№2(1)а-973/2019
Решение
Именем Российской Федерации
г. Абдулино 01 ноября 2019 года
Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Ильиной Е.В.,
при секретаре судебного заседания Шерстневой Ю.А.,
с участием представителя административных ответчиков – Босова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Абдулинской межрайонной прокуратуре Оренбургской области, прокуратуре Оренбургской области о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением к Абдулинской межрайонной прокуратуре Оренбургской области, указав в его обоснование, что согласно положениям Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», во взаимосвязи с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 года №45, установлено обязательное рассмотрение всех обращений граждан в установленный срок, проведение проверки по всем доводам обращений и в случае обнаружения нарушений, принятие по ним мер, в том числе восстановление нарушенных прав. По результатам проверки заявителю направляется в срок принятое решение за подписью уполномоченного на то лица. Также обязанности и полномочия ответчика установлены Федеральным законом от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Согласно части 1-2 статьи 17 Конституции РФ, признаётся и гарантируются права человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Согласно статье 19 Конституции РФ, все равны перед законом и судом. Он в адрес ответчика направлял жалобу от 21.09.2018 года за исходящим ... по факту нарушений муниципальным образованием администрации г.Абдулино, но ответчик нарушил все установленные сроки рассмотрения обращений, бездействовал и не направил ему надлежащее и в срок решение. В адрес ответчика в период с апреля 2019 года по сегодняшний день прокуратурой Оренбургской области направлялись множество его обращений различного характера для рассмотрения и принятия по ним мер, но ответчик по ним полностью бездействует, не принимает меры и не направляет в сроки и вообще ему принятые решения. Он в адрес ответчика направлял от 03.06.2019 года за ... жалобу на обжалование решения ответчика от 25.03.2019 года с дополнением, заявление по факту самоуправства в его доме, жалобу на нарушения при принятии судом приговора от 28.09.2016 года и негативные последствия; жалобу от 17.06.2019 года за ... в отношении муниципального образования администрации г.Абдулино на нарушение законов и прав человека, незаконное бездействие. Ответчик по всем его вышеуказанным обращениям бездействует, нарушает законы, сроки и не принимает и не направляет ему решения. Ответчик перешел в систематическое нарушение законов и его прав человека, бездействие и не обеспечение защиты его прав от незаконных действий (бездействий) органов власти и местного самоуправления и других противоправных и противозаконных действий. На основании изложенного, руководствуясь статьями 15, 17, статьями 45-47 Конституции Российской Федерации, статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, просит суд по изложенным фактам и обстоятельствам признать незаконным бездействие, нарушение его прав человека, сроков и требований Федерального закона №59-ФЗ, Инструкции №45, Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», а также по нарушениям принять меры и решение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об ответственности за нарушение и устранение их.
Определением суда от ... к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена прокуратура Оренбургской области.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В судебном заседании ... ФИО1 просил признать незаконным бездействие прокуратуры, выразившееся в ненаправлении ему ответов на его многочисленные жалобы и принятии по его жалобам мер прокурорского реагирования.
В судебном заседании представитель ответчиков – прокурор Абдулинской межрайонной прокуратуры Босов А.С. возражал против удовлетворения требований истца, пояснив, что все жалобы ФИО1 были рассмотрены в установленный законом срок, и по некоторым жалобам прокуратурой приняты меры прокурорского реагирования, путем направления в адрес администрации муниципального образования Абдулинский городской округ представления.
Заслушав представителя ответчиков – прокурора Босова А.С., исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что приговором Абдулинского районного суда Оренбургской области от 22.03.2019 года ФИО2 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 167 Уголовного кодекса РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок один год. На основании части 2 статьи 53.1 Уголовного кодекса РФ осужденному ФИО2 заменено наказание в виде лишения свободы принудительными работамина срок один год с удержанием в доход государства 10% заработной платы, ежемесячно, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, с отбыванием наказания в исправительном центре. Исковое заявление ФИО1 и ФИО3 к ФИО2 о возмещении имущественного ущерба и компенсации морального вреда удовлетворено частично. С ФИО2 в пользу ФИО1 в счет возмещения имущественного ущерба взыскана денежная сумма в размере 438000 руб. С ФИО2 в пользу ФИО3 в счет возмещения имущественного ущерба взыскана денежная сумма в размере 438000 руб.
