Дело № 2а-1310/2020
УИД № 27RS0006-01-2020-000971-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 14 октября 2020 года
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Чуешковой В.В.,
при секретаре Бондарь К.В.,
с участием:
представителя административных истцов Николенко А.Ю. и Баркаевой В.В. – Ковалева Е.А. по доверенностям,
представителя административного ответчика – Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края – Кирсановой Т.В. по доверенности,
представителя заинтересованного лица – ФГБУ «Заповедное Приамурье» – Обуховой И.Я. по доверенности,
рассмотрев в судебном заседании дело по административному исковому заявлению Агапова Александра Викторовича, Баркаевой Виктории Витальевны, Баркаевой Юлии Николаевны, Данильченко Александра Николаевича, Данильченко Артема Александровича, Данильченко Максима Александровича, Николенко Андрея Юрьевича, Резенко Максима Владимировича, Резенко Светланы Николаевны, Цецхладзе Григория Резоевича к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным отказов в предварительном согласовании предоставления и утверждении схемы расположения земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Агапов А.В., Баркаева В.В., Баркаева Ю.Н., Данильченко А.Н., Данильченко А.А., Данильченко М.А., Данильченко Л.А., Николенко А.Ю., Резенко М.В., Резенко С.Н., Цецхладзе Г.Р. обратились в Хабаровский районный суд Хабаровского края с административным исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным отказов в предварительном согласовании предоставления и утверждении схемы расположения земельных участков.
Заявленные требования мотивированы тем, что Агапов Александр Викторович ДД.ММ.ГГГГ обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (административный ответчик) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 200 метрах на северо-восток от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда
Баркаева Виктория Витальевна ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (административный ответчик) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 270 метрах на север от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда.
Баркаева Юлия Николаевна ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (административный ответчик) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 320 метрах на север от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда.
Данильченко Александр Николаевич ДД.ММ.ГГГГ обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (административный ответчик) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 160 метрах на северо-восток от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда.
Данильченко Артем Александрович ДД.ММ.ГГГГ обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района <адрес> (административный ответчик) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 210 метрах на северо-восток от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда.
Данильченко Максим Александрович ДД.ММ.ГГГГ обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (административный ответчик) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 180 метрах на северо-восток от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда.
Данильченко Людмила Афанасьевна ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (административный ответчик) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 240 метрах на северо-восток от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда.
Николенко Андрей Юрьевич ДД.ММ.ГГГГ обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (административный ответчик) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 140 метрах на северо-восток от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда.
Резенко Максим Владимирович ДД.ММ.ГГГГ обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (административный ответчик) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 200 метрах на север от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда.
Резенко Светлана Николаевна ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (административный ответчик) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 150 метрах на север от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда.
Цецхладзе Григорий Резоевич ДД.ММ.ГГГГ обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (административный ответчик) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 250 метрах на северо-восток от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком принято решение об отказе административным истцам в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения вышеуказанных земельных участков в связи с тем, что испрашиваемые земельные участки полностью расположены в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Данные решения об отказе приняты на основании того, что испрашиваемые земельные участки полностью расположены в охранной зоне Большехехцирского государственного заповедника, которая составляет 1 км.
Кроме того, часть обжалуемых решений (принятых по заявлениям Агапова А.В., Данильченко А.Н., Резенко М.В., Резенко С.Н. и Цецхладзе Г.Р.) обоснована отсутствием подъездных путей.
Ссылаясь на ст. ст. 27, 95 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», административные истцы считают отказы административного ответчика незаконными, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на предоставление гражданам в собственность земельных участков, расположенных в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, в том числе государственных природных заповедников.
Испрашиваемые земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте, их использование допускается с соблюдением определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы. Их использование, как приусадебных земельных участков предназначено для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Положением о государственном природном заповеднике "Большехехцирский", утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ не предусмотрено запрета на ведение личного подсобного хозяйства на земельном участке, предоставленном в пределах охранной зоны заповедника.
