Дело № 2а-т84/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Терновка 05 мая 2017 года
Грибановский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Морозовой С.П.,
при секретаре Пеньковой Ж.В.,
с участием административного истца Любченко А.В.,
представителя административного истца - адвоката Кузнецова А.В., представившего удостоверение № и ордер №,
представителя административного ответчика администрации Терновского сельского поселения Терновского муниципального района <адрес> на основании доверенности Юдиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Любченко А. В. к администрации Терновского сельского поселения Терновского муниципального района <адрес> о признании решения (предложения) администрации Терновского сельского поселения Терновского муниципального района <адрес> о переносе места проведения митинга незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Любченко А.В. обратился в суд с административным иском к администрации Терновского сельского поселения Терновского муниципального района <адрес> (далее - администрация Терновского сельского поселения) о признании решения (предложения) администрации Терновского сельского поселения Терновского муниципального района <адрес> о переносе места проведения митинга незаконными.
В обоснование административного иска Любченко А.В. указал, что выступил организатором проведения ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия, митинга, о чём уведомил администрацию Терновского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ. В уведомлении о проведении публичного мероприятия (митинга) истец указал место проведения мероприятия: <адрес>, территория площади в районе памятника Ленина, либо <адрес> на площади у магазинов.
Рассмотрев уведомление, администрации Терновского сельского поселения Терновского муниципального района в предложении от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) отказала Любченко А.В. в проведении публичного мероприятия в указанных выше местах, и предложило провести мероприятие, согласно утверждённому перечню мест, на площадке усадьбы СХТ <адрес>.
Свой отказ администрация Терновского сельского поселения мотивировала тем, что проведение мероприятия по адресу: <адрес>, площадь в районе памятника Ленина недопустима, поскольку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ), запрещено проводить публичные мероприятия на территории, непосредственно прилегающей к зданиям, занимаемыми судами, а по адресу: <адрес>, расположено здание, в котором располагаются мировой и районный суды, и это здание непосредственно прилегает к месту проведения мероприятия. Проведение мероприятия по адресу: <адрес>А, также невозможно по причине проведения в преддверии майских праздников ДД.ММ.ГГГГ ярмарки, и проведение митинга в количестве 500 человек будет создавать помехи движению пешеходов и транспортных средств по <адрес>.
Отказывая в проведении мероприятия на площади у памятника Ленина, администрация Терновского сельского поселения сослалась лишь на адрес расположения здания, в котором располагаются суды - <адрес>, но не указала, как того требует вышеуказанная норма права, где расположены границы земельного участка, на котором
расположено это здание, а данное обстоятельство играет существенную роль при
определении территории непосредственно прилегающей к зданию.
Истец считает, что также ему необоснованно отказано в проведении митинга на площади
перед магазинами по адресу: <адрес>, поскольку, несмотря на проведение ярмарки ДД.ММ.ГГГГ, можно было согласовать более позднее время, 14 часов, когда ярмарка перестанет работать, к тому же по указанной площади транспортные средства почти не ездят, в связи с чем митинг не мог создать помехи для движения пешеходов.
Согласно ч. 1.1. ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ органы исполнительной власти
субъекта РФ определяют единые специально отведенные или приспособленные для
коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных
настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения
общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-
политического характера места.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О
специально отведённых местах для проведения публичных мероприятий на территориях муниципальных районов и городских округов <адрес>» был утверждён
Перечень единых специально отведённых мест для проведения публичных мероприятий
на территориях муниципальных районов и городских округов <адрес>.
Согласно п. 32 Перечня местом проведения публичного мероприятия в Терновском
муниципальном районе определена площадь перед зданием РДК, <адрес>, поселок
Терновка. Однако, несмотря на названные правовые нормативные акты, администрацией
Терновского поселения Любченко А.В. было предложено провести митинг на площадке усадьбы СХТ, <адрес>.
В связи с этим, истец просит суд признать решение (предложение) администрации Терновского сельского поселения Терновского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ о переносе места проведения митинга ДД.ММ.ГГГГ незаконными.
В судебном заседании административный истец Любченко А.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, просил суд их удовлетворить.
