Дело №2/1а-366/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31.05.2017 года г. Абдулино
Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Матыциной Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хныковой Е.В.,
с участием административного истца – помощника Абдулинского межрайонного прокурора Оренбургской области Мурзакова В.Е.,
представителя административного ответчика – администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области ФИО1, действующей на основании доверенности от ...,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Абдулинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области о возложении обязанностей устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму,
У С Т А Н О В И Л:
Абдулинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным иском к администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области (далее – администрация МО Абдулинский городской округ Оренбургской области) о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму.
В обоснование заявления указал, что Абдулинской межрайонной прокуратурой в период с 12.04.2017 года по 20.04.2017 года проведена проверка соблюдения законодательства в сфере противодействия терроризму в отношении администрации МО Абдулинский городской округ, межведомственной комиссии по обследованию мест массового пребывания людей муниципального образования Абдулинский городской округ, по результатам которой выявлены нарушения законодательства.
В ходе проведенной проверки 17.04.2017 года установлено, что в администрации МО Абдулинский городской округ, несмотря на ранее принятые меры прокурорского реагирования, до настоящего времени отсутствует согласованный с правоохранительными органами перечень мест массового пребывания людей. Имеющийся перечень мест массового пребывания людей является неполным. С 03.01.2017 года по адресу: <...> функционирует кинотеатр «Юность» (ГУП «Облкиновидео»). Однако, до настоящего времени межведомственной комиссией не произведено обследование и категорирование указанного места массового пребывания людей. Также комиссией не произведено категорирование гостиницы, кафе «Альянс» (<...>). Кроме того, в администрации МО Абдулинский городской округ не имеется плана проведения контрольных проверок объектов. Фактически антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей межведомственной комиссией с 25.03.2015 года по настоящее время не оценивалась проверки объектов не проводились.
На основании изложенного, просит суд:
-обязать администрацию МО Абдулинский городской округ Оренбургской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу согласовать перечень мест массового пребывания людей в пределах территории муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области с 1 отделением отдела УФСБ России по Оренбургской области в г. Бузулук, с МОМВД России «Абдулинский», с отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Абдулинскому городскому округу, Пономаревскому и Матвеевскому районам Главного управления МЧС России по Оренбургской области;
-обязать администрацию МО Абдулинский городской округ Оренбургской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу утвердить план проверок антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области.
В судебном заседании административный истец - помощник Абдулинского межрайонного прокурора Мурзаков В.Е. уточниладминистративные исковые требования, и просил суд:
- признать бездействие администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области в период 10.04.2015 года по 18.05.2017 года, выразившееся в несогласовании перечня мест массового пребывания людей в пределах территории муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области с первым отделением отдела УФСБ России по Оренбургской области в г. Бузулук, с МОМВД России «Абдулинский», с отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Абдулинскому городскому округу, Пономаревскому и Матвеевскому районам Главного управления МЧС России по Оренбургской области, незаконным;
- признать бездействие администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области в период с 10.04.2015 года по 15.05.2017 года выразившееся в неутверждении и отсутствии плана проверок антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области, незаконным.
В ходе рассмотрения дела помощник Абдулинского межрайонного прокурора Мурзаков В.Е. заявил ходатайство об отказе от части исковых требований в связи с их добровольным исполнением, а именно об обязании администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу согласовать перечень мест массового пребывания людей в пределах территории муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области с первым отделением отдела УФСБ России по Оренбургской области в г. Бузулук, с МОМВД России «Абдулинский», с отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Абдулинскому городскому округу, Пономаревскому и Матвеевскому районам Главного управления МЧС России по Оренбургской области, а также обязании администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу утвердить план проверок антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области.
Определением суда от 31.05.2017 года производство по административному делу в указанной части прекращено.
В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области ФИО1 исковые требования прокурора не признала, просила отказать в удовлетворении административного иска, в связи с тем, что администрацией не допускалось бездействия, направлялись письма на имя индивидуальных предпринимателей ... с просьбой проведения мониторинга одновременного пребывания или передвижения людей в принадлежащем здании для определения категории в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения территориальных актов и их возможных последствий, и составлении впоследствии паспорта безопасности. Большая часть писем оставалась без внимания, и лишь в 2017 году удалось согласовать перечень и утвердить план проверок.
Заслушав пояснения административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 7.1. ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу пункта 7 Концепции противодействия терроризму, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
Как следует из положений пунктов 29, 42 Концепции противодействия терроризму, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2005 года, в правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
С 10.04.2015 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 года №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».
В соответствии с разделом 1 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 года №272, перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей осуществляются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей.
Согласно разделу 2 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 года №272, категорирование мест массового пребывания людей проводится в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий.
Категорирование мест массового пребывания людей проводится межведомственной комиссией, созданной решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования.
Определение одной из 3 категорий поставлено в зависимость от числа людей, которые могут при определенных условиях одновременно находиться на территории обследуемого комиссией объекта. При этом расчет количества людей должен проводиться путем проведения мониторинга одновременного пребывания и (или) передвижения людей в течение 3 дней.
На каждое место массового пребывания людей после проведения его обследования и категорирования комиссией должен быть составлен паспорт безопасности. Установлена обязательность согласования данного паспорта с руководителями территориального органа безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту расположения объекта.
Согласно п. 38 постановления Правительства Российской Федерации № 272 контроль за выполнением настоящих требований осуществляется комиссией посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок с докладом результатов руководителю исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главе муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, либо лицу, исполняющему его обязанности.
В силу п. 39 плановая проверка осуществляется 1 раз в год в соответствии с планом, утвержденным председателем комиссии, и проводится в форме документарного контроля или выездного обследования места массового пребывания людей на предмет определения состояния его антитеррористической защищенности.