Также необоснованна ссылка ответчика на отсутствие подъездных путей, так как, во-первых, в отказах отсутствует ссылка на нормативно-правовой акт, в котором содержится запрет на предоставление земельных участков при отсутствии подъездных путей, а, во-вторых, административными истцами до получения обжалуемых отказов административному ответчику были предоставлены заявления о том, что подъездные пути к испрашиваемым земельным участкам будут возведены за счет истцов в соответствии с техническими условиями, выданными администрацией сельского поселения «Село Казакевичево» для проектирования примыкания автодороги к земельному участку, расположенному: <адрес>
На основании изложенного и ст. 41 КАС РФ, административные истцы просят признать незаконным:
решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Агапову Александру Викторовичу в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 200 метрах на северо-восток от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда;
решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Баркаевой Виктории Витальевне в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 270 метрах на север от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда;
решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Баркаевой Юлии Николаевне в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 320 метрах на север от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда;
решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Данильченко Александру Николаевичу в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 160 метрах на северо-восток от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда;
решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Данильченко Артему Александровичу в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 210 метрах на северо-восток от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда;
решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Данильченко Максиму Александровичу в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 180 метрах на северо-восток от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда;
решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Данильченко Людмиле Афанасьевне в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 240 метрах на северо-восток от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда;
решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Николенко Андрею Юрьевичу в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 140 метрах на северо-восток от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда;
решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Резенко Максиму Владимировичу в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 200 метрах на север от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда;
решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Резенко Светлане Николаевне в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 150 метрах на север от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда;
решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Цецхладзе Григорию Резоевичу в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 250 метрах на северо-восток от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края:
предварительно согласовать Агапову Александру Викторовичу предоставление и утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 200 метрах на северо-восток от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда;
предварительно согласовать Баркаевой Виктории Витальевне предоставление и утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 270 метрах на север от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда;
предварительно согласовать Баркаевой Юлии Николаевне предоставление и утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 320 метрах на север от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда;
предварительно согласовать Данильченко Александру Николаевичу предоставление и утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 160 метрах на северо-восток от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда;
предварительно согласовать Данильченко Артему Александровичу предоставление и утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 210 метрах на северо-восток от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда;
предварительно согласовать Данильченко Максиму Александровичу предоставление и утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 180 метрах на северо-восток от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда;
предварительно согласовать Данильченко Людмиле Афанасьевне предоставление и утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 240 метрах на северо-восток от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда;
предварительно согласовать Николенко Андрею Юрьевичу предоставление и утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 140 метрах на северо-восток от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда;
предварительно согласовать Резенко Максиму Владимировичу предоставление и утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 200 метрах на север от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда;
предварительно согласовать Резенко Светлане Николаевне предоставление и утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 150 метрах на север от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда;
предварительно согласовать Цецхладзе Григорию Резоевичу предоставление и утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 250 метрах на северо-восток от земельного участка по <адрес>, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства, вид права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка - аренда.
Определением Хабаровского районного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ административное дело прекращено в части: по исковому заявлению Данильченко Людмилы Афанасьевны к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления и утверждении схемы расположения земельного участка – в связи со смертью административного истца Данильченко Людмилы Афанасьевны.
В судебное заседание не явились административные истцы. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, предоставили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Административные истцы Николенко А.Ю. и Баркаева В.В. доверили представлять свои интересы Ковалеву Е.А. на основании доверенностей.
В судебное заседание не явились заинтересованные лица: ФГБУ «Государственный заповедник Большехехцирский», Администрация сельского поселения «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Администрация сельского поселения «Село Казакевичево» Хабаровского муниципального района Хабаровского края – предоставила заявление о рассмотрение дела в отсутствие её представителя. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Согласно ст. 226 КАС РФ, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судом не признана обязательной явка в судебное заседание участвующих в деле лиц, в связи с чем рассмотрение и разрешение административного дела по существу произведено в их отсутствие.
В судебном заседании представитель административных истцов Николенко А.Ю., Баркаевой В.В. – Ковалев Е.А., требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал по указанным в заявлении доводам. Просил суд административный иск удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснил, что считает возражения ответчика основанными на неправильном толковании норм материального права. Действующим законодательством не запрещено предоставлять гражданам в собственность или аренду земельные участки, расположенные в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, в том числе государственных природных заповедников. Земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте. Границы охранной зоны не внесены в ЕГРНИ. Верховный суд РФ в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ№ дал оценку возможности предоставления земельных участков в охранной зоне Болынехехцирского государственного заповедника, в том числе с учетом Положения об охранной зоне Болынехехцирского государственного заповедника, утвержденного распоряжением исполнительного комитета Хабаровского краевого совета депутатов трудящихся и совета народного хозяйства Хабаровского экономического района от 31 января 1964 г. N 76-р, указав, что законодательством Российской Федерации не установлено ограничений на предоставление земельных участков в охранной зоне Болынехехцирского государственного заповедника.
Представитель административного ответчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края - Кирсанова Т.В. исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление. Дополнительно суду пояснила, что отказ административного ответчика законен и основан на Положениях Минприроды РФ 1964 и 2017 годов, которые являются действующими, а так же на нормах ЗК РФ, установивших запрет на ведение личного подсобного хозяйства, строительство и эксплуатацию жилых объектов в охранной зоне. Предоставила суду выкипировку о границах охраняемой зоны, в которой запрошены земельные участки административными истцами, и другие документы в подтверждение своих возражений.