Вышеназванным приговором установлено, что ФИО2 совершил умышленное уничтожение чужого имущества путем поджога с причинением значительного ущерба потерпевшим ФИО1 и ФИО3 Вследствие действий ФИО2, огнем уничтожен дом по ... и надворные постройки, принадлежащие собственникам ФИО1 и ФИО3 С учетом доказанности вины ФИО2 в совершении умышленного уничтожения имущества потерпевших, суд взыскал с ФИО2 в пользу ФИО1 и ФИО3 в счет возмещения имущественного ущерба по 438000 руб. каждому.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу статьи 227 КАС РФ, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Статьей 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд возложена на административного истца, а соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организацию, лицо, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02.05.2005 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно пункту 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 года №45, обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.
Согласно абзацу 4 пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Из пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Из содержания административного иска следует, что ФИО1 просит признать незаконным бездействие Абдулинской межрайонной прокуратуры, выразившееся в не рассмотрении в установленный законом срок его жалоб и/или неизвещении о ходе рассмотрения жалобы. Указание в административном исковом заявлении о том, что неоднократно им писались в прокуратуру жалобы, однако на них не получены ответы и не приняты по ним решения, суду не представляется возможным проверить, так как в просительной части не конкретизировано о каких жалобах говорит истец, а поэтому суд в соответствии со статьей 178 КАС РФ будет разрешать дело по изложенным в административном исковом заявлении жалобам.
Судом установлено, что ФИО1 посредством почты направлена из ФКУ ... в адрес Абдулинской межрайонной прокуратуры жалоба от 21.09.2018 года, в которой он просил провести прокурорскую проверку, принять меры реагирования и обязать устранить нарушение, дать полное, мотивированное и обоснованное решение в срок, указав, что он является потерпевшим по факту уничтожения его имущества и жилища путем поджога ФИО2 по адресу: .... Он автоматически попадает под программу по оказанию гражданам материальной помощи, установленной Правительством РФ. Он обращался в администрацию г.Абдулино на оказание ему надлежащей помощи как гражданину, понесшему и потерпевшему бедствие. По его обращению заместителем главы администрации г.Абдулино ФИО4 от 28.08.2018 года за ..., было дано решение и ответ, которым отказано фактически полностью и необоснованно, не мотивированно, незаконно, на принятие всех необходимых мер и оказание помощи. По оказанию ему материальной помощи по факту отписались и сослались на то, что ему необходимо обратиться в ГБУСО «КЦСОН» в г.Абдулино. Заместитель главы администрации уклонилась принять все необходимые меры и от своих обязанностей по обращению гражданина, которое уже являлось обращением для оказания материальной помощи как погорельцу, жертве бедствия – преступления, а также по направлению комиссии на признание дома непригодным для дальнейшего проживания и постановке его на учет в получение жилища. Так, уклонились оказать ему материальную и всю другую помощь.
Данная жалоба зарегистрирована в Абдулинской межрайонной прокуратуре 02.10.2018 года вх....
По фактам, изложенным в жалобе Абдулинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка, по результатам которой 30.10.2018 года заместителем Абдулинского межрайонного прокурора Мурзаковым В.Е., дан ответ, о том, что 06.08.2018 года ФИО1 обратился в администрацию МО Абдулинский городской округ с заявлением об оказании ему и его сестре материально-социальной помощи в связи с поджогом дома. Согласно ответу от 28.08.2018 года за исх...., администрация МО Абдулинский городской округ на обращение разъяснила порядок внеочередного получения жилого помещения в связи с признанием непригодным для проживания прежнего жилья. Однако довод по поводу получения от органа местного самоуправления выплат пострадавшим от пожара администрацией МО Абдулинский городской округ не рассмотрен. В связи с тем, что ответ администрации МО Абдулинский городской округ является неполным, в адрес МО Абдулинский городской округ подготовлен проект представления об устранении нарушений законодательства об обращениях граждан. Кроме того ФИО1 разъяснено, какие документы необходимо предоставить в комиссию для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого дома. В ходе проверки установлено, что с заявлением о признании дома непригодным для проживания в администрацию МО Абдулинский городской округ ФИО1 не обращался.
