ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 290021-01-2019-000993-83 от 21.01.2019 Плесецкого районного суда (Архангельская область)

КОПИЯ

Дело № 2а-704/2019

УИД № 29RS0021-01-2019-000993-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Плесецк 18 сентября 2019 года

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Куйкина Р.А.,

при секретаре Омелиной Е.В.,

с участием представителя административного истца Кокоянина А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Плесецкого района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Плесецкое» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии действенных мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности на территории муниципального образования «Плесецкое»,

установил:

прокурор Плесецкого района Архангельской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Плесецкое» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии действенных мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности на территории муниципального образования «Плесецкое».

В обоснование административного иска указал, что в ходе проведения проверки исполнения администрацией муниципального образования «Плесецкое» (далее - МО «Савинское») законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности установлено, что на территории МО «Плесецкое» в нарушение положений Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Правил противопожарного режима в Российской Федерации не созданы в целях пожаротушения условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения в п. Плесецк и в п. Пукса, а именно: на территории населенного пункта п. Плесецк п. Пукса не обеспечено необходимое количество источников наружного противопожарного водоснабжения, на территории населенных пунктов с числом жителей более 50, из расчета не менее двух источников наружного противопожарного водоснабжения с запасом воды не менее 50 % на пожаротушение одного пожара при требуемом расходе в течении 3 часов, и расположении их в радиусе не более чем в 200 метров от обслуживаемых ими зданий; нарушена конструктивная целостность горловин и крышек пожарных водоемов в населенном пункте п. Пукса - по адресам: ул. Центральная, д. 25 Б, а также между компрессорной и вокзалом; не заполнены пожарные водоемы в населенном пункте п. Плесецк по адресам: ул. Садовая, д. 4, ул. Садовая, д. 26, ул. Вокзальная, д. 20, ул. Синкевича, д. 30, ул. Ломоносова, д. 4, ул. Зеленая, д. 32 А, ул. Юбилейная, д. 20; у пожарных водоемов отсутствуют указатели в населенном пункте п. Плесецк - по адресам: ул. Советская, д. 57, ул. Ленина, д. 45, ул. Ленина, д. 61, ул. Октябрьская, д. 71, ул. Партизанская, д. 8, ул. Партизанская, д. 29, ул. Гагарина, д. 5, ул. Уборевича, д. 2, ул. Строительная, д. 22, пер. Заводской, д.1А; нарушена конструктивная целостность горловин и крышек пожарных водоемов в населенном пункте п. Плесецк - по адресам: ул. Ленина, д. 20, ул. Ленина, д. 33, ул. Ленина, д. 45, ул. Ломоносова, д. 30, ул. Чапыгина, д. 35, ул. Партизанская, д. 7, ул. Партизанская, д. 29, ул. Вокзальная, д. 20, ул. Уборевича, д. 2, пер. Заводской, д. 1А, ул. Юбилейная, д. 20; не обеспечен свободный подъезд пожарных машин в населенном пункте п. Плесецк - по адресам: ул. Чапыгина, д. 35, ул. Синкевича, д. 30, ул. Зеленая, д. 32 А, ул. Котрехова, д. 28; у пожарных гидрантов отсутствуют указатели в населенном пункте Плесецк – по адресам: ул. Строительная, д. 36, ул. Садовая д. 1А, ул. Карла Маркса, д. 72, ул. Октябрьская, д. 24, ул. Октябрьская, д. 42, ул. Онежская, д. 39, ул. Ленина, д. 23, ул. Ленина, д. 71, ул. Ленина, д. 72, ул. Ленина д. 80, ул. Ленина д.92А, ул. Ленина д. 82, ул. Ленина д. 84, ул. Котрехова, д. 3, ул. Мира, д. 3; нарушена конструктивная целостность горловин и крышек пожарных гидрантов в населенном пункте п. Плесецк по адресам: ул. Партизанская, д. 10, ул. Садовая, д. 41Б, ул. Уборевича, д. 11, ул. Уборевича, д. 41, ул. Уборевича, д. 35, ул. Октябрьская, д. 2, ул. Онежская, д. 25, ул. Ленина, д. 1А, ул. Ленина, д. 72, ул. Зеленая, д. 9А, ул. Дружбы, д. 9, ул. Мира, д. 3, ул. Западная, д. 12. Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Плесецкое» по непринятию действенных мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности на территории МО «Плесецкое» и обязать администрацию МО «Плесецкое» устранить вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности на территории МО «Плесецкое».

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Плесецкого района Архангельской области Кокоянин А.Е. на административном иске настаивал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации МО «Плесецкое» в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ОНД и ПР Плесецкого района УНД и ПА ГУ МЧС России по Архангельской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав мнение представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ) под мерами пожарной безопасности понимаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

В силу ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной пожарной службы.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.

