Дело №2а-4323/2021
УИД №26RS0029-01-2021-008451-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«08 ноября» 2021г. г.Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи: Беликова А.С.,
при секретаре: Какаулине А.А.
с участием:
представителя административного истца адвоката ФИО13
ФИО14 (по ордеру, доверенности),
представителя административного ответчика ФИО4
администрации г.Пятигорска: (по доверенности),
заинтересованного лица: ФИО8
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г.Пятигорска о признании постановлений незаконными, возложении обязанностей по отмене постановлений, взыскании судебной неустойки,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г.Пятигорска, указав, что постановлением администрации г.Пятигорска от 10.04.2020г. № в отношении земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: СК, <адрес> А, утвержден вид разрешенного использования: «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)».
Постановлением администрации г.Пятигорска от 13.04.2020г. № в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: СК, <адрес>, утвержден вид разрешенного использования: «под жилую застройку».
Постановлением администрации г.Пятигорска от 17.03.2021г. № указанные объекты адресации аннулированы, образован новый земельный участок площадью 2 354 кв.м, путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами №, которому присвоен кадастровый №, по адресу: СК, <адрес>, вид разрешенного использования: «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)».
ФИО1 обратилась в администрацию г.Пятигорска с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка, находящегося в муниципальной собственности с кадастровым номером №, расположенного по адресу: СК, <адрес>.
Постановлением администрации г.Пятигорска от 11.12.2020г. № ей предварительно согласовано предоставление испрашиваемого земельного участка, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории согласно приложению к данному постановлению, а также установлен срок действия предварительного согласования испрашиваемого земельного участка в два года.
Вместе с тем, 25.06.2021г. администрацией г.Пятигорска за подписью начальника МУ «Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска» в адрес административного истца направлено письмо, из содержания которого следует, что администрацией г.Пятигорска принято решение об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду по основаниям, предусмотренным требованиями п.14 ст.39.16 Земельного кодекса РФ, и отмене постановлений администрации г.Пятигорска от 10.04.2020г. № и от 13.04.2020г. №.
К указанному письму в качестве приложения приобщено постановление администрации г.Пятигорска от 11.06.2021г. № об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, а также постановление от 28.05.2021г. № об отмене вышеуказанных постановлений администрации г.Пятигорска от 10.04.2020г. № и от 13.04.2020г. №, которыми утвержден вид разрешённого пользования земельными участками.
Данное решение административного ответчика она считает незаконным и необоснованным, ввиду чего подлежащим отмене в судебном порядке, поскольку им нарушены конституционные права.
Оспариваемое решение административным ответчиком принято без учета и надлежащей оценки того обстоятельства, имеющего существенное значение для настоящего дела, что на испрашиваемом в аренду земельном участке с кадастровым номером №, расположен объект недвижимого имущества с кадастровым номером № объект незавершенного строительства – административное нежилое здание степенью готовности 65%, который согласно сведениям ЕГРН принадлежит ей на праве собственности на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 18.06.2020г. Право собственности зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 26.06.2020г. номер государственной регистрации №
Таким образом, на испрашиваемом в аренду земельном участке расположен недвижимый объект, имеющий прочную связь с землей, право собственности, на который зарегистрировано за ней в ЕГРН. Указанный факт установлен и административным ответчиком путем проведения им мероприятий муниципального земельного контроля в соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
На момент ее обращения с заявлением о предоставлении земельного участка, ее право собственности на расположенный на этом участке объект недвижимого имущества было зарегистрировано, в ЕГРН содержались сведения о расположении указанного здания на испрашиваемом земельном участке, доказательств незаконности нахождения этого объекта недвижимости на данном земельном участке в материалах дела не имеется, что в силу ст.39.20 ЗК РФ обусловливает исключительное право административного истца на предоставление ему спорного земельного участка без проведения торгов.
Вместе с тем, административное нежилое здание с кадастровым номером № степенью готовности 65%, которое согласно сведениям ЕГРН принадлежит ей на праве собственности и расположено на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером №, признаками индивидуального жилого дома не обладает.
