Дело № 2а-№(2016год)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ ноября 2016 года <адрес>
Ромненский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Ходкевич А.Б.,
при секретаре Кузнецовой А.Ю.,
с участием: заявителя С.Л.В.,
представителя заявителя Ю.О.Н.,
главы Ромненского сельсовета С.Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по административному исковому заявлению С.Л.В. к муниципальному образованию Ромненский сельсовет о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
С.Л.В. обратилась в Ромненский районный суд с административным исковым заявлением к муниципальному образованию Ромненский сельсовет о признании незаконным бездействия муниципального образования Ромненский сельсовет по установлению нормативов потребления коммунальных услуг на отопление, а нормативы отопления недействительными.
В обоснование заявления указывает, что в силу статьи 153 Жилищного кодекса РФ, собственники жилых помещений обязаны вносить плату за коммунальные услуги, размер которой согласно части 1 статьи 157 того же документа, определяется исходя из объёма потребления коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее Правил №), урегулирован порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (отопление) и требования к их формированию. Правила №, Устав, Жилищный кодекс РФ, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ гола № «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации определяют обязанности муниципального образования Ромненский сельсовет (орган местного самоуправления). Далее указывает, что прокуратурой <адрес> (письмо № от 30.2.2014г.) проведена проверка о необоснованности нормативов отопления, установленных решением Ромненского сельсовета № от 05.12.2008г. «Об установлении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг по жилому фонду Ромненского сельсовета на 2009 год». В результате проверки прокуратурой <адрес> установлено, что, в нарушение п. 5 Правил, при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления, не были учтены такие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома, как материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования. В период с 2011 по 2014 годы указанные нормативы пересмотрены не были. А также в ходе проверки установлено, что плата населения за коммунальные услуги по отоплению установлена с нарушением законодательства. О том, что нормативы на отопление рассчитаны не по Правилам № подтверждает государственная жилищная инспекция <адрес> (Письмо № от 03.02.2016г.) данные нормативы рассчитаны в соответствии с Методикой определения потребности в топливе, электроэнергии и воде, при производстве тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной заместителем председателя Госстроя России от 12.08.2003г., Ромненским сельсоветом не предоставлены, какой-либо расчет нормативов потребления отопления и какой использовался метод, инвентаризацию фонда. Применяемые нормативы потребления коммунальных услуг в отношении отопления: для многоквартирных – 0,028422 Гкал/кв.м.; 1,2х квартирных – 0,037305 Гкал/кв.м., ничем не подтверждена законность и обоснованность данной «цифры», а также незаконно возложив обязанность её применения в отношении населения и установив дискриминационную плату в <адрес>. Нормативы потребления тепловой энергии по отоплению утверждены Ромненским сельсоветом для всех пользователей коммунальной услуги во властно-административном порядке, то есть юридически обязательными к исполнению для всех. В результате бездействия органов местного самоуправления с момента установления и утверждения нормативов действуют не соответствующие Правилам № нормативы на отопление, которые будут действовать до 30.06.2015г. Не выполнены органом местного самоуправления возложенные на него обязанности по установлению и определению нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению обязанности. Считает, что в результате бездействия органов местного самоуправления, то есть неисполнения органом местного самоуправления обязанности по установлению нормативов в соответствии с Правилами №, установлены нормативы, не соответствующие Правилам, чем нарушаются конституционные права граждан и потребителей коммунальных услуг по отоплению: оплачивать коммунальные услуги по недействительным нормативам.
На данное заявление С.Л.В. в суд поступил письменный отзыв С.Л.Н., главы Ромненского сельсовета, в котором указано, что в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах органов местного самоуправления в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. № «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» решением Ромненского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг по жилому фонду Ромненского сельсовета на 2009 год» и приложением № к решению Ромненского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№ «Социальные нормы потребления жилищно-коммунальных услуг для населения» были установлены нормативы потребления на тепловую энергию «отопление». Решение об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в 10-дневный срок после его принятия было опубликовано в официальных средствах массовой информации в газете «Знамя Победы» от 13.12.2008г. №, с указанием даты введения в действие указанного норматива. Решение об установлении нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе на отопление, не было обжаловано в порядке, установленном законодательством РФ. На основании вышеизложенного, считают заявление С.Л.В., необоснованным.
В судебном заседании административный истец С.Л.В. и её представитель Ю.О.Н. на заявленных требованиях настаивают.
Административный истец С.Л.В. суду привела в обоснование те же доводы, что указаны в административном иске.
