ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 270003-01-2021-006131-61 от 06.10.2021 Железнодорожного районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело №2а-3443/2021 №27RS0003-01-2021-006131-61

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 октября 2021 года г. Хабаровск

Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Шишкиной Н.Е.

при секретаре судебного заседания Панасюк Т.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора города Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Хабаровска, Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска о возложении обязанности принять меры к постановке на учет тепловой сети как бесхозяйного объекта,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора города Хабаровска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Хабаровска Департаменту муниципальной собственности администрации <адрес> о возложении обязанности принять меры к постановке на учет тепловой сети, расположенной по адресу: <адрес> как бесхозяйного объекта, путем направления заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с соблюдением требований, установленных порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ ссылаясь на то, что прокуратурой города во исполнение указания прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации надзора за исполнением законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно- коммунального хозяйства» проведен анализ состояния законности при оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты жилищно - коммунального хозяйства. В ходе проверки установлено, что в настоящее время на территории <адрес> выявлена бесхозяйная тепловая сеть, протяженностью 128 м., расположенная по <адрес> администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа городского округа «<адрес>» «Развитие инженерной инфраструктуры городского округа «<адрес>» на 2021 - 2025 годы». Основной целью программы является улучшение качества предоставления услуг по теплоснабжению, водоснабжению, электроснабжению и водоотведению населения и объектов жизнеобеспечения. В развитии положений Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 23.11.2009 № 261-ФЗ, распоряжением администрации

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р утвержден Порядок взаимодействия структурных подразделений администрации города при приеме в муниципальную собственность бесхозяйных инженерных коммуникаций. В соответствии с данным порядком подготовительную работу и формирование перечней бесхозяйных инженерных коммуникаций осуществляет управление энергообеспечения, топлива и инженерных коммуникаций и другие отраслевые подразделения администрации города. Перечни утверждаются отраслевыми подразделениями администрации города и направляются в департамент муниципальной собственности администрации города для подготовки проектов постановления администрации города о передаче объектов на содержание и техническое обслуживание предприятиям - сетедержателям. Департамент муниципальной собственности администрации <адрес> после получения изготовленной и согласованной с предприятием - сетедержателем технической документации проводит работу по постановке этих объектов в Управлении Росреестра по <адрес> на учет как бесхозяйных. Вместе с тем, администрацией города до настоящего времени не проведена работа по постановке на регистрационный учет в Управлении Росреестра по <адрес> как бесхозяйного объекта водопроводной сети, расположенной по ул. Железнодорожной в Железнодорожном районе г. Хабаровска. Уклонение администрации г. Хабаровска от принятия мер к постановке на учет в регистрирующем органе бесхозяйного объекта свидетельствует о неисполнении требований федерального законодательства ответственными должностными лицами администрации г. Хабаровска. В связи с чем и.о. прокурора города Хабаровска обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением.

Определением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 09.09.2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент муниципальной собственности Администрации города Хабаровска.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора города Хабаровска Кочнева К.В. поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель административных ответчиков – Администрации города Хабаровска и Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска Белогубцева М.А. не возражала против удовлетворения административного иска, полагая, что обязанность принять меры к постановке на учет тепловой сети как бесхозяйного объекта необходимо возложить на Департамент муниципальной собственности.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства, материалы исполнительных производств, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Положениями части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с пунктами 2, 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 580, объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых не известны, или от права собственности, на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст. 225, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимаются на учет органами Федеральной регистрационной службы (в настоящее время - органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии). Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Действующим законодательством предусмотрены гарантии надежности теплоснабжения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципальных образований, в том числе учет объектов теплоснабжения, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".

В соответствии со ст. 19 Устава городского округа «<адрес>, принятого решением Хабаровской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ в структуру органов местного самоуправления входит в том числе администрация <адрес>.

Согласно пункту 1, 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в Порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".

Из пункта 2 названного Порядка следует, что принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

На учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались (пункт 3 Порядка N 931).

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в том числе, органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (пункт 5 Порядка N 931).

Под тепловой сетью понимается совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ).

В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки деятельности органа местного самоуправления - администрации <адрес>, выявлены нарушения требований действующего законодательства относительно ненадлежащего осуществления деятельности по постановке на регистрационный учет тепловых сетей как бесхозных и принятию их в муниципальную собственностью.

По сообщению Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ тепловая сеть по <адрес> (128 м) в <адрес>вого государственного имущества не значится.

Указанный объект не числится в реестре федерального имущества, что подтверждается: сведениями из МТУ Росимущества в <адрес> и ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии объекта недвижимости – тепловая сеть, местоположение: <адрес>, ул Железнодорожная (128м)в реестре федерального имущества.

Согласно Уведомлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-67183879 в Едином государственном реестре недвижимости указанный объект отсутствует.

Согласно информации предоставленной Департаментом муниципальной собственности <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по объекту - тепловая сеть по <адрес> (128 м) заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости в Управление Росреестра по <адрес> и о признании на него права муниципальной собственности в суд не подавались в связис неисполнением подрядчиками в 2019 и 2020 годах муниципальных контрактов на выполнение работ по технической инвентаризации указанных сетей. Инвентаризация данных сетей будет проведена в 2021 году. Планируемый срок постановки сетей на учет - ноябрь, декабрь 2021 года.

Орган местного самоуправления обязан выявлять бесхозяйные объекты тепловых сетей и принимать меры к постановке их на учет. Наличие на территории городского округа бесхозяйных объектов, не постановленных на учет и не принятых в муниципальную собственность, создает опасность для неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие должного контроля за их состоянием влечет их ненадлежащее содержание, что нарушает права граждан на бесперебойное снабжение коммунальными услугами.

Поскольку спорный участок сети теплоснабжения не имеет собственника, при этом создан и используется для поставки тепловой энергии, суд приходит к выводу о наличии оснований считать спорный участок тепловой сети расположенный по адресу: <адрес> (128м) бесхозяйным имуществом, в этой связи, наличии оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по постановке спорной сети теплоснабжения на учет в качестве бесхозяйного.

С учетом положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ, статей 47 Устава <адрес>, Порядка взаимодействия структурных подразделений администрации <адрес> при приеме в муниципальную собственность бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры города, полномочия по организации постановки в установленном порядке объектов недвижимости на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества в <адрес> осуществляет Администрация <адрес> как исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, в том числе, через свои структурные подразделения. В связи с чем, суд полагает необходимым возложить обязанность по постановке на учет бесхозяйного объекта на обоих ответчиков - Администрацию <адрес> и Департамент муниципальной собственности.

На основании изложенного исковые требования и.о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес>, Департаменту муниципальной собственности администрации <адрес> о возложении обязанности принять меры к постановке на учет тепловой сети как бесхозяйного объекта суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-179, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования и.о. прокурора города Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Хабаровска, Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска о возложении обязанности по принятию мер к постановке на учет тепловой сети как бесхозяйного объекта - удовлетворить.

Возложить на Администрацию города Хабаровска, Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска обязанность принять меры к постановке на учет тепловой сети, расположенной в Железнодорожном районе г. Хабаровска по ул. Железнодорожной, протяженностью приблизительно 128 м., как бесхозяйного объекта, путем направления заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с соблюдением требований, установленных порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931.

Установить срок исполнения решения суда – в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в течение месяца с момента вынесения решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 11.10.2021 года.

Судья Шишкина Н.Е.