Дело №2а-356/2021
УИД № 27RS0006-01-2020-002389-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2021 года г. Хабаровск
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе
председательствующего судьи Кузьминова М.Ю.,
при секретаре Коротковой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к отделу опеки и попечительства по Хабаровскому муниципальному району Министерства образования и науки Хабаровского края об оспаривании постановления об отказе в выдаче предварительного разрешения на расторжение договора купли-продажи квартиры,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась с указанным административным иском к Отделу опеки и попечительства по Хабаровскому муниципальному району Министерства образования и науки Хабаровского края. В обоснование заявленных требований указала следующее.
Истцом, как законным представителем несовершеннолетней ФИО2 была совершена сделка, а именно заключён договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес> А. Данный договор был зарегистрирован в Росреестре по Хабаровскому краю. Согласно договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ оплата стоимости квартиры должна была быть произведена за счёт средств государственного и краевого материнского (семейного) капитала.
Пенсионным фондом Хабаровского района в перечислении денежных средств, предусмотренных договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, было отказано, так как согласно Федеральному закону № 256-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ истец обязана была оформить приобретаемое жилое помещение в общую собственность родителей ребёнка и определить доли детей, в то время как она оформила квартиру в собственность только на одного ребёнка. Старшие дети истца уже взрослые, поэтому она преследовала цель обеспечить жильём своего младшего ребёнка. Истец не знала, что в случае приобретения жилого помещения посредством материнского (семейного) капитала необходимы такие условия.
После заключения договора купли-продажи и регистрации права собственности истец обратилась в Пенсионный фонд по Хабаровскому району для того, чтобы написать заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, но специалист в устной форме сказал, что ей откажут, так как у нее неправильно составлен договор купли-продажи квартиры. Истец не могла понять, в чём дело, поэтому с продавцом было заключено дополнительное соглашение об изменении условий договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку думала, что распределение долей предусмотрено в случае приобретения квартиры за счёт средств регионального материнского (семейного) капитала, а не за счёт средств государственного материнского (семейного) капитала. Когда ей выдали письменный отказ (уведомление об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала №), тогда и объяснили условия распоряжения государственным и региональным материнским (семейным) капиталом. Истец хотела предоставить согласие всех членов семьи о приобретении данной квартиры в собственность несовершеннолетней, но сотрудники Пенсионного фонда сообщили, что такие условия для распоряжения средствами материнского (семейного) капитала не предусмотрены законом. Старшие дети истца готовы отказаться от своих долей в пользу младшей сестры ФИО2, но для этого необходимо расторгнуть договор купли-продажи квартиры, заключить его на новых условиях, то есть распределить доли, а затем наступает право собственников об отчуждении доли в пользу другого собственника. Продавец квартиры не возражает, чтобы они расторгли данный договор, заключили его на новых условиях, но в связи с тем, что собственник жилого помещения несовершеннолетняя необходимо согласие опеки. Для этого истец обратилась в отдел опеки и попечительства по Хабаровскому муниципальному району. Постановлением начальника отдела опеки и попечительства по Хабаровскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу было отказано в выдаче предварительного разрешения на расторжение договора купли-продажи. С данным постановлением истец не согласна, считает его незаконным, так как после соблюдения условий, предусмотренных законом для распоряжения средствами материнского (семейного) капитала в опеку будет предоставлен договор купли-продажи квартиры, собственником которой будет являться несовершеннолетняя. Права и законные интересы несовершеннолетнего не будут нарушены. Однако сотрудники опеки посчитали, что это не соответствует интересам несовершеннолетней.
В настоящее время исправить ситуацию может либо согласие опеки на расторжение договора, либо получение кредита в банке, для того чтобы рассчитаться с продавцом. Получение кредита в банке ухудшит материальное положение нашей семьи, в том числе и несовершеннолетней. Доход семьи средний, достаточен для семьи из трёх человек, но выплата кредита его снизит.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать постановление начальника отдела опеки и попечительства по Хабаровскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным и отменить его, обязать выдать истцу предварительное разрешение на расторжение договора купли-продажи квартиры, принадлежащей ФИО2.
В судебное заседание ФИО1, ее представитель ФИО3 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивали.
В судебное заседание представитель Отдела опеки и попечительства по Хабаровскому муниципальному району не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 64 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Гражданского кодекса Российской Федерации за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса.
На основании пункта 3 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.
Реализуя предписания статьи 7, частей 1 и 2 статьи 38 и частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей.
В дополнение к основным мерам социальной защиты федеральный законодатель, действуя в соответствии со своими полномочиями и имея целью создание условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, предусмотрел различные дополнительные меры государственной поддержки семьи. Так, в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ для таких семей предусмотрена возможность получения государственной поддержки в форме материнского (семейного) капитала.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г., независимо от места их жительства.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе на улучшение жилищных условий.
В пункте 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ указано, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
В силу части 4 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.
Согласно части 6.1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией.
В соответствии с абзацем первым пункта 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862, лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат), вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение или строительство жилого помещения, осуществляемые гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1, действуя как законный представитель и в интересах несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключила с ФИО6 договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно п. 2 указанного договора купли-продажи, стоимость приобретаемого имущества составляет <данные изъяты> руб., из них сумма в размере <данные изъяты> руб. переданы ФИО1 в полном размере, а сумма в размере <данные изъяты> руб., будет перечислена на основании гарантийного письма на краевой материнский капитал (семейный) капитал (п.2.2); сумма в размере <данные изъяты> руб. будут перечислены на основании Государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серии №№, выданного ДД.ММ.ГГГГ. в УПФР в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ. указанный договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> под №.
