ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А- от 12.04.2017 Славского районного суда (Калининградская область)

Дело № 2а-/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 апреля 2017 года г.Славск

Судья Славского районного суда Калининградской области Улька М.В.,

при секретаре Феоктистовой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО39 ФИО1 к Окружному Совету депутатов МО «Славский городской округ» Калининградской области (5 созыв) об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО39 ФИО2. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование указал, что решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Славский городской округ» (5 созыва) за № 86 от 11 октября 2016 года он был освобожден от обязанностей заместителя председателя окружного совета депутатов муниципального образования «Славский городской округ».

Оспариваемое решение нарушило гарантии осуществления его полномочий как депутата представительного органа местного самоуправления, как заместителя председателя названного органа; противоречит установленному порядку принятия такого решения.

Исходя из закрепленного частью второй статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений органов местного самоуправления и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 К АС РФ).

В соответствии с частью 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральный закон о местном самоуправлении, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В соответствии с частью 2 статьи 43 ФЗ N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования.

В соответствии с частью 3 статьи 43 ФЗ N 131-Ф3, представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 7 ФЗ N 131-Ф3, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 34 ФЗ N 131-ФЗ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, обладающий собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п. 1 части 10 статьи" 35 ФЗ N 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие устава муниципального образования,

В соответствии с п.п. 4, 5 и 7 части 1 статьи 44 ФЗ N 131-Ф3, Уставом муниципального образования должны определяться: структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; срок полномочий представительного органа муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц.

В соответствии с частью 8 статьи 21 Устава МО «Славский городской округ», из числа депутатов окружного Совета, на срок его полномочий, по представлению главы городского округа избирается заместитель председателя окружного Совета депутатов, который осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. Порядок избрания заместителя председателя Совета определяется Регламентом окружного Совета депутатов и Уставом муниципального образования.

В соответствии с частью 8 статьи 23 Устава МО «Славский городской округ», в случае отсутствия главы городского округа, невозможности выполнения им своих обязанностей, а также досрочного прекращения им своих полномочий его обязанности временно исполняет заместитель председателя окружного Совета депутатов, чья деятельность регламентируется ст. 25 Устава МО.

Регламентом окружного Совета депутатов, утвержденным Решением Совета депутатов за № 35 от 28 апреля 2016 года, установлено, что процедура освобождения от должности заместителя председателя окружного Совета депутатов должна быть инициирована депутатами численностью не менее 6 человек (статья 17 Регламента).

Как следует из прилагаемых к иску документов, принятие оспариваемого решения происходило с грубым нарушением предписанных норм Устава и Регламента: инициатива от необходимого количества депутатов об освобождении меня от должности заместителя председателя окружного Совета депутатов отсутствовала в принципе, и данный вопрос не значился в повестке дня. По существу вопроса можно вести речь лишь об инициативе, которая исходила только от главы муниципального образования; надлежащим образом она оформлена не была, что подтверждается содержанием повестки дня внеочередного собрания окружного Совета депутатов МО «Славский городской округ», протоколом №15 внеочередного собрания от 11.10.2016 г.

ФИО39 ФИО3. просил суд признать незаконным Решение № 86 от 11 октября 2016 года окружного Совета депутатов муниципального образования «Славский городской округ» (5 созыва) «Об освобождении от обязанностей заместителя председателя окружного Совета депутатов муниципального образования «Славский городской округ» ФИО39 ФИО4.».