К нормативным документам обязательных для исполнения требований пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В силу ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

Статьей 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон 22 июля 2008 года № 123-ФЗ) установлено, что данный закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ пожарная безопасность городских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально - технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; - разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Статьями 62, 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно - питьевые, хозяйственные и противопожарные).

На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно - питьевым или производственным водопроводом. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – Правила), согласно п. 16 которых на территории поселений обеспечивается наличие запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со ст. ст. 6, 63 и 68 Федерального закона № 123-ФЗ.

В соответствии с п. 80 Правил органами местного самоуправления поселений для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ.

При наличии на территории объекта защиты и в близи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Таким образом, вышеназванные положения закона предусматривают возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжений Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Плесецкого района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области от 20 марта 2019 года № 09 и № 10 на территории МО «Плесецкое» в период с 28 марта 2019 года по 18 апреля 2019 года проводилась проверка соблюдения законодательства в сфере пожарной безопасности.

Из акта проверки от 18 апреля 2019 года следует, что на территории МО «Плесецкое» в нарушение вышеуказанных положений закона не созданы в целях пожаротушения условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения в п. Плесецк и в п. Пукса, а именно: на территории населенного пункта п. Плесецк п. Пукса не обеспечено необходимое количество источников наружного противопожарного водоснабжения, на территории населенных пунктов с числом жителей более 50, из расчета не менее двух источников наружного противопожарного водоснабжения с запасом воды не менее 50 % на пожаротушение одного пожара при требуемом расходе в течении 3 часов, и расположении их в радиусе не более чем в 200 метров от обслуживаемых ими зданий; нарушена конструктивная целостность горловин и крышек пожарных водоемов в населенном пункте п. Пукса - по адресам: ул. Центральная, д. 25 Б, а также между компрессорной и вокзалом; не заполнены пожарные водоемы в населенном пункте п. Плесецк по адресам: ул. Садовая, д. 4, ул. Садовая, д. 26, ул. Вокзальная, д. 20, ул. Синкевича, д. 30, ул. Ломоносова, д. 4, ул. Зеленая, д. 32 А, ул. Юбилейная, д. 20; у пожарных водоемов отсутствуют указатели в населенном пункте п. Плесецк - по адресам: ул. Советская, д. 57, ул. Ленина, д. 45, ул. Ленина, д. 61, ул. Октябрьская, д. 71, ул. Партизанская, д. 8, ул. Партизанская, д. 29, ул. Гагарина, д. 5, ул. Уборевича, д. 2, ул. Строительная, д. 22, пер. Заводской, д.1А; нарушена конструктивная целостность горловин и крышек пожарных водоемов в населенном пункте п. Плесецк - по адресам: ул. Ленина, д. 20, ул. Ленина, д. 33, ул. Ленина, д. 45, ул. Ломоносова, д. 30, ул. Чапыгина, д. 35, ул. Партизанская, д. 7, ул. Партизанская, д. 29, ул. Вокзальная, д. 20, ул. Уборевича, д. 2, пер. Заводской, д. 1А, ул. Юбилейная, д. 20; не обеспечен свободный подъезд пожарных машин в населенном пункте п. Плесецк - по адресам: ул. Чапыгина, д. 35, ул. Синкевича, д. 30, ул. Зеленая, д. 32 А, ул. Котрехова, д. 28; у пожарных гидрантов отсутствуют указатели в населенном пункте Плесецк – по адресам: ул. Строительная, д. 36, ул. Садовая д. 1А, ул. Карла Маркса, д. 72, ул. Октябрьская, д. 24, ул. Октябрьская, д. 42, ул. Онежская, д. 39, ул. Ленина, д. 23, ул. Ленина, д. 71, ул. Ленина, д. 72, ул. Ленина д. 80, ул. Ленина д.92А, ул. Ленина д. 82, ул. Ленина д. 84, ул. Котрехова, д. 3, ул. Мира, д. 3; нарушена конструктивная целостность горловин и крышек пожарных гидрантов в населенном пункте п. Плесецк по адресам: ул. Партизанская, д. 10, ул. Садовая, д. 41Б, ул. Уборевича, д. 11, ул. Уборевича, д. 41, ул. Уборевича, д. 35, ул. Октябрьская, д. 2, ул. Онежская, д. 25, ул. Ленина, д. 1А, ул. Ленина, д. 72, ул. Зеленая, д. 9А, ул. Дружбы, д. 9, ул. Мира, д. 3, ул. Западная, д. 12.

Доказательств того, что вышеуказанные нарушения закона устранены на момент рассмотрения настоящего дела, административным ответчиком суду не представлено.

