ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 270003-01-2022-004859-13 от 11.08.2022 Железнодорожного районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-3317/2022

УИД № 27RS0003-01-2022-004859-13

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

11 августа 2022 года г.Хабаровск

Железнодорожный районный суд г.Хабаровска в составе:

председательствующего – судьи Черниковой Е.В.,

при секретаре Якимовой Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по ФИО1, Отделу судебных приставов по , Управлению Федеральной службы судебных приставов пои ЕАО о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по ФИО1, ОСП по , УФССП России пои ЕАО о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, мотивируя тем, что 01.06.2022г. судебным приставом-исполнителем ОСП по ФИО1 в отношении должника - администрации возбуждено исполнительное производство -ИП о взыскании задолженности по неоплаченному в рамках производства -ИП исполнительскому сбору на сумму 50000 руб. Администрация полагает вынесенное судебным приставом-исполнителем ФИО1 постановление от 01.06.2022г. о возбуждении исполнительного производства -ИП незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии с п.3 ч.1 ст.19 Устава городского округа «», принятого решениемвой думы от 13.07.2004г. , администрация является исполнительно-распорядительным органом городского округа с правами юридического лица (ч.2 ст.41 Устава) в форме муниципального казенного учреждения (ч.2 ст.41-1 Устава). Таким образом, администрация является бюджетным учреждением, правовой режим обращения взыскания на средства которого урегулирован нормами бюджетного законодательства. В силу п.8 ч.1 ст.31 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель не имеет права возбудить исполнительное производство, если исполнительный документ в соответствии с законодательством РФ не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов. Бюджетным кодексом РФ установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в п.1 ст.239 БК РФ. При поступлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства на основании п.8 ч.1 ст.31 Закона об исполнительном производстве (абз.3 п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019г. ). На основании изложенного Администрация просит суд признать незаконным и отменить постановление судебного пристава ОСП по ФИО1 от 01.06.2022г. о возбуждении исполнительного производств -ИП.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3, действующая на основании доверенности, административный иск поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнила, что исполнительский сбор в сумме руб. уже взыскан с Администрации 27.07.2022г. Просит удовлетворить административный иск.

В судебное заседание административный ответчик - судебный пристав-исполнитель ФИО1 не явился, о дате и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором просит суд в удовлетворении административного иска отказать.

В судебное заседание представитель административного соответчика УФССП России пои ЕАО не явился, о дате и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, возражения против административного иска не представил, с ходатайством об отложении судебного заседания в суд не обращался, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть административное дело в его отсутствие.

Заслушав представителя административного истца ФИО3, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании п.2 ч.1 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст.360 КАС РФ, постановления старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статьей 121 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что постановление судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).

Решением Центрального районного суда от 21.12.2016г. по административному делу а-8612/2016 по административному иску прокурора , действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации о признании бездействия незаконным и понуждении устранить нарушения на Администрацию возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к соблюдению требований безопасности дорожного движения, а именно провести работы по приведению остановочных площадок общественного транспорта «Железнодорожный вокзал», расположенной напротив -а по , «Железнодорожная больница», расположенной в районе , «Железнодорожный вокзал», расположенной в районе по Амурскому бульвару, «Кафедральный собор», расположенной в районе , в соответствии с требованиями ФИО7 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», а именно: обеспечить расстояние более 3 метров от края проезжей части (остановочной площадки) до ближайшего к ней края павильона вышеуказанных остановочных площадок общественного транспорта.

Решение Центрального районного суда от 21.12.2016г. вступило в законную силу 30.01.2017г. и подлежит исполнению должником Администрацией .

13.04.2017г. Центральным районным судом взыскателю выдан исполнительный лист ФС , который 27.07.2017г. предъявлен для принудительного исполнения в ОСП по .

01.08.2017г. судебным приставом-исполнителем ОСП по ФИО4 на основании вышеуказанного исполнительного документа возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника Администрации .

Исполнительное производство впоследствии было принято на исполнение судебным приставом-исполнителем ФИО5

В силу положений ст.2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.12 ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

На основании ч.1 ст.36 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 – 6.1 данной статьи.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.68 ФЗ «Об исполнительном производстве», мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с данным Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

В соответствии с п.13 ч.1 ст.64 ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены данным Федеральным законом.

