ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2/2/А-96/20 от 02.07.2020 Ясненского районного суда (Оренбургская область)

УИД 56 RS 0044-02-2020-000220-86

№2/2/а-96/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Светлый 02 июля 2020 года

Ясненский районный суд Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Злобиной М.В.

рассмотрев в упрощенном порядке судопроизводства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Светлинского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Гостеприиимный сельсовет Светлинского района Оренбургской области о незаконным бездействие, выразившегося в непринятии должных мер при реализации полномочий в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, а именно в отсутствии муниципальной программы профилактики нарушений обязательных требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на 2020 год.

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Светлинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Гостеприимный сельсовет Светлинского района Оренбургской области о незаконным бездействие, выразившегося в непринятии должных мер при реализации полномочий в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, а именно в отсутствии муниципальной программы профилактики нарушений обязательных требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на 2020 год.

В обоснование заявленных требований указано, прокуратурой Светлинского района проведен мониторинг состояния законности в деятельности администрации муниципального образования Гостеприимный сельсовет Светлинского района Оренбургской области на предмет исполнения требований законодательства, регламентирующего защиту прав субъектов предпринимательской деятельности. В ходе мониторинга установлено, что установлено, что администрацией МО «Гостеприимный сельсовет» не принимаются должные меры к реализации полномочий в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, поскольку до настоящего времени не разработана и не принята программа профилактики нарушений обязательных требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на 2020 год.

Вышеизложенное подтверждается информацией администрации МО «Гостеприимный сельсовет».

Кроме того, прокуратурой района предпринимались меры к устранению выявленных нарушений посредством внесения представления в адрес главы администрации МО «Гостеприимный сельсовет».

Так, в мае 2018 года прокуратурой района проводилась проверка исполнения требований законодательства, регламентирующего защиту прав субъектов предпринимательской деятельности, в ходе которой выявлены нарушения в части отсутствия в администрации МО «Гостеприимный сельсовет» программы профилактики нарушений при осуществлении муниципального контроля. По фактам выявленных нарушений в адрес главы МО «Гостеприимный сельсовет» дд.мм.гг. внесено представление с требованием устранить нарушения в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, которое рассмотрено и удовлетворено.

Однако, по результатам настоящей проверки установлено, что ранее выявленные нарушения администрацией МО «Гостеприимный сельсовет» не устранены, программы профилактики нарушений обязательных требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на 2018 год, 2019 год и 2020 год не разработаны.

Вышеизложенное свидетельствует о нарушениях со стороны администрации муниципального образования Гостеприимный сельсовет обязательных требований федерального законодательства, регламентирующих защиту прав субъектов предпринимательской деятельности.

Административный истец просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Гостеприимный сельсовет Светлинского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии должных мер при реализации полномочий в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, а именно в отсутствии муниципальной программы профилактики нарушений обязательных требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на 2020 год. Обязать администрацию муниципального образования Гостеприимный сельсовет Светлинского района Оренбургской области в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля » разработать и принять программу профилактики нарушений обязательных требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на 2020 год.

В судебное заседание административный истец и представитель административного ответчика - администрации МО Гостеприимный сельсовет Светлинского района Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в представленном суду заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствии.

В соответствии со ст. 292,293 КАС РФ настоящее дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Изучив материалы административного дела суд приходит к следующему:

На основании части 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В ст. 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Исходя из положений ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Как следует из ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4.5 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Оренбургской области.

К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В силу ст. 8.2 Федерального закона РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Федеральный закон РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ) в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

Согласно положениям названной статьи Федерального закона РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ в целях предупреждения правонарушений органы муниципального контроля должны осуществлять мероприятия по профилактике нарушений в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами.

В целях профилактики нарушений органы муниципального контроля:

1) обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;

2) осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;

3) обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;

4) выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5 - 7 статьи 8.2 Федерального закона РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Согласно ст. 6.1 Устава МО «Гостеприимный сельсовет», принятого решением Совета депутатов муниципального образования Гостеприимный сельсовет от 05.05.2015 № 159, органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Оренбургской области.