Представитель административного истца по ордеру Кузнецов А.В. исковые требования своего доверителя поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика на основании доверенности Юдина Т.В. исковые требования не признала, против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, изложенным в письменном возражении на исковое заявление (л.д. 25-29).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. "б" части 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 31, статьей 55 Конституции РФ установлено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Установленные права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Проведение публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", статья 4 которого в рамках организации публичного мероприятия определяет ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
В статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных названным Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 3, 5, 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ митингом является массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, а уведомлением о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
В соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Организатор публичного мероприятия обязан не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пп. 2 п. 4 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ от заявителя Любченко А.В., являющегося уполномоченным лицом по выполнению распорядительных функций по организации и проведению публичного мероприятия, с соблюдением установленного законом срока в администрацию Терновского муниципального района <адрес> поступило уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ с 12 часов до 13 часов в связи с недоверием главе администрации Терновского муниципального района <адрес>Беловой И.В. (л.д. 31, 32). В данном уведомлении указаны места проведения публичного мероприятия - <адрес>, на площади напротив памятника Ленину (у мирового суда, который находится напротив) или <адрес>А. Предполагаемое количество участников - 500 человек.
Уведомление Любченко А.В. о проведении публичного мероприятия было передано в Терновское сельское поселение в соответствии с ч. 7.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где указано, что к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В связи с поступившим уведомлением администрацией Терновского сельского поселения в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 60-ОЗ «О порядке подачи уведомлений о проведении публичного мероприятия» были выполнены следующие мероприятия: направлены уведомления в отдел МВД России по <адрес>, начальнику отделения надзорной деятельности по Грибановскому и <адрес>м, прокурору <адрес> (л.д. 37-39).
Распоряжением главы Терновского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ назначен уполномоченный представитель для организации взаимодействия с отделом МВД России по <адрес> и организатором публичного мероприятия (митинга) (л.д. 40).
Письменный ответ Любченко А.В. был дан ДД.ММ.ГГГГ, то есть в первый рабочий день (понедельник), следующий за воскресным днем (ДД.ММ.ГГГГ - 3-й день со дня получения уведомления) (л.д. 9-11), и получен Любченко А.В.ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 67). Доводы Любченко А.В. в части того, что он не получал по почте ответ Терновского сельского поселения опровергаются почтовым уведомлением в получении заказной почтовой корреспонденции (л.д. 67). Кроме того, суд считает, что права заявителя не были нарушены, поскольку письменный ответ, содержащий предложение об изменении места проведения публичного мероприятия, был получен им лично в администрации Терновского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ, данное обстоятельство Любченко А.В. не оспаривает (л.д. 34-36), впоследствии Любченко А.В. выразил свое непринятие предложения об изменении места проведения публичного мероприятия (л.д. 65).
В своем письменном ответе администрация Терновского сельского поселения указала, что проведение публичного мероприятия по адресу: <адрес>, на площади напротив памятника Ленину запрещено действующим законодательством, а именно, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ запрещено проводить публичные мероприятия на территории, непосредственно прилегающей к зданиям, занимаемыми судами, в то время как по адресу: <адрес>, расположено здание, в котором располагаются мировой и районный суды, и площадь напротив памятника Ленину непосредственно прилегает к этому зданию. Проведение мероприятия по адресу: <адрес>А, также невозможно по причине проведения в преддверии майских праздников ДД.ММ.ГГГГ ярмарки, и проведение митинга в количестве 500 человек будет создавать помехи движению пешеходов и транспортных средств по <адрес>.
При этом Любченко А.В. было предложено использовать для проведения публичного мероприятия площадку ус.СХТ <адрес>, к которой обеспечен свободный проезд транспорта и подход населения, в связи с чем права инвалидов и пенсионеров никоим образом не будут ущемлены при проведении массового мероприятия, и площадка ус.СХТ <адрес> входит в утвержденный перечень мест проведения публичных мероприятий в Терновском сельском поселении.
