ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2«А»-468/2016 от 21.10.2016 Избербашского городского суда (Республика Дагестан)

Административное дело № 2 «а»-468/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 октября 2016 года г. Избербаш

Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Нурбагандова Н.М.,

при секретаре Алиевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО «город Избербаш» об оспаривании решения аукционной комиссии Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа «город Избербаш» об отказе в допуске к участию в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Избербашский городской суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО «город Избербаш» об оспаривании решения аукционной комиссии Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа «город Избербаш» об отказе в допуске к участию в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, в обоснование которого указала, что Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа «город Избербаш» на основании постановления администрации городского округа «город Избербаш» от ДД.ММ.ГГГГ был объявлен аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: РД, <адрес>. Аукцион был назначен на ДД.ММ.ГГГГ в 10:00 по адресу: РД, <адрес>, что следует из извещения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, опубликованного в газете «Наш Избербаш» от ДД.ММ.ГГГГ Для участия в аукционе заявители должны были представить: заявку на участие в аукционе по форме, установленной организатором, с указанием банковских реквизитов для возврата задатка; копии документов, удостоверяющих личность заявителя; документы, подтверждающие внесение задатка.

Представление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке. Размер задатка для участия в аукционе - 50% начальной цены предмета аукциона и составляет <данные изъяты> рублей.

В силу ст.862 Гражданского кодекса РФ при осуществлении безналичных расчетов

допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из указанных форм расчетов.

В силу п. 1.7 «Положения о правилах осуществления перевода денежных средств" (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П) безотзывность, безусловность, окончательность перевода денежных средств наступает в соответствии с федеральным законом.

А именно, в силу ст.5 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.

ДД.ММ.ГГГГ ею - ФИО1 на счет УФК по РД (Управление и имущественных отношений Администрации городского округа «<адрес>») л/с <данные изъяты>, отделение - НБ <адрес>, <данные изъяты>, назначение платежа: задаток на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка была перечислена сумма в размере <данные изъяты> рублей.

Она - ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ во исполнение предъявленных требований подала заявку на участие в указанном аукционе со следующими приложенными к ней документами: копией паспорта, чек-ордером от ДД.ММ.ГГГГ (с отметкой «документ исполнен»), реквизитами счета в «Сбербанке России», о чем имеется соответствующая расписка в получении документов.

Согласно п.8 ст.39.12 ЗК РФ заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях: непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений; не поступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе; подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду; наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.

Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе является исчерпывающим.

ДД.ММ.ГГГГ аукционной комиссией принято решение об отказе ей - ФИО1 в допуске к участию в аукционе на право заключения договора аренды указанного земельного участка по причине не поступления задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе.

Так, факт поступления задатка в размере <данные изъяты> рублей на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается чек-ордером от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, ею - ФИО1 были выполнены требования действующего законодательства и извещения о проведении аукциона, поскольку согласно представленным документам к заявке был приобщен чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ с отметкой «документ исполнен».

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Просит признать отказ аукционной комиссии Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа «город Избербаш» ей -ФИО1 в допуске к участию в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, из категории земель населенных пунктов, площадью 1040 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: РД, <адрес>, с разрешенным использованием - многоэтажная жилая застройка, - незаконным; обязать аукционную комиссию Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа «город Избербаш» признать её - ФИО1 участником аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, из категории земель населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: РД, <адрес>, с разрешенным использованием - многоэтажная жилая застройка.

Представитель административного ответчика Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО «город Избербаш» ФИО2 административные исковые требования ФИО1 не признал, представил возражения на административное исковое заявления, в обоснование которых указал, что постановлением администрации ГО «город Избербаш» от ДД.ММ.ГГГГ. было принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, из категории земель населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: РД, <адрес> «г», с разрешенным использованием - многоэтажная жилая застройка, сроком на 10 (десять) лет. Организатором аукциона было назначено управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа «город Избербаш».

ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с п.19 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов было опубликовано извещение о проведении торгов .

ДД.ММ.ГГГГ. в адрес организатора торгов поступила заявка ФИО1 на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с приложением чека-ордера от ДД.ММ.ГГГГ. о внесении задатка для участия в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ. в адрес организатора торгов поступила заявка представителя <данные изъяты>» ФИО4 на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с приложением платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ. о внесении задатка для участия в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка.