Представитель заинтересованного лица - ФГБУ «Заповедное Приамурье» – Обухова И.Я. исковые требования не признала, поддержала позицию представителя административного ответчика. Дополнительно пояснила, что ФГБУ «Заповедное Приамурье» является правопреемником Государственного заповедника «Большехехцирский» и на основании норм действующего законодательства на территории охранной зоны, которая для охраны и установлена, запрещен любой вид деятельности, который может привести к нарушению экологии заповедника, в том числе размещение жилых домов, гаражей, разведение сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной продукции. То, что границы охранной зоны не поставлены на кадастровый учет в ЕГРН, не означает, что этой зоны нет и она должна выполнять свою охранную функцию.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы административного дела № 2а-1310/2020 и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что административные истцы обратились в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков.
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района административным истцам отказано в предварительном согласовании предоставления и утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории испрашиваемых земельных участков, поскольку они полностью расположены в охранной зоне Болышехехцирского государственного заповедника. Кроме того, к нескольким испрашиваемым земельным участкам не имеется подъездных путей.
Не согласившись с решением административного ответчика, административные истцы обратились в суд с административным иском, согласно которому, просят признать незаконным решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления и утверждения схем расположения земельных участков в Хабаровском крае, Хабаровском районе, с. Казакевичево, по указанным в материалах дела адресам. Так же, административные истцы просят обязать административного ответчика предварительно согласовать административным истцам предоставление и утвердить схемы расположения испрашиваемых земельных участков.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 41 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд совместно несколькими административными истцами, если предметом административного спора являются однородные права или обязанности субъектов административных или иных публичных правоотношений.
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин имеет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, граждане вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.
Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствие с ч. 1 ст. 59 КАС РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ч. 1, 2, 3 ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Государственный природный заповедник «Большехехцирский» включен в Перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 №.
Согласно Приказу Минприроды ресурсов и экологии Российской Федерации № от 17.04.2014г., реорганизованы в форме слияния, подведомственные Минприроды России федеральные государственные бюджетные учреждения: ФГБУ «Национальный парк «Анюйский», ФГБУ «Государственный природный заповедник «Большехехцирский», ФГБУ «Государственный природный заповедник «Болоньский». Полное наименование образуемого в результате реорганизации указанных учреждений федерального государственного бюджетного учреждения - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края» (ФГБУ «Объединенная дирекция заповедников и национальных парков Приамурья».
Приказом Минприроды ресурсов и экологии Российской Федерации № от 23.07.2014г., утвержден Устав Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края», согласно которому, официальное сокращенное наименование учреждения – ФГБУ «Заповедное Приамурье».
В соответствии с п. 8 Положения о государственном природном заповеднике «Большехехцирский», утвержденного приказом Минприроды России от 13.06.2017г. №, выполнение задач, возложенных на заповедник, обеспечивает ФГБУ «Заповедное Приамурье».
В силу ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий.
Особо охраняемые природные территории являются зонами с особыми условиями использования территории, то есть для них устанавливается режим особой охраны. При этом границы особо охраняемых природных территорий могут пересекать границы земельных участков, муниципальных образований, других зон с особыми условиями использования территории.
В соответствии с п. 9 ст. 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
В силу ч. 4 ст. 95 ЗК РФ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны.
Аналогичное положение закреплено в ч. 10 ст. 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Согласно п. 11 ст. 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в п. 10 названной статьи, принимаются в отношении охранных зон государственных природных заповедников, в ведении которого находятся указные особо охраняемые природные территории.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 ФЗ от 28.12.2013г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Распоряжением Исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета депутатов трудящихся и Совета народного хозяйства Хабаровского экономического района от 31.01.1964г. № 76р, вокруг Большехехцирского заповедника, исключая участки, где границы заповедника являются берега рек Уссури и Амура, установлена охранная зона шириной 1 км.
Указанный документ размещен на сайте информационно-аналитической системы «Особо охраняемые природные территории России» и является действующим.
В соответствии с п. 8 ст. 26 ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.01.2025г., зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 01.01.2022г. одним из следующих способов: решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; решением суда.
Главным управлением по охране природы, заповедникам, лесному и охотничьему хозяйству Министерства сельского хозяйства СССР 11.05.1984г. утверждено Положение об охранной зоне Большехехцирского государственного заповедника, согласно которому, охранная зона Большехехцирского заповедника составляет 1 км (п. 1); порядок деятельности на территории охранной зоны согласовывается между землепользователем и администрацией Большехехцирского государственного заповедника (п. 3).
