дело №2(1)а-944/2020
56RS0005-01-2020-001151-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Абдулино 01 октября 2020 года
Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Ильиной Е.В.,
при секретаре судебного заседания Шерстневой Ю.А.,
с участием представителя административного истца - помощника Абдулинского межрайонного прокурора ...,
представителя административного ответчика – администрации муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес> – ...,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абдулинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес> о признании незаконным бездействия, об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Абдулинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным административным иском к администрации муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес>, указав, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес> требований законодательства о муниципальной собственности, в том числе по принятию мер по постановке на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства и признанию права муниципальной собственности на них. Установлено, что на территории муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес> имеются объекты электросетевого хозяйства, на которые право собственности ни за кем не зарегистрировано: объект электросетевого хозяйства ВЛ-0,4кВ от ТП №, расположенный по адресу: <адрес>, парк «Заречный»; объект электросетевого хозяйства - ВЛ-0,4кВ от ТП №, расположенный по адресу: <адрес>, аллея по <адрес> городского округа, собственник объектов электросетевого хозяйства отсутствует, и никто не следит за их техническим состоянием, что подтверждается информацией филиала ГУП «ОКЭС» - Абдулинские КЭС, ответом администрации муниципального образования Абдулинский городской округ, а также выпиской об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости записей о зарегистрированных правах на объекты. Из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия по установлению собственника бесхозяйной вещи либо признания муниципальной собственностью. Поскольку бесхозяйный объект является объектами коммунальной инфраструктуры, орган местного самоуправления обязан принять меры, направленные на устройство, содержание и надлежащую их эксплуатацию. Вышеуказанные нарушения возникли в результате незаконного бездействия со стороны администрации муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес> по неисполнению вышеуказанных требований законодательства. Неисполнение органом местного самоуправления своих полномочий в части не постановки на учет линии электропередач порождает риск безопасного и надежного электроснабжения потребителей и требует принятия мер по обеспечению надлежащего электроснабжения. Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес>, выразившееся в непринятии мер по надлежащему оформлению права собственности на объект электросетевого хозяйства ВЛ-0,4кВ от ТП №, расположенный по адресу: <адрес>, парк «Заречный»; объект электросетевого хозяйства - ВЛ-0,4кВ от ТП №, расположенный по адресу: <адрес>, аллея по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта электросетевого хозяйства ВЛ-0,4кВ от ТП №, расположенного по адресу: <адрес>, парк «Заречный»; объекта электросетевого хозяйства - ВЛ-0,4кВ от ТП №, расположенного по адресу: <адрес>, аллея по <адрес>, с приложением пакета документов, необходимых для такой постановки.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено Государственное унитарное предприятие коммунальных электрических сетей <адрес> «Оренбургкоммунэлектросеть».
В судебном заседании помощник Абдулинский межрайонной прокуратуры ... уточнила требования в части обязании администрации муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта электросетевого хозяйства ВЛ-0,4кВ от ТП№, протяженностью 1,238 км, расположенного по адресу: <адрес>, парк «Заречный»; объекта электросетевого хозяйства - ВЛ-0,4кВ от ТП№, протяженностью 0,329 км, расположенного по адресу: <адрес>, аллея по <адрес>, с приложением пакета документов, необходимых для такой постановки.
Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес> – ... возражала против удовлетворения требований, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители заинтересованных лиц Государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей <адрес> «Оренбургкоммунэлектросеть» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещались надлежащим образом.
Суд, заслушав участников судебного процесса, исследовав материалы административного дела и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Заявленные прокурором требования поданы в соответствии с предоставленными ему полномочиями, поскольку связаны с защитой прав и интересов неопределенного круга лиц.
Анализ положений статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ приводит к выводу о том, что признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов граждан.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В ходе прокурорской проверки выявлены бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства – ВЛ-0,4 кВ, проходящие по адресу: <адрес>, парк «Заречный», и запитанные от ТП №, протяженностью 1,228 км; ВЛ-0,4 кВ, проходящие по адресу: <адрес>, аллея <адрес>, протяженностью 0,329 км. Данные объекты находятся в административных границах муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес>, на которые право собственности ни за кем не зарегистрировано, собственник не определен, и никто не следит за их техническим состоянием. Администрацией муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес> не принимаются меры по обращению в органы государственной регистрации с заявлением о постановке на учет вышеуказанных объектов электросетевого хозяйства в качестве бесхозного недвижимого имущества.
Согласно представленных уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, сведения о правообладателях на указанные электросети отсутствуют.
Также объекты электросетевого хозяйства ВЛ-0,4кВ от ТП№, по адресу: <адрес>, парк «Заречный»; ВЛ-0,4кВ от ТП№, по адресу: <адрес>, аллея по <адрес>, на балансе муниципальных предприятий Абдулинского городского округа не стоят, что следует из ответа Управления капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх.04/10/1181, а также не значатся в реестре государственного (федерального) имущества, что следует из ответа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх.56-НБ-02/4790, и Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №АС-12-23/19065.
В соответствии с подпунктом 4 частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электроснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для электроснабжения населения (статья 50 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р, с целью обеспечения безопасной технической эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, повышения эффективности использования имущества, находящегося на территориях муниципальных образований <адрес>, распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об организации работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства по выявлению бесхозяйных объектов, проведению инвентаризации, постановки на учет и государственной регистрации прав собственности» главам городских округов рекомендовано: провести мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов и постановке их на учет; обеспечить проведение технической инвентаризации, получение кадастровых паспортов, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на объекты установленного образца и оформление государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
Согласно пункту 3 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 10.12.2015 года №931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В силу пункта 5 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 10.12.2015 года №931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что действующее законодательство предписывает порядок постановки на учет имущества как бесхозяйного и с этой целью требует подачи заявления органом местного самоуправления для проведения процедуры обращения бесхозяйных сетей в собственность муниципального образования поселения или городского округа, на территории которых они находятся.