В судебном заседании административный истец ФИО39 ФИО5. административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что оспариваемым решением он был освобожден от обязанностей, но не от должности. Несмотря на то, что на этом же собрании был избран новый заместитель председателя окружного Совета, полагает, что и он остался заместителем председателя Совета, поскольку решение об освобождении от должности не принималось. Считает, что административным ответчиком были грубо нарушены статьи 17,21, 42 Регламента окружного Совета депутатов МО "Славский городской округ" относительно созыва и проведения внеочередного собрания. Ни он, ни остальные депутаты не были готовы к обсуждению вопроса об освобождении его от должности. Полагает, что в соответствии со ст.17 Регламента, процедура освобождения заместителя председателя окружного Совета депутатов должна была быть инициирована депутатами численностью не менее 6 человек. Инициирование должно быть в письменной или устной форме, вероятнее всего, что в письменной форме. На фракции обсуждался вопрос об освобождении его от должности, но решение о выносе этого вопроса на внеочередное заседание Совета не принималось. Обычно о дате заседания Совета депутаты уведомляются по электронной почте. Он должным образом уведомлен не был. Секретарем на внеочередном заседании Совета 11.10.2016г. являлась ФИО6., которая депутатом не является, что так же является нарушением Регламента. Ранее ФИО7. тоже являлась секретарем на заседаниях Совета, в том числе и когда он являлся председателем собрания. Однако, ранее он не придавал этому особого значения, поскольку его права не затрагивались.

Представитель административного истца ФИО39 ФИО8. ФИО40 ФИО9. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. ФИО39 ФИО10. ходатайствовал о рассмотрении дела без участия его представителя.

Представители административного ответчика Окружного Совета депутатов МО "Славский городской округ" Гринь ФИО11., глава МО "Славский городской округ" и председатель окружного Совета депутатов МО "Славский городской округ" ФИО41 ФИО12 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований.

Суду представлены письменные возражения административного ответчика, в которых указывают, что считают решение Окружного Совета депутатов (далее по тексту -ОСД) законным и обоснованным, а требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 6 октября №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Ф3-131) порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Законом Калининградской области от 7 марта 2006 г. № 730 «О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области» (далее - ЗКО № 730) устанавливается, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с данным законом. ЗКО № 730 не содержит правовых норм, определяющих основания и (или) порядок освобождения от должности заместителя руководителя представительного органа муниципального образования. В этой связи законность освобождения от должности заместителя председателя ОСД муниципального образования «Славский городской округ» подлежит установлению исходя из соответствующих норм, закрепленных Уставом муниципального образования «Славский городской округ» (далее Устав).

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Устава решение об освобождении заместителя председателя ОСД от должности принимается большинством голосов от установленного числа депутатов.

Акт об освобождении административного истца от должности принят уполномоченным органом в лице ОСД и в силу полномочий этого органа, установленных Уставом: решение принималось ОСД в рамках собрания с участием более 50 процентов депутатов (15) от числа избранных (17); акт оформлен в форме правого акта (решения), предусмотренного законом (Ф3-131) для актов представительного органа муниципального образования; решение принято большинством (9) от установленного числа депутатов (17).Обоснование административным истцом своих требований положениями статьи 17 Регламента ОСД не может быть признано правомерным. Устав не содержит правовых норм, содержащих ссылку на какой-либо акт, в том числе Регламент ОСД, которым закрепляется иной порядок освобождения заместителя председателя ОСД от должности. Как уже отмечалось выше, Устав предусматривает освобождение заместителя председателя ОСД от должности путем принятия решения большинством голосов от установленного числа депутатов и без установления специальных процедурных условий. При таких обстоятельствах норма статьи 17 Регламента ОСД, в соответствии с которой процедура освобождения заместителя председателя ОСД от должности инициируется депутатами численностью не менее 6 человек, противоречит Уставу.

В соответствии с частью 2 статьи 43 ФЗ-131 Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Кроме того, необходимо учитывать, что согласно пункту 8 статьи 21 Устава кандидатуру заместителя председателя ОСД в данный орган местного самоуправления представляет глава муниципального образования «Славский городской округ» (далее - Глава). Из чего следует, что Глава вправе внести на обсуждение ОСД вопрос об освобождении заместителя председателя ОСД от должности. Противоречащая Уставу процедура инициирования депутатами освобождения заместителя председателя ОСД от должности не получила должного оформления и в Регламенте, так, например, формально не закреплена форма инициирования (устная или письменная), не определен адресат инициирования (ОСД или Глава), не установлены сроки рассмотрения инициативы, основания удовлетворения или отказа в удовлетворении инициативы. Рассмотрение инициативы депутатов об освобождении заместителя председателя ОСД от должности не отнесено Уставом либо Регламентом к правомочиям Главы, ОСД, соответствующей постоянной комиссии и депутатских объединений.