В настоящем случае административный ответчик путем необоснованного и ничем не мотивированного изменения вида разрешенного использования земельного участка по адресу: СК, <адрес>, с «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» на «для индивидуального жилищного строительства, деловое управление» нарушил право административного истца владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся в его собственности.
Спорный земельный участок с кадастровым номером № по адресу: СК, <адрес>, был поставлен на государственный кадастровый учет с видом разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)».
Содержащиеся в Едином государственном реестре сведения о земельном участке с указанным кадастровым номером и указанным видом разрешенного использования никем не оспаривались и в силу закона признаются достоверными.
Вместе с тем, административным ответчиком не представлено доказательств, либо иных сведений, обосновывающих принятие спорного постановления от 28.05.2021г. №, тем, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером № административное нежилое здание, степенью готовности 65%, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, представляет какую-либо опасность, в том числе для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия и иную.
Более того, как отмечалось выше, постановлением администрации г.Пятигорска от 11.12.2020г. № ей предварительно согласовано предоставление испрашиваемого земельного участка с утверждением схемы его расположения на кадастровом плане территории и предоставлением разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)».
Вместе с тем, из письма административного ответчика от 25.06.2021г., адресованного ей, не усматривается, что имеются надлежащие доказательства, подтверждающие, что в отношении вышеуказанного спорного земельного участка изменился правовой режим, не допускающий его дальнейшее использование согласно ранее утвержденному виду разрешенного использования, - «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)».
Она, как собственник недвижимости, имеет исключительное право на земельный участок, на котором эта недвижимость расположена, и просит оформить земельные правоотношения, предоставив ей участок для их эксплуатации в аренду.
Признав доказанным, что за административным истцом в ЕГРН 26.06.2020г. зарегистрировано право собственности на объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, административный ответчик был обязан удовлетворить заявление в части предоставления земельного участка в аренду.
Ввиду изложенного, полагает, что у административного ответчика отсутствовали правовые основания для воспрепятствования административному истцу в реализации его права на получение в аренду указанного земельного участка.
О нарушениях требований федерального законодательства, допущенных административным ответчиком и повлекших нарушение прав административного истца, ей известно 25.06.2021г. после получения письма за исходящим номером 3957 от административного ответчика об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду и отмене постановлений администрации г.Пятигорска от 10.04.2020г. № и от 13.04.2020г. №.
Следовательно, срок для обращения с настоящим административным исковым заявлением в суд не пропущен.
Просила признать незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца постановление административного ответчика от 28.05.2021г. № об отмене постановления администрации г.Пятигорска от 10.04.2020г. № в отношении земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: СК, <адрес>А, которым утвержден вид разрешенного использования: «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)», и постановления администрации г.Пятигорска от 13.04.2020г. № в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: СК, <адрес>, которым утвержден вид разрешенного использования: «под жилую застройку».
Обязать административного ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению административным истцом его прав и свобод путем отмены постановления административного ответчика от 28.05.2021г. № об отмене постановления администрации г.Пятигорска от 10.04.2020г. № в отношении земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: СК, <адрес> А, которым утвержден вид разрешенного использования: «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)», и постановления администрации г.Пятигорска от 13.04.2020г. № в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: СК, <адрес>, которым утвержден вид разрешенного использования «под жилую застройку».
Признать незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца постановление административного ответчика от 11.06.2021г. № об отказе ФИО1 в предоставлении без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: СК, <адрес>.
Обязать административного ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению административным истцом его прав и свобод путем отмены постановления административного ответчика от 11.06.2021г. № об отказе ФИО1 в предоставлении без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: СК, <адрес>, и заключения с административным истцом договора аренды указанного земельного участка.
В случае неисполнения административным ответчиком решения суда в установленный срок взыскать с него судебную неустойку в размере 1 000 рублей за каждый день неисполнения решения суда.