В соответствии с п.9 ст. 39.12 ЗК РФ, организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем. Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания организатором аукциона протокола рассмотрения заявок. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписывается организатором аукциона не позднее чем в течение одного дня со дня их рассмотрения и размещается на официальном сайте не позднее чем на следующий день после дня подписания протокола.

В соответствии с п.8 ст. 39.12 ЗК РФ, заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях: непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений; непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе; подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду; наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.

По результатам рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, аукционной комиссией было принято решение (протокол от ДД.ММ.ГГГГ.) допустить <данные изъяты>» к участию в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка и отказать в допуске к участию в аукционе ФИО1, в соответствии с пп.2 п.8 ст.39.12 Земельного кодекса РФ.

На основании п. 12 ст.39.12 Земельного кодекса РФ, аукцион на право заключения договора аренды земельного участка был признан несостоявшимся и договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, из категории земель населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: РД, <адрес> г, с разрешенным использованием- многоэтажная жилая застройка, был заключен с ЖСК «Надёжный дом плюс» по начальной цене предмета аукциона.

В своем исковом заявлении истец ФИО1 не приводит никаких доводов и доказательств нарушения Управлением земельных и имущественных отношений администрации городского округа «город Избербаш» (как организатора аукциона) законодательства РФ, в частности Земельного кодекса РФ.

Случаи не допуска заявителей к участию в аукционе, в частности непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе, указанные в п.8 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ, императивны, не подлежат расширенному толкованию и не могут быть изменены исполняющим их субъектом или по соглашению сторон соответствующих правоотношений. Нормами Земельного кодекса РФ одним из оснований не допуска заявителей к участию в аукционе предусмотрено именно непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе, так как действия заявителя по перечислению задатка для участия в аукционе еще не гарантирует поступление денежных средств на счет организатора торгов в установленные законодательством сроки.

Поступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе проверяется выпиской из Федерального казначейства, сформированной в электронном виде. На 16 час. 57 мин. 24.08.2016г. отсутствовало подтверждение поступления задатка от истца ФИО1, что подтверждается скриншотом с портала СУФД Федерального казначейства.

Срок с момента опубликования извещения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка до окончании приема заявок на участие в аукционе составляет более двадцати пяти дней, и любой заявитель, заинтересованный в участии а аукционе, может и должен подготовить документы, внести задаток и подать заявку на участие в аукционе заблаговременно.

В соответствии с п.3 ст.1 ГК РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В соответствии с п.4 ст.1 ГК РФ, никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Принимая решение об участии в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, заявитель приобретает не только определенные гражданские права, но и несет связанные с этим обязательства. Истец ФИО1, должна была знать о необходимости выполнения определенных юридически значимых действиях. Она должна была принять все разумные меры для своевременной оплаты задатка на участие в аукционе, с целью поступления задатка на счет организаторов торгов на дату рассмотрения заявок, как того требует законодательство РФ.

Более того, сама ФИО1 в своем административном исковом заявлении ссылается на Федеральный закон от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе», в п.5 ст.5 которого указано, что перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета. То есть законодательно предусмотрена возможность задержки перевода денежных средств. Что также являлось для истца ФИО1 основанием для заблаговременного внесения задатка для участия в аукционе, не дожидаясь последнего дня.

В соответствии с «Положением о комиссии по проведению аукционов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденным постановлением администрации городского округа «город Избербаш» от ДД.ММ.ГГГГ. , комиссия по проведению аукционов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является постоянно действующим совещательным органом, обеспечивающим рассмотрение и решение всех вопросов, связанных с проведением аукционов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с п.4 указанного Положения, решения комиссии могут быть обжалованы в порядке, установленном действующим законодательством. Привлечение судом в качестве ответчиков Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа «город Избербаш» и Администрацию городского округа «город Избербаш» не соответствует нормам процессуального права и может привести к принятию судебного решения, несоответствующего действующему законодательству. Более того, сам административный истец ФИО1 обжалует именно отказ аукционной комиссии. Администрация городского округа «город Избербаш» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Дагестан. Администрация городского округа обладает правами юридического лица. Управление земельных и имущественных отношений является самостоятельным структурным подразделением администрации городского округа «город Избербаш», наделенным правами юридического лица. Как было указано выше, комиссия по проведению аукционов является постоянно действующим совещательным органом и несет ответственность за незаконные действия в соответствии с действующим законодательством. Ответственность членов комиссии по проведению аукционов за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества, предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях.