Не может быть признано неправомерным включение в повестку дня собрания ОСД вопроса об освобождении административного истца от должности в разделе «Разное». Согласно Уставу, порядок созыва и проведения заседаний ОСД определяется Регламентом ОСД (п. 6 ст. 21 Устава). Регламент ОСД не содержит определенных требований или условий для включения в повестку дня раздела «Разное», не предусматривает обязательность включения в повестку дня каких-либо вопросов в качестве самостоятельных либо не подлежащих рассмотрению в разделе «Разное». Решение о включении вопроса об освобождении административного истца от обязанностей заместителя председателя ОСД принималось большинством голосов от числа присутствующих депутатов. Предварительное обсуждение вопроса об освобождении заместителя председателя ОСД на соответствующей постоянной комиссии Регламентом не предусматривается (статья 32 Регламента). В силу статьи 42 Регламента инициированием внеочередного собрания ОСД обладает и глава муниципального образования. К Главе неоднократно обращались депутаты, которые ставили вопрос об освобождении административного истца от занимаемой должности. В этой связи Глава вправе был вынести на ОСД вопрос об освобождении административного истца от должности, включив его в раздел «Разное».

С учетом вышеизложенного полагают, что требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия ОСД на принятие оспариваемого административным истцом решения выполнены в полном объеме, в связи с чем просили суд отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований о признании решения ОСД от 11 октября 2016 г. незаконным.

В ходе судебного разбирательства по делу поступили в суд дополнительные возражения административного ответчика, в которых указывают, что административный истец полагает, что изложение пункта 1 резолютивной части решения ОСД от 11 октября 2016 г. с использованием словосочетания «освободить от обязанностей заместителя председателя окружного Совета» является основанием для признания указанного акта незаконным. По мнению административного истца, резолютивная часть должна содержать требование следующего характера «освободить от должности заместителя председателя окружного Совета».

Позицию административного истца считают не основанной на нормах права и противоречащей общим началам и смыслу законодательства.

В законах РФ и законах Калининградской области (например, в Законе Калининградской области от 16 февраля 2009 г. № 322 «О гарантиях осуществления полномочий депутата члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления»), в актах федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Калининградской области отсутствуют правовые нормы, устанавливающие императивные требования к содержанию резолютивной части правового акта, принятого в целях формализации юридического факта прекращения полномочий заместителя председателя представительного органа муниципального образования. Устав муниципального образования «Славский городской округ» (далее - Устав) также не содержит каких-либо установлений в части вербального изложения резолютивной части правового акта об освобождении заместителя председателя ОСД от должности (обязанностей).

В российском законодательстве не дается легального определения понятия «должность». В теории административного права и теории организации под должностью, как правило, понимают учрежденную в установленном порядке первичную структурную (организационную) единицу организации, отражающую объем полномочий лица, занимающего данную единицу. В свою очередь в рамках теории права общепринятым является рассмотрение полномочий в сфере публичного права как гарантированной законом меры принятий решений и совершения действий, реализуемой через объем установленных прав и обязанностей соответствующего субъекта.

Согласно ч. 3 ст. 25 Устава заместитель председателя ОСД выполняет функции в соответствии с распределением обязанностей, установленных председателем Совета, и выполняет другие поручения председателя, а в случаях отсутствия председателя или невозможности выполнения им своих обязанностей по решению ОСД осуществляет функции председателя. При этом Устав не определяет конкретные права и обязанности заместителя председателя ОСД. Перечень отдельных обязанностей заместителя председателя ОСД закрепляется ст. 21 Регламента ОСД (далее - Регламент).

