ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2/1/А-921/16 от 12.09.2016 Абдулинского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2 /1/а- 921/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2016 года г. Абдулино

Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Бугайца А.Г.,

при секретаре Хныковой Е.В.,

с участием заместителя Абдулинского межрайонного прокурора Страшникова О.В.,

представителя административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора к государственному казенному учреждению «Абдулинское лесничество» о признании бездействия по ненадлежащему осуществлению в мае-июле 2016 года мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров незаконным и обязании осуществлять наземное патрулирование в целях обнаружения лесных пожаров,

УСТАНОВИЛ:

Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском к государственному казенному учреждению «Абдулинское лесничество» (далее ГКУ «Абдулинское лесничество») о признании бездействия по ненадлежащему осуществлению в мае-июле 2016 года мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров незаконным и обязании осуществлять наземное патрулирование в целях обнаружения лесных пожаров.

В обоснование своих требований административный истец указал, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой на основании задания прокуратуры области проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в лесах в деятельности ГКУ «Абдулинское лесничество».

Установлено, что ГКУ «Абдулинское лесничество» зарегистрировано при его создании, основным видом деятельности является предоставление услуг в области лесоводства.

В соответствии с уставом ГКУ «Абдулинское лесничество» (утвержден приказом Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 09.12.2013 г. № 269) ГКУ «Абдулинское лесничество» является некоммерческой организацией. В своей деятельности оно руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации.

Основными целями деятельности ГКУ «Абдулинское лесничество» являются обеспечение устойчивого управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов для реализации в пределах своей компетенции государственной политики в сфере лесных отношений; осуществление доступного и качественного предоставления гражданам и организациям государственных услуг в лесной сфере; осуществление федерального государственного надзора (лесной охраны), федерального пожарного надзора на подведомственной ему территории.

Для достижения этих целей ГКУ «Абдулинское лесничество», в установленном законодательством РФ и данным уставом порядке в границах земель лесного фонда, закрепленных за ним, выполняет, в частности, следующие виды деятельности: контроль за соблюдением всеми физическими и юридическими лицами выполнения требований, норм, правил, установленных законодательством РФ в сфере лесных отношений; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; контроль за соблюдением гражданами правил противопожарной и санитарной безопасности в лесах, ограничением пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной и санитарной безопасности в лесах; контроль за соблюдением требований и условий проектов освоения лесов, договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений; осуществление производства по делам об административных правонарушениях; выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений лесного законодательства.

В соответствии со статьями 53, 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (в действующей редакции) меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров.

Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя: наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; организацию патрулирования лесов.

Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пунктам 7-9 «Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров» (утвержден приказом Минприроды России от 23.06.2014 года N 276) наземное патрулирование лесов, в частности, осуществляется:

- при III классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды – не менее 2 раз в период с 10 до 19 часов на лесных участках, отнесенных к I, II и III классам природной пожарной опасности лесов, а также в местах проведения огнеопасных работ и в местах массового отдыха граждан, пребывающих в лесах;

- при IV классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды – не менее 3 раз в период с 8 до 20 часов по каждому маршруту патрулирования на всей территории использования наземных средств наблюдения;

- при V классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды – в течение светлого времени суток на всей территории использования наземных средств наблюдения, при этом на лесных участках, отнесенных к I, II и III классам природной пожарной опасности лесов – круглосуточно.

Наземное патрулирование осуществляется по маршрутам, утвержденным в плане тушения лесных пожаров на территории соответствующего лесничества, лесопарка.

В соответствии с «Планом тушения лесных пожаров на территории ГКУ «Абдулинское лесничество» на 2016 год», в целях обнаружения и учета лесных пожаров, наблюдения за их развитием, предусмотрено наземное патрулирование по 17 маршрутам (9 – по Матвеевскому и 8 – по Абдулинскому участковым лесничествам).

По сведениям ГУ МЧС России по Оренбургской области в лесах на территории Абдулинского и Матвеевского районов:

- 7-13, 18-21, 25-30 мая 2016 года, 23-25, 28-30 июня 2016 года, 1-5 июля 2016 года установился 3 класс пожарной опасности,

- 31 мая-14 июня 2016 года, 6 июля 2016 года – 4 класс пожарной опасности;

- 15-21 июня 2016 года – 5 класс пожарной опасности.