В частности ответственность предусмотрена пунктом 6 статьи 7.32.4 КоАП. В соответствии со статьей 23.48 КоАП, рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, статьей 7.32.4 КоАП уполномочен федеральный антимонопольный орган либо его территориальные органы. Таким образом, Избербашский городской суд должен был отказать административному истцу ФИО1 в принятии административного искового заявления, так как оно подлежит рассмотрению и разрешению в ином порядке.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06 сентября 2011 г. № 2436/11 объявление торгов несостоявшимися является результатом проведения таких торгов. На основании п. 12 ст.39.12 Земельного кодекса РФ, аукцион на право заключения договора аренды земельного участка был признан несостоявшимся и договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, из категории земель населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: РД, <адрес> г, с разрешенным использованием- многоэтажная жилая застройка, был заключен с ООО «Надёжный дом плюс» по начальной цене предмета аукциона. Земельный участок был фактически передан во временное владение и пользование <данные изъяты>» по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный договор аренды земельного участка зарегистрирован в Избербашском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД ДД.ММ.ГГГГ. запись в ЕГРП .

С целью строительства многоэтажного дома, в соответствии с видом разрешенного строительства, <данные изъяты>» получены необходимые разрешительные документы на строительство, подготовлен и утвержден проект будущего многоквартирного дома, заключены гражданско-правовые договоры, в том числе на поставку строительных материалов, трудовые договоры. Все это связано со значительными материальными расходами, с обязательствами <данные изъяты>» перед третьими лицами. В административном иске не ставится вопрос о недействительности сделки, а именно договора аренды земельного участка, о применении последствий недействительности сделки. Более того, не ставится вопрос о прекращении записи в ЕГРП, так как договор аренды был зарегистрирован.

На основании изложенного, считает административные исковые требования ФИО1 необоснованными и просит отказать в их удовлетворении полностью.

Определением Избербашского городского суда РД от ДД.ММ.ГГГГ при подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле, согласно ст. 41 ч. 5, чт. 221 ч. 2 КАС РФ, в качестве второго административного ответчика привлечена Администрация ГО «город Избербаш».

Административный истец ФИО1, будучи своевременно и надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, заявлением от ДД.ММ.ГГГГ просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель административных ответчиков Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО «город Избербаш» и Администрации ГО «город Избербаш» ФИО5, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, заявлением от ДД.ММ.ГГГГ просил рассмотреть дело в его отсутствие, отказав в удовлетворении административного иска ФИО1

Ввиду изложенного дело согласно ч. 7 ст. 150, 263 ч. 4 КАС РФ, рассмотрено судом в отсутствие сторон в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного иска ФИО1, по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно входящему штампу на административном исковом заявлении, с настоящим административным иском ФИО1 обратилась в Избербашский городской суд РД ДД.ММ.ГГГГ вх. , указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ решением аукционной комиссии Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО «город Избербаш» ей отказано в допуске к участию в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, из категории земель населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: РД, <адрес>, с разрешенным использованием – многоэтажная жилая застройка, на основании п.п. 2п. 8 ст. 39.12 ЗК РФ, то есть, непоступлением задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе.

Таким образом, административным истцом ФИО1 соблюден предусмотренный законом трехмесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления.

Порядок подготовки, организации и проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регламентированы ст. ст. 39.11, 39.12 Земельного кодекса РФ (далее по тексту ЗК РФ).

Так, согласно ч. 1 ст. 39.12 ЗК РФ, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

В судебном заседании в результате исследования письменных доказательств, представленных административным истцом и административными ответчиками, судом бесспорно установлено, что постановлением Администрации ГО «город Избербаш» от ДД.ММ.ГГГГ было постановлено провести повторно аукцион на право заключения договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: РД, <адрес>», с видом разрешенного использования – многоэтажная жилая застройка, сроком 10 (десять) лет. Начальная цена предмета аукциона установлена в размере ежегодной арендной платы в размере 3 % кадастровой стоимости земельного участка.