Представитель административного истца Ю.О.Н. суду пояснила, что С.Л.В., считает, что норматив, принятый в декабре 2008 года, был рассчитан не в соответствии с Постановлением Правительства №, и в связи с этим, она считает норматив завышенным, также считает, что сельский совет бездействовал, которое выразилось в том, что сельский совет не пересчитал норматив. Они настаивают на своих требованиях и просят признать бездействия, выразившиеся в том, что не пересчитаны эти нормативы в соответствии с Правилами №, незаконными. О нарушении своего права С.Л.В. узнала в феврале 2015 года, считает, что срок обращения в суд не пропущен.
Представитель административного ответчика С.Л.Н. иск не признаёт в полном объёме, суду пояснила, что не согласна с доводами стороны заявителя, что не правильно рассчитан норматив, так как те документы, которые принимаются Ромненским сельсоветом народных депутатов, они проверяются прокурором и специалистами экономического отдела администрации <адрес>, совместно готовиться проект решения, которое выносится на обсуждение депутатов Ромненского сельсовета народных депутатов, решение принимается и публикуется. Данное решение считает законным.
Выслушав участников, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 237-ФЗ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства Российской Федерации N 306 утверждены "Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее по тексту - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В силу п. 2 Правил N 306 "норматив потребления коммунальной услуги" - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета;
Пунктом 3 Правил N 306 установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Согласно п. 14 Правил срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за N 307 были утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее по тексту - Правила N 307), которыми в том числе был установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии (п. 1 Правил, в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ).
При этом п. 6 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 Правила N 307 были признаны утратившими силу, за исключением пунктов 15 - 28, а также пунктов 1 – 4 приложения N 2 к указанным Правилам - в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые утрачивают силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) было установлено, что Правила N 354 в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012 - 2014 годах с учетом следующей особенности: органам государственной власти субъектов Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ было разрешено принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № до ДД.ММ.ГГГГ оставлены действующими пункты 15 – 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённые постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № «О порядке предоставления коммунальных услуг граждан» (в части, касающейся порядка расчёта платы за коммунальную услугу по отоплению), и пункты 1 – 4 приложения № к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчёта размера платы за коммунальную услугу по отоплению).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О расчетах размера платы за коммунальные услуги по отоплению» принято решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за данную коммунальную услугу в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (п. 1 постановления).
В судебном заседании установлено, что С.Л.В. является собственником <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес>, в двухквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учёта тепловой энергии, оплата данной коммунальной услуги осуществляется по нормативу потребления, где она зарегистрирована и проживает с ДД.ММ.ГГГГ.
Стоимость тарифов граждан за отопление по жилому фонду Ромненского сельсовета рассчитана согласно нормативам,принятым решением Ромненского сельского Совета народных депутатов от 05. 12.2008 г. № «Об установлении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг по жилому фонду Ромненского сельсовета на 2009 год» и опубликованном в газете «Знамя победы» № от 13.12.2008г. и распространяли действие с 2009г. по 2011г. включительно. С 2012 года действуют нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ранее рассчитанные и утверждённые органами местного самоуправления в соответствии с Правилами №.
Судом также установлено, что решение № от 28.11.2014г. «Об утверждении размеров платы граждан за коммунальные услуги по Ромненскому сельсовету на территории <адрес> на 2015 год» отменено 16.01.2015г., что подтверждается протоколом сессии Ромненского сельского Совета народных депутатов № и не оспаривается заявителем.
В судебном заседании также установлено, что решением Ромненского сельсовета № от 04.12.2008г. «Об установлении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг по жилому фонду Ромненского сельсовета на 2009» и приложением № к решению Ромненского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№ «Социальные нормы потребления жилищно-коммунальных услуг для населения» были установлены нормативы потребления на тепловую энергию «отопление» в <адрес> для многоквартирных домов (многоэтажных) 0,028422 Гкал/кв.м. и для 1,2-х квартирных (одноэтажных) 0,037305 Гкал/кв.м. Утвержденные нормативы на тепловую энергию, действующие в 2008 году, по инициативе ресурсоснабжающей организации МУП «Телоэнергосервис» на 2009 год были пересмотрены в связи с проведенной инвентаризацией объемов и площадей, отапливаемых помещений в жилом фонде <адрес> (п. 8 Правил).
Во исполнение п.п. 10 и 11 Правил нормативы потребления установлены едиными для многоквартирных и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. К конструктивным и техническим параметрам многоквартирных домов относятся показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных услуг (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома (объем по наружному обмеру). При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. При формировании норматива на тепловую энергию в расчете применена удельная отопительная характеристика здания объемами по наружному обмеру дифференцируемо т.е.: до 700куб.м. - одно и двухквартирные дома, от 1675 до 7035 куб.м. многоэтажные дома.
