УИД № 28RS0004-01-2020-000127-34
производство № 2-1299/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,
При секретаре Антоновой О.А.
С участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, представителя третьего лица Администрации города Благовещенска ФИО3, представителя третьего лица Комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска ФИО4
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к МП «Автоколонна 1275» о взыскании заработной платы, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы,
установил:
ФИО5 обратился в суд с указанным иском, указав в обоснование, что 19 декабря 2018 года между МП «Автоколонна 1275» и ним был заключен трудовой договор № 126 по условиям которого он был принят на работу в структурное подразделение «Общий отдел», по должности оператор компьютера 10 разряда, 1,0 ставки. На основании п. 4.1 трудового договора работодатель установил заработную плату в размере должностного оклада в сумме 13668 рублей, надбавку за стаж работы в Южных районах Дальнего Востока - 30% от должностного оклада, районный коэффициент - 30% от должностного оклада. В соответствии с п. 1.1 Положения об оплате труда от 26 февраля 2018 года в МП «Автоколонна 1275» администрация предприятия установила повременно-премиальную систему оплаты труда для водителей автомобилей и кондукторов автобусов, ремонтно-вспомогательных рабочих, руководящих работников, специалистов и служащих. На основании п. 2 Приложения № 3 к Положению об оплате труда, общий размер премии для специалистов и служащих составляет: 20% + 5% + 8,3% = 33,3%. 5 ноября 2019 года трудовой договор с ним был расторгнут по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение штата работников организации). В период с 19 декабря 2018 года по 5 ноября 2019 года его заработная плата рассчитывалась исходя из должностного оклада в размере 13668 рублей. Вместе с тем, на период 2014 - 2016 годы было принято Федеральное отраслевое соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 - 2016 годы (далее - Соглашение), утвержденное Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российским автотранспортным союзом 24 октября 2013 года (дополнительным соглашением № 1 срок действия соглашения продлен до 31 декабря 2019 года). МП «Автоколонна 1275» в установленные сроки в адрес Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации отказ от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению не предоставлялся, следовательно, указанное соглашение является для ответчика обязательным. Согласно положениям Соглашения базовая (минимальная) тарифная ставка рабочего 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта с 1 января 2017 года устанавливается в размере 7500 рублей в месяц (п. 3.1). Минимальная тарифная ставка основных рабочих 1 разряда не может быть ниже базовой ставки, указанной в п. 3.1. В соответствии с п. 3.3 Соглашения, пересмотр (увеличение) размера минимальной тарифной ставки осуществляется не реже 1 раза в год, порядок такого пересмотра также установлен Федеральным отраслевым соглашением. В соответствии с п. 3.5 Соглашения, указанный в п. 3.1 размер базовой тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре. Коллективный договор МП «Автоколонна 1275» прекратил свое действие в феврале 2018 года, то есть до начала трудовых отношений с ним. Примерная тарифная сетка по оплате труда работников приведена в приложении № 1, согласно которого установлен коэффициент для 10 тарифного разряда - 4,0. Исходя из положений, установленных отраслевым соглашением, работодатель обязан рассчитать оплату труда работников, исходя из тарифной ставки, не ниже установленной п. 3.1 Федерального отраслевого соглашения. Должностной оклад в данном случае рассчитывается как произведение минимальной тарифной ставки основных рабочих 1 разряда и коэффициента соответствующего тарифного разряда. Таким образом, должностной оклад для 10 тарифного разряда не мог быть установлен ниже чем 7500 рублей х 4,0 = 30000 рублей. Следовательно, размер начисленной заработной платы должен был исчисляться исходя из должностного оклада в размере 30000 рублей. Недоначисленная заработная плата за период с 19 декабря 2018 года по 5 ноября 2019 года составляет 444554 рубля 83 копейки. В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ на работодателя подлежит возложения обязанность по выплате компенсации за несвоевременную выплату заработной платы.
Уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ заявленные требования, просит суд: взыскать с МП «Автоколонна 1275» недоначисленную заработную плату за период с декабря 2018 года по ноябрь 2019 года в размере 444554 рубля 83 копейки, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в соответствии со ст. 236 ТК РФ начисленную по 10 января 2020 года в размере 36542 рублей 27 копеек, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в соответствии с 10 января 2020 года по день фактической выплаты заработной платы исходя из 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки.
В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивал в полном объеме, пояснил об обстоятельствах, изложенных в иске. Дополнительно пояснил, что на трудовые правоотношения между истцом и ответчиком подлежат распространению нормы Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 - 2016 годы, в связи с чем исчисление заработной паты истца должно было производиться исходя из должностного оклада в размере 30000 рублей. Кроме того, исходя из оклада в размере 30000 рублей, подлежали начислению компенсационные надбавки, премия. Просит иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика МП «Автоколонна 1275» с иском не согласился, указав с учетом письменного отзыва в материалах дела, что в соответствии с приказом № 377-лс от 19 декабря 2018 года, истец принят на работу в МП «Автоколонна 1275» на должность - оператор компьютера, 10 разряда 1,0 ставки, с окладом 13668 рублей. Истцу так же установлен районный коэффициент 30% и надбавка за стаж работы в южных районах Дальнего Востока 30%. 19 декабря 2018 года с истцом заключен трудовой договор № 126. Дополнительные виды оплаты труда и премирование производятся в соответствии с Трудовым кодексом РФ. С условиями трудового договора истец согласился, о чем свидетельствует его подпись в трудовом договоре. Также истец ознакомлен с Правилами внутреннего трудового распорядка, Положением об оплате труда, Положением о порядке обработки персональных данных работника, Положением о присвоении квалификационных разрядов, Перечнем мест с вредными, и (или) опасными условиями труда, Перечнем должностей работников с ненормированным рабочим днем, Кодексом этики и служебной поведения работников МП «Автоколонна 1275», должностной инструкцией оператора компьютера. Приказом № 258-лс от 5 ноября 2019 года трудовой договор с истцом прекращен, и он уволен в связи с сокращением штата работников. Заработная плата выплачивалась истцу в сроки и в размерах, обусловленных трудовым договором, задолженности у ответчика перед истцом, нет, каких-либо требований по заработной плате истец не предъявлял. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица Администрации г. Благовещенска в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению Указали, что с Положением об оплате труда работников, трудовым договором от 19 декабря 2018 года № 126, истец ознакомлен надлежащим образом. Истец занимал должность, относящуюся к административно-управленческому персоналу, вопрос оплаты его труда регулируется разделом 2 Положения об оплате труда. Истцом не верно и не обоснованно применены положения Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы в части применения тарифной ставки для расчета заработной платы. Положением об оплате труда работников МП «Автоколонна 1275» предусмотрено, что для работников различных специальностей установлены различные формы оплаты труда в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками этих должностей, которые зависят от квалификации и объема выполняемых работ, в связи с чем оплаты труда руководящих работников, специалистов, служащих и оплата труда рабочих отличны. Форма оплаты данных категорий работников установлена различными разделами. Как следует из трудового договора № 126 от 19 декабря 2018 года, ФИО5 был установлен должностной оклад, а не тарифная ставка, и заработная плата начислялась исходя из этого должностного оклада с применением доплат и надбавок в соответствии с законом и Положением об оплате труда. Применение положений Федерального отраслевого соглашения при исчислении заработной платы по должности, занимаемой истцом, необоснованно. Кроме того, истцом пропущен срок для обращения в суд, предусмотренный ч. 2 ст. 392 ТК РФ.
В судебном заседании представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска поддержала позицию представителя Администрации г. Благовещенска, полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В судебное заседание не явился истец, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, обеспечил явку своего представителя. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз.1 ст. 391 ТК РФ в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что между сторонами возник спор относительно наличия у ответчика задолженности по заработной плате перед истцом.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Муниципальное предприятие города Благовещенска «Автоколонна 1275» зарегистрировано в качестве юридического лица 7 декабря 1992 года, присвоен ОГРН <***>, ИНН <***>, на время рассмотрения дела в суде является действующим юридическим лицом, учредителем является лица Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска, основной вид деятельности (49.31.21) регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении.