Таким образом, функциональная деятельность субъекта права (в лице депутата ОСД) в должности заместителя руководителя ОСД основывается на осуществлении им полномочий (прав и обязанностей), установленных председателем ОСД и Регламентом. Из этого следует, что юридически оформленное прекращение права субъекта (депутата ОСД) на осуществление им полномочий (несение обязанностей и пользование правами) заместителя председателя ОСД влечет и прекращение его статуса как лица, замещающего данную должность. В этой связи словосочетания «освободить от должности», «освободить от обязанностей», «прекратить полномочия» имеют для данной ситуации одинаковый смысл и применяются в одном значении. Данный вывод подтверждается правоприменительной практикой.

Считают, что оспариваемое решение полностью соответствует положениям действующего законодательства и Устава МО "Славский городской округ". Окружной Совет имел полномочия для принятия такого решения и полномочия эти не были превышены. Вопрос об освобождении ФИО39 ФИО13. был вынесен на повестку дня заседания внеочередного Совета депутатов и он подлежал обсуждению. При этом, ни от ФИО39 ФИО14., ни от кого-либо из депутатов не поступило возражений и предложений о снятии данного вопроса с повестки дня заседания. ФИО39 ФИО15. не был лишен возможности высказать свою позицию по данному вопросу, мог заявить и о том, что не готов к обсуждению данного вопроса, но этого не сделал. Депутаты проголосовали большинством голосов, решение было принято законно. Считают, что никакого инициирования процедуры освобождения депутатами численностью не менее 6 человек, не должно было быть, поскольку Регламентом этот вопрос не отрегулирован должным образом. Несмотря на это, фактически вопрос об освобождении ФИО39 ФИО16. был инициирован более чем 6 депутатами, которые обращались к главе муниципального образования по данному вопросу. Данный вопрос обсуждался и на фракции, где присутствовали большое количество депутатов и сам ФИО39 ФИО17. Ему предлагали добровольно сложить полномочия. Не оспаривают, что имели место незначительные нарушения при уведомлении о проведении внеочередного собрания, до истца не могли дозвониться, но депутаты приняли решение голосовать. При этом эти нарушения не повлекли никаких последствий для истца, не повлияли на принятое решение, на права и обязанности. Административный истец имел право выступить со своей позицией, его права не были нарушены. Решение может быть признано незаконным, если допущены существенные нарушения, но таких не имелось. Обратили внимание суда, что административный истец, полагая незаконным оспариваемое решение, не может сослаться на нормы закона или Устава, которые были бы нарушены. Его позиция построена исключительно на, якобы, допущенных нарушениях Регламента Окружного совета депутатов, что не может повлечь отмену решения.

Заслушав административного истца, представителей административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что решением районного Совета депутатов МО "Славский муниципальный район" № 51 от 01.10.2015г. ФИО39 ФИО18. был избран заместителем председателя районного Совета депутатов.

11.10.2016г. окружным Советом депутатов МО "Славский городской округ" было принято решение № 86 об освобождении от обязанностей заместителя председателя окружного Совета депутатов муниципального образования "Славский городской округ" ФИО39 ФИО19.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 35 Закона уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования.

Согласно части 1 ст.34 Федерального закона РФ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 43 закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

В соответствии со ст.2 закона Калининградской области № 730 от 07.03.2006г. "О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области", структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с настоящим законом.

Как следует из статьи 20 Устава МО "Славский городской округ" ( л.д.61-88), в структуру органов местного самоуправления входит, в том числе представительный орган местного самоуправления -окружной Совет депутатов МО "Славский городской округ". Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления Славского городского округа, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются настоящим Уставом.

Согласно ст.21 Устава, Окружной Совет является представительным органом муниципального образования. наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Окружной Совет состоит из 17 депутатов. Собрание Совета депутатов считается правомочным, если на нем присутствует более 50 процентов от числа избранных депутатов. Организацию деятельности окружного Совета депутатов осуществляет глава городского округа, исполняющий полномочия председателя окружного Совета.

