ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 270006-01-2019-002640-61 от 07.07.2021 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)

Дело №2а-1354/2021

УИД № 27RS0006-01-2019-002640-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июля 2021 года г. Хабаровск

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе

председательствующего судьи Кузьминова М.Ю.,

при секретаре Коротковой Д.В.,

с участием представителя административных истцов Кругляковой О.Н., административного ответчика Министерства обороны Российской Федерации Молоковой А.В., заинтересованного лица Федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточного территориального управления имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации Ли В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иванковой С. Н., Анохиной А.В., Ращинской Е. П. к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, Министерству обороны Российской Федерации, заинтересованному лицу Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконными бездействий и действий ответчиков, возложении обязанности образовать путем раздела земельный участок, занимаемый многоквартирным жилым домом в <адрес>, площадью 2673 кв.м., для постановки на кадастровый учет, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах согласно схеме,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы Иванкова С.Н., Анохина А.В., Ращинская Е.П., в лице представителя Кругляковой О.Н., обратились с указанным административным исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, указав в обоснование на то, что ДД.ММ.ГГГГ истцы (собственники жилых помещений) обратились к ответчику с просьбой согласовать (утвердить) схему образования земельного участка под многоквартирным домом и прилегающей придомовой территории по адресу <адрес>, образующегося путем раздела в измененных границах земельного участка с кадастровым номером . В ДД.ММ.ГГГГ года получен ответ, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральное государственное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.

В свою очередь Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края направила в адрес истцов ответ, о том что, обращение от ДД.ММ.ГГГГ перенаправлено в Межрегиональное Территориальное управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и ЕАО, в связи с образованием земельного участка под многоквартирным домом из земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, в соответствии со статьей 8 ФЗ от 02.05.2006 № 59 - ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ».

Из сведений ЕГРН земельный участок с кадастровым номером является собственностью Российской Федерации и предоставлен ФГКУ «ДВТУИО» на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Собственниками помещений МКД принято решение об оформлении в общую долевую собственность земельного участка, занимаемого непосредственно жилым домом и придомовой территорией, используемой собственниками помещений.

Учитывая, что, в целях формирования земельного участка, занятого непосредственно многоквартирным домом и прилегающей к нему территорией, требуется раздел земельного участка с кадастровым номером . В соответствии с представленной схемой, сформирован земельный участок, занимаемый многоквартирным домом и прилегающей территорией.

Указали, что в силу положений ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3)крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Таким образом, собственники помещений МКД вправе претендовать на земельный участок.

В силу положений ст. 16 Закона РФ № 189-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации», в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отнощении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В данном случае, указали, земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.

В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

Распоряжение земельным участком, в том числе принятие решения о формировании земельного участка путем раздела, а следовательно, изменение индивидуальных характеристик земельного участка не входит в круг правомочий обладателя права постоянного (бессрочного) пользования, и относится к исключительной компетенции собственника земельного участка. Следовательно, органом государственной власти, полномочным к формированию земельного участка, на котором расположен МКД является Росимущество. Вопрос по утверждению схемы расположения земельного участка по существу не рассмотрен, действия по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не осуществлены.

Бездействие ответчика, связанное с рассмотрением вопроса о формировании земельного участка путем раздела земельного участка, нарушает права собственников помещений в многоквартирном доме на приобретение в собственность земельного участка. Незаконное бездействие ответчика, выразившееся в непринятии решения об утверждении схемы земельного участка, нарушает права истцов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков осуществляется путем раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела земельных участков.

В рассматриваемом случае образуется земельный участок площадью 2 763 квадратных метров, занимаемый многоквартирным жилым домом, путем раздела с сохранением измененных границ исходного земельного участка с кадастровым номером 27 17 0402501 415. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ. В силу пункта 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Пунктом 7 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности или предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 ЗК РФ, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: 1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; 2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка содержится в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ

В пункте 1 статьи 11.4 ЗК РФ закреплено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 данной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. На основании пункта 6 этой же статьи при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

Образование земельного участка представляет собой установление его границ, а межевой план в силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет, что предполагает в обязательном порядке установление координат характерных точек местоположения границ земельного участка в соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221- ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Анализ схемы земельного участка, которая была предоставлена истцом в компетентные органы, свидетельствует, что она содержит изображение границ исходного земельного участка, условный номер образуемого земельного участка и систему координат.