Частью 5 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 484-О-П от ДД.ММ.ГГГГ указано, что использование в части 5 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ таких понятий как "мотивированное предложение" и "согласование" не свидетельствует о неопределенности его содержания. По его смыслу, орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
Из смысла указанных норм следует, что закон не содержит исчерпывающего перечня мест, в которых невозможно проведение публичного мероприятия, в связи с чем, компетентному органу государственной власти при получении уведомления о проведении публичного мероприятия надлежит оценить безопасность его проведения в заявленных местах в каждом конкретном случае.
Обязанности органа местного самоуправления, возникающие после получения уведомления о проведении публичного мероприятия, установлены статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ, в силу пункта 2 части 1 которой одной из обязанностей является доведение до сведения организатора публичного мероприятия в течение 3 дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за 5 дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в том случае, если уведомление подано лицом, которое не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения мероприятия указано место, в котором проведения публичного мероприятия запрещено законом в силу п. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ, в которой содержится перечень таких мест.
Кроме того, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе, если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры (ч. 2. ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ).
Согласно части 1.1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места. Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Проверяя обоснованность предложения о переносе места проведения публичного мероприятия, суд приходит к следующим выводам.
Согласно схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастровых кварталов №, утвержденной постановлением администрации Терновского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43, 44), указано взаиморасположение земельных участков относительно друг друга на кадастровом плане территории кадастровых кварталов №, а именно, указан вновь образуемый земельный участок под условным номером №:ЗУ1, как «земельный участок площади формируемый», данный земельный участок не сформирован, не поставлен на государственный кадастровый учет, и смежные с ним земельные участки, которые прошли кадастровый учет: земельный участок с кадастровым номером №, на котором располагается здание райкома, занимаемое в настоящее время судебным участком мирового судьи и Грибановским районным судом <адрес>; земельный участок с кадастровым номером №, на котором располагается здание администрации; земельный участок с кадастровым номером №, на котором располагается МКОУ «Терновская СОШ». Из схемы также следует, что «земельный участок площади формируемый» под условным номером №:ЗУ1 имеет общую границу с земельным участком с кадастровым номером №, на котором располагается здание райкома, занимаемое в настоящее время судебным участком мирового судьи и Грибановским районным судом <адрес> (л.д. 44). Данное обстоятельство также подтверждается кадастровой картой, на которой указано месторасположение земельных участков (л.д. 42).
Согласно постановлению администрации Терновского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ формируемый земельный участок подлежит постановке на кадастровый учет в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> (л.д. 43).
Оснований сомневаться в достоверности схемы расположения земельных участков на кадастровом плане у суда не имеется, поскольку схема выполнена кадастровым инженером Кретининым К.В., заверена его подписью и печатью кадастрового инженера, утверждена постановлением администрации Терновского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с материалами межевания (л.д. 44).
При этом, несмотря на имеющиеся расхождения в части указания адреса формируемого земельного участка в справке администрации Терновского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41) и в постановлении администрации Терновского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43), в судебном заседании установлено, что речь идет об одном и том же земельном участке, который в настоящее время не сформирован, не поставлен на государственный кадастровый учет и ему не присвоен кадастровый номер.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ, территории, непосредственно прилегающие к зданиям и другим объектам, - земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства. Данная норма вполне определенно указывает на органы публичной власти, полномочные устанавливать границы соответствующей территории, и на нормативную правовую основу, которой при этом должны руководствоваться данные органы.
Пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации возлагает на органы местного самоуправления обязанность по инициативе соответствующих органов и лиц обеспечить на основании дежурной кадастровой карты (плана) и градостроительной документации изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утвердить проект его границ, на основе которого устанавливаются границы земельного участка на местности; при этом границы и размеры земельного участка определяются органом местного самоуправления с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства; границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Положения пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, применяемые во взаимосвязи с положениями пункта 9 статьи 2 и статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ, затрагивают право на проведение публичных мероприятий в случае его реализации в местах, где это запрещено Федеральным законом.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 573-О-О) положение пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не предполагает произвольное определение границ земельного участка; в этом случае они должны устанавливаться, во-первых, в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, во-вторых, на основании дежурной кадастровой карты (плана) и градостроительной документации, а в-третьих - решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а не каких-либо иных органов или собственника, арендатора здания, строения, сооружения, расположенного на земельном участке. При этом, исходя из взаимосвязи указанного положения Земельного кодекса Российской Федерации с положениями пункта 9 статьи 2 и статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ, такие решения должны быть объективно обусловлены, в том числе целями обеспечения беспрепятственного осуществления находящимися на соответствующей территории органами и организациями своих публичных функций.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что территория площади напротив памятника Ленину непосредственно прилегает к зданию, занимаемому судебным участком мирового судьи и Грибановским районным судом <адрес>, границы смежных земельных участковопределены в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, в связи с чем заявленное место проведения митинга (площадь напротив памятника Ленину) является местом, в котором запрещается проведение публичного мероприятия в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ.
