Дело № 2/1/а-792/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Сакмара 16 ноября 2018 года
Сакмарский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего Долговой И.А., при секретаре Домкиной Л.А.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы МО Татаро-Каргалинского сельсовета Сакмарского района Оренбургской области председателя ФИО2,
представителя Совета депутатов Татаро-Каргалинского сельского совета Сакмарского района Оренбургской области- ФИО3, действующего на основании доверенности от 16.11.2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес> о признании незаконным решения по отбору кандидатур на должность главы МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес> и об отмене решения и результатов по отбору кандидатур,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес> о признании незаконным решения по отбору кандидатур на должность главы МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес> и об отмене результатов по отбору кандидатур, результатов по выборам главы МО и назначении проведения нового конкурса по отбору кандидатур на должность главы.
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии, на которой рассматривались три кандидатуры на должность главы МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес>. По итогам заседания были отобраны два кандидата. Административный истец, как участник конкурса, не был допущен к участию в конкурсе по отбору кандидатур, поскольку, по мнению комиссии, не представил справку установленного образца.
Положением о конкурсе, утвержденном Решением МО Татаро-Каргалинский сельский совет <адрес> не прописано какой формы должна предоставляться данная справка. Также не указывается каким органом выдается указанная справка. Согласно п.36 Порядка кандидат представляет справку об отсутствии судимости.
Считает, решение комиссии незаконным. Административным истцом была предоставлена справка филиала ФКУ УУИИ УФСИН России по <адрес>, а не справка ИЦ УМВД <адрес>. В Положении о конкурсе, утвержденном решением МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес>, не указана форма данной справки и не определен орган, уполномоченный выдавать данную справку.
Просит суд признать незаконным решение по отбору кандидатур на должность главы МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес> и отменить результаты по отбору кандидатур, результаты по выборам главы МО и назначить проведение нового конкурса по отбору кандидатур на должность главы.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ уточнил исковые требования и просит суд признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ по отбору кандидатур на должность главы МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес>, отменить данное решение и результаты голосования по отбору кандидатур по выборам главы МО от ДД.ММ.ГГГГ, требования об отмене результатов по выборам главы МО и назначении проведения нового конкурса по отбору кандидатур на должность главы, не поддерживает.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Совет депутатов МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес>.
В судебном заседании административный истец ФИО1 доводы административного иска поддержал, просил административный иск удовлетворить в полном объеме. Указал, что секретарь комиссии должна была разъяснить, какая справка необходима, а не просто принять документы.
В судебном заседании представитель административного ответчика председатель Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы МО Татаро-Каргалинского сельсовета <адрес> ФИО2 административные исковые требования ФИО1 не признал, указав, что конкурсная комиссия провела конкурс в соответствии с требованиями Порядка, к участию в конкурсе по отбору кандидатур ФИО1 допущен не был, так как, как было установлено комиссией, им не была представлена справка об отсутствии судимости, представление которой предусмотрено п.п. 10 п. 28 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес> и избрания главы МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес>, утвержденного решением Совета депутатов МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес>, № от ДД.ММ.ГГГГ. Оспариваемое административным истцом решение от ДД.ММ.ГГГГ соответствует п. 19, 28, 36 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур. Члены комиссии в пределах предоставленных им полномочий провели отбор кандидатов на представление в Совет депутатов МО Татаро-Каргалинский сельсовет, путем голосования. По сути, административный истец оспаривает результаты голосования, вместе с тем доказательств нарушения процедуры голосования им не представлено. Предоставление справки об отсутствии или наличии судимости предусмотрено административным регламентов, утвержденным приказом МВД в соответствии с нормами действующего законодательства.Полагал административный иск не подлежащим удовлетворению, поскольку оспариваемое решение является законным, принято уполномоченным органом, с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры и не нарушает права административного истца.
Представитель Совета депутатов Татаро- Каргалинского сельского <адрес> ФИО3 возражал против административного иска. Считает все действия административного ответчика, в том числе отказ в допуске к участию в конкурсе выполнен в соответствии с нормами действующего законодательства.
Заслушав стороны, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ) глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Согласно ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации местного самоуправления в <адрес>», в городских округах, муниципальных районах, осуществляющих отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>, и (или) получающих дотации из областного Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), а также в городском округе, являющемся административным центром <адрес>, глава городского округа, муниципального района избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
Согласно статье 4 Закона Оренбургской области от 03.11.2017 N 647/152-VI-ОЗ (ред. от 05.03.2018) "О выборах глав муниципальных образований в Оренбургской области" главой муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.
Согласно ч.4 ст 4 данного закона не имеет права быть избранным главой муниципального образования гражданин Российской Федерации:
1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющий на день голосования на выборах неснятую или непогашенную судимость за указанные преступления; 2) осужденный к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которого снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости; 3) осужденный к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которого снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости; 4) осужденный за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования на выборах неснятую или непогашенную судимость за указанные преступления, если на такое лицо не распространяется действие пунктов 2, 3 настоящей части; 5) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах главы муниципального образования состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию; 6) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", либо совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 и подпунктом "ж" пункта 8 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования в течение установленного уставом муниципального образования срока полномочий главы муниципального образования, для избрания которого назначены выборы.