Администрацией МО «Гостеприимный сельсовет» осуществляется 3 вида муниципального контроля: муниципальный жилищный контроль, контроль в области торговой деятельности, дорожный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения. На территории муниципального образования действуют соответствующие нормативные правовые акты: решение Совета депутатов МО «Гостеприимный сельсовет» от дд.мм.гг. «О порядке организации и осуществления муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования Гостеприимный сельсовет», решение Совета депутатов МО «Гостеприимный сельсовет» от дд.мм.гг. «Об утверждении Порядка организации и осуществления муниципального контроля в области торговой деятельности на территории муниципального образования Гостеприимный сельсовет», решение Совета депутатов МО «Гостеприимный сельсовет» от дд.мм.гг. «Об утверждении Порядка осуществления муниципального дорожного контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог МО «Гостеприимный сельсовет»». Осуществление муниципального контроля возложено на администрацию МО «Гостеприимный сельсовет».

Таким образом, с учетом приведенных положений законодательства, положений Устава МО «Гостеприимный сельсовет» уполномоченный орган в сфере осуществления муниципального жилищного контроля, контроля в области торговой деятельности, дорожного контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения – администрация МО «Гостеприимный сельсовет», обязана выполнить требования ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Светлинского района проведен мониторинг состояния законности в деятельности администрации муниципального образования Гостеприимный сельсовет Светлинского района Оренбургской области на предмет исполнения требований законодательства, регламентирующего защиту прав субъектов предпринимательской деятельности. В ходе мониторинга установлено, что установлено, что администрацией МО «Гостеприимный сельсовет» не принимаются должные меры к реализации полномочий в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, поскольку до настоящего времени не разработана и не принята программа профилактики нарушений обязательных требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на 2020 год.

Вышеизложенное подтверждается информацией администрации МО «Гостеприимный сельсовет».

Кроме того, прокуратурой района предпринимались меры к устранению выявленных нарушений посредством внесения представления в адрес главы администрации МО «Гостеприимный сельсовет».

Так, в мае 2018 года прокуратурой района проводилась проверка исполнения требований законодательства, регламентирующего защиту прав субъектов предпринимательской деятельности, в ходе которой выявлены нарушения в части отсутствия в администрации МО «Гостеприимный сельсовет» программы профилактики нарушений при осуществлении муниципального контроля. По фактам выявленных нарушений в адрес главы МО «Гостеприимный сельсовет» дд.мм.гг. внесено представление с требованием устранить нарушения в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, которое рассмотрено и удовлетворено.

Однако, по результатам настоящей проверки установлено, что ранее выявленные нарушения администрацией МО «Гостеприимный сельсовет» не устранены, программы профилактики нарушений обязательных требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на 2018 год, 2019 год и 2020 год не разработаны.

Вышеизложенное свидетельствует о нарушениях со стороны администрации муниципального образования Гостеприимный сельсовет обязательных требований федерального законодательства, регламентирующих защиту прав субъектов предпринимательской деятельности.

Исходя из совокупности вышеизложенного, суд находит установленным, что административным ответчиком не исполняется обязанность, возложенная на него законно по реализации полномочий в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, а именно разработке муниципальной программы профилактики нарушений обязательных требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на 2020 год.

При таких обстоятельствах исковое заявление прокурора, поданное в интересах неопределенного круга лиц, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Разрешая вопрос о сроке выполнения возложенных на административного ответчика обязанностей, учитывая, что организация работ по разработке муниципальной программы профилактики нарушений обязательных требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на 2020 год, требует временных затрат, суд приходит к выводу о том, что требуемые прокурором сроки исполнения обязательств в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную сил, разумны и обоснованы, а потому суд находит достаточным указанный срок для выполнения возложенных обязательств.

Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Светлинского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Гостеприимный сельсовет Светлинского района Оренбургской области, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Гостеприимный сельсовет Светлинского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии должных мер при реализации полномочий в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, а именно в отсутствии муниципальной программы профилактики нарушений обязательных требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на 2020 год.

Обязать администрацию муниципального образования Гостеприимный сельсовет Светлинского района Оренбургской области в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)и муниципального контроля » разработать и принять программу профилактики нарушений обязательных требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на 2020 год.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Ясненский районный суд Оренбургской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья