№2(1)а-428/2021
56RS0005-01-2021-000730-10
Решение
Именем Российской Федерации
г.Абдулино 08 июля 2021 года
Абдулинский районный суд в составе председательствующего судьи Ильиной Е.В.,
при секретаре судебного заседания Шерстневой Ю.А.,
с участием представителя административного истца – Дементьевой Р.А., действующей на основании доверенности от 10.11.2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области Фаттаховой Айслу Акжигитовне о признании незаконными и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора и постановления о возбуждении исполнительного производства, и об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству,
У С Т А Н О В И Л:
администрация муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области обратилась в суд с административным иском к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, указав, что 24.12.2015 года Абдулинский районный суд удовлетворил требования Абдулинского межрайонного прокурора и обязал администрацию муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области предоставить Золотореву Петру Николаевичу в срок до 01.06.2016 года благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Решение суда в установленный законом срок исполнено не было. Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области Фаттаховой А.А. от 06.04.2017 года № в отношении администрации Абдулинского района было возбуждено исполнительное производство №. 19.06.2017 года определением Абдулинского районного суда (материал № 13/1/-60/2017) была произведена замена стороны в исполнительном производстве правопреемником с администрации муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области на администрацию муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области. 31.08.2017 года определением Абдулинского районного суда Оренбургской области (материал № 13/1/-101/2017) административному истцу была предоставлена отсрочка исполнения решения Абдулинского районного суда по гражданскому делу №2/1/-1197/2015, сроком до 01.06.2018 года, о чем было сообщено приставу. Во исполнение решения суда, постановлением администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области от 01.06.2018 года №734-п «О предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения» Золотареву П.Н. сроком на 5 лет было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Однако в ходе поиска Золотарева П.Н. с целью заключения договора на передачу квартиры стало известно, что на основании приговора Абдулинского районного суда Оренбургской области от 21.05.2018 года гражданин Золотарев П.Н. находится в местах лишения свободы сроком на 2 года 8 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. 06.06.2021 года административным истцом в Абдулинский районный суд было подано заявление об отсрочке исполнения решения суда исх. №02-01/15/695 от 05.06.2018 года. Определением Абдулинского районного суда от 21.06.2018 года по делу №13(1)-94/2018 заявленные требования административного истца были удовлетворены, была предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до 21.06.2019 года, об имеющемся определении суда и предоставленной отсрочке было сообщено судебному приставу-исполнителю А.А. Фаттаховой исх. № 02-01/15/770 от 27.06.2018 года. 09.12.2019 года определением Абдулинского районного суда по делу №13(1)-109/2019 года административному истцу также была предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до 01.09.2020 года. После освобождения Золотарева П.Н. из мест лишения свободы с ним был заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №16 от 27.10.2020 года, согласно которого Золотареву П.Н. была предоставлена благоустроенная квартира по адресу: <адрес>А, <адрес>. 12.04.2021 года исх. № 02-01/15/560 на имя судебного пристав-исполнителя Фаттаховой А.А. было направлено заявление об окончании исполнительного производства. 27.04.2021 года в адрес административного истца поступило постановление судебного пристава-исполнителя Фаттаховой А.А. от 20.04.2021 года №, из которого стало известно, что исполнительное производство №-ИП окончено, однако взыскание исполнительского сбора, о существовании которого административный истец узнал из настоящего постановления (в адрес истца оно не поступало) было выделено в отдельное производство. 11.05.2021 года административным истцом было получено постановление судебного пристава-исполнителя Фаттаховой А.А. (исх. от 23.04.2021 года) о возбуждении исполнительного производства №-ИП. в нем же были указаны реквизиты для оплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Административный истец в силу части 6 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ считает действия судебного пристава-исполнителя незаконными и необоснованными и посчитал необходимым обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов. Административный истец считает постановление о возбуждении исполнительного производства 23.04.2021 года незаконным и необоснованным по следующим основаниям. На момент вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства от 23.04.2021 года административным истцом требования по исполнительному производству №-ИП были фактически исполнены. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» административный истец может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ в связи с тем, что им были предприняты все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе, требования. Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 года №13-п, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, меру публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным должником правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст. ст. 49,50, 52-54,55 Конституции Российской Федерации). Административный истец считает, что им были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства при той степени заботливости, осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, а именно доведенные до административного истца финансовые средства на приобретение жилых помещений для детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей в 2016-2017 годах были использованы в полном объеме, в 2018 году распределенная для Золотарева П.Н. квартира не была им получена по независящим от административного истца обстоятельствам (нахождение Золотарева П.Н. в местах лишения свободы), поданные административным истцом заявления о предоставлении отсрочки были признаны судом обоснованными с предоставлением отсрочки исполнения решения суда, договор найма жилого помещения с Золотаревым П.Н. был заключен сразу же после его освобождения. Административный истец просил суд признать постановление ответчика о возбуждении исполнительного производства от 23.04.2021 года незаконным и отменить его. Освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением о возбуждении исполнительного производства от 23.04.2021 года.