В данном случае речь идет о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объектов системы электроснабжения, в связи с этим решением этого вопроса должен заниматься орган местного самоуправления с учетом предоставленных ему федеральным законодательством полномочий.
Согласно Федеральному закону РФ «Об электроэнергетике» под объектами электроэнергетики понимаются имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи, оперативно-диспетчерского управления и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты, иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование).
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
Магистраль воздушной линии, в силу Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 20.06.2003 года №242, представляет собой участок линии от питающей трансформаторной подстанции до концевой опоры.
Согласно «ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов» (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 года №2018-ст), примерами сооружений могут служить такие объекты, как магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи; местные трубопроводы, шахты и сооружения для отдыха, развлечений и проведения досуга.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 раздела III Перечня видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов, утвержденного приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 01.08.2007 года №295, трансформаторные подстанции, воздушные линии электропередачи (питающая линия от генерирующего источника при наличии, отходящие линии переменного и постоянного тока, распределительные электропередачи), кабельные линии электропередачи отнесены к объектам недвижимого имущества.
Кроме того, необходимо учитывать, что статьей 133.1 новой редакции Гражданского кодекса РФ, вступившей в силу с 01.10.2013 года, предусматривает новую категорию объектов права собственности.
В соответствии со статьей 133.1 Гражданского кодекса РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
С учетом изложенного, линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи и т.п., составляющими единый функциональный комплекс, являются объектами недвижимости, право собственности на которые в силу части 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
С учетом изложенного, доводы представителя администрации муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес>... о том, что спорные объекты не являются недвижимым имуществом, не могут быть приняты судом во внимание, так как опровергаются вышеизложенными правовыми нормами.
В тоже время в силу приведенных правовых норм только администрация муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес> наделена полномочиями в случае установления бесхозяйности спорных объектов инициировать процесс постановки их на учет, с целью определения их дальнейшего собственника.
Однако, данных о принятии административным ответчиком мер, направленных на установление собственника спорных объектов, а в случае отсутствия такового - мер, направленных на постановку данных объектов на учет регистрирующим органом, в судебное заседание не представлено.
Из изложенного следует, что объекты электросетевого хозяйства ВЛ-0,4кВ от ТП№, проходящие по адресу: <адрес>, парк «Заречный»; ВЛ-0,4кВ от ТП№, проходящие по адресу: <адрес>, аллея по <адрес>, фактически не имеют собственника, то есть являются бесхозяйными, что приводит к их ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а поэтому влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц с точки зрения как безопасности, так надлежащего электроснабжения.
Непринятие мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на спорные объекты может привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, ненадлежащему содержанию и ремонту, создать угрозу на бесперебойное электроснабжение, что может привести к неблагоприятным последствиям и опасности для неопределенного круга лиц.
Бездействие органов местного самоуправления в определении статуса бесхозяйного объекта электроснабжения нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и может привести к нарушению их прав, в частности в сфере нормального функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения, бесперебойного и качественного предоставления услуг.
Поскольку администрация муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес> как орган местного самоуправления наделена полномочиями в случае установления бесхозяйности объекта, который предназначен для решения вопросов местного значения и может находиться в муниципальной собственности, то администрация муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес> должна инициировать процесс постановки их на учет, с целью определения дальнейшего собственника или балансодержателя.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что необращение администрации муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес> в регистрирующий орган с заявлением о постановке указанных объектов электроснабжения на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку спорные объекты электросетевого хозяйства отвечают признакам бесхозяйного имущества, выявление и принятие мер по постановке на учет которых относится к компетенции органов местного самоуправления, в связи с чем требования Абдулинского межрайонного прокурора по возложению на администрацию муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес> обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества – ВЛ-0,4кВ от ТП№, проходящие по адресу: <адрес>, парк «Заречный», протяженностью 1,238 км; ВЛ-0,4кВ от ТП№, проходящие по адресу: <адрес>, аллея по <адрес>, протяженностью 0,329 км, в срок до ДД.ММ.ГГГГ являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом обстоятельств дела, установление такого срока является разумным в целях соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которых Абдулинский межрайонный прокурор обратился в суд с настоящим административным иском. Доказательств неразумности или невозможности исполнения решения суда в указанный в исковом заявлении срок ответчиком не представлено.
Стороны освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктами 9, 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ. Согласно части 4 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Руководствуясь статьями 175, 177, 178-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Абдулинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес> о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес> по непринятию мер по постановке на учет объектов электросетевого хозяйства - ВЛ-0,4кВ от ТП№, проходящие по адресу: <адрес>, парк «Заречный», протяженностью 1,238 км; ВЛ-0,4кВ от ТП№, проходящие по адресу: <адрес>, аллея по <адрес>, протяженностью 0,329 км.
Обязать администрацию муниципального образования Абдулинский городской округ <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества – ВЛ-0,4кВ от ТП№, проходящие по адресу: <адрес>, парк «Заречный», протяженностью 1,238 км; ВЛ-0,4кВ от ТП№, проходящие по адресу: <адрес>, аллея по <адрес>, протяженностью 0,329 км, с приложением пакета документов, необходимых для такой постановки.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Абдулинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.В. Ильина
Мотивированное решение изготовлено 04.10.2020 г.