Частью 2.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.
В соответствии с Законом Оренбургской области от 21.02.1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» и Уставом МО Татаро-Каргалинский сельсовет Сакмарского района, глава МО Татаро-Каргалинский сельсовет Сакмарского района избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Из материалов дела следует, что Решением Совета депутатов Муниципального образования Татаро-Каргалинский сельский совет <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО Татаро-Каргалинский сельский совет <адрес>».
Решением Совета депутатов МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес>, № от ДД.ММ.ГГГГ признан утратившим силу Решение Совета депутатов Муниципального образования Татаро-Каргалинский сельский совет <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, «Об утверждении Положение «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО Татаро-Каргалинский сельский совет <адрес>» и пунктом 1 данного решения утвержден новый Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес> и избрания главы МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес> (далее Порядок).Срок полномочий Главы МО Татаро-Каргалинский сельский совет истек ДД.ММ.ГГГГ года
Отбор кандидатов на должность главы МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес> осуществляется конкурсной комиссией.
В соответствии с пунктом 34 Порядка заявление гражданина регистрируется секретарем конкурсной комиссии в соответствующем журнале регистрации с указанием даты его подачи и присвоением порядкового регистрационного номера.
Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе конкурса конкурсная комиссия оценивает результаты проверки полноты и достоверности сведений, представленных кандидатами, а также определяет соответствие кандидатов, предъявляемым требованиям.
Согласно п.35 порядка заседание конкурсной комиссии о допуске гражданина к участию в конкурсе или об отказе гражданину в участии в конкурсе проводится в срок не позднее 30 рабочих дней после истечения срока подачи документов гражданами.
Несоответствие гражданина установленным Порядком требованиям, предоставление гражданином документов, указанных в п.п. 28 и 29 Порядка, не в полном объеме и (или) с нарушением установленной формы, получение сведений о том, что гражданин, подавший документы для участия в конкурсе, на день подачи документов имеет в соответствии с ФЗ от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ограничения пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления являются основанием для принятия конкурсной комиссией решения об отказе гражданину в участии в конкурсе (п. 36 Порядка).
В соответствии с пунктом 37 порядка отказ в допуске к участию в конкурсе оформляется мотивированным решением конкурсной комиссии. Решение конкурсной комиссии доводится до сведения гражданина путем письменного извещения не позднее 2 рабочих дней со дня принятия решения.
В п.28 Порядка указаны документы, которые необходимо представить в конкурсную комиссию гражданам, изъявившим желание участвовать в конкурсе. Так, в частности, в пункте 10 этой нормы предусмотрена обязанность представления документов, подтверждающих отсутствие судимости.
Конкурс по отбору кандидатур на должность главы Муниципального образования Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес> был объявлен решением Совета депутатов МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ в газете Сакмарские вести» опубликовано решение Совета депутатов МО Татаро-Каргалинский сельский совет <адрес> и объявление о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Муниципального образования Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес>.
Сторонами не отрицалось, что данное решение опубликовано на сайте МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес>.
Глава МО <адрес> уведомлен о начале процедуры формирования комиссии, что подтверждается уведомлением, имеющим в материалах дела.
Постановлением Главы МО <адрес>№-п от ДД.ММ.ГГГГ назначены члены конкурсной комиссии по отбору кандидатурФИО14., ФИО15., ФИО16., ФИО17
Членами конкурсной комиссии назначены: ФИО18., ФИО19., ФИО20ФИО854. (решение Совета депутатов МО Татаро-Каргалинский сельский совет <адрес>№)
Решением конкурсной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ избран председателем конкурсной комиссии ФИО855 секретарем конкурсной комиссии- ФИО856., что подтверждается протоколом организационного заседания конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Из пояснений административного истца следует, что об объявлении конкурса он узнал из газеты Сакмарские вести».
ФИО1 изъявив желание участвовать в указанном конкурсе, представил в конкурсную комиссию заявление и необходимые документы, что подтверждается его заявлением, пакетом документов, представленных в комиссию.
Состав и формирование конкурсной комиссии соответствует главе 2 Порядка, согласно которой общее число членов конкурсной комиссии составляет восемь человек. При формировании конкурсной комиссии половина ее членов назначается Советом депутатов МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес>, а другая половина – главой <адрес>.
Доводы административного истца, что Советом депутатов Татаро-Каргалинский сельский <адрес> принято решение о проведении конкурса позднее, чем за 60 дней суд не может принять во внимание, поскольку данным административным иском обжалуется решение конкурсной комиссии. Действующий порядок проведения конкурса был утвержден ДД.ММ.ГГГГ и не может распространяться на правоотношения, возникшие ранее. Старым порядком от ДД.ММ.ГГГГ данный срок не был предусмотрен.