Организатором аукциона определено Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО «Город Избербаш». Организатору аукциона поручено обеспечить опубликование извещения о проведении аукциона в газете «Наш Избербаш» и размещение извещения на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов <данные изъяты> и на официальном сайте администрации ГО «город Избербаш» <данные изъяты>

В соответствии с ч.ч. 18, 19, 20, 21 ст. 39.11 ЗК РФ, Управлением земельных и имущественных отношений Администрации ГО «г. Избербаш» ДД.ММ.ГГГГ в газете «Наш Избербаш» за <данные изъяты>) было опубликовано извещение о проведении в 10 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>». Дата и время начала приема заявок на участие в аукционе были определены – с 08 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ Дата и время окончания приема заявок – 17 час. 00 мин ДД.ММ.ГГГГ, дата рассмотрения заявок - ДД.ММ.ГГГГ без указания времени.

Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 39.12 ЗК РФ, для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок: 1) заявку на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка; 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); 3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 4) документы, подтверждающие внесение задатка.

Организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Аналогичный перечень документов указан и в извещении Администрации ГО «город Избербаш» о проведении аукциона, опубликованном в местной газете «Наш Избербаш». Требований о предоставлении иных документов в извещении не имеется.

В 12 час. 01 мин. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была подана заявка на участие в аукционе,назначенном на 10 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ на право заключения договора аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>», с приложением к ней копии паспорта, чека-ордера от ДД.ММ.ГГГГ о внесении задатка в сумме <данные изъяты> руб. с отметкой «документ исполнен», реквизитами счета ФИО1 в «<данные изъяты>». Согласно расписке начальника Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО «город Избербаш» от ДД.ММ.ГГГГ заявка ФИО1 и приложенные к ней документы, были приняты организатором аукциона.

Из чека-ордера от ДД.ММ.ГГГГ следует, что задаток для участия в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка в размерер <данные изъяты> руб. от имени ФИО1 был внесен ДД.ММ.ГГГГФИО15 на счет Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО «г.Избербаш», указанный в извещении о проведении аукциона.

Согласно ч. 2 ст. 39.12 ЗК РФ, представление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке.

Согласно ст. 862 ГК РФ, при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

В извещении о проведении аукциона, а также на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов http:/torgi.gov.ru не было указано, в какой форме должен быть произведен безналичны расчет и какие именно документы должны быть представлены в подтверждение внесения задатка для участия в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка.

В соответствии с ч. 8 ст. 39.12 ЗК РФ, заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях: 1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений; 2) непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе; 3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду; 4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.

Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> на следующий день после окончания срока подачи заявок, указанного в извещении о проведении аукциона комиссия по проведению аукциона в составе четырех человек: начальника Управления земельных и имущественных отношений ФИО3, руководителя аппарата Администрации ФИО7, заместителя руководителя Финансового управления Администрации ГО «город Избербаш» ФИО8 и врио начальника Отдела и Архитектуры Администрации ГО «город Избербаш» ФИО9, рассмотрев поступившие от ФИО1 заявку и приложенные к ней документы на соответствие требованиям и указанным в извещении о проведении аукциона условиям, отказала в допуске к участию в аукционе ФИО1 на основании пп.2 п.8 ст. 39.12 ЗК РФ, то есть, в связи с непоступлением на расчетный счет Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО «город Избербаш» задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе.

Между тем, из чека-ордера от ДД.ММ.ГГГГ о внесении задатка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка в сумме <данные изъяты> руб., ответа Отдела Управления Федерального казначейства по РД за от ДД.ММ.ГГГГ на запрос адвоката ФИО10, выписки из лицевого счета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств – Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО «Город Избербаш» за ДД.ММ.ГГГГ, и платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ДД.ММ.ГГГГ на расчетный счет Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО «город Избербаш» лицевой счет поступили зачисленые ФИО6ДД.ММ.ГГГГ от имени ФИО1 в качестве задатка для участия в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка денежные средства в сумме <данные изъяты> руб.

Поступление от ФИО1 задатка для участия в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка в сумме <данные изъяты> руб. ДД.ММ.ГГГГ на расчетный счет Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО «город Избербаш» также подтверждается разницей между остатком средств на счете Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО «город Избербаш» на начало дня – ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб., и остатком средств на конец дня - ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб.