На основании ч.1 ст.105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ч.1 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.2 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

На основании ч.3 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по ФИО4 от 02.10.2017г. в рамках исполнительного производства -ИП от 01.08.2017г. с должника Администрации на основании ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб. в связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, непредставлением судебному приставу-исполнителю доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа.

Как следует из представленных материалов исполнительного производства -ИП от 01.08.2017г., должник Администрация неоднократно обращался в Центральный районный суд о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 21.12.2016г. и исполнительного документа, такая отсрочка судом должнику предоставлялась.

На основании п.1 ч.1 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по ФИО1 от 27.05.2022г. исполнительное производство -ИП в отношении должника Администрации окончено на основании п.1 ч.1 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме.

В соответствии с ч.7 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве» одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 данного Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 данной статьи, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства должнику, а при необходимости и другим лицам.

01.06.2022г. судебным приставом-исполнителем ОСП по ФИО1 на основании исполнительного документа – постановления судебного пристава-исполнителя от 01.10.2017г. в отношении должника Администрации возбуждено исполнительное производство -ИП, предмет исполнения: исполнительский сбор в размере 50000 руб. в пользу взыскателя: ОСП по .

Доводы административного истца о том, что Администрация является бюджетным учреждением, правовой режим обращения взыскания на средства которого урегулирован нормами бюджетного законодательства, в связи с чем судебный пристав-исполнитель ФИО1 должен был отказать в возбуждении исполнительного производства на основании п.8 ч.1 ст.31 Закона об исполнительном производстве, основаны на неправильном применении норм материального права.

На основании п.8 ч.1 ст.31 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

В силу положений ст.10 Бюджетного кодекса РФ к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся, в том числе, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.19, ч.2 ст.41, ч.2 ст.41-1 Устава городского округа «Город Хабаровск», принятого решением Хабаровской краевой думы от 13.07.2004г. № 509, администрация г.Хабаровска является исполнительно-распорядительным органом городского округа с правами юридического лица в форме муниципального казенного учреждения.

Согласно п.1 ст.239 Бюджетного кодекса РФ, иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с данным Кодексом средства участников казначейского сопровождения осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 данного Кодекса.

В силу п.2 ст.239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных данным Кодексом.

На основании ч.3 ст.239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения на основании судебных актов производится в соответствии с главой 2.4.1 данного Кодекса.

В соответствии с п.1 ст.242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с данным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Согласно п.4 ст.242.2 Бюджетного кодекса РФ, для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в п.2 ст.242.1 данного Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Таким образом, исходя из положений ст.ст.239, 241.1, 242.2 Бюджетного кодекса РФ, в порядке бюджетного законодательства подлежат исполнению только судебные акты, к которым постановления судебного пристава-исполнителя не относятся.

Исполнительский сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительский сбор взыскивается с должника судебным приставом-исполнителем, о чем выносится соответствующее постановление, которое в силу п.7 ч.1 ст.12 ФЗ «Об исполнительном производстве» является одним из видов исполнительных документов, предъявляемых для исполнения судебному приставу-исполнителю.

Постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по ФИО1 от 01.06.2022г. о возбуждении исполнительного производства 112167/22/27003-ИП о взыскании с должника Администрации исполнительского сбора в рамках оконченного исполнительного производства -ИП от 01.08.2017г. не противоречит положениям ч.7 ст.47, п.7 ч.1 ст.12 ФЗ «Об исполнительном производстве».

При этом, суд принимает во внимание, что административным истцом требование исполнительного документа исполнено, 27.07.2022г. произведена оплата исполнительского сбора в сумме 50000 руб.

На основании вышеизложенного, административные исковые требования Администрации о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по ФИО1 от 01.06.2022г. о возбуждении исполнительного производства -ИП удовлетворению не подлежат как незаконные и необоснованные, поскольку основания для отказа в возбуждении исполнительного производства, предусмотренные ст.31 ФЗ «Об исполнительном производстве», отсутствовали, кроме того, в полномочия суда не входит отменять постановление судебного пристава-исполнителя.

Руководствуясь ст.ст. 175-178, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Администрации к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по ФИО1, Отделу судебных приставов по , Управлению Федеральной службы судебных приставов пои ЕАО о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке ввой суд через Железнодорожный районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 25.08.2022г.

Судья Е.В. Черникова