Как следует из материалов дела, подтверждается приказом о приеме на работу № 377-лс от 19 декабря 2018 года, трудовым договором № 126 от 19 декабря 2018 года, ФИО5 с 19 декабря 2018 года состоял в трудовых отношениях с МП «Автоколонна 1275» в должности оператора компьютера 10 разряда, 1,0 ставки.
Приказом № 258-лс от 5 ноября 2019 года действие трудового договора с ФИО5 прекращено, и он уволен 5 ноября 2019 года на основании п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ (расторжение трудового договора в связи с сокращением штата работников организации)
Учитывая изложенное, суд полагает установленными обстоятельства существования между сторонами судебного разбирательства трудовых правоотношений, обусловленных выполнением ФИО5 в период с 19 декабря 2018 года по 5 ноября 2019 года работы в должности оператора компьютера на основании трудового договора № 126 от 19 декабря 2018 года.
Рассматривая требования истца о взыскании с МП «Автоколонна 1275» заработной платы, суд приходит к следующим выводам.
Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений, в соответствии со ст. 2 ТК РФ, признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, работодатель обязан в силу ст. 22 ТК РФ выплачивать работнику причитающуюся заработную плату, вправе поощрять работников за добросовестный труд, а работник в силу ст. 21 ТК РФ имеет право на выплату заработной платы в полном объеме в соответствии с количеством и качеством выполненной работы. Указанное в полной мере согласуется с положениями ст.ст. 7, 37 Конституции Российской Федерации, гарантирующими право каждого на труд, его охрану и получение соответствующего вознаграждения без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу части 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132 ТК РФ).
В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда, основные государственные гарантии по оплате труда работника, повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства ч.1 и ч. 2 ст. 135 ТК РФ и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
В соответствии с трудовым договором № 126 от 19 декабря 2018 года, заключенным между истцом и ответчиком, за выполнение трудовой функции работодатель установил ФИО5 заработную плату в размере должностного оклада в размере 13668 рублей, а также надбавки за стаж работы в Южных районах Дальнего Востока – 30 % от должностного оклада, районного коэффициента – 30 % от должностного оклада. Дополнительные виды оплаты труда и премирование производятся в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (п. 4.1).
В период работы ФИО5 в МП «Автоколонна 1275» на предприятии действовали Положения об оплате труда работников МП «Автоколонна 1275» утвержденные приказами № 17 от 26 февраля 2018 года, № 49/1 от 30 апреля 2019 года.
Согласно указанным Положениям об оплате труда работников МП «Автоколонна 1275» на автомобильном транспорте применяются 2 основные формы оплаты труда: сдельная и повременная. Администрация предприятия установила: повременно-премиальную систему оплаты труда для водителей автомобилей и кондукторов автобусов, ремонтно-вспомогательных рабочих, руководящих работников, специалистов и служащих; сдельно-премиальную систему оплаты труда по расценкам за единицу технического обслуживания автомобилей (п. 1.1).
В соответствии с п. 1.3 Положения, оплата труда работников предприятия состоит из: тарифной части (оплата по часовым тарифным ставкам, расценкам за единицу технического обслуживания, месячным денежным окладам); доплат и надбавок, связанных с трудовой деятельностью и обусловленных трудовым законодательством; текущего премирования работников за выполнение производственных заданий из ФОТ; текущего премирования за выполнение основных плановых показателей.
В качестве минимальной тарифной ставки для определения тарифных ставок и должностных окладов работникам признается тарифная ставка водителя 3 класса, приравненная по тарифному коэффициенту к тарифной ставке слесаря 1 разряда, занимающегося ремонтом и обслуживанием подвижного состава (п. 1.4).
Повышение тарифной ставки 1 разряда рабочего основной профессии производится по согласованию с управлением экономического развития и инвестиций администрации города Благовещенска на основании финансово-экономического заключения (п. 1.5).