Согласно книге учета отправленной корреспонденции 9-9-2018, письменный ответ на жалобу направлен 30.10.2019 года прокуратурой в ФКУ ..., находящееся по адресу: .... ФИО1 в судебном заседании ссылался на бездействие, допущенное со стороны прокуратуры, так как прокуратура не направила ему ответ по адресу, указанному им в жалобе от 21.09.2018 года.
В тоже время судом отмечается, что направление должностным лицом прокуратуры ответа от 30.10.2018 года исх.... простым почтовым отправлением ошибочно в ФКУ ..., в которой ранее пребывал ФИО1, не привело к нарушению его прав, поскольку в случае неполучения ответа на жалобу, административный истец имел возможность повторно обратиться в Абдулинскую межрайонную прокуратуру с заявлением, в котором указать на неполучение ответа.
Доводы представителя ответчиков - Босова А.С. о том, что административным истцом пропущен установленный статьей 219 КАС РФ законом срок для обращения с требованием о признании бездействия прокуратуры, выразившееся в ненаправлении ответа в срок и непринятии мер по жалобе от 21.09.2018 года, заслуживают внимания. Как следует из материалов дела, истцу о нарушении своего права стало известно по истечении месяца со дня подачи жалобы от 21.09.2018 года в Абдулинскую межрайонную прокуратуру, - 02.11.2018 года. Однако, административный иск об оспаривании бездействия Абдулинской межрайонный прокуратуры направлен в суд почтовой корреспонденцией 14.08.2019 года, то есть по истечении трехмесячного срока, установленного статьей 219 КАС РФ.
11.06.2019 года в Абдулинскую межрайонную прокуратуру поступила от ФИО1 жалоба от 03.06.2019 года, в которой он просил в порядке УПК РФ рассмотреть жалобу на признание незаконным действие (бездействия) и приговор Абдулинского районного суда Оренбургской области от 28.09.2016 года по части 2 статьи 228 Уголовного кодекса РФ, по вновь открывшимся обстоятельствам. В ходе рассмотрения уголовного дела №1(1)-61/2016, он суду 27.09.2019 года заявил ходатайство на принятие мер к сохранности его имущества и жилища в соответствии с частью 2 статьи 313 УПК РФ, поскольку в доме он проживал один и дом оставался без присмотра. Суд отказал в принятии мер, что отражено в приговоре. Так, отказ суда привел к негативным последствиям и его опасения нашли свое место, поскольку было совершенно преступление по части 2 статьи 167 Уголовного кодекса РФ и 22.02.2018 года его жилище и имущество было уничтожено полностью по адресу: .... Так, очевиден факт незаконных действий (бездействие) суда, повлекшие негативные последствия и нарушение его основных конституционных прав. Просил принять меры и обратиться с соответствующим прокурорским представлением в суд.
В дополнение к жалобе от 05.06.2019 года ФИО1 просил принять меры по факту того, что постановлением от 30.04.2019 года ...-п признанно непригодным для проживания жилое помещение по адресу: .... При этом направили всего лишь ксерокопии постановления от 30.04.2019 года и заключения от 18.04.2019 года и на половинках листов формата А4, не возвратили ему документы, что является нарушением, в том числе постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года .... Также, ему не предоставили и не дали никаких разъяснений по дальнейшим действиям. Кроме этого, просил разъяснить, может ли он получить материально-социальную помощь на приобретение либо строительства жилища. Где и как он мог бы получить такую помощь и выплату.
В заявлении от 03.06.2019 года ФИО1 указал, что прокуратуре и ее работникам стал известен факт того, что во время его нахождения в местах лишения свободы, его сестра ФИО3, с которой они совместно и в равных долях имели земельный участок с жилым домом, по адресу: ..., без его ведома, согласия, впустила жить в дом свою знакомую ... ФИО5, что привело к тому, что гражданский муж ФИО5 совершил преступление и все имущество, жилище и надворные постройки были уничтожены поджогом полностью, и он лишился всего. Как работникам, так и лично межрайонному прокурору стали известны факты самоуправства (в том числе ФИО5, пускавшая в дом ФИО2 и давшая ему произвольно доступ в дом вообще), но прокуратура уклонилась принять надлежащие меры и обязанности Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации». Просил дать обоснованное решение.