В судебное заседание административный истец ФИО1, будучи надлежащим образом извещенная судом о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, не известив об уважительности причины неявки в судебное заседание. С ходатайством об отложении слушания дела, либо истребовании дополнительных доказательств не обращалась. На основании ч.6 ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие не явившегося административного истца ФИО1
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании ордера, доверенности – адвокат ФИО12. поддержал заявленные административные исковые требования и просил удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г.Пятигорска, действующая на основании доверенности – ФИО4, административные исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в которых указала, что в соответствии с п.1 ст.615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом либо в соответствии с условиями договора, либо в соответствии с назначением имущества, если в договоре такие условия не определены.
Таким образом, предоставление земельного участка арендатору в аренду было обусловлено обязанностью его использования исключительно в целях, в которых он предоставлялся.
Приобретя право арендатора по данному договору аренды, истец выразил свое согласие на использование предоставленного в аренду публичного земельного участка в соответствии с установленным договором аренды видом разрешенного использования; у арендатора отсутствует право требовать от арендодателя изменения установленного договором вида разрешенного использования; порядок предоставления земельного участка, находящегося в публичной собственности, в тех или иных целях строго регламентирован земельным законодательством, без соблюдения таких процедур изменение договора в части цели использования участка недопустимо; установление вида разрешенного использования указанного земельного участка па условно разрешенный вид использования «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» по существу, направлено на обход необходимых процедур, предусмотренных земельным законодательством для предоставления земельных участков в целях строительства объектов недвижимости.
В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора.
При решении вопроса о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка по договору арендодатель связан установленным порядком предоставления земельных участков для тех или иных целей использования.
В рамках самоконтроля администрацией г.Пятигорска принято постановление администрации г.Пятигорска от 28.05.2021г. № «Об отмене постановлений администрации г.Пятигорска Ставропольского края от 10.04.2020г. № «Об утверждении вида разрешенного использования земельному участку с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> (ФИО5); от 13.04.2020г. № «Об утверждении вида разрешенного использования земельному участку с кадастровым номером № расположенному по адресу: <адрес> (ФИО5)», поскольку выявлены несоответствие основного постановления в спорной части требованиям законодательства.
Просила в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации г.Пятигорска о признании незаконным постановления администрации г.Пятигорска от 28.05.2021г. №, постановления администрации г.Пятигорска от 11.06.2021г. №, отказать в полном объеме.
В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО1 А.Б. не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований ФИО1 к администрации г.Пятигорска о признании постановлений незаконными, возложении обязанностей по отмене постановлений.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы данного административного дела, оценив представленные административным истцом доказательства, суд считает заявленные административным истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Исходя из положений частей 9, 10 ст.226 КАС РФ административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) и указать способ их восстановления.
Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа положений ст.ст. 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий – это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
в судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации г.Пятигорска от 10.04.2020г. № в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: СК, <адрес> А, утвержден вид разрешенного использования: «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)».
Также, постановлением администрации г.Пятигорска от 13.04.2020г. № в отношении земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: СК, <адрес>, утвержден вид разрешенного использования: «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)».
При этом, постановлением администрации г.Пятигорска от 11.12.2020г. № предварительно согласовано предоставление ФИО1 испрашиваемого земельного участка, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории согласно приложению к данному постановлению, а также установлен срок действия предварительного согласования испрашиваемого земельного участка в два года.
Впоследствии постановлением администрации г.Пятигорска от 17.03.2021г. № вышеуказанные объекты адресации аннулированы, образован новый земельный участок площадью 2 354 кв.м., путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами № которому присвоен кадастровый №, расположенного по адресу: СК, <адрес>, вид разрешенного использования: «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)».
Вместе с тем, постановлением администрации г.Пятигорска от 28.05.2021г. № отменены постановления администрации г.Пятигорска от 10.04.2020г. № и от 13.04.2020г. №, утвержден в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, образованного путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами №, вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства, деловое управление».
При этом, ФИО1 обратилась в администрацию г.Пятигорска с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка, находящегося в муниципальной собственности с кадастровым номером №, расположенного по адресу: СК, <адрес>.
