрация. Доказательств, что данное имущество было кем-то выявлено как бесхозное у них нет. Чтобы зарегистрировать право сначала надо поставить на кадастровый учет.

Копии проектов, которые она обещала представить в пошлом судебном заседании, она не сделала, так как не смогла. Реестров к представленным ими протоколам общих собраний членов ТСН «Чародейка», у нее также не имеется.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г.Пятигорска, а также заинтересованного лица МУ «Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска», действующая на основании доверенностей – ФИО2, пояснила, что административные исковые требования СНТ СН «Чародейка» к администрации г.Пятигорска, заявленные по данному административному делу, ответчик не признает и возражает против их удовлетворения по основаниям, изложенным в представленных им письменных возражениях, в которых просила в удовлетворении административных исковых требований СНТ СН «Чародейка» отказать в полном объеме.

Также, представитель ФИО2, пояснила, что в апреле 2020 года в администрацию г.Пятигорска поступило электронное обращение о принятии о принятии на баланс бесхозного имущества. Однако, истец сам в состоянии в упрощенном порядке зарегистрировать данное имущество, что прямо закреплено в Федеральном законе №217-ФЗ, так как данное имущество является собственностью самого садового товарищества. Истец пытается переложить свою обязанность на администрацию г.Пятигорска, уклоняясь от самостоятельного оформления и содержания данного имущества.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы данного административного дела, представленные письменные доказательства, и оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства, с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Исходя из положений частей 9, 10 ст.226 КАС РФ административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) и указать способ их восстановления.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа положений ст.ст. 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий – это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Как усматривается из искового заявления и подтверждено представителем административного истца в судебном заседании, линии электропередач, а именно: объекты электроэнергетики, находящиеся по адресу <адрес> (садоводческое товарищество) - КЛ-0.4 Кв от ВЛ-0,4 кВ по пер.Колхозный до ВРУ садоводческого товарищества, ВРУ - 0,4 кВ садоводческого товарищества, не имеют собственника, в связи с чем, имеют признаки бесхозяйного имущества.

Также считает, что данный факт недопустим, поскольку непринятие администрацией г.Пятигорска мер по постановке на учет указанного имущества как бесхозяйного, приводит их к его ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а также может создать угрозу жизни и для здоровья населения садового товарищества или пострадать их имущество.

Вместе с тем, суд считает, что указанные в административном исковом заявлении доводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела по следующим основаниям.

Приказом Минэкономразвития от 10.12.2015г. №931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» регламентирован порядок принятия на учет недвижимой вещи, имеющей признаки бесхозяйной, однако данный правовой акт не устанавливает обязанность органа местного самоуправления на совершение действий по постановке на учет недвижимого имущества.

При этом, действующее законодательство не содержит указание на сроки, установленные органу местного самоуправления для обращения с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества.

Основанием для обращения в суд является постановка на учет бесхозяйных объектов в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в г.Пятигорске, а не выявление комиссией объектов коммунального назначения, имеющих признаки бесхозяйных.

В соответствии с п.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно Приказа Минэкономразвития от 10.12.2015г. №931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Однако, такой способ приобретения права муниципальной собственности возможен лишь тогда, когда отсутствуют правопритязания на соответствующие объекты недвижимости, отсутствует организация, которая следит за техническим состоянием имущества.

В материалах дела административным истцом представлен акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 10.03.2017г. и акт об осуществлении технологического присоединения от 13.07.2018г., составленные и подписанные ОАО «Пятигорские электрические сети» и СНТ СН «Чародейка» массив 12.

Данные объекты электроэнергетики находятся на территории СНТ СН «Чародейка» массив 12 г.Пятигорска, которое потребляет электрическую энергию и оплачивает за ее потребление в установленном законом порядке.

В соответствии с представленным письмом ОАО «Пятигорские электрические сети» от 26.03.2020г. между ОАО «Пятигорские электрические сети» и СНТ СН «Чародейка» массив 12 заключен договор на снабжение электрической энергией от 10.03.2017г. , который действует до настоящего времени.

В соответствии с договором на снабжение электрической энергией от 10.03.2017г. потребителем данных линий электропередач является СНТ СН «Чародейка» массив 12 г.Пятигорска.