Согласно полученным из Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области данным навигационных приборов ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система – Российская система глобального позиционирования), установленных на автомобилях лесничества:

1) «УАЗ» с государственным регистрационным знаком <***> осуществлялось патрулирование:

- 4, 6-12, 25 мая 2016 года с 09.16-26.14 часов до 13.18-22.38 часов (патрулирование 1-3, 5, 13-24, 26-31 мая 2016 года не осуществлялось), протяженность пройденного в день пути варьировалась от 27,6 км до 138,2 км;

- 8, 21-30 июня 2016 года с 09.39-15.17 часов до 15.35-00.15 часов (1-7, 9-20 июня 2016 года патрулирование не осуществлялось), протяженность пройденного в день пути варьировалась от 3,2 км до 121,1 км;

- 1-6, 8-9, 11-12 июля 2016 года с 09.56-16.46 часов до 13.17-02.11 часов (7 и 10 июля 2016 года патрулирование не осуществлялось), протяженность пройденного в день пути варьировалась от 35,9 км до 120,2 км.

2) «УАЗ» с государственным регистрационным знаком <***> осуществлялось патрулирование:

- 2, 5-13, 16, 18-20, 22-23, 25-31 мая 2016 года с 09.47-16.22 часов до 13.01-00.43 часов (патрулирование 1,3-4, 14-15, 17, 21 и 24 мая 2016 года не осуществлялось), протяженность пройденного в день пути варьировалась от 25,5 км до 181,9 км;

- 2-9, 11-13, 15-19, 23-28, 30 июня 2016 года с 10.33-16.02 часов до 14.39-23.30 часов (патрулирование 1, 10 14, 22 и 29 июня 2016 года не осуществлялось), протяженность пройденного в день пути варьировалась от 39,1 км до 130,9 км;

-2-5, 7-11 июля 2016 года с часов 10.24-18.07 до 11.49-22.35 часов (патрулирование 1 и 6 июля 2016 года не осуществлялось), протяженность пройденного в день пути варьировалась от 3,2 км до 111,6 км.

Таким образом, в нарушение вышеприведенных требований федерального законодательства мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров ГКУ «Абдулинское лесничество» в текущем году не в полной мере организован надлежащим образом – патрулирование лесов при наступлении пожароопасного периода производится не по всем маршрутам, зачастую начинается позже и заканчивается ранее определенного времени, при этом не соблюдается кратность проезда по маршрутам.

В соответствии со статьями 2, 9, 18, 42 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, обеспечиваются правосудием, признаются государством в качестве высшей ценности.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, охрану жизни и здоровья.

Невыполнение ответчиком требований вышеперечисленных актов федерального законодательства создает угрозу нарушения прав Российской Федерации как собственника лесов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие ГКУ «Абдулинское лесничество» по надлежащему осуществлению в мае-июле 2016 года мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров и обязать ГКУ «Абдулинское лесничество» в целях обнаружения лесных пожаров осуществлять наземное патрулирование в полном соответствии с «Порядком осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров», утвержденным приказом Минприроды России от 23.06.2014 года N 276.

В судебном заседании прокурор Страшников О.В. заявленные требования Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора поддержал.

Представитель административного ответчика ФИО1 административные исковые требования признал в полном объеме, поставив свою подпись в протоколе судебного заседания.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в лесах в деятельности ГКУ «Абдулинское лесничество».

Основными целями деятельности ГКУ «Абдулинское лесничество» являются обеспечение устойчивого управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов для реализации в пределах своей компетенции государственной политики в сфере лесных отношений; осуществление доступного и качественного предоставления гражданам и организациям государственных услуг в лесной сфере; осуществление федерального государственного надзора (лесной охраны), федерального пожарного надзора на подведомственной ему территории.

В соответствии со статьями 53, 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (в действующей редакции) меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров.

Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя: наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; организацию патрулирования лесов.

Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пункты 7-9 «Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров» (утв. приказом Минприроды России от 23.06.2014 года N 276) предусматривают наземное патрулирование лесов, которое осуществляется по маршрутам, утвержденным в плане тушения лесных пожаров на территории соответствующего лесничества, лесопарка.

В соответствии с «Планом тушения лесных пожаров на территории ГКУ «Абдулинское лесничество» на 2016 год», в целях обнаружения и учета лесных пожаров, наблюдения за их развитием, предусмотрено наземное патрулирование по 17 маршрутам (9 – по Матвеевскому и 8 – по Абдулинскому участковым лесничествам).