Доводы начальника Управления земельных и имущественных отношений ФИО3, изложенные в возражениях на административное исковое заявление в части того, что «поступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе проверяется выпиской из Федерального казначейства, сформированной в электронном виде и на 16 час. 57 мин. ДД.ММ.ГГГГ. отсутствовало подтверждение поступления задатка от истца ФИО1, что подтверждается скриншотом с портала СУФД Федерального казначейства» суд признает несостоятельными, так как согласно извещению о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, опубликованному в газете «Наш Избербаш» и на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов <данные изъяты> и на официальном сайте администрации ГО «город Избербаш» <данные изъяты>, рассмотрение заявок на участие в аукционе было назначено и, согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ, произведено ДД.ММ.ГГГГ (без указания времени), в связи с чем, согласно п.8 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ, поступление или непоступление задатка должно было быть установлено на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе, то есть, по состоянию не на ДД.ММ.ГГГГ, а на ДД.ММ.ГГГГ

Помимо этого, несостоятельны доводы административных ответчиков в части того, что Избербашский городской суд должен был отказать административному истцу ФИО1 в принятии административного искового заявления, так как оно подлежит рассмотрению и разрешению в ином порядке, так как ответственность членов комиссии по проведению аукционов за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества, предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях, - поскольку в рамках настоящего админисративного дела рассматривается вопрос об обоснованности или необоснованности отказа аукционной комиссии Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО «Город Избербаш» ФИО1 в допуске к участию в аукционе, а не о привлечении административных ответчиков к ответственности за нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, так как факт наличия соответствующих нарушений в действиях аукционной комиссии в настоящее время не установлен.

При таких обстоятельствах, отказ Администрации ГО «город Избербаш» ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в допуске к участию в акционе на право заключения договора аренды земельного участка, на основании пп.2 п.8 ст. 39.12 ЗК РФ, то есть, в связи с непоступлением на расчетный счет задатка на дату рассмотрения заявок, суд считает необоснованным и незаконным, ввиду чего административные исковые требования ФИО1 в части признания незаконным отказа аукционной комиссии Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа «город Избербаш» в допуске к участию в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, из категории земель населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: РД, <адрес>, с разрешенным использованием - многоэтажная жилая застройка, - подлежат удовлетворению.

В части административных исковых требований ФИО1 о признании её участником аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, из категории земель населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: РД, <адрес>, с разрешенным использованием - многоэтажная жилая застройка, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39.6 ч. 1 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч.6 ст. 39.6 ЗК РФ, если единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, договор аренды такого земельного участка заключается с указанным лицом.

Из протокола от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе на право заключения договора аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: РД, <адрес>, договора аренды земельного участка и акта приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что к участию в аукционе был допущен и признан участником аукциона лишь один участник – <данные изъяты>», в связи с чем, в соответствии с п. 12 ст. 39.12 ЗК РФ аукцион был признан несостоявшимся, и договор аренды земельного участка был заключен с <данные изъяты> по начальной цене предмета аукциона. Указанный договор аренды земельного участка в настоящее время зарегистрирован в Избербашском межмуниципальном отделе Управления Росреестра по РД. <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ получены разрешение на строительство и положительное заключение экспертизы на объект капитального строительства «Многоквартирный жилой дом по <адрес>.

При указанных обстоятельствах, в связи с тем, что аукцион на право заключения договора аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: РД, <адрес>, в соответствии с п. 12 ст. 39.12 ЗК РФ, признан несостоявшимся и административным истцом ФИО1 не оспариваются решение Администрации ГО «город Избербаш» о признании аукциона несостоявшимся и заключенный с единственным участником аукциона - <данные изъяты> договор аренды указанного выше земельного участка, - административные исковые требования ФИО1 о признании ее участником аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: РД, <адрес>, - не подлежат удовлетворению, так как факт признания незаконным решения об отказе в допуске к участию в аукционе сам по себе не является основанием для отмены результата торгов в виде признания аукциона несостоявшимся и признания недействительным заключенного с <данные изъяты> договора аренды земельного участка, то есть, без приведения сторон в первоначальное положение не представляется возможным признание ФИО1 участником аукциона, признанного ДД.ММ.ГГГГ несостоявшимся.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 293, 294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 к Администрации городского округа «город Избербаш», Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа «<адрес>» об оспаривании решения аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение аукционной комиссии Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО «город Избербаш» об отказе ФИО1 в допуске к участию в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> с разрешённым использованием – многоэтажная жилая застройка.

В остальной части административного иска, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, через Избербашский городской суд РД.

Судья Н.М. Нурбагандов

Мотивированное решение

составлено 25.10.2016