Определением суда от 21.05.2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области и Золоторев Петр Николаевич.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил заявленные требования и просил суд признать постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 23.09.2020 года № незаконным; отменить постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 23.09.2020 года №; освободить административного истца от взыскания исполнительного сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 23.09.2020 года №; признать постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 23.04.2021 года незаконным; отменить постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 23.04.2021 года.
Определением суда от 08.06.2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области.
В судебном заседании представитель административного истца – администрации МО Абдулинский городской округ Дементьева Р.А. просила удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административные ответчики: представители Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области и Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области, судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттахова А.А., представитель заинтересованного лица Управления капитального строительства и архитектуры администрации муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Заинтересованное лицо Золоторев П.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом.
Принимая во внимание, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и должна соответствовать принципу добросовестности,суд в силу статьи 150-151 КАС Российской Федерации находит возможнымрассмотрение административногоделав отсутствие неявившихся сторон.
Заслушав представителя административного истца, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций при принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц осуществляется в порядке искового производства по нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской, административного судопроизводства - по нормам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - по нормам АПК РФ с учетом распределения компетенции между судами.
В соответствии с частью 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание, что исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства, отношения сторон по настоящему делу носят публичный характер, в связи с чем, возникший спор об освобождении от взыскания исполнительского сбора, как процессуальный вопрос, связанный с исполнением судебного акта по административному делу, подлежит разрешению в соответствии с положениями Кодекса административного судопроизводства РФ.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Одной из мер такого воздействия является взыскание исполнительского сбора.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании части 1 статьи 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 года №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» судебный пристав в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан.
В силу части 11 статьи 30 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Федерального закона.
Частью 12 данного Федерального закона предусмотрено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Частью второй названной правовой нормы предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исходя из положений части 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ, в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве», в случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.
Согласно части 7 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 данного Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом – исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Судом установлено, что на основании вступившего в законную силу решения Абдулинского районного суда Оренбургской области от 24.12.2015 года, принятого по гражданскому делу №2(1)-1197/2015 по исковому заявлению Абдулинского межрайонного прокурора в интересах Золотарева Петра Николаевича к администрации муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области, Управлению капитального строительства и архитектуры администрации муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, на администрацию муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области и Управление капитального строительства и архитектуры администрации муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области возложена обязанность предоставить Золотареву Петру Николаевичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в срок до 01.06.2016 года.
Вышеназванное решение суда не было обжаловано в апелляционной инстанции и вступило в законную силу 02.02.2016 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области Фаттаховой А.А. 06.04.2017 года в отношении администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного документа – исполнительного листа №ФС 016177420, выданного по вышеуказанному решению суда с установлением должнику пятидневного срока для добровольного исполнения решения суда со дня получения копии данного постановления. Одновременно, в пункте 3 постановления о возбуждении исполнительного производства должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предложенный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере пятидесяти тысяч рублей.
22.06.2018 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. вынесено постановление о взыскании с администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области по исполнительному производству №-ИП исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Постановлением МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области от 10.09.2018 года отменено постановление о взыскании исполнительного сбора от 22.06.2018 года, вынесенного в рамках исполнительного производства №-ИП в отношении должника администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области.
23.09.2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области Фаттаховой А.А. вынесено постановление о взыскании с администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области по исполнительному производству №-ИП исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Постановление мотивировано тем, что должником требования исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок не исполнены, а также не представлено доказательств, подтверждающих уважительность причин их неисполнения.
12.04.2021 года исх. № администрация МО Абдулинский городской округ Оренбургской области направила судебному приставу-исполнителю РОСП УФССП России Фаттаховой А.А. заявление об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
20.04.2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП Фаттаховой А.А. вынесено постановление об окончании исполнительного производства №-ИП ввиду фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, а в отношении взыскания исполнительного сбора судебный пристав-исполнитель постановила выделить в отдельное производство.
23.04.2021 года судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП Фаттахова А.А., рассмотрев исполнительный документ – постановление судебного пристава-исполнителя №-ИП от 22.06.2018 года, выданное Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес> по делу №-ИП, вынесла постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области о взыскании исполнительного сбора в сумме 50 000 руб. Пунктом 2 указанного постановления предусмотрено, что срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должнику не устанавливается в соответствии с ч.14 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление о возбуждении исполнительного производства от 23.04.2021 года было получено администрацией МО Абдулинский городской округ Оренбургской области 11.05.2021 года, а с административным исковым заявлением о признании постановления о возбуждении исполнительного производства незаконным и его отмене истец обратился в суд 19.05.2021 года. В связи с чем срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о признании постановления о возбуждении исполнительного производства от 23.04.2021 года незаконным и его отмене административным истцом не пропущен.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава- исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления (ч.15). После окончания основного исполнительного производства судебный пристав – исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом- исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (ч. 16).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 47 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем, в том числе в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. По смыслу этого положения закона при разрешении вопроса об окончании исполнительного производства судебному приставу – исполнителю необходимо при совершении исполнительных действий установить факт исполнения должником требований исполнительного документа в полном объеме.
В соответствии с частью 7 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом- исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства должнику, а при необходимости и другим лицам.
В соответствии с пунктом 1 части 14 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства в соответствии с частью 16 настоящей статьи.
Вместе с тем, пунктом 3.2 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных ФССП России 08.07.2014 года, установлено, что постановление о взыскании исполнительского сбора направляется (вручается) должнику либо его представителю в порядке, аналогичном порядку направления (вручения) постановления о возбуждении исполнительного производства. После вынесения судебным приставом –исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора оно приобретает статус самостоятельного исполнительного документа и подлежит принудительному исполнению. В рамках основного исполнительного производства такое постановление исполняется в общем порядке, предусмотренном законом. Если исполнительский сбор не взыскан в рамках основного исполнительного производства, после его окончания судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения возбуждает исполнительное производство по неисполненному полностью или частично постановлению о взыскании с должника исполнительского сбора, в том числе в случае возвращения взыскателю исполнительного документа в порядке п.3 ч.1 ст.47 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» во взаимосвязи с основанием, предусмотренным п.1 ч.1 ст.46 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» (при возвращении исполнительного документа взыскателю по его заявлению). Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства должнику.
С учетом вышеизложенного, постановление о возбуждении исполнительного производства вынесено судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП Фаттаховой А.А. 23.04.2021 года в соответствии с действующим законодательством, в рамках компетенции судебного пристава - исполнителя на основании имеющего не исполненного исполнительного производства, которое на момент возбуждения производства было не исполнено.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 23.04.2021 года незаконным и его отмене, поскольку приходит к выводу о законности оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в рамках исполнительного производства и в пределах компетенции пристава-исполнителя.
Вместе с тем, требование административного истца об освобождении от исполнительского сбора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
При этом, как разъяснено в Конституционным судом РФ в Определении от 27.02.2018 года №517-О, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом – исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа, при этом отсутствие вины доказывается должником.
Оценивая правомерность исковых требований, суд исходит из анализа правовой природы исполнительского сбора, условий для возложения на должника данной санкции, затрагивающей имущественную сферу интересов должника; соразмерности оспариваемой меры публично-правовой ответственности с фактическим поведением должника в рамках исполнительного производства.
Согласно части 6 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 Гражданского кодекса РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года №13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В названном Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении производства.
Следовательно, одним из оснований для принятия решения о взыскании исполнительского сбора является установление вины должника в невыполнении требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Согласно пункту 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Как следует из материалов дела, определением Абдулинского районного суда Оренбургской области от 19.06.2017 года по заявлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. произведена замена стороны должника в исполнительном производстве от 06.04.2017 года №-ИП, с администрации муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области и Управления капитального строительства и архитектуры администрации муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области на администрацию муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области и Управление капитального строительства и архитектуры администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области.
25.06.2017 года администрация МО Абдулинский городской округ Оренбургской области обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Абдулинского районного суда Оренбургской области от 24.12.2015 года до 01.06.2018 года.