С целью проведения категорирования мест массового пребывания людей, постановлением главы администрации МО Абдулинский городской округ № 320-п от 08.04.2016 создана межведомственная комиссия по обследованию мест массового пребывания людей муниципального образования Абдулинский городской округ.
Судом установлено, что межрайонной прокуратурой 28.09.2016 проведена проверка соблюдения законодательства в сфере противодействия терроризму в отношении администрации МО Абдулинский городской округ, межведомственной комиссии по обследованию мест массового пребывания людей муниципального образования Абдулинский городской округ, по результатам которой выявлены нарушения законодательства.
28.09.2016 года главе МО Абдулинский городской округ внесено представление об устранении нарушений законодательства в связи с тем, что перечень мест массового пребывания людей не согласован с руководителями территориального органа безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту расположения объекта. Кроме того, представленный перечень оказался не полным (не включены следующие места массового пребывания людей: кафе «Шато», магазин «Мясной двор» (<...>), гостиница, кафе «Альянс» (<...>), 2 магазина «Магнит» (по ул. Школьная и Коммунистическая г. Абдулино), торговый центр по адресу: <...>).
Согласно ответу на представление от 18.11.2016 года перечень мест массового пребывания людей дополнен недостающими объектами и находится на согласовании в территориальном органе безопасности. За допущенные нарушения должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, что подтверждается распоряжением по личному составу администрации МО Абдулинский городской округ ....
Как следует из акта проверки от 17.04.2017 года соблюдения законодательства в сфере противодействия терроризму администрацией МО Абдулинский городской округ, межведомственной комиссией по обследованию мест массового пребывания людей МО Абдулинский городской округ, проведенной помощником Абдулинского межрайонного прокурора Мурзаковым В.Е. с участием заместителя главы администрации ФИО2 установлено, что в администрации МО Абдулинский городской округ, несмотря на ранее принятые меры прокурорского реагирования, до настоящего времени отсутствует согласованный с правоохранительными органами перечень ММПЛ. Имеющийся перечень ММПЛ является неполным. С 03.01.2017 года по адресу: г, Абдулино, ул. Ленина, 1 функционирует кинотеатр «Юность» (ГУЛ «Облкиновидео»). Однако, до настоящего времени межведомственной комиссией не произведено обследование и категорирование указанного места массового пребывания людей, также комиссией не произведено категорирование гостиницы, кафе «Альянс» (<...>). Также, в администрации МО Абдулинский городской округ не имеется плана проведения контрольных проверок объектов. Фактически антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей межведомственной комиссией с 25.03.2015 года по настоящее время не оценивалась, проверки объектов не проводились.
Постановлением администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области от 08.04.2016 года №320-п создана межведомственная комиссия по обследованию мест массового пребывания людей МО Абдулинский городской округ Оренбургской области, утверждено положение о межведомственной комиссии по обследованию мест массового пребывания людей МО Абдулинский городской округ Оренбургской области. Председателю межведомственной комиссии по обследованию мест массового пребывания людей МО Абдулинский городской округ Оренбургской области поручено организовать работу по проведению категорирования, исполнению и приведению паспортов безопасности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 года №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий).
15.05.2017 года председателем межведомственной комиссии по обследованию мест массового пребывания людей МО Абдулинский городской округ ФИО3 утвержден план проверки состояния антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей МО Абдулинский городской округ Оренбургской области.
23.05.2017 года постановлением администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области в постановление от 08.04.2016 года №320-п внесены следующие изменения: определить перечень мест массового пребывания людей на территории МО Абдулинский городской округ Оренбургской области согласно перечню приложенному к постановлению и дополнить постановление приложением №3 «Перечень мест массового пребывания людей на территории МО Абдулинский городской округ Оренбургской области» согласно приложению к настоящему постановлению.
Однако, в период с 10.04.2015 года (вступление в законную силу Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 года №272) по 18.05.2017 года (согласование перечня массового пребывания людей с территориальными правоохранительными органами) имело место незаконное бездействие ответчика, выразившееся в длительном несогласовании перечня мест массового пребывания людей в пределах территории МО Абдулинский городской округ Оренбургской области с первым отделением отдела УФСБ России по Оренбургской области в г. Бузулук, с МОМВД России «Абдулинский», с отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Абдулинскому городскому округу, Пономаревскому и Матвеевскому районам, Главного управления МЧС России по Оренбургской области.
Также с 10.04.2015 года (вступление в законную силу Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 года №272) по 15.05.2017 года (утверждение плана проверок антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей муниципального образования Абдулинский городской округ) имело место незаконное бездействие ответчика, выразившееся в неутверждении и отсутствии плана проверок антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области.
Данное бездействие органа местного самоуправления длительное время создавало угрозу причинения вреда, подвергало риску безопасность и антитеррористическую защищенность граждан. Права неопределенного круга лиц в данном случае нарушены тем, что органом местного самоуправления не обеспечена безопасность неопределенного круга лиц от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что административные исковые требования Абдулинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области о возложении обязанностей устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175–180КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Абдулинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области, удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области в период 10.04.2015 года по 18.05.2017 года, выразившееся в несогласовании перечня мест массового пребывания людей в пределах территории муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области с первым отделением отдела УФСБ России по Оренбургской области в г. Бузулук, с МОМВД России «Абдулинский», с отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Абдулинскому городскому округу, Пономаревскому и Матвеевскому районам Главного управления МЧС России по Оренбургской области, незаконным.
Признать бездействие администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области в период 10.04.2015 года по 15.05.2017 года выразившееся в неутверждении и отсутствии плана проверок антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области, незаконным.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Абдулинский районный суд в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения суда.
Судья Е.И. Матыцина
...