В жалобе от 03.06.2019 года ФИО1 просил рассмотреть обжалование решения заместителя межрайонного прокурора Мурзакова В.Е. от 25.03.2019 года, который прежде всего грубо нарушил срок рассмотрения его жалобы. Прокурор уклонился полностью рассмотреть, принять меры по факту нарушения и бездействия МО Абдулинского городского округа по его обращениям многочисленным, начиная с августа 2018 года об оказании ему материально-социальной помощи в связи с тем, что его жилище и имущество по адресу: ..., полностью уничтожены пожаром. До сегодняшнего дня администрация города бездействует по его обращениям и не оказывает никакой материально-социальной помощи вообще, не принимает никаких мер, лишили гарантированных прав, нарушили законы. Просит принять эффективные меры и дать обоснованное решение в срок.
Все четыре жалобы от 03.06.2019 года, поступившие одновременно в Абдулинскую межрайонную прокуратуру, зарегистрированы 11.06.2019 года вх....
По вопросам, изложенным в вышеназванных жалобах, Абдулинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка, по результатам которой 10.07.2019 года заместителем Абдулинского межрайонного прокурора Мурзаковым В.Е., дан ответ исх...., о том, что вступивший в законную силу приговор суда может быть отменен и производство по уголовному делу возобновлено ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельствах. Из поступившего обращения сведений о наличии новых и вновь открывшихся обстоятельств, предусмотренных статьей 413 УПК РФ, не установлено, в связи с этим оснований для отмены приговора Абдулинского районного суда от 28.09.2016 года по уголовному делу №1(1)-61/2016 и возобновлении производства по уголовному делу прокуратурой не установлено. По вопросу об истребовании из Абдулинского районного суда Оренбургской области документов разъяснено, что ФИО1 вправе самостоятельно обратиться в Абдулинский районный суд с заявлением о предоставлении надлежащим образом заверенных копий документов. По изложенным доводам о невозвращении документов, приложенных к заявлению о признании непригодным для проживания жилого помещения, сообщили, что межрайонным прокурором 25.03.2019 года главе муниципального образования Абдулинский городской округ внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, по результатам рассмотрения которого дом, расположенный по адресу: ..., признан непригодным для проживания. Из содержания обращения установлено, что комиссией в адрес ФИО1 направлено постановление администрации муниципального образования Абдулинский городской округ от 30.04.2019 ...-п и заключение комиссии от 18.04.2019 года. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года №47 не предусмотрен порядок возврата документов, приложенных к заявлению о признании жилого помещения непригодным для проживания. В связи с изложенным оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено. По вопросу получения материальной помощи разъяснено, что в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 18.04.2016 года №126-п «Об утверждении Положения о порядке предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации», приказом Министерства социального развития Оренбургской области от 16.01.2018 года №19 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Оказание материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также в экстренных случаях вследствие катастроф, пожаров и других стихийных бедствий» за оказанием материальной помощи ФИО1 вправе обратиться в Министерство социального развития Оренбургской области или ГБУСО Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения» в г.Абдулино. Кроме того, единовременная социальная помощь пострадавшим от пожара оказывается в соответствии с постановлением администрации МО Абдулинский городской округ от 26.12.2016 года № 1847-п «Об утверждении положения о порядке образования и расходования резервного фонда администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области». В связи с этим ФИО1 разъяснено о праве обратиться в администрацию МО Абдулинский городской округ с заявлением о предоставлении единовременной материальной помощи. Для этого ему необходимо приобщить документы, указанные в приложения №2 к постановлению администрации МО Абдулинский городской округ от 26.12.2016 года № 1847-п. По доводу о самоуправстве ФИО3 и ФИО5 разъяснено, что в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» споры физических лиц о частной собственности не является предметом прокурорского надзора. Разрешение споров, возникших на основании гражданско-правовых отношений, не относится к компетенции органов прокуратуры. Согласно части 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Из приведенных выше норм следует, что решение гражданских споров, в том числе имущественных и связанных с ними, относится к компетенции суда. Данное право ФИО1 может реализовать путем подачи в суд соответствующего заявления. Также прокурором установлено, что доводы, указанные в обращении были предметом судебного разбирательства по уголовным и гражданским делам. Приговором Абдулинского районного суда Оренбургской области от 22.03.2019 заявление ФИО1 к ФИО2 о возмещении имущественного ущерба и компенсации морального вреда удовлетворено частично. С ФИО2 в пользу ФИО1 взыскано 438000 руб. С учетом изложенного, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено. По вопросу несогласия с ответом заместителя Абдулинского межрайонного прокурора от 25.03.2019 сообщено, что 25.02.2019 года в Абдулинскую межрайонную прокуратуру поступили обращения ФИО1 о неправомерных действиях должностных лиц администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области. В тот же день обращение зарегистрировано за вх..... Рассмотрев обращение ФИО1 по изложенным доводам, а также в защиту нарушенных прав ФИО1, межрайонным прокурором 25.03.2019 года главе администрации МО Абдулинский городской округ внесено представление.