Положения об оплате труда руководящих работников, специалистов и служащих регламентируются разделом 2 Положения, в силу которого труд руководящих работников, специалистов и служащих оплачивается по повременно-премиальной системе на основе установленных должностных окладов, надбавок и доплат в соответствии с ТК РФ и других действующих нормативных актов, предусмотренных разделом 4 настоящего положения. Размеры должностных окладов главного инженера, заместителя директора, руководителей отделов, специалистов и служащих устанавливаются руководителем предприятия в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками этих должностей и зависит от квалификации и объема выполняемых работ и утверждается штатным расписанием в пределах средств, предусмотренных сметой расходов на фонд оплаты труда.
Разделом 3 Положения регламентируется оплата труда рабочих. В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 для оплаты труда водителей и кондукторов автобусов, работающих на линиях регулярного пассажирского сообщения, и водителей, занятых на хоз.обслуживании, устанавливается повременно-премиальная система оплаты труда.
Оплата труда водителей автомобилей и кондукторов производится по часовым тарифным ставкам в зависимости от габаритной длины автобусов, грузоподъемности и типа автомобиля и фактически отработанного времени на линии с учетом доплат и надбавок, предусмотренных разделом 4 данного положения и премирования за выполнение производственного задания, в соответствии с приложением № 1.
Истец занимал на предприятии должность, относящуюся к административно-управленческому персоналу - оператор компьютера, что также подтверждается штатными расписаниями, вопрос оплаты его труда регулируется именно разделом 2 указанных Положений.
Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО5 указал, что заработная плата за период его работы начислялась не в полном объеме, без учета тарифных ставок, определенных Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 - 2016 годы.
В соответствии со ст. 45 ТК РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Согласно ст. 48 ТК РФ соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 - 2016 годы было утверждено Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 24 октября 2013 года. Оно прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (от 29 ноября 2013 года № 234/14-16), опубликовано в журнале «Охрана и экономика труда» (приложение № 3 к № 4 (13) 2013 г.), газете «Солидарность» (приложение к газете «Солидарность» № 1, 2014 г.) и размещено на официальном сайте Минтруда России (www.rosmintrud.ru).
Письмом Минтруда России от 14 февраля 2014 года № 14-4/10/В-756 «О присоединении к Федеральному отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы» (опубликовано в «Российской газете» от 24 февраля 2014 года № 6315) работодателям отрасли, не участвовавшим в заключении данного соглашения, в соответствии со статьей 48 ТК РФ предложено присоединиться к нему. При этом в письме обращено внимание на то, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения в Минтруд России работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном ст. 48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что МП «Автоколонна 1275» мотивированный письменный отказ от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы в Минтруд России не направляло, доказательств того, что предусмотренная ст. 48 ТК РФ процедура отказа присоединиться к нему была соблюдена ответчиком, суду не представлено. В связи с чем МП «Автоколонна 1275» в силу ст. 22 ТК РФ обязано соблюдать условия данного соглашения.
Федеральное отраслевое соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности (п. 1.1).
В соответствии с п. 3.1 Федерального отраслевого соглашения базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта устанавливается с 1 января 2017 года в размере 7500 рублей в месяц. В региональных отраслевых соглашениях рекомендуется установление минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта на основе базовой ставки, указанной в п. 3.1, с применением поправочного коэффициента, учитывающего уровень жизни конкретного региона. Поправочный коэффициент определяется как отношение прожиточного минимума трудоспособного населения конкретного субъекта Российской Федерации к базовой тарифной ставке рабочих 1 разряда, установленной настоящим пунктом. В регионе, где не заключено региональное отраслевое соглашение, минимальная тарифная ставка основных рабочих 1 разряда не может быть ниже базовой ставки, указанной в п. 3.1. В субъектах Российской Федерации, имеющих районирование по климатическим зонам, в региональных отраслевых соглашениях может предусматриваться дифференцированное установление минимальных размеров тарифной ставки рабочих 1 разряда с учетом прожиточного минимума конкретного района.