Согласно п. 6 Правил в качестве параметров, характеризующих степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации» степень благоустройства по многоквартирному дому по адресу <адрес>, <адрес> - жилое здание с водопроводом, канализацией и ваннами с водонагревателем на твердом топливе. Данный дом состоит из 2-х квартир блокированной застройки, одноэтажный, состоящий из нескольких блоков, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену без проемов с соседним блоком, расположен на отдельном земельном участке. Норматив отопления для данного жилого помещения установлен -0,037305 Гкал.
Из письма начальника Управления государственного регулирования цен и тарифов <адрес> от 27.04.2015г. № следует, что в соответствии с постановлением <адрес> от 11.09.2012г. № «О расчёте размера платы за коммунальную услугу по отоплению» при расчёте размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчёта размера платы за коммунальную услугу по отоплению с использованием нормативов потребления, действовавших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Указанный порядок принят на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012г. № «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о применении при расчёте размера платы за коммунальную услугу по отоплению указанного выше порядка, действуют до отмены принявшими их органами, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ. До установления новых нормативов по отоплению применению подлежат действующие на ДД.ММ.ГГГГг. нормативы, утверждённые органами местного самоуправления.
Из постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения об управлении государственного регулирования цен и тарифов Амурской Области» следует, что Управление государственного регулирования цен и тарифов <адрес> (далее - управление) является уполномоченным исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), подлежащую государственному регулированию.
Согласно п. 3.16. вышеуказанного постановления Управление устанавливает тарифы на: тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельными (минимального и (или) максимального) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
Довод стороны административного истца о том, что прокурор <адрес> внес протест № от 30.12.2014г. на решение Ромненского сельского Совета народных депутатов № от 28.11.2014г. «Об утверждении размеров платы граждан за коммунальные услуги по Ромненскому сельсовету на территории <адрес> на 2015 год», в котором требует привести вышеуказанное решение в соответствии с требования законодательства, а на сессии Ромненского сельского Совета народных депутатов 16.01.2015г. данное решение было отменено, не свидетельствует о бездействии Ромненского сельсоветапо установлению нормативов потребления коммунальных услуг на отопление.
Проанализировав вышеизложенные обстоятельства, суд не усматривает бездействия со стороны органа местного самоуправления муниципального образования Ромненский сельский совет, незаконность которого требовалось бы признать в судебном порядке.
В силу п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Согласно ч. 1, 8 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Суд признаёт пропущенным срок обращения в суд С.Л.В. с административным исковым заявлением, так как о нарушении своего права ей было известно с 2009 года (с момента принятия и опубликования в периодическом издании НПА органа местного самоуправления, утвердившего нормативы потребления тепловой энергии), что также подтверждается справкой № от 17.06.2016г. об отсутствии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг по состоянию на 01.07.2016г. Доказательств, в подтверждение уважительности причин пропуска срока обращения, суду она не представила. Письмо прокурора <адрес> от 30.12.2014г. не может быть признано уважительной причиной для восстановления срока обращения в суд с данным иском.
Кроме того, определением Ромненского районного суда от 24.04.2014г. производство по делу заявления С.Л.В. по оспариванию нормативных правовых актов Ромненского сельсовета: решения № от 05.12.2008г. «Об установлении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг по жилому фонду Ромненского сельсовета на 2009 год»; решения № от 28.12.2012г. «Об утверждении платы населения за жилое помещение по Ромненскому сельсовету на 2013 год» и признании их недействительными в части прекращено по основанию отсутствия предмета спора, так как нормативные акты являлись недействующими. Данное определение не обжаловано и вступило в законную силу.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно п. 54 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации», наличие вступившего в законную силу решения суда по спору, возникшему из публичных правоотношений, между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определения суда о прекращении производства по соответствующему делу в связи с принятием отказа от заявления, утверждением мирового соглашения, определения об отказе в принятии тождественного заявления, вынесенных по правилам подраздела III ГПК РФ до вступления в силу КАС РФ, является основанием для отказа в принятии административного искового заявления, прекращения производства по административному делу (пункт 4 части 1 статьи 128, пункт 2 части 1 статьи 194 КАС РФ).
При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления С.Л.В.к муниципальному образованию Ромненский сельсовет <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления С.Л.В. к муниципальному образованию Ромненский сельсовет о признании незаконным бездействия муниципального образования Ромненский сельсовет, по установлению нормативов потребления коммунальных услуг на отопление, а нормативы отопления недействительными, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ромненский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.Б. Ходкевич
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.