Из п. 6 статьи 21 Устава следует, что порядок организации деятельности окружного Совета определяется Регламентом, принимаемым Советом, который устанавливает периодичность, порядок созыва и проведения заседаний Совета, планирования работы, подготовки и принятия правовых актов и иные вопросы его деятельности.

Из числа депутатов окружного Совета, на срок его полномочий, по представлению главы городского округа избирается заместитель председателя окружного Совета депутатов, который осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. Порядок избрания заместителя председателя Совета определяется Регламентом окружного Совета депутатов и настоящим Уставом. (п.8 ст.21 Устава)

Согласно ст.25 Устава в окружном Совете депутатов избирается один заместитель, который осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. Решение об освобождении заместителя председателя окружного Совета депутатов от должности принимается большинством голосов от установленного числа депутатов.

В соответствие со ст.21 Устава, был разработан Регламент окружного Совета депутатов МО "Славский городской округ" (решение окружного Совета № 35 от 28.04.2016) (далее по тексту -Регламент)

Согласно ст.17 Регламента, заместитель председателя окружного Совета депутатов освобождается от должности большинством голосов от установленной численности депутатов. Процедура освобождения инициируется депутатами численностью не менее 6 человек.

При этом, процедура инициирования депутатами освобождения заместителя председателя окружного Совета депутатов от должности не получила должного оформления в Регламенте. Не закреплена форма инициирования (устная или письменная), не определен адресат инициирования (окружной Совет или Глава), не установлены сроки рассмотрения инициативы, основания удовлетворения или отказа в удовлетворении инициативы.

По мнению административного истца инициирование депутатами процедуры освобождения должно происходить в письменной форме.

Представители административного ответчика полагают, что инициирование имело место. В подтверждение представили протокол заседания фракции ЕР 04.10.2016г., из которого следует, что глава МО "Славский городской округ" ФИО41 ФИО20. на заседании высказался относительно освобождения ФИО39 ФИО21 от должности заместителя председателя окружного Совета депутатов. Имело место обсуждение данного вопроса, а именно, депутат ФИО22. заявила, что председатель и его заместитель вместе работать не смогут. Депутат ФИО23. предложил ФИО39 ФИО24. написать заявление по собственному желанию, на что ФИО39 ФИО25. ответил, что ему необходимо неделю подумать. Депутат ФИО26. предложила предоставить ФИО39 ФИО27 время, а ФИО28.- собраться на совете и решить. После обсуждения глава МО "Славский городской округ" сообщил, что в случае не ухода ФИО39 ФИО29. по собственному желанию, вопрос будет вынесен на совет. На данном заседании присутствовали 10 человек, все являющиеся депутатами окружного Совета.

С учетом изложенного, поскольку в Регламенте должным образом не нашла отражение процедура инициирования депутатами освобождения от должности заместителя председателя окружного Совета депутатов, суд, вопреки доводам административного истца, не может прийти к выводу о том, что она была нарушена и, как следствие, сделать вывод о незаконности оспариваемого решения в виду ее не соблюдения.

Согласно протокола № 15 внеочередного собрания окружного Совета депутатов МО "Славский городской округ" от 11.10.2016г. на котором рассматривался вопрос об освобождении заместителя председателя окружного совета ФИО39 ФИО30. от обязанностей, присутствовали 15 депутатов из 17. Решение принято большинством голосов, что соответствует требованиям Устава (ст.25).

В соответствии со ст.42 Регламента, внеочередные собрания окружного Совета депутатов могут созываться по инициативе не менее одной трети от установленной численности депутатов, а также по инициативе главы городского округа, главы администрации городского округа. Предложение о созыве внеочередного собрания должно содержать вносимые на обсуждение вопросы. Материалы внеочередного собрания доводятся до сведения депутатов не менее чем за 1 день до его проведения.

