Дело (УИД)№ 29RS0026-01-2021-001303-84
Производство №2а-414/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Холмогоры 22 ноября 2021 года
Холмогорский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Коневца С.А.,
при секретаре Жгилёвой С.М.,
с участием представителя истца Галушина А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Холмогоры административное дело по административному исковому заявлению Галушина Александра Федоровича к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» об изменении разрешенного использования земельного участка.
установил:
истец обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район, содержащим требование поменять разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером № с: «Для размещения магазинов и складов», на: «Для индивидуального жилищного строительства».
Фактически из содержания искового заявления следует, что истец обращается с требованием предусмотренным КАС РФ о признании незаконными ответа администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» исходящий №2963 от 08 сентября 2021 года об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, признании незаконным отказа Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в изменении сведений о виде разрешенного использования земельного участка оформленного уведомлением от 08 февраля 2021 года № № и возложении обязанности изменить разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером № на вид «Для индивидуального жилищного строительства».
Определением суда в качестве ответчика по делу привлечено Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Свои требования истец мотивирует тем, что на основании договора купли-продажи от 23.04.2011 и решения Холмогорского районного суда Архангельской области от 01.04.2011 по делу №2-111/2011 он признан собственником здания магазина расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №. Решением Совета депутатов МО «Ломоносовское» от 26.05.2011 № 82 нежилое помещение здания магазина переведено в жилое и с 19.07.2011 зарегистрировано право собственности на жилой дом, по указанному адресу.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 29:19:094201:8 - «Для размещения магазинов и складов».
20.01.2021 истец обращался в Росреестр с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка получил отказ в ответе от 08.02.2021 № в связи с тем, что не является правообладателем земельного участка.
11.08.2021 истец обращался в администрацию муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» с просьбой об изменении разрешенного использования земельного участка и получил отказ оформленный письмом исходящий №2963 от 08 сентября 2021 года в связи с тем, что в соответствии п.2 ст.7 ЗК РФ, ч.4 ст. 37 ГрК РФ, п.3.1 ст. 28 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Холмогорское» Холмогорского муниципального района Архангельской области (Далее - Правила), утвержденных Постановлением Министерства строительства и архитектуры Правительства Архангельской области от 09.01.2020 № 1-п, установлены минимальные и максимальные размеры земельных участков, относящихся к территориальной зоне «Зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1)» - 600 кв.м. и 2500 кв.м., соответственно. Площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет 270 кв.м., что меньше предельно допустимого минимального размера участка в соответствии с Правилами, в связи с изложенным изменение вида разрешенного использования земельного участка невозможно.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам искового заявления, дополнительно пояснил, что приобрел данный земельный участок и 12.11.2021 за ним зарегистрировано право собственности.
Поскольку он владеет жилым домом на указанном земельном участке, то вид разрешенного использования «Для размещения магазинов и складов» противоречит виду объекта недвижимости расположенного на нем и нарушает права истца, ввиду того, что налог на земельный участок с указанным видом разрешенного использования существенно больше, нежели для вида разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства».
Исследовав материалы дела, выслушав истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Из п. 4 ст. 85 ЗК РФ, ч. 8 - 10 ст. 36 ГрК РФ следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом любая реконструкция таких объектов, то есть изменение этих объектов, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а изменение видов разрешенного использования может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.
В статье 8 Правил п.п.7,8 изложены вышеуказанные положения закона, без каких либо изменений.
Согласно п.п.4,5 статьи 8 Правил применительно к каждой территориальной зоне статьями 28-47 Правил установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для каждого земельного участка и объекта капитального строительства, считается разрешенным такое использование, которое соответствует градостроительному регламенту, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства с обязательным учетом ограничений на использование объектов недвижимости в соответствии с требованиями статей 28-47 Правил.
В соответствии со статьей 28 Правил «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» (Ж-1) предусмотрены, среди прочих, основные виды разрешенного использования земельного участка: «Для индивидуального жилищного строительства» код 2.1, «Магазины» код 4.4.; пунктом 3.1 той же статьи предусмотрены предельные размеры земельных участков: «Для индивидуального жилищного строительства» - 600-2500 кв.м., «Магазины» - 800-4000 кв.м.
Из положений ч.4 ст. 9 Правил следует, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования, с учетом соблюдения требований технических регламентов, санитарных норм, публичных сервитутов, предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции, ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных в зонах с особыми условиями использования территории и другими требованиями, установленными в соответствии с законодательством.