Таким образом, границы охранной зоны государственного заповедника «Болышехехцирский» установлены решением исполнительного органа государственной власти, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения, до введения в действие ФЗ № 406, в связи с чем, на него распространяется законодательно установленные особенности режима использования.
В соответствии со Схемой территориального планирования Хабаровского муниципального района Решением Совета депутатов Хабаровского муниципального района № от 23.10.2012г., в редакции от 30.07.2019г. № «О внесении изменений в Схему территориального планирования Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденную решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края № от 23.10.2012г.», охранная зона особо охраняемых природных территорий установлена. Указанная Схема территориального планирования Хабаровского муниципального района размещена на официальном сайте Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Решением Совета депутатов сельского поселения «Село Бычиха» от 29.12.2015г. № утвержден генеральный план сельского поселения «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района Хабаровского края, который размещен на сайте ФГИС ТП и находится в открытом доступе.
Решением Совета депутатов сельского поселения «Село Казакевичево» от 17.11.2014г. № утвержден генеральный план сельского поселения «Село Казакевичево» Хабаровского муниципального района Хабаровского края, который размещен на сайте ФГИС ТП и находится в открытом доступе.
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014г. № 540, виду разрешенного использования «личное подсобное хозяйство» (приусадебный земельный участок) соответствует код 2.2, предусматривающий размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1; производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.
Согласно п. 1 раздела 3 Положения об охранной зоне Большехехцирского государственного заповедника, на территории охранной зоны в соответствии со ст. 40 Основ земельного законодательства Союза ССР и ст. 108 ЗК РСФСР, запрещается всякая деятельность, нарушающая природный комплекс заповедника или угрожающая сохранению природных объектов, имеющих особую научную или культурную ценность.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 7 статьи 95 ЗК РФ, на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются: предоставление садоводческих и дачных участков; строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
В силу пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Согласно п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд помимо прочего выясняет основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие). Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (части 1, 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исследовав доводы сторон, предоставленные доказательства, Генеральные планы сельского поселения «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района Хабаровского края и сельского поселения «Село Казакевичево» Хабаровского муниципального района Хабаровского края; Правила землепользования и застройки сельского поселения «Село Бычиха» и сельского поселения «Село Казакевичево»; схемы расположения испрашиваемых земельных участков на территории, прилегающей к Селу Казакевичево, выписку из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером № (Единое землепользование), расположенное по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, хребет Большой Хехцир, категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования – для охраны природы; данные публичной кадастровой карты Большехехцирского заповедника, и другие материалы дела, суд установил, что испрашиваемые административными истцами земельные участки расположены в охранной зоне Большехехцирского государственного заповедника и их использование с видом разрешенного использования «личное подсобное хозяйство» - запрещено приведенными ранее нормами действующего законодательства.
На основании изложенного и установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком правомерно отказано административным истцам в предварительном согласовании предоставленияв аренду земельных участков, расположенных в <адрес>, по указанным в материалах дела адресам. В связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, требования обязать административного ответчика предварительно согласовать предоставление и утвердить схему расположения испрашиваемых земельных участков основано на неверном толковании норм действующего законодательства. Поскольку, заявляя указанные требования, административные истцы фактически просят принять административным ответчиком определенное решение, что является недопустимым, поскольку суд не вправе подменять функции органа местного самоуправления, наделенного полномочиями по распоряжению земельными участками. Понуждение административного ответчика к совершению действий по предварительному согласованию предоставления и утверждению схемы расположения испрашиваемых земельных участков, является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, в том числе в рамках распоряжения земельными участками, что противоречит ст. ст. 10. 12, 130 Конституции РФ, которые предусматривают самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.
Так, согласно ст. 10 Конституции РФ, Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Доводы административных истцов, изложенные в административном исковом заявлении и представителем истцов в судебных заседаниях, а так же ссылки на Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, не принимаются судом во внимание, как не состоятельные и не имеющие правового значения к предмету рассмотрения по данному делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Агапова Александра Викторовича, Баркаевой Виктории Витальевны, Баркаевой Юлии Николаевны, Данильченко Александра Николаевича, Данильченко Артема Александровича, Данильченко Максима Александровича, Николенко Андрея Юрьевича, Резенко Максима Владимировича, Резенко Светланы Николаевны, Цецхладзе Григория Резоевича к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным отказов в предварительном согласовании предоставления и утверждении схемы расположения земельных участков – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Хабаровского краевого суда через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28.10.2020г.
Судья В.В. Чуешкова