Согласно справке администрации Терновского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу - <адрес>А, располагается здание дополнительного офиса № ПАО «Сбербанк» (л.д. 70).
В соответствии с письмом начальника отдела МВД России по <адрес> по результатам обследования территории, прилегающей к зданию банка по адресу: <адрес>А (л.д. 71), было установлено, что в непосредственной близости от здания банка расположены - тротуар для движения пешеходов, площадка для парковки транспорта, асфальтированная проезжая часть; по обеим сторонам от здания банка расположены проезды на территорию Терновского муниципального рынка и к жилым домам на <адрес>. С учетом произведенных замеров, было сделано заключение о том, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте в количестве 500 человек будет создавать помехи при движении транспорта и пешеходов, подъезд к местам с массовым пребыванием граждан и административным зданиям. В подтверждение чему представлена фототаблица территории, прилегающей к зданию банка (л.д. 72-74). К тому же, согласно перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения Терновского сельского поселения Терновского муниципального района <адрес>, утвержденному постановлением администрации Терновского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> входит в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения (л.д. 60-63).
Кроме того, в соответствии с Планом проведения ярмарок на территории Терновского сельского поселения на первое полугодие 2017 года, утвержденным постановлением администрации Терновского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 23, 24), в селе Терновка ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено проведение ярмарки с временем работы с 07.00 часов до 14.00 часов, и проведение публичного мероприятия с заявленным количеством 500 человек в заявленное время - с 12 часов до 13 часов - в непосредственной близости от здания банка, учитывая норму предельной заполняемости территории в месте проведения публичного мероприятия на открытой территории, установленную <адрес>№-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий» (один человек на 1 кв. метр), ограничило бы доступ клиентов к зданию банка, создавало бы препятствие для движения транспортных средств на территорию МУП «Терновский рынок» и в обратном направлении. При проведении в указанном месте митинга вследствие большой плотности населения на 1 кв.м. мог быть причинён вред здоровью и жизни участникам митинга, а также лицам, которые могли находиться в месте его проведения в заявленное организатором время.
При этом Любченко А.В., как организатору митинга, было предложено использовать альтернативное место для проведения публичного мероприятия - площадку ус.СХТ в селе Терновка в заявленные дату и время, отвечающую нормам заполняемости территории с учетом поданного уведомления, имеющую свободный подъезд к данной территории и подход населения, расположенную в той же центральной части села Терновка, а также входящую в перечень специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий на территории Терновского сельского поселения в соответствии с постановлением администрации Терновского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22, 140, 141).
Суд считает, что администрация Терновского сельского поселения, определяя дополнительные места для проведения публичных мероприятий в Терновском сельском поселении, действовало в рамках своих полномочий, данные полномочия по изданию муниципальных правовых актов вытекают из п. п. 7.1 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где указано, что к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения. Постановление администрации Терновского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ не противоречит действующему законодательству, регулирующему проведение публичных мероприятий.
В соответствии со ст. 35 Устава Терновского сельского поселения, принятого решением Совета народных депутатов Терновского сельского поселения Терновского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, глава Терновского сельского поселения издает в пределах своих полномочий правовые акты (л.д. 79-130).
Согласно ст. 42 Устава в систему муниципальных правовых актов входят правовые акты главы Терновского сельского поселения.
После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в установленном порядке специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах; это не исключает проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест, причем и в таком случае в согласовании проведения публичного мероприятия может быть отказано.