Таким образом, глава МО "Славский городской округ" имел право инициировать проведение внеочередного собрания окружного Совета депутатов.

В Регламенте и, в частности в ст.42, не указано, в какой форме и в каком порядке до сведения депутатов доводится предложение о созыве внеочередного собрания и материалы внеочередного собрания.

Как пояснял в судебном заседании административный истец, обычно имеет место уведомление в устной форме по телефону либо путем рассылки информации депутатам по электронной почте. ФИО39 ФИО31. представил суду полученное ним ДД.ММ.ГГГГ в 14.06 по электронной почте от окружного Совета письмо, в котором сообщалось, что до него не могут дозвониться, у него отключен телефон и что завтра, ДД.ММ.ГГГГ. в 17 часов 30 минут состоится внеочередное собрание Совета.

Будучи уведомлен за день до проведения внеочередного собрания, административный истец воспользовался своим правом принять участие в данном заседании.

В повестку дня внеочередного собрания были включены вопросы: 1)о создании временной комиссии по проверке отчетной документации публичных мероприятий, проводимых в рамках округа в период с марта 2016 года по июнь 2016 года"; 2) разное.

В ходе заседания окружного Совета в повестку дня дополнительно был включен вопрос об освобождении ФИО39 ФИО32. от обязанностей заместителя председателя окружного Совета депутатов.

Как следует из протокола внеочередного собрания, никто из депутатов, в том числе и сам ФИО39 ФИО33., не высказался против включения данного вопроса в повестку дня. Более того, большинством голосов (за -13 человек) было принято решение голосование об освобождении ФИО39 ФИО34. от обязанностей заместителя председателя Совета депутатов провести открыто.

Оценка деятельности заместителя председателя Совета депутатов, по мнению суда, относится к компетенции органа местного самоуправления, а освобождение заместителя председателя Совета относится к внутренним вопросам деятельности самого Совета.

Согласно разъяснения Пленума Верховного Суда РФ в п. 62 Постановления от 27 сентября 2016 г. N 36 " О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Суду надлежит выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

ФИО39 ФИО35 лично присутствовал на внеочередном собрании окружного Совета, вынесенный на обсуждение и голосование вопрос об освобождении заместителя председателя Совета от обязанностей, учитывая протокол заседания фракции от 04.10.2016г., для ФИО39 ФИО36. не являлся неожиданным. Он не был лишен права выступить на заседании, высказать свою позицию по данному вопросу. Депутаты не возражали против включения данного вопроса в повестку дня, приняли решение о проведении открытого голосования и проголосовали за освобождение от обязанностей заместителя председателя окружного Совета ФИО39 ФИО37 большинством голосов. Оспариваемое решение не нарушает права и свободы административного истца.

Доводы административного истца в обоснование незаконности оспариваемого решения о том, что секретарем собрания являлся человек не из числа депутатов, не могут свидетельствовать о незаконности принятого решения, поскольку секретарь занималась фиксацией хода заседания.

Вопреки доводам административного истца о том, что оспариваемое решение является незаконным и по причине указания в нем об освобождении от обязанностей, а не от должности заместителя председателя Совета депутатов, суд, изучив содержание решения № 86 от 11.10.2016г., не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения, поскольку юридически оформленное прекращение права субъекта на осуществление им полномочий (несение обязанностей и пользование правами) заместителя председателя окружного Совета депутатов влечет и прекращение его статуса как лица, замещающего данную должность.

Проанализировав положения действующего законодательства, Устава МО "Славский городской округ", Регламента, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение было принято в пределах полномочий окружного Совета депутатов МО "Славский городской округ", содержание решения соответствует требованиям закона, Устава; существенных нарушений порядка созыва и проведения заседания внеочередного собрания, порядка принятия решения, которые могли бы повлечь отмену оспариваемого решения, не допущено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 270-273 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО39 ФИО38 в удовлетворении административных исковых требований –отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Славский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 14.04.2017 года.

Судья М.В. Улька