В соответствии с п.1, 2 ст. 10 Правил изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, на которые распространяется действие градостроительного регламента, осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами при условии соблюдения требований технических регламентов, санитарных норм, ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных в хонах с особыми условиями использования территории, положений документации по планировке территории и других требований законодательства.
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением указанных в ч.4 ст. 9 Правил, осуществляют изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:
1.без дополнительных согласований и разрешений в случаях:
когда один из указанных в градостроительном регламенте основных видов разрешенного использования земельного участка, объекта капитального строительства заменяется другим основным…
Согласно ч.1,3 ст. 22 Правил правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Физические и юридические лица, указанные в части 1 настоящей статьи и заинтересованные в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства направляют заявление о предоставлении такого разрешения в уполномоченный орган местного самоуправления поселения.
На основании п.п.20 ч.1, ч.3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данный вопрос отнесен к ведению муниципального района.
Вместе с тем, ст. 22 Правил регламентирует вопрос разрешения нового строительства и не предусматривает разрешительного порядка изменения вида разрешенного использования земельного участка на котором расположен ранее возведенный объект, на основании решения органа местного самоуправления.
Судом установлено, из материалов дела следует, что решением Холмогорского районного суда Архангельской области от 01.04.2011 года по гражданскому делу №2-111/2011 за истцом признано право собственности на здание магазина, расположенное по адресу: <адрес>.
Решением Совета депутатов МО «Ломоносовское» от 26.05.2011 № нежилое помещение здания магазина переведено в жилое и с 19.07.2011 зарегистрировано право собственности на жилой дом, по указанному адресу.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости здание, расположенное по адресу: <адрес>, имеет кадастровый №, назначение – жилое, наименование – жилой дом, вид права – собственность правообладатель Галушин А.Ф., кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен жилой дом – №
Постановлением Главы администрации Ломоносовского сельсовета № от 11.03.1997 года земельный участок был предоставлен Холмогорскому районному потребительскому обществу в бессрочное (постоянное) пользование для размещения магазинов и складов. Распоряжением главы муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» № от 22 августа 2011 года на основании заявления Холмогорского районного потребительского общества право постоянного бессрочного пользования Холмогорского районного потребительского общества земельным участком с кадастровым номером № прекращено. Сформированный участок перешел в ведение муниципального района в разряд земель, право собственности на которые не разграничено.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, местоположение земельного участка с кадастровым номером № установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадь 270+/-6 кв м. категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – для размещения магазинов и складов.
С 12.11.2021 за Галушиным А.Ф. на основании договора купли-продажи от 29.10.2021 зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок, данное обстоятельство подтверждается сведениями о зарегистрированных правах.
На момент подачи заявления в Росреестр об изменении сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № Галушин А.Ф. не являлся его правообладателем.
С учетом изложенного Росреестр в письменном ответе от 08.02.2021 №№ правомерно отказал в удовлетворении заявления Галушина А.Ф. от 20.01.2021 об изменении вида разрешенного использования земельного участка, в связи с тем, что на момент подачи заявления истец не являлся правообладателем земельного участка, на настоящий момент основания для удовлетворения требований к данному ответчику отсутствуют.
Из пояснений истца данных в судебном заседании он одновременно с регистрацией права собственности вновь подал заявление в Росреестр об изменении вида разрешенного использования земельного участка. На момент рассмотрения дела ответ не получен.
Земельный участок, принадлежащий истцу, площадью 270 кв.м. не соответствует действующему градостроительному регламенту (ст. 28 Правил) по размеру, как при настоящем, так и при требуемом виде разрешенного использования.
На момент рассмотрения гражданского дела по существу, администрация МО «Холмогорский муниципальный район» не является правообладателем относительно земельного участка с кадастровым номером №, а также, в рамках действующего нормативно-правового регулирования, лицом уполномоченным изменить вид разрешенного использования земельного участка в разрешительном порядке. С учетом изложенного, основания для удовлетворения заявленных требований истца к данному ответчику также отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Галушина Александра Федоровича к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», Управлению Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконными отказ администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» исходящий №2963 от 08 сентября 2021 года об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № и признании незаконным отказа Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в изменении сведений о виде разрешенного использования земельного участка оформленного уведомлением от 08 февраля 2021 года № и возложении обязанности изменить разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером № на вид «Для индивидуального жилищного строительства», отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Холмогорский районный суд Архангельской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Коневец
(Решение в окончательной форме изготовлено 24 ноября 2021 года)