Суд считает, что предложенное администрацией Терновского сельского поселения альтернативное место проведения публичного мероприятия соответствует достижению правомерных целей планируемого мероприятия и отвечает его социально-политическому значению, при этом само по себе место проведения мероприятия никаким образом не ограничивает участников митинга на свободу выражения и формирования своего мнения.
Довод административного истца о том, что им заявлялось место для проведения публичного мероприятия на <адрес> на площади у магазинов, суд считает несостоятельным, поскольку данное место для проведения публичного мероприятия Любченко А.В. не заявлялось, что следует из уведомления о проведении публичного мероприятия (л.д. 31, 32).
Довод административного истца о том, что администрацией Терновского сельского поселения не было предложено место для проведения публичного мероприятия - <адрес>, площадь перед зданием РДК, <адрес>, утвержденное Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О специально отведённых местах для проведения публичных мероприятий на территориях муниципальных районов и городских округов <адрес>» (п. 32), суд не может принять во внимание, поскольку данное место для проведения публичного мероприятия Любченко А.В. не заявлялось, при определении места для проведения публичного мероприятия администрация Терновского сельского поселения руководствовалась тем, что ранее, ДД.ММ.ГГГГ, аналогичный митинг был проведен по инициативе Любченко А.В. в предложенном администрацией альтернативном месте - площадка ус.СХТ в селе Терновка (л.д. 134-139); никаких препятствий по подъезду участников мероприятия не создавалось, жалоб и нареканий от участников митинга не поступало (в том числе относительно расположенных в непосредственной близости от площадки складских помещений), данные обстоятельства Любченко А.В. в судебном заседании не оспаривались, что опровергает доводы административного истца о том, что предложенное альтернативное место для проведения митинга ограничит доступ участникам публичного мероприятия и делает невозможным достижение правомерных целей публичного мероприятия. Данные доводы административного истца суд считает голословными, построенными на предположениях, не подтвержденных доказательствами.
При этом администрация Терновского сельского поселения руководствовалась также тем, что площадь перед зданием РДК на <адрес> была реконструирована в 2014 году в рамках государственной программы «Содействие развитию муниципальных образований и местного самоуправления» (л.д. 46). В настоящее время на месте площади перед зданием РДК находится сквер, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности Терновского сельского поселения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48), имеется свидетельство о государственной регистрации права (л.д. 47), который по своему функциональному значению не предусмотрен для проведения публичных мероприятий с массовым присутствием граждан: территория покрыта брусчаткой, парковочные места для транспорта на территории сквера отсутствуют. В связи с этим, администрацией Терновского муниципального района направлено письмо в <адрес> о внесении изменений в постановление <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ. (исх.№ от 28.04.2017г.) с указанием места для проведения публичных мероприятий - <адрес>, площадь <адрес> СХТ (л.д. 45), которое полностью соответствует запрашиваемым требованиям: территория площади заасфальтирована, имеется свободный подъезд к данной территории и подход населения, размеры площади 160м *80 м., на территории площади находятся все необходимые коммуникации (туалет, электроснабжение), для размещения и парковки транспортных средств также имеется площадка с твердым покрытием размером 30м*80м., норма предельной заполняемости территории в месте проведения публичного мероприятия на открытой территории - не более 1 человека на 1 квадратный метр (л.д. 131-133).
Администрация Терновского сельского поселения руководствовалась также тем, что в здании районного дома культуры располагается территориальный отдел ЗАГС <адрес>, где проходят торжественные бракосочетания (л.д. 64); в здании РДК также размещается Детская школа искусств, которая оказывает образовательные услуги детям возрастной категории от 06 лет до 18 лет; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в парке, находящимся за РДК, было запланировано проведение работ по вырубке деревьев, выкорчевыванию пней, вывозу кустарников и порубочных материалов в соответствии с распоряжением администрации Терновского муниципального района №-р от ДД.ММ.ГГГГ о проведении месячника по благоустройству и санитарной очистке территорий населенных пунктов района (л.д. 49-59).