Пунктом 3.3 Федерального отраслевого соглашения установлено, что пересмотр (увеличение) размера минимальной тарифной ставки рабочих 1-го разряда, указанного в пункте 3.1, размера минимальной гарантированной заработной платы, указанного в пункте 3.2, осуществляется не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года, в порядке, установленном пунктом 3.4 настоящего Соглашения.
В силу п. 3.5 Федерального отраслевого соглашения указанный в п. 3.1 размер базовой тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре. Примерная тарифная сетка по оплате труда работников приведена в приложении № 1. Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже чем предусмотрено в пункте 3.1.
Тарификация работ и присвоение (пересмотр) квалификационных разрядов (квалификационных уровней) рабочим, категорий специалистам и служащим, определения соответствия квалификационного уровня работников квалификационным требованиям, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере транспорта, производится Квалификационной комиссией предприятия с участием представителя профкома в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37 с последующими дополнениями, а также в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками общеотраслевых профессий рабочих, утвержденными Постановлением Минтруда России от 10 ноября 1992 г. № 31 с дополнениями и изменениями, внесенными последующими Постановлениями Минтруда России, и в соответствии с требованиями "Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих", Постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г. № 9 "Об утверждении порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" (с изменениями и дополнениями), а также в соответствии с профессиональными стандартами, применяемыми на предприятии, Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 287 "Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (п. 3.7).
Из указанных положений Федерального отраслевого соглашения следует, что организация автомобильного пассажирского транспорта вправе самостоятельно устанавливать тарифные сетки по оплате труда работников, с фиксацией их в локальных актах организации, утверждать конкретные тарифные ставки и оклады, главное, чтобы они были не менее минимальных тарифных ставок, предусмотренных указанным соглашением, и проводить тарификацию работ и рабочих и служащих.
При этом, в соответствии с п. 3.8 Федерального отраслевого соглашения разряды оплаты труда водителей при работе на регулярных пассажирских маршрутах в городах зависит от численности населения, разряды оплату труда водителей трамваев и троллейбусов повышаются в зависимости от габаритной длины подвижного состава в соответствии с приложением № 2 к настоящему соглашению.
Положением об оплате труда работников МП «Автоколонна 1275» предусмотрено, что для работников различных специальностей установлены различные формы оплаты труда в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками этих должностей, которые зависят от квалификации и объема выполняемых работ, в связи с чем оплаты труда руководящих работников, специалистов, служащих и оплата труда рабочих отличны. Форма оплаты данных категорий работников установлена различными разделами.
При этом, раздел 3 Положения определяет оплату труда рабочих, в частности водителей, кондукторов автобусов, рабочих на линиях регулярного пассажирского сообщения и водителей, занятых на хоз. обслуживании, как повременно-премиальную систему оплаты труда (п. 3.1).
Пунктом 3.7 Положения определено, что оплата труда рабочих тарифицируется в соответствии с ЕТКС работ и профессий с 1 по 8 разряды, присвоение (пересмотр) квалификационных разрядов производится квалификационной комиссией.
В соответствии с положениями ст. 143 ТК РФ тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий. Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника. Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника. Тарификация работ - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда. Оплата труда специалистов и служащих может производиться на основе окладов (должностных окладов). При этой системе оплаты труда заработная плата зависит от занимаемой должности и квалификации работника. Соотношение окладов (должностных окладов) по различным должностям определяется схемой окладов (должностных окладов), представленной в организации в форме штатного расписания, то есть перечня должностей специалистов и служащих и установленных по каждой должности (или группе равнозначных должностей) окладов (должностных окладов).
Вместе с тем, как следует из трудового договора № 126 от 19 декабря 2018 года, ФИО5 был установлен должностной оклад, а не тарифная ставка, и заработная плата начислялась исходя из этого должностного оклада с применением доплат и надбавок в соответствии с законом и Положением об оплате труда.
Истцом не оспаривалось, что заработная плата ему начислялась из должностного оклада за весь период работы.
Учитывая изложенное, ФИО5 при принятии на работу и в последующем система оплаты труда с учетом тарифных ставок, тарифной сетки и тарифных коэффициентов установлена не была, заработная плата выплачивалась на основании должностного оклада, предусмотренного штатным расписанием, согласованного сторонами в трудовом договоре.