Однако постановлением администрации г.Пятигорска № от 11.06.2021г. ФИО1 отказано в предоставлении без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, по основаниям, предусмотренным требованиями п.14 ст.39.16 Земельного кодекса РФ, в связи с тем, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка.
Вместе с тем, указанные постановления суд считает незаконными, необоснованными и подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно Выписки из ЕГРН об объекте недвижимости от 12.04.2021г. земельный участок, с кадастровым номером №, площадью 2 354 кв.м., образован из земельных участков с кадастровыми номерами: №. Вид разрешенного использования – многоэтажная жилая застройка (высотная застройка).
На указанном земельном участке расположен объект незавершенного строительства – административное, назначение: нежилое здание, степень готовности 65%, кадастровый №, общей площадью 857,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, который принадлежит на праве собственности ФИО1 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 18.06.2020г., заключенного между ФИО5 и ФИО1, о чем сделана запись регистрации № 26.06.2020г., что подтверждено Выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 26.06.2020г.
Вместе с тем, из договора купли-продажи также усматривается, что объект незавершенного строительства расположен на земельном участке площадью 1 725 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, назначение: под объектом незавершенного строительства – административным зданием, кадастровый №, принадлежащим продавцу на праве аренды на основании договора аренды земельного участка №П от 21.02.2007г., договора уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка №П от 21.02.2007г. от 09.07.2010г. и договора уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка №П от 21.02.2007г., от 06.12.2013г.
Таким образом, на спорном земельном участке расположен недвижимый объект, имеющий прочную связь с землей, право собственности на который зарегистрировано за ФИО1 в установленном законом порядке.
Данный факт установлен также административным ответчиком путем проведения мероприятий муниципального земельного контроля в соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
На момент обращения ФИО1 с заявлением о предоставлении земельного участка, ее право собственности на расположенный на этом участке объект недвижимого имущества было зарегистрировано в установленном законом порядке, в ЕГРН содержаться сведения о расположении указанного здания на испрашиваемом земельном участке. При этом, доказательств незаконности нахождения недвижимого объекта на земельном участке административным ответчиком не представлено, что в силу ст.39.20 Земельного кодекса РФ обусловливает исключительное право административного истца на предоставление ему спорного земельного участка без проведения торгов.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 3 статьи 16 Жилищного кодекса РФ).
Пунктом 39 ст.1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что объект индивидуального жилищного строительства – отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Вместе с тем, нежилое здание с кадастровым номером №, степенью готовности 65%, которое расположено на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером №, изложенным признакам индивидуального жилого дома не обладает.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в настоящем случае администрация г.Пятигорска путем необоснованного и не мотивированного изменения вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: СК, <адрес>, с «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» на «для индивидуального жилищного строительства, деловое управление» нарушил право ФИО6 владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся в ее собственности.
Пунктом 6 ст.8.1 ГК РФ предусмотрено, что лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
Вступивший в силу с 01.01.2017г. Федеральный закон от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (также, как и Федеральный закон от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») устанавливает, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Также, согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с названным федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, а также сведений о виде их разрешенного использования (часть 7 статьи 1, пункт 4 части 5 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ).
Спорный земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: СК, <адрес>, был поставлен на государственный кадастровый учет с видом разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)».
Содержащиеся в Едином государственном реестре сведения о земельном участке с указанным кадастровым номером и указанным видом разрешенного использования никем не оспаривались и в силу закона признаются достоверными.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в п.34 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2019)», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019г., собственник объекта недвижимости вправе использовать свой объект и земельный участок, на котором он расположен, в соответствии с фактическим видом разрешенного использования, правомерно сложившимся до внесения изменений в градостроительный регламент. При кадастровом учете и регистрации права собственности на указанный земельный участок в сведениях ЕГРН о виде разрешенного использования отражается фактический вид использования.
Кроме того, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в п.6 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018г., следует, что земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Вместе с тем, администрацией г.Пятигорска не представлено каких-либо надлежащих доказательств, либо иных сведений, подтверждающих, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером № – административное нежилое здание степенью готовности 65%, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № представляет какую-либо опасность, в том числе для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия и иную.