Согласно книге учета отправленной корреспонденции 9-9-2019, письменный ответ на жалобу направлен 10.07.2019 года в ФКУ ... по месту отбытия наказания ФИО1
27.06.2019 года в Абдулинскую межрайонную прокуратуру поступила от ФИО1 жалоба от 17.06.2019 года, в которой он просил принять меры по незаконным бездействие, решение от 27.05.2019 года главы МО Абдулинский городской округ ...., нарушение его прав, а также Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ. Так, им через Абдулинский районный суд было подано заявление на оказание всей необходимой социально-материальной помощи в администрацию МО г.Абдулино в связи с пожаром и уничтожением его имущества по адресу: ..., а также помощи материальной для устранения последствий пожара (очистки территории и облагораживание условий вида улиц) и другой помощи, так как теперь оказался в существенно трудном жизненном положении и всем другим основаниям, указанных в заявлениях. Глава города, который также обеспечивающий благоприятные условия жизни населения, полностью уклонился предпринять какие-либо надлежащие и эффективные меры по его обращениям, не передал с предписанием принять меры уполномоченным на то органам и должностным лицам, отписавшись незаконно и необоснованно, что является прямым бездействием и нарушением его прав человека. Устроили волокиту. Он обратился к главе города за помощью по существенным основаниям, затрагивающие основные права человека, условия жизни, а Глава города уклонился от своих обязанностей. Также глава города не учитывает, что в данных случаях денежные средства и помощь согласно постановлений Правительства РФ выделяется на основании официального и надлежащего запроса администрации. Ранее почти год добивался, чтобы признали его дом непригодным к проживанию, а теперь почти год добивается надлежащей помощи. Все это полное беззаконие и бездействие. Просил провести тщательную независимую и беспристрастную прокурорскую проверку и срочно принять эффективные меры.
Абдулинской межрайонной прокуратурой по факту обращения ФИО1 была проведена проверка и 26.07.2019 года за исх.... исполняющим обязанности Абдулинского межрайонного прокурора Кучуровым Ю.Е. дан письменный ответ, что ФИО1 неоднократно обращался в администрацию МО Абдулинский городской округ за оказанием ему материальной помощи. По результатам мер прокурорского реагирования, его дом, расположенный по адресу: ..., постановлением главы администрации МО Абдулинский городской округ от 30.04.2019 года ...-п признан непригодным для проживания. Администрацией МО Абдулинский городской округ 27.05.2019 года разъяснено, что за оказанием материальной помощи в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 18.04.2016 №126-п «Об утверждении Положения о порядке предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации», приказом Министерства социального развития Оренбургской области, регулирующим порядок предоставления материальной помощи от 16.01.2018 года №19 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Оказание материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также экстренных случаях вследствие катастроф, пожаров и других стихийных бедствий» необходимо обратиться в Министерство социального развития Оренбургской области или в ГБУСО Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения» в г.Абдулино. Также установлено, что 12.07.2019 года администрацией МО Абдулинский городской округ разъяснено, что единовременная материальная помощь пострадавшим от пожара оказывается в соответствии с постановлением администрации МО Абдулинский городской округ от 26.12.2016 года №1847-п «Об утверждении положения о порядке образования и расходования резервного фонда администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области». ФИО1 вправе обратиться в администрацию МО Абдулинский городской округ с заявлением о предоставлении единовременной материальной помощи. К заявлению необходимо приобщить документы, указанные в пункте 3 приложением №2 к постановлению администрации МО Абдулинский городской округ от 26.12.2016 года №1847-п. Одновременно разъяснено, что ФИО1 вправе обратиться в администрацию МО Абдулинский городской округ для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. С учетом изложенного, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено.