Из Положений об оплате труда работников МП «Автоколонна 1275» следует, что оплата труда работников, специалистов и служащих производится на основании должностных окладов, в связи с чем установление истцу при приеме на работу тарифной системы оплаты с труда с применением должностного оклада и сохранение такой системы оплаты труда в последующем не противоречит нормам локального нормативного акта -Положения об оплате труда работников.
Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, с учетом приведенных положений закона, Положения об оплате труда работников МП «Автоколонна 1275» суд приходит к выводу, что на предприятии предусмотрена тарификация работ, выполняемых только работниками рабочих специальностей, и присвоение квалификационных разрядов рабочим, локальных же нормативных актов о присвоении квалификационных категорий служащим, относящимся к административно-управленческому персоналу, не имеется. При этом применение положений Федерального отраслевого соглашения при исчислении заработной платы по должности, занимаемой истцом, необоснованно.
Кроме того, Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих не предусмотрена должность, занимаемая истцом, напротив, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих или учета профессиональных стандартов не содержит сведений о должности оператора компьютера, а предусматривает лишь должность инженер-программист (программист) и определяет лишь 3 категории по данной должности: I, II и III, при этом разряды, в том числе 10, который был определен ФИО5 в трудовом договоре, не предусмотрены для указанной должности. Само по себе установление истцу данного разряда не порождает безусловную обязанность по применению размера 10 разряда, установленного Федеральным отраслевым соглашением.
В обоснование заявленных требований истец также ссылается на примерную тарифную сетку по оплате труда работников, приведенную в приложении № 1 указанного Федерального отраслевого соглашения, согласно которому коэффициент для 10 тарифного разряда установлен – 4,0.
Между тем, из пункта 3.5 Федерального отраслевого соглашения следует, что установление тарифной сетки – это право организации, а потому применение тарифной сетки, содержащейся в приложении к Федеральному отраслевому соглашению, не может быть вменено в обманность работодателю.
Учитывая, что истец был принят на работу с установлением ему должностного оклада, превышающего установленные размеры минимальной тарифной ставки рабочего 1 разряда, при этом без установления ему при приеме на работу системы оплаты труда с учетом тарифных ставок, тарифной сетки и тарифных коэффициентов, а также то, что занимаемая истцом должность относится к должностям служащих, не является должностью рабочей специальности, и, что ни действующим трудовым законодательством, ни Федеральным отраслевым соглашением, ни Положением об оплате труда работников МП «Автоколонна 1275» не предусмотрена обязанность ответчика по установлению истцу, должность которого относится к административно-управленческому персоналу, какого-либо квалификационного разряда и оплаты с применением тарифного коэффициента, суд приходит к выводу, что установление истцу в трудовом договоре должностного оклада не противоречит действующему законодательству и локальным нормативным актам работодателя, поэтому отсутствуют основания для удовлетворения требований истца о взыскании недоначисленной заработной платы с применением квалификационного разряда, тарифной сетки и тарифных коэффициентов, установленных Федеральным отраслевым соглашением.
Ввиду отсутствия зависимости между установлением МП «Автоколонна 1275» в Положении об оплате труда размера тарифной ставки рабочих 1 разряда, из которой исчисляются тарифные ставки работников рабочих специальностей, и механизмом исчисления размеров вознаграждения за труд, который выплачивается в соответствии с произведенными ими затратами труда или по результатам труда служащему по должности оператора компьютера, а также отсутствие в отраслевых соглашениях положений о системах оплаты труда, Положение об оплате труда не нарушает прав и законных интересов истца.
Учитывая изложенное, требования истца о взыскании с ответчика задолженности по заработной плате не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Поскольку судом не установлено нарушений трудовых права истца, в том числе и связанных с нарушением выплаты заработной платы, требования истца о взыскании компенсации в порядке ст. 236 ТК РФ за несвоевременную выплату заработной платы также не подлежат удовлетворению.