Согласно п.1.1 данного договора гарантирующий поставщик (ОАО «Пятигорские электрические сети») обязуется продавать потребителю (СНТ СН «Чародейка» массив 12) электрическую энергию (мощность) в объемах и сроки, обусловленные договором, а также оказывать иные услуги, являющиеся неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а потребитель (СНТ СН «Чародейка» массив 12) обязуется оплачивать гарантирующему поставщику (ОАО «Пятигорские электрические сети») приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги на условиях, по цене и в сроки, установленные договором.

В соответствии с п.5.3 данного договора обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителя (СНТ СН «Чародейка» массив 12) приборами учета электроэнергии, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на потребителя (СНТ СН «Чародейка» массив 12), являющегося собственником энергопринимающих устройств.

Таким образом, изложенное позволяет сделать вывод о том, что линии электропередач, расположенные на территории СНТ СН «Чародейка» массив 12, не являются бесхозяйными, напротив, подтверждают наличие правопритязаний СНТ СН «Чародейка» массив 12 на спорные электрические сети.

При этом, суд считает, что отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.

В силу ст.7 Федерального закона от 29.07.2017г. №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» товарищество вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для создания благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

В связи с чем, все электрические сети, расположенные на территории СНТ СН «Чародейка» массив 12, являются общей долевой собственностью всех членов указанного товарищества и должны находиться на балансе указанного товарищества.

Согласно ч.3 ст.24 Федерального закона от 29.07.2017г. №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, может также принадлежать товариществу на праве собственности и ином праве, предусмотренном гражданским законодательством.

В соответствии с ч.2 ст.25 Федерального закона от 29.07.2017г. №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» право собственности на недвижимое имущество, входящее в состав имущества общего пользования, возникает с момента государственной регистрации такого права в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Право собственности СНТ СН «Чародейка», массив 12 на указанные в административном исковом заявлении сети возникло в силу Федерального закона от 15.04.1998г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», действовавшего до 31.12.2018г.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017г. №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в срок до 01.01.2024г. процедура осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд зданий, сооружений, относящихся к имуществу общего пользования и созданных до дня вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется в упрощенной Форме, на основании декларации, составленной и заверенной председателем садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и правоустанавливающего документа на земельный участок общего назначения, на котором расположены такие здания, сооружения.

Следовательно, СНТ СН «Чародейка» массив 12 вправе самостоятельно оформить право собственности на спорные объекты в силу прямого указания закона.

Также судом установлено, что представитель СНТ СН «Чародейка» массив 12 г.Пятигорска дважды обращалось в администрацию г.Пятигорска с заявлением по вопросу оформления права собственности на линии электропередач, расположенные на территории СНТ СН «Чародейка» массив 12, в ответ на которые администрация г.Пятигорска письмом от 15.04.2020г. -Д, указала, что для рассмотрения указанного вопроса СНТ СН «Чародейка» необходимо предоставить соответствующие документы, а также разъяснен порядок оформления права собственности на указанное имущество в упрощенной форме в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017г. №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Кроме того, в ответе от 03.09.2020г. -Д, направленном на обращение СНТ СН «Чародейка» массив 12 от 24.08.2020г., администрация г.Пятигорска повторно разъяснила СНТ СН «Чародейка», что для рассмотрения указанного вопроса необходимо предоставить соответствующие документы, собрать полный комплект этих документов и направить их администрацию г.Пятигорска, а также разъяснен порядок оформления права собственности на указанное имущество в упрощенной форме в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017г. №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Однако, до настоящего времени указанные действия представителями СНТ СН «Чародейка» так и не произведены.

С учетом изложенного, суд считает необходимым отказать СНТ СН «Чародейка» в удовлетворении, заявленных по данному административному делу требований к администрации г.Пятигорска о признании бездействий незаконными, возложении обязанностей, в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Чародейка» к администрации г.Пятигорска о признании незаконными бездействия администрации г.Пятигорска Ставропольского края по постановке на учет бесхозяйного имущества, находящегося на территории этого муниципального образования, отказать.

В удовлетворении административных исковых требований Садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Чародейка» к администрации г.Пятигорска о возложении обязанностей в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества, находящегося на территории СНТ СН «Чародейка» массив 12 в Ставропольском крае г.Пятигорска, линии электропередач, а именно: объекты электроэнергетики, находящиеся по адресу: <адрес> (садоводческое товарищество) - КЛ-0.4 Кв от ВЛ-0,4 кВ по пер.Колхозный до ВРУ садоводческого товарищества, ВРУ - 0,4 кВ садоводческого товарищества в соответствии с актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 10.03.2017г., актом об осуществлении технологического присоединения от 13.07.2018г., отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд.

Судья А.С. Беликов