Земельный участок, сформированный на основании прилагаемой к заявлению схемы, площадью 2 763 кв. м, соответствует требованиям к образуемым земельным участкам, предусмотренным ст.11.9 Земельного кодекса РФ. Размер формируемого земельного участка соответствует градостроительным регламентам и не превышает нормативного размера.

Направленная ответчику для получения согласия на раздел земельного участка, схема расположения, приложенная к исковому заявлению, содержит сведения о координатах характерных точек границы сформированного земельного участка, площадью 2763 кв.м.

В рассматриваемом случае земельный участок является федеральной собственностью, границы которого установлены, препятствий в разделе земельного участка и образовании участка под многоквартирный жилой дом не имеется, образуемый земельный участок не выходит за границы земельного участка.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просят признать незаконными действия (бездействие) МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, выразившееся в непринятии решения о согласовании (утверждение) схемы земельного участка, направленной через канцелярию ДД.ММ.ГГГГ за вх. возложить на ответчика обязанность образовать, путем раздела земельного участка с кадастровым номером , земельный участок, занимаемый многоквартирным жилым домом по <адрес>, площадью 2 763 кв. м, для постановки на кадастровый учет, с сохранением земельного участка с кадастровым номером в измененных границах, имеющий описание местоположения границ согласно схеме.

В ходе рассмотрения дела от представителя административных истцов поступило ходатайство об изменении процессуального статуса администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края с третьего лица на соответчика и уточнении исковых требований, согласно которому просит признать незаконными действия (бездействия) ответчиков, выразившиеся в непринятии решения об образовании (формировании) земельного участка, согласовании (утверждении) схемы земельного участка, возложении на ответчиков обязанности образовать путем раздела земельного участка с кадастровым номером , земельный участок занимаемый многоквартирным жилым домом по <адрес>, площадью 2 763 кв. м, для постановки на кадастровый учет, с сохранением земельного участка с кадастровым номером в измененных границах, имеющий описание местоположения границ согласно схеме.

Определением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 06.11.2019 года администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края привлечена к участию в деле в качестве административного ответчика.

Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 05 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 26 февраля 2020 года и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 июля 2020 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 30 октября 2020 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 20 февраля 2021 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верхового Суда Российской Федерации.

Кассационным определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2021 года решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 05 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 26 февраля 2020 года и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 июля 2020 года, отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В ходе рассмотрения дела 29.06.2021 года от представителя административных истцов Кругляковой О.Н. поступило заявление об уточнении исковых требований, согласно которому просит, в том числе: -- признать незаконным бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, выразившиеся в не организации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления на территории района; -- признать незаконными действия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Министерства Обороны Российской Федерации, выразившиеся в непринятии решения о согласовании (утверждении) схемы земельного участка; -- возложении на Министерство Обороны Российской Федерации обязанности образовать путем раздела земельного участка с кадастровым номером , земельный участок, занимаемый многоквартирным жилым домом по <адрес>, площадью 2763 кв.м., для постановки на кадастровый учет, с сохранением земельного участка с кадастровым номером в измененных границах, имеющий описание местоположения границ согласно схеме.

В судебное заседание 07.07.2021 года административные истцы Иванкова С.Н., Анохина А.В., Ращинская Е.П., не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

В судебном заседании 07.07.2021 года представитель административных истцов Круглякова О.Н. попросила объявить перерыв.

После продолженного 07.07.2021 года судебного заседания заявила отказ от всех административных исковых требованиях к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, о чем представила соответствующее заявление. Дополнила требования требованием о возложении на Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области обязанности образовать путем раздела земельного участка с кадастровым номером , земельный участок, занимаемый многоквартирным жилым домом по <адрес> площадью 2763 кв.м., для постановки на кадастровый учет, с сохранением земельного участка с кадастровым номером в измененных границах, имеющий описание местоположения границ согласно схеме. Уточненные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

В судебное заседание 07.07.2021 года Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области представителя не направило, о времени месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом.

В судебном заседании 07.07.2021 года представитель административного ответчика Министерства Обороны Российской Федерации Молокова А.В. уточненные требования административного искового заявления не признала, просила административное исковое заявление оставить без удовлетворения.

В продолженное 07.07.2021 года судебное заседание представитель администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Страшко Д.А. не явилась.