По сведениям ГУ МЧС России по Оренбургской области в лесах на территории Абдулинского и Матвеевского районов 7-13, 18-21, 25-30 мая 2016 года, 23-25, 28-30 июня 2016 года, 1-5 июля 2016 года установился 3 класс пожарной опасности; 31 мая-14 июня 2016 года, 6 июля 2016 года – 4 класс пожарной опасности; 15-21 июня 2016 года – 5 класс пожарной опасности.

Из материалов дела усматривается, что согласно полученным из Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области данным навигационных приборов ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система – Российская система глобального позиционирования), установленных на автомобилях лесничества:

1) «УАЗ» с государственным регистрационным знаком <***> осуществлялось патрулирование:

- 4, 6-12, 25 мая 2016 года с 09.16-26.14 часов до 13.18-22.38 часов (патрулирование 1-3, 5, 13-24, 26-31 мая 2016 года не осуществлялось), протяженность пройденного в день пути варьировалась от 27,6 км до 138,2 км;

- 8, 21-30 июня 2016 года с 09.39-15.17 часов до 15.35-00.15 часов (1-7, 9-20 июня 2016 года патрулирование не осуществлялось), протяженность пройденного в день пути варьировалась от 3,2 км до 121,1 км;

- 1-6, 8-9, 11-12 июля 2016 года с 09.56-16.46 часов до 13.17-02.11 часов (7 и 10 июля 2016 года патрулирование не осуществлялось), протяженность пройденного в день пути варьировалась от 35,9 км до 120,2 км.

2) «УАЗ» с государственным регистрационным знаком <***> осуществлялось патрулирование:

- 2, 5-13, 16, 18-20, 22-23, 25-31 мая 2016 года с 09.47-16.22 часов до 13.01-00.43 часов (патрулирование 1,3-4, 14-15, 17, 21 и 24 мая 2016 года не осуществлялось), протяженность пройденного в день пути варьировалась от 25,5 км до 181,9 км;

- 2-9, 11-13, 15-19, 23-28, 30 июня 2016 года с 10.33-16.02 часов до 14.39-23.30 часов (патрулирование 1, 10 14, 22 и 29 июня 2016 года не осуществлялось), протяженность пройденного в день пути варьировалась от 39,1 км до 130,9 км;

-2-5, 7-11 июля 2016 года с часов 10.24-18.07 до 11.49-22.35 часов (патрулирование 1 и 6 июля 2016 года не осуществлялось), протяженность пройденного в день пути варьировалась от 3,2 км до 111,6 км.

Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что в нарушение вышеприведенных требований федерального законодательства мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров ГКУ «Абдулинское лесничество» в текущем году не в полной мере организован надлежащим образом – патрулирование лесов при наступлении пожароопасного периода производится не по всем маршрутам, зачастую начинается позже и заканчивается ранее определенного времени, при этом не соблюдается кратность проезда по маршрутам.

Невыполнение ответчиком требований вышеперечисленных актов федерального законодательства создает угрозу нарушения прав Российской Федерации как собственника лесов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч.1 ст.14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основании состязательности и равноправия сторон.

Оценив установленные по делу обстоятельства, суд, учитывая требования закона, приходит к выводу, что требования Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора к государственному казенному учреждению «Абдулинское лесничество» о признании бездействия по ненадлежащему осуществлению в мае-июле 2016 года мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров незаконным и обязании осуществлять наземное патрулирование в целях обнаружения лесных пожаров подлежат удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.157 КАС РФ, заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

В соответствии с ч.3 ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Учитывая, что признание иска ответчиком является добровольным, не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, суд принимает признание иска административным ответчиком.

С учетом мнения сторон, суд считает возможным разрешить дело по существу.

Учитывая изложенное, руководствуясь ч.3 ст.46, 157, 175-180 Кодексаадминистративногосудопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора к государственному казенному учреждению «Абдулинское лесничество» о признании бездействия по ненадлежащему осуществлению в мае-июле 2016 года мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров незаконным и обязании осуществлять наземное патрулирование в целях обнаружения лесных пожаров, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие государственного казенного учреждения «Абдулинское лесничество» по надлежащему осуществлению в мае-июле 2016 года мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.

Обязать государственное казенное учреждение «Абдулинское лесничество» в целях обнаружения лесных пожаров осуществлять наземное патрулирование в полном соответствии с «Порядком осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров», утвержденным приказом Минприроды России от 23.06.2014 года N 276.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Абдулинский районный суд в течение месяца.

Судья А.Г. Бугаец