Определением Абдулинского городского суда Оренбургской области от 31.08.2017 года администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.06.2018 года. Вышеназванным определением суда, имеющим преюдициальное значение для дела, установлено, что администрацией МО Абдулинский городской округ Оренбургской области принимались меры по исполнению решения суда. Об этом свидетельствует справка Управления капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области №04/10/1013 от 02.09.2016 года, из которой следует, что по состоянию на 01.09.2016 года, муниципальному образованию Абдулинский городской округ Оренбургской области выделено субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений из областного бюджета на сумму 11 375 100 руб., исполнено на сумму 11 352 168 руб., из федерального бюджета выделено 3 705 600 руб., исполнено на сумму 3 705 600 руб. Из письма Министерства социального развития Оренбургской области от 12.07.2017 года видно, что в связи с отсутствием свободных средств, выделение дополнительных бюджетных ассигнований бюджету Абдулинского городского округа в настоящее время не предоставляется возможным выделить. Частичное решение вопроса возможно в случае распределения субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот при наличии невостребованных остатков субвенций в муниципальных образованиях области по итогам третьего квартала 2017 года. Принимая во внимание, что выделенные на указанные цели денежные средства администрацией муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области в 2016 – 2017 годы освоены, а предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, на условиях специализированного найма, и возникшие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, подлежит исполнению за счет субвенций, предоставленных из федерального и областного бюджета в пределах материальных средств, передаваемых органу местного самоуправления, суд посчитал возможным отсрочить исполнения решения Абдулинского районного суда от 24.12.2015 года сроком до 01.06.2018 года.
Во исполнение решения суда, постановлением администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области от 01.06.2018 года №734-п «О предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе и Золотареву П.Н. предоставлено сроком на пять лет жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
04.06.2018 года по адресу проживания Золоторева П.Н. было направлено уведомление о необходимости явиться в Комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области для заключения договора найма специализированного жилого помещения.
Однако заключение договора с Золоторевым П.Н. на передачу квартиры стало невозможным по причине того, что на основании приговора Абдулинского районного суда Оренбургской области от 21.05.2018 года Золотарев П.Н. находился в местах лишения свободы сроком на 2 года 8 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
06.06.2018 года администрация муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда до окончания отбывания Золоторевым П.Н. наказания в исправительной колонии строго режима.
Определением Абдулинского районного суда Оренбургской области от 21.06.2018 года администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области с учетом вышеизложенных обстоятельств была предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до 21.06.2019 года.
Администрация муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области вновь обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда до окончания отбывания Золоторевым П.Н. наказания в исправительной колонии строго режима.
Определением Абдулинского районного суда Оренбургской области от 09.12.2019 года администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области также была предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до 01.09.2020 года. Вышеназванным определением суда, имеющим преюдициальное значение установлено, что на основании приговора Абдулинского районного суда от 21.05.2018 года, Золоторев П.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.162 Уголовного кодекса РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 года 8 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В настоящее время между Золоторевым П.Н. и администрацией МО Абдулинский городской округ Оренбургской области не может быть заключен договор найма специализированного жилого помещения, так как осуждение Золоторева П.Н. к наказанию в виде лишения свободы исключает его возможность проживания в муниципальном специализированном жилом помещении. Учитывая, что действующим законодательством не исключена возможность освобождения Золоторева П.Н. из мест лишения свободы до истечения установленного ему срока наказания, суд посчитал целесообразным предоставить администрации отсрочку исполнения решения суда до 01.09.2020 года.
27.07.2020 года Управлением капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области с целью приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, на портале закупок было размещено извещение №, о намерении приобрести жилые помещения для лиц указанной категории.
Прием заявок длился до 06.08.2020 года, поступила одна заявка с предложением приобрести квартиру, расположенную по адресу: <адрес>А, <адрес>.
20.08.2020 года с продавцом был заключен контракт на приобретение жилья.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 11.09.2020 года квартира по адресу: <адрес>, была зарегистрирована в собственность муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес>, запись регистрации № от 11.09.2020 года.
Постановлением администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области от 24.09.2020 года №1067-п жилое помещение по адресу: <адрес>, было включено в реестр имущества муниципальной собственности.
12.10.2020 года в соответствии с протоколом №17 заседания жилищной комиссии, администрации МО Абдулинский городской округ было рекомендовано предоставить по договору найма Золотореву П.Н. благоустроенное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
15.10.2020 года от Золоторева П.Н. на имя главы администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области поступило заявление о предоставлении ему жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
После проведения конкурсных процедур, регистрационных действий, проведения согласительных процедур, с Золоторевым П.Н. был заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №16 от 27.10.2020 года, в соответствии с которым ему была предоставлена благоустроенная квартира по адресу: <адрес>А, <адрес>. По акту приема-передачи жилого помещения от 27.10.2020 года данная квартира была передана Золотореву П.Н.