ДД.ММ.ГГГГ конкурсной комиссией было принято решение № об отказе в допуске ФИО1 к участию в конкурсе по отбору кандидатур, по причине не предоставления им документов, подтверждающих отсутствие судимости.
Представленная ФИО1 справка Октябрьского МФ ФКУ УИИ УФСИН России по <адрес>, не является справкой об отсутствии судимости, содержит сведения только о снятии ФИО1 с учета Октябрьского МФ (<адрес>) ФКУ УИИ УФСИН России по <адрес> в связи с отбытием срока наказания.
Приказом МВД России от 07.11.2011 N 1121 (ред. от 22.08.2017)"Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2011 N 22509), находящемся в свободном доступе утвержден административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования".
В соответствии с пунктом 14 административного регламента установлено наименование услуги- государственная услуга по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования <1>.
Согласно пункта 15 вышеуказанного административного регламента государственную услугу предоставляет МВД России. В соответствии с пунктом 17 результатом предоставления государственной услуги является получение заявителем справки о наличии (отсутствии) судимости.
Непосредственное предоставление государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости на территории Российской Федерации осуществляется ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ.
Доводы административного истца, что в Порядке проведения конкурса, утвержденного Советом Депутатов МО Татаро-Каргалинский сельский совет <адрес> не указано каким органом выдается справка, суд находит несостоятельным, поскольку действующим законодательством урегулирован административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования".
Заседание конкурсной комиссии состоялось в установленные Порядком сроки, комиссия сформирована в правомочном составе в количестве 8 человек.
Согласно протокола заседания конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ 7 участников из 8 проголосовали за отказ в допуске ФИО1 к участию в конкурсе.
Из пункта 14 Порядка следует, что решения конкурсной комиссией принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов конкурсной комиссии. При равенстве голосов председателя конкурсной комиссии является решающим. На заседании конкурсной комиссии ведется протокол, в котором отражается информация о ходе заседания и принятых конкурсной комиссией решениях. Протокол подписывается председателем и секретарем конкурсной комиссии, что соответствует представленному протоколу от ДД.ММ.ГГГГ и результатам голосования.
Заседание комиссии было правомочно, поскольку присутствовали все 8 членов комиссии. Пункт 15 Порядка устанавливает правомочность комиссии при наличии 2/3 ее членов.
Отказ в соответствии с пунктом 37 Порядка проведения конкурса был оформлен решением конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Татаро-Каргалинский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области №3 от 09.11.2018 года, которое ФИО1 получил на руки и обжаловал в суд.
Доводы административного истца, что секретарь комиссии должен был сообщить при приеме документов о несоответствии указанной справки, суд находит несостоятельными.
В соответствии с пунктом 22 Порядка в обязанности секретаря комиссии не входят полномочия разъяснять положения и сообщать о соответствии или несоответствии документов, в связи с чем указанные доводы суд находит несостоятельными. Полномочия секретаря оговорены и включают в себя: осуществляет организационное обеспечение деятельности конкурсной комиссии, принимает и регистрирует документы на участие в конкурсе, осуществляет подготовку заседаний конкурсной комиссии, ведет и подписывает протоколы заседаний конкурсной комиссии, по запросу граждан, подавших заявление на участие в конкурсе, а в случаях, установленных законодательством, -иных органов предоставляет выписки из протоколов заседаний конкурсной комиссии, решает иные организационные вопросы, связанные с подготовкой и проведением заседаний конкурсной комиссии.
В соответствии с частью 2.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представительному органу муниципального образования для проведения голосования по кандидатурам на должность главы муниципального образования представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов.
Фактически доводы административного истца сводятся к несогласию с принятым по существу членами комиссии решением об отказе гражданину в участии в конкурсе, состоявшимся не в пользу административного истца.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение нарушает права административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, и судом не установлено.
Исходя из изложенного, с учетом того, что решение конкурсной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ и Порядку проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес> и избрания главы МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес>, утвержденному решением Совета депутатов МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес>, № от ДД.ММ.ГГГГ, принято уполномоченным органом, с соблюдением процедуры его принятия, суд не находит правовых оснований для признания незаконным решения конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ и отмене данного решения.
Оснований для отмены результатов голосования конкурсной комиссии ДД.ММ.ГГГГ по отбору кандидатур по выборам Главы МО Татаро-Каргалинский сельский совет <адрес>, суд с учетом вышеизложенного также не усматривает.
Руководствуясь вышеизложенным суд отказывает в удовлетворении требований административного истца к конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы МО Татаро-Каргалинский сельсовет в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Муниципального образования Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес> о признании незаконным решения Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Муниципального образования Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, его отмене, и об отмене результатов голосования по отбору кандидатур по выборам Главы Муниципального образования Татаро-Каргалинский сельский совет <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сакмарский районный суд в течение пяти дней со дня изготовления его в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.А. Долгова