ДД.ММ.ГГГГ. на основании дополнительного соглашения об изменении условий договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ., в п.2.2 Договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. внесены изменения в соответствии с которыми, покупатель обязуется передать сумму, указанную в п 2.2 Договора, передать под расписку продавцу непозднее 10 дней, после подписания данного соглашения.
Согласно уведомлению ГУ-Центр ПФР № по установлению пенсий в Хабаровском крае от ДД.ММ.ГГГГ. №, ФИО1 в перечислении денежных средств материнского капитала на улучшение жилищных условий на приобретение жилого помещения в сумме <данные изъяты> руб. было отказано, в связи с нарушением положений п.4 ст.10 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ при заключении договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
В целях получения разрешения на расторжение договора купли-продажи квартиры, принадлежащей несовершеннолетней ФИО2, для его повторного заключения с учетом требований положений п.4 ст.10 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ ФИО1 обратилась в Орган опеки и попечительства по Хабаровскому муниципальному району Министерства образования и науки Хабаровского края с заявлением о выдаче предварительного разрешения на расторжение договора купли-продажи квартиры, принадлежащей несовершеннолетней ФИО2, предоставив согласия ФИО7 и ФИО8 на расторжение договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании постановления Отдела опеки и попечительства по Хабаровскому муниципальному району Министерства образования и науки Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ. № в выдаче предварительного разрешения на совершение расторжения договора купли - продажи квартиры, принадлежащей на праве собственности несовершеннолетней ФИО2, было отказано, в связи с тем, что предоставление государственной услуги не соответствует интересам несовершеннолетней.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее Федеральный закон N 48-ФЗ) одним из полномочий органа опеки и попечительства является выдача в соответствии с указанным Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных.
Согласно положениям ст. 21 Федерального закона N 48-ФЗ опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.
Предварительное разрешение органа опеки и попечительства, предусмотренное частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона N 48-ФЗ, или отказ в выдаче такого разрешения должны быть предоставлены опекуну или попечителю в письменной форме не позднее чем через пятнадцать дней с даты подачи заявления о предоставлении такого разрешения. Отказ органа опеки и попечительства в выдаче такого разрешения должен быть мотивирован. Предварительное разрешение, выданное органом опеки и попечительства, или отказ в выдаче такого разрешения могут быть оспорены в судебном порядке опекуном или попечителем, иными заинтересованными лицами, а также прокурором.
Согласно положениям ст. 21 Федерального закона N 48-ФЗ опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.
Предварительное разрешение органа опеки и попечительства, предусмотренное частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона N 48-ФЗ, или отказ в выдаче такого разрешения должны быть предоставлены опекуну или попечителю в письменной форме не позднее чем через пятнадцать дней с даты подачи заявления о предоставлении такого разрешения. Отказ органа опеки и попечительства в выдаче такого разрешения должен быть мотивирован. Предварительное разрешение, выданное органом опеки и попечительства, или отказ в выдаче такого разрешения могут быть оспорены в судебном порядке опекуном или попечителем, иными заинтересованными лицами, а также прокурором.
В силу ч. 3 ст. 60 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Как следует из материалов дела, в результате продажи принадлежащего несовершеннолетней имущества – квартиры по адресу: <адрес>, последняя лишается своего имущества, не приобретая взамен прав на иное жилое помещение.
Указанное обстоятельство позволяет суду прийти к выводу, что в результате такой сделки права несовершеннолетних будут нарушены.
Таким образом, Отдел опеки и попечительства по Хабаровскому муниципальному району Министерства образования и науки Хабаровского края рассмотрев обращение административного истца об отказе в выдаче предварительного разрешения на расторжение договора купли-продажи квартиры, по адресу: <адрес> пришел к обоснованному выводу о нарушении такой сделкой законных прав несовершеннолетних, на основании которого вынес постановления от 08.06.2020г. №.19-05-310 об отказе в выдаче предварительного разрешения на совершение сделки.
При обращении в отдел опеки и попечительства по Хабаровскому муниципальному району ФИО1 не представлены документы, подтверждающие, что отказ от права собственности совершается в интересах несовершеннолетней ФИО2, а также, что какие - либо права других несовершеннолетних не ущемлены.
При этом суд учитывает, что обеспечение несовершеннолетнего ребенка жилой площадью должно считаться реализованным только после фактического предоставления жилого помещения, а выдача разрешения на отчуждение жилого помещения делает отчуждение возможным, однако, последующее приобретение жилого помещения для ФИО2 находится за пределами контроля органа опеки и попечительства и его правовых возможностей влиять на ситуацию.
По смыслу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации защите подлежит только нарушенное право, при этом согласно статье 62 этого же процессуального закона, по административным делам об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти административные истцы обязаны подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением или действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы.
Оценив представленные в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ суд приходит к выводу, об отказе в удовлетворении требований административного истца о признании постановления Отдела опеки и попечительства по Хабаровскому муниципальному району Министерства образования и науки Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в выдаче предварительного разрешения на расторжение договора купли-продажи квартиры, принадлежащего несовершеннолетней ФИО2, поскольку со стороны административного ответчика не было совершено действий, нарушающих права и свободы административного истца, не было создано препятствий к осуществлению его прав и свобод, на него не была незаконно возложена какая-либо обязанность.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление ФИО1 к Отделу опеки и попечительства по Хабаровскому муниципальному району Министерства образования и науки Хабаровского края об оспаривании постановления об отказе в выдаче предварительного разрешения на расторжение договора купли-продажи квартиры, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в апелляционном порядке через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Кузьминов М.Ю.