Более того, постановлением администрации г.Пятигорска от 11.12.2020г. №ФИО1 предварительно согласовано предоставление испрашиваемого земельного участка с утверждением схемы его расположения на кадастровом плане территории и предоставлением разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)».
Положения земельного и градостроительного законодательства о сохранении прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков по прежнему фактическому разрешенному использованию должны применяться в системной связи с иными положениями законодательства и учитывать фактические обстоятельства дела.
Вместе с тем, из письма администрации г.Пятигорска от 25.06.2021г. не усматривается, что имеются надлежащие доказательства, подтверждающие, что в отношении указанного спорного земельного участка изменился правовой режим, не допускающий его дальнейшее использование согласно ранее утвержденному виду разрешенного использования - «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)».
Согласно п.5 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п.1 ст.39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с п.1 ст.39.20, п.п.9 п.2 ст.39.6 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в аренду без торгов имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, ФИО1, как собственник недвижимости, имеет исключительное право на спорный земельный участок, с кадастровым номером № на котором эта недвижимость расположена, поскольку факт регистрации права на объект недвижимости за ней в Едином государственном реестре недвижимости подтвержден материалами дела.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Об изложенных в настоящем административном исковом заявлении нарушениях требований федерального законодательства, допущенных административным ответчиком и повлекших нарушение прав, ФИО1 стало известно 25.06.2021г.
Таким образом, срок для обращения с настоящим административным исковым заявлением в суд не пропущен.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований о признании незаконными постановлений, возложении обязанностей по отмене постановлений.
Вместе с тем, суд не моет согласиться с требованиями истца о том, что в случае неисполнения административным ответчиком решения суда в установленный срок взыскать с него судебную неустойку в размере 1 000 рублей за каждый день неисполнения решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (п.1 ст.330 Кодекса) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п.4 ст.1 Кодекса).
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.п. 28, 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016г. №7 «О применении некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (ст.304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (судебная неустойка).
Уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (п.2 ст.308.3 ГК РФ).
Судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства (ч.4 ст.1 ГПК РФ, ч.ч. 1 и 2.1 ст.324 АПК РФ).
Вместе с тем, исходя из указанных правовых норм и акта их толкования, в случае неисполнения судебного акта в пользу взыскателя по его заявлению может быть присуждена судебная неустойка, размер которой определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.
При этом, в соответствии с ч.1 ст.330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Учитывая принципы справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения, а также то, что неустойка является мерой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, направленной на восстановление нарушенного права и не должна являться средством обогащения взыскателя, суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 к администрации г.Пятигорска о признании постановлений незаконными, возложении обязанностей по отмене постановлений, взыскании судебной неустойки, удовлетворить частично.
Признать незаконными и нарушающими права, свободы и законные интересы ФИО1 постановление администрации г.Пятигорска от 28.05.2021г. № об отмене постановления администрации г.Пятигорска от 10.04.2020г. № в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>А, и постановления администрации г.Пятигорска от 13.04.2020г. № в отношении земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию г. Пятигорска в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению ФИО1 ее прав и свобод путем отмены постановления администрации г.Пятигорска от 28.05.2021г. № об отмене постановления администрации г.Пятигорска от 10.04.2020г. № в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> А, и постановления администрации г.Пятигорска от 13.04.2020г. № в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы ФИО1 постановление администрации г.Пятигорска от 11.06.2021г. № об отказе ФИО1 в предоставлении без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию г.Пятигорска в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению ФИО1 ее прав и свобод путем отмены постановления администрации г.Пятигорска от 11.06.2021г. № об отказе ФИО1 в предоставлении без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, и заключения с администрацией г.Пятигорска договора аренды указанного земельного участка.
В удовлетворении требований ФИО1 к администрации г.Пятигорска о взыскании судебной неустойки в размере 1 000 рублей за каждый день неисполнения решения суда, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд.
Судья А.С. Беликов