Рассматривая заявление ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд, установленного ст. 392 Трудового кодекса РФ суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Статьей 392 ТК РФ установлено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Статья 392 Трудового кодекса Российской Федерации направлена на обеспечение функционирования механизма судебной защиты трудовых прав и в системе действующего правового регулирования призвана гарантировать возможность реализации работниками права на индивидуальные трудовые споры (статья 37 часть 4 Конституции Российской Федерации), устанавливая условия, порядок и сроки для обращения в суд за их разрешением.
Предусмотренный указанной статьей срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора является более коротким по сравнению с общим сроком исковой давности, установленным гражданским законодательством. Однако такой срок, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, не может быть признан неразумным и несоразмерным; установленные данной статьей сокращенный срок для обращения в суд и правила его исчисления направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, включая право на своевременную оплату труда, и по своей продолжительности этот срок является достаточным для обращения в суд (Определения от 21 мая 1999 года № 73-О, от 12 июля 2005 года № 312-О, от 15 ноября 2007 года № 728-О-О, от 21 февраля 2008 года № 73-О-О и др.).
Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника, а при пропуске срока по уважительным причинам он может быть восстановлен.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации пропуск срока для обращения с иском в суд, о применении которого заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Предметом настоящего спора являются платежи (заработная плата), которые носят периодический характер. Получая ежемесячно заработную плату, расчетные листки, зная о составляющих частях начисленной заработной платы, ФИО5 не мог не знать о нарушенных, по его мнению, правах. При этом, поскольку, по мнению истца, заработная плата ему не начислялась работодателем ежемесячно в полном объеме, начало течения срока для обращения с иском в суд за защитой нарушенного права должно исчисляться с момента получения заработной платы истцом за каждый месяц его работы.
Истец, обращаясь в суд, указал на факт имеющейся перед ним задолженности по заработной плате в период работы у ответчика с декабря 2018 года по ноябрь 2019 года. Поскольку заработная плата выплачивается работнику ежемесячно, учитывая указанный истцом период расторжения трудовых отношений 5 ноября 2019 года, следовательно, к рассматриваемым правоотношениям применяется годичный срок, исчисляемый со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
В соответствии с трудовым договором № 126 от 19 декабря 2018 года, Положением об оплате труда работников МП «Автоколонна 1275» заработная плата выплачивается работникам 30 числа каждого месяца (аванс – часть заработной платы) и 15 числа следующего за отчетным месяцем производится выплата основанной части заработной платы.
Следовательно, о наличии задолженности по заработной плате за декабрь 2018 года истцу было (должно было быть) достоверно известно 15 января 2019 года, за январь 2019 года – 15 февраля 2019 года, за февраль 2019 года – 15 марта 2019 года и т.д., в связи с чем срок на обращение в суд по настоящему спору по правилам ст. 14 ТК РФ к ответчику МП «Автоколонна 1275» начал истекать по требованию о взыскании задолженности по заработной плате за декабрь 2018 года с 16 января 2019 года, за январь 2019 года – с 16 февраля 2019 года и т.д.
Учитывая, что в суд с настоящим иском истец обратился 13 января 2020 года, что подтверждается входящим штампом на исковом заявлении, срок исковой давности истцом не пропущен, доводы ответчика в данной части не состоятельны.
Между тем, учитывая, что ранее судом не установлено фактических и правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца, требования ФИО5 к МП «Автоколонна 1275» о взыскании недоначисленной заработной платы за период работы с декабря 2018 года по ноябрь 2019 года, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы до 10 января 2020 года, с 10 января 2020 года по день фактической выплаты заработной платы, не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194,199 ГПК РФ, суд,
решил:
ФИО5 в удовлетворении исковых требований к МП «Автоколонна 1275» о взыскании недоначисленной заработной платы за период работы с декабря 2018 года по ноябрь 2019 года в сумме 444554 рублей 83 копеек, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы до 10 января 2020 года в сумме 36542 рублей 27 копеек, взыскании процентов за задержку выплаты заработной платы с 10 января 2020 года по день фактической выплаты заработной платы отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурском областном суде через Благовещенский городской суд, в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с 7 мая 2020 года.
Судья Н.Н. Матюханова