Согласно книге учета отправленной корреспонденции 9-9-2019, письменный ответ на жалобу направлен 26.07.2019 года в ФКУ ... по месту отбытия наказания ФИО1
Таким образом, запись в книге учета отправленной корреспонденции подтверждает факт отправки ответа на жалобы ФИО1, так как указанная книга является официальным документом, которая заполняется сотрудником. Доводы ФИО1 о неполучении ответов на его жалобы, в данном случае правового значения не имеют, поскольку установленная статьей 10 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ обязанность по направлению письменного ответа по существу поставленных вопросов должностным лицом исполнена. Действующее законодательство не предусматривает обязанность должностного лица уведомить гражданина заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении либо нарочным. Контроль за действиями органов федеральной почтовой связи по отправке и доставке корреспонденции заявителю на органы прокуратуры не возложен.
Таким образом, по результатам рассмотрения указанных выше жалоб Абдулинской межрайонной прокуратурой были проведены проверки, о результатах которой заявителю даны ответы по всем поставленным вопросам и дополнениям. В ходе проведения проверок были установлены нарушения со стороны администрации МО Абдулинский городской округ, приняты меры прокурорского реагирования – внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, выразившиеся в ненадлежащем рассмотрения заявления и нарушении жилищных прав ФИО1 По результатам рассмотрения администрацией представления Абдулинской межрайонной прокуратуры 18.04.2019 года, межведомственной комиссией был составлен акт обследования помещения, в соответствии с которым дом, расположенный по адресу: ..., признан непригодным для проживания. Таким образом, права и свободы заявителя со стороны Абдулинской межрайонной прокуратуры не нарушены.
Как следует из существа жалобы от 03.06.2019 года, заявитель обращался с вопросом пересмотра приговора Абдулинского районного суда Оренбургского области от 28.09.2016 года по уголовному делу №1(1)-61/2016 ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельствах. В ответе прокуратуры от 10.07.2019 года ФИО1 указано на отсутствие оснований для отмены приговора суда, поскольку из поступившего обращения сведений о наличии новых и вновь открывшихся обстоятельств, предусмотренных статьей 413 УПК РФ, прокурором не установлено.
Между тем, в рамках рассматриваемого административного дела суд не вправе давать оценку законности вынесенного в отношении ФИО1 приговора, а также проверять факты соблюдения судом при их вынесении требований уголовно-процессуального законодательства, так как для этого установлен отдельный порядок их обжалования, предусмотренный УПК РФ.
Кроме того, по смыслу Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», оценка характера нарушения, выбор конкретных мер прокурорского реагирования, в том случае, если имеются к тому основания, равно как и отказ от применения этих мер, относится к усмотрению органов прокуратуры. Учитывая независимость органов прокуратуры, суд не полномочен давать указания её должностным лицам на принятие тех или иных мер прокурорского реагирования.
По смыслу части 1 статьи 218, части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ, решение о признании действий (бездействия), решения незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 218 КАС РФ следует, что предъявление любого заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Таким образом, административное исковое заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
Между тем, нарушений административным ответчиком при рассмотрении жалоб ФИО1 положений Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45, не усматривается.
Суд считает, что само по себе непринятие прокуратурой мер, о которых просит в своих жалобах от 21.09.2018 года, 03.06.2019 года и 17.09.2019 года ФИО1, не свидетельствует о недостоверности выводов, изложенных в ответах прокуратуры, и не доказывает факт бездействия со стороны Абдулинской межрайонной прокураторы при рассмотрении жалоб ФИО1
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд полагает, что оспариваемого бездействия Абдулинской межрайонной прокуратуры в деятельности данного органа не допущено, рассмотрение жалоб от 21.09.2018 года, 03.06.2019 года, 17.06.2019 года осуществлено Абдулинской межрайонной прокуратурой в соответствии с положениями закона и в установленный законом срок, доказательств нарушения прав ФИО1, оспариваемым бездействием уполномоченного органа не представлено, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований о признании бездействия Абдулинской межрайонной прокуратуры у суда не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Абдулинской межрайонной прокуратуре Оренбургской области, прокуратуре Оренбургской области о признании незаконным бездействия отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Абдулинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.В.Ильина
...