В соответствии с вышеизложенным, администрацией Терновского сельского поселения было предоставлено в соответствии со ст.8 ч.2.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ другое место для проведения публичного мероприятия, которое полностью соответствует запрашиваемым требованиям.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
Из смысла указанных норм следует, что закон не содержит исчерпывающего перечня мест, в которых невозможно проведение публичного мероприятия, в связи с чем, компетентному органу государственной власти при получении уведомления о проведении публичного мероприятия надлежит оценить безопасность его проведения в заявленных местах в каждом конкретном случае.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П, исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, т.е. в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п.1 ст.20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст.21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Таким образом, гарантированное Конституцией Российской Федерации и названными международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (статья 15, часть 4 Конституции Российской Федерации) право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в целях защиты конституционно значимых ценностей при обязательном соблюдении принципов необходимости, пропорциональности и соразмерности, с тем чтобы вводимые им ограничения не посягали на само существо данного конституционного права и не препятствовали открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения мирных публичных акций.
В соответствии с п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, осуществление гражданами своих прав не должно нарушать прав и свобод других лиц. Проведение митинга повлечет нарушение прав других граждан, не являющихся участниками заявленного публичного мероприятия.
На основании изложенного, суд считает, что ответ администрации Терновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ не является отказом в проведении публичного мероприятия и содержит обоснование невозможности проведения мероприятия в требуемых местах, а также мотивированное предложение по изменению места проведения публичного мероприятия, в порядке, установленном действующим законодательством. Данное предложение вызвано необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан, как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время. В связи с чем, заявитель не был лишен возможности реализовать свое конституционное право проводить публичное мероприятие.
Суд считает, что права и законные интересы заявителя обжалуемым решением не нарушены и препятствия в реализации конституционных прав не созданы.
При этом изменение места проведения мероприятия по инициативе органа местного самоуправления не нарушает право заявителя на выбор места проведения мероприятия, предусмотренное законом, поскольку нормами закона предусмотрены действия лиц в случаях невозможности проведения мероприятия в требуемом месте, в связи с чем, администрация Терновского сельского поселения предложила заявителю иной вариант места проведения публичного мероприятия с учетом формы, целей и средств планируемого мероприятия, а заявитель реализовал свое право, предусмотренное положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ.
Таким образом, по мнению суда, администрация Терновского сельского поселения исполнила свою предусмотренную законом обязанность по предложению заявителю альтернативного места проведения мероприятия, позволяющего реализовать цели планируемого мероприятия.
При этом суд считает, что закон, предусматривая полномочие органов государственной власти внести мотивированное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия, и указывая на необходимость согласования данного предложения с его организаторами, предполагает, что предложенный вариант проведения публичного мероприятия делает возможным достижение правомерных целей этого мероприятия, включая свободное формирование, выражение и выдвижение участниками публичного мероприятия своих мнений и требований по вопросам политической жизни, и их доведение до соответствующих адресатов, в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению, доказательств обратного административным истцом не представлено.
Заявитель же, реализуя свое право при определении места и времени проведения мероприятия, должен, в свою очередь, предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем, чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний. В Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что аналогичного подхода при оценке процедуры согласования публичного мероприятия и обязанностей сторон такого согласования придерживается Европейский Суд по правам человека, по мнению которого, в ситуации, когда власти не запрещают публичное мероприятие, а предлагают альтернативное место проведения, его организаторы не могут отвергать без каких-либо убедительных причин предложение властей, позволяющее им провести свое мероприятие в другом месте, в особенности, если оно находится в центре города и явно больше по размерам (постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Берладир и другие против России").
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения незаконным.
Заявитель же в целях реализации своего права не лишен возможности вновь подать в орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с требованиями Федерального законаот ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ, которое в установленном законом порядке подлежит рассмотрению уполномоченным органом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Любченко А. В. к администрации Терновского сельского поселения Терновского муниципального района <адрес> о признании решения (предложения) администрации Терновского сельского поселения Терновского муниципального района <адрес> о переносе места проведения митинга незаконными отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы (представления) через Грибановский районный суд <адрес>.
Председательствующий С.П.Морозова
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.