ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-0690 от 05.04.2017 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

копия

Дело № 2а-0690 (2017 г.)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 апреля 2017 года город Ноябрьск ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Шабловской Е.А.,