Оценив представленные в материалы дела письменные доказательства, суд считает требованиеадминистрациимуниципального образования Абдулинский городской округ обосвобожденииот исполнительскогосбораподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
По информации Управления капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации МО Абдулинский городской округ, представленной в письме от 03.06.2021 года исх.04/10/889, Управлением капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области путем проведения аукционов в открытой форме и запросов котировок в рамках доведенных ассигнований лимитов финансовых средств из областного и федерального бюджетов в период с 2016 года по 2020 год приобретено 91 благоустроенное жилое помещение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на сумму 88 124 129,91 рублей, а именно: в 2016 году - 16 квартир на сумму 15057768 руб.; в 2017 году- 15 квартир на сумму 15179925, 31 руб.; в 2018 году - 13 квартир на сумму 12440343 руб.; в 2019 году - 29 квартир на сумму 26606186,39 руб.; в 2020 году - 18 квартир на сумму 18839907,21 руб. Доведенные лимиты доведенных субвенций были освоены в полном объеме. В 2021 году муниципальному образованию Абдулинский городской округ доведены лимиты субвенции на приобретение благоустроенных жилых помещений детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в размере 16135900 руб. В апреле 2021 года заключены муниципальные контракты на покупку 2 благоустроенных жилых помещений детям- сиротам на сумму 2271 060 руб. На оставшуюся сумму планируется покупка 12 квартир на первичном рынке до ноября 2021 года.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет средств, предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Часть 2 статьи 92 и часть 1 статьи 99 Жилищного кодекса РФ предусматривают порядок включения в специализированный жилищный фонд жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после чего администрация заключает договоры найма специализированного жилого помещения.
Принимая во внимание, что финансирование реализации государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений осуществляется за счёт средств областного бюджета <адрес>, исполнение требований исполнительного документа возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдение установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу об отсутствии вины (противоправного бездействия должника) должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок.
Оценивпредставленныедоказательства, суд, учитывая отсутствие вины должника, приходит к выводу, что истцом принимались меры к исполнению решения суда, а наличие объективных уважительных причин – нахождения Золоторева П.Н. в местах лишения свободы, процедуры и порядкапредоставленияквартир детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа исключает возможность исполнения требованийисполнительногодокумента в пятидневный срок.
Анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволил суду сделать вывод о том, что в течение установленного срока реальное исполнение решения судаопредоставлениижилого помещениябыло невозможно вследствие обстоятельств, не зависящих от должника висполнительном производстве, которые с учетом специфики исполнения указанного решения суда могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
На основании изложенного, суд полагает, что у должника поисполнительному производству имелись обстоятельства, объективно препятствующие исполнению судебного решения в определенный судебным приставом срок.
Таким образом, учитывая системное толкование приведенных судом норм права в совокупности с обстоятельствами административного дела, суд приходит к выводу об отсутствии вины администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области и наличия оснований для освобождения ее от взыскания исполнительского сбора.
Однако освобождение судом административного истца от исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП Фаттаховой А.А. о взыскании исполнительского сбора 23.09.2020 года незаконным, а, следовательно, и для отмены оспариваемого постановления, поскольку на момент вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, предоставленный администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области срок для исполнения решения суда истек и решение не было исполнено, суд полагает, что судебный пристав-исполнитель, действуя в рамках Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве», в пределах предоставленных ей законом полномочий, правомерно вынесла оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора.
Также суд полагает, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с указанным требованием, поскольку постановление о взыскании исполнительского сбора от 23.09.2020 года было получено истцом 01.10.2020 года, что подтверждается реестром внутренних почтовых отправлений и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 46002650166602.
Согласно статье 122 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве», жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Таким образом, поскольку истцу стало известно о принятом постановлении о взыскании исполнительного сбора 01.10.2021 года, обратившись в суд с настоящим иском 19.05.2021 года, административный истец пропустил предусмотренный законом срок для обращения в суд с такого рода требованием, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о признании постановления о взыскании исполнительного сбора незаконным, каких-либо доказательств уважительности причин пропуска срока истцом представлено не было.
При этом суд считает необходимым отметить, что требования к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области заявлены необоснованно, поскольку указанный ответчик не может выступать самостоятельным лицом в гражданско – правовых отношениях, так как является структурным подразделением Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области и не обладает статусом юридического лица.
Руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области Фаттаховой Айслу Акжигитовне о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора и об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству удовлетворить частично.
Освободить администрацию муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области Фаттаховой А.А. от 23.09.2020 года о взыскании исполнительского сбора и постановлением о возбуждении исполнительного производства от 23.04.2021 года.
В удовлетворении требований администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области о признании незаконным и об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области Фаттаховой А.А. о взыскании исполнительского сбора от 23.09.2020 года, о признании незаконным и об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области Фаттаховой А.А. о возбуждении исполнительного производства от 23.04.2021 года – отказать.
В удовлетворении требований администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Абдулинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.В. Ильина
Мотивированное решение изготовлено 26.07.2021 года.