Таким образом, администрацией МО «Плесецкое» не принято реальных мер к устранению вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности в населенных пунктах поселения, что является недопустимым, так как существенно ущемляет гарантированные Конституцией Российской Федерации права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасное проживание и нахождение в конкретном населенном пункте, создают угрозу причинения вреда их жизни и здоровью, а также имуществу граждан в момент возникновения пожара, нарушает интересы Российской Федерации путем нарушения предусмотренной гражданам гарантии на соблюдение законов на территории Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах, административное исковое заявление прокурора Плесецкого района Архангельской области к администрации муниципального образования «Плесецкое» подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Прокурор просит установить срок для исполнения решения не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда не позднее одного года с момента вступления решения суда в законную силу. Установление такого срока является разумным в целях соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, ответчик администрация МО «Плесецкое» освобождена от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Плесецкого района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Плесецкое» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Плесецкое» по непринятию действенных мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности на территории муниципального образования «Плесецкое».

Обязать администрацию муниципального образования «Плесецкое» в срок не позднее 1 года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности на территории муниципального образования «Плесецкое», обеспечив создание в целях пожаротушения условий для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения в пос. Плесецк и пос. Пукса, а именно:

- заполнить пожарные водоемы в населенном пункте пос. Плесецк по адресам: ул. Садовая, д. 4, ул. Садовая, д. 26, ул. Вокзальная, д. 20, ул. Синкевича, д. 30, ул. Ломоносова, д. 4, ул. Зеленая, д. 32 А, ул. Юбилейная, д. 20;

- восстановить указатели у пожарных водоемов в населенном пункте пос. Плесецк - по адресам: ул. Советская, д. 57, ул. Ленина, д. 45, ул. Ленина, д. 61, ул. Октябрьская, д. 71, ул. Партизанская, д. 8, ул. Партизанская, д. 29, ул. Гагарина, д. 5, ул. Уборевича, д. 2, ул. Строительная, д. 22, пер. Заводской, д. 1А;

- обеспечить необходимое количество источников наружного противопожарного водоснабжения, на территории пос. Пукса и пос. Плесецк, из расчета не менее двух источников наружного противопожарного водоснабжения с запасом воды не менее 50 % на пожаротушение одного пожара при требуемом расходе в течении 3 часов, и расположении их в радиусе не более чем в 200 метров от обслуживаемых ими зданий;

- восстановить конструктивную целостность горловин и крышек пожарных водоемов в населенном пункте пос. Пукса по адресам: ул. Центральная, д. 25 Б, а также между компрессорной и вокзалом.

- восстановить конструктивную целостность горловин и крышек пожарных водоемов в населенном пункте пос. Плесецк по адресам: ул. Ленина, д. 20, ул. Ленина, д. 33, ул. Ленина, д. 45, ул. Ломоносова, д. 30, ул. Чапыгина, д. 35, ул. Партизанская, д. 7, ул. Партизанская, д. 29, ул. Вокзальная, д. 20, ул. Уборевича, д. 2, пер. Заводской, д. 1А, ул. Юбилейная, д. 20;

- восстановить у пожарных гидрантов указатели в населенном пункте пос. Плесецк по адресам: ул. Строительная, д. 36, ул. Садовая д. 1А, ул. Карла Маркса, д. 72, ул. Октябрьская, д. 24, ул. Октябрьская, д. 42, ул. Онежская, д. 39, ул. Ленина, д. 23, ул. Ленина, д. 71, ул. Ленина, д. 72, ул. Ленина д. 80, ул. Ленина д.92А, ул. Ленина д. 82, ул. Ленина д. 84, ул. Котрехова, д. 3, ул. Мира, д. 3;

- обеспечить свободный подъезд пожарных машин в населенном пункте пос. Плесецк по адресам: ул. Чапыгина, д. 35, ул. Синкевича, д. 30, ул. Зеленая, д. 32 А, ул. Котрехова, д. 28;

- восстановить конструктивную целостность горловин и крышек пожарных гидрантов в населенном пункте п. Плесецк по адресам: ул. Партизанская, д. 10, ул. Садовая, д. 41Б, ул. Уборевича, д. 11, ул. Уборевича, д. 41, ул. Уборевича, д. 35, ул. Октябрьская, д. 2, ул. Онежская, д. 25, ул. Ленина, д. 1А, ул. Ленина, д. 72, ул. Зеленая, д. 9А, ул. Дружбы, д. 9, ул. Мира, д. 3, ул. Западная, д. 12.

Об исполнении решения необходимо сообщить в Плесецкий районный суд Архангельской области и прокурору Плесецкого района Архангельской области в срок один месяц с момента истечения срока, установленного судом для его исполнения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Плесецкий районный суд Архангельской области путем подачи апелляционной жалобы.

Решение в окончательной форме изготовлено 23 сентября 2019 года.

Председательствующий: Р.А. Куйкин

Копия верна. Судья Р.А. Куйкин