В судебном заседании 07.07.2021 года представитель ФГКУ «Дальневосточного территориального управления имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации Ли В.А. с административным исковым заявлением не согласился, привел доводы аналогичные изложенным в возражениях на административный иск.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Судом установлено и следует из материалов дела, что административные истцы являются собственниками жилых помещений, в том числе, Иванкова С.Н. <адрес>, Ращинская Е.П. и Анохина (ранее Ращинская) А.В. по 1/2 доли в <адрес>.

Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использование специального назначения. Правообладателем является Российская Федерация. На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером передан в оперативное управление ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Согласно подпункту 1 пункта 2, подпункту 4 пункта 11 действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (далее также - Департамент), утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 мая 2019 г. N 280, Департамент предназначен для реализации полномочий Минобороны России по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил (кроме вооружения и боеприпасов), имуществом, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также высвобождаемым движимым военным имуществом (кроме вооружения и боеприпасов); директор Департамента утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

В соответствии со статьей 289 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Пунктом 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривается, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Из содержания частей 2 - 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса), в пункте 2.1 постановления N 12-П от 28.05.2010 указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах установил в Жилищном кодексе общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (статья 36), а во Вводном законе - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (статья 16).

Из частей 2 - 5 статьи 16 Вводного закона с учетом разъяснений, данных в пункте 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие этого Кодекса.

По смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса.

В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений своих прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67 постановления N 10/22).

Частью 4 статьи 16 Вводного закона предусмотрено, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, осуществляют соответствующие публичные органы.

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (пункты 4.2, 4.3 постановления N 12-П).

Пунктом 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено следующее: если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие названного кодекса (часть 2 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"); если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 этого же Федерального закона). В силу частей 2 и 5 статьи 16 указанного Федерального закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

В силу пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Перечень земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, приведен в пунктах 4 и 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ.

Данные о том, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой <адрес>, собственниками жилых помещений в котором являются административные истцы, относится к таким земельным участкам, изъятым или ограниченным в обороте, суду не представлены.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Исходя из требований частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона, положений постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" именно Министерство обороны Российской Федерации являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом находящимся в Вооруженных Силах РФ вправе распоряжаться земельным участком, поставленным на кадастровый учет в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок для обеспечения надлежащего содержания и обслуживания жилых и нежилых помещений в жилом <адрес>.

Так же судом установлено, что административные истцы в Министерство Обороны Российской Федерации по вопросу формирования земельного участка под многоквартирным домом путем раздела земельного участка с кадастровым номером .

МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, возвращая пакет документов заявителям, ограничилось предоставлением информации последним со ссылкой на сведения ЕГРН о принадлежности земельного участка на праве собственности Российской Федерации и его предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, указав также, что данное учреждение является уполномоченным территориальным органом Минобороны России.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления частично, возложении на Министерство Обороны Российской Федерации обязанности образовать путем раздела земельного участка с кадастровым номером , земельный участок, занимаемый многоквартирным жилым домом по <адрес>, в <адрес>-43, площадью 2763 кв.м., для постановки на кадастровый учет, с сохранением земельного участка с кадастровым номером в измененных границах, имеющий описание местоположения границ согласно схеме. Признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, выразившиеся в не организации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления.Признании незаконными действий Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, Министерства Обороны Российской Федерации, выразившиеся в непринятии решения о согласовании (утверждении) схемы земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Иванковой С. И., Анохиной А.В., Ращинской Е. П. к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, Министерству обороны Российской Федерации, третьему лицу Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконными бездействий и действий ответчиков, возложении обязанности образовать путем раздела земельный участок, занимаемый многоквартирным жилым домом в <адрес>, площадью 2673 кв.м., для постановки на кадастровый учет, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах согласно схеме, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, выразившиеся в не организации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления.

Признать незаконными действий Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, Министерства Обороны Российской Федерации, выразившиеся в непринятии решения о согласовании (утверждении) схемы земельного участка.

Возложить на Министерство Обороны Российской Федерации обязанности образовать путем раздела земельного участка с кадастровым номером , земельный участок, занимаемый многоквартирным жилым домом по <адрес>, площадью 2763 кв.м., для постановки на кадастровый учет, с сохранением земельного участка с кадастровым номером в измененных границах, имеющий описание местоположения границ согласно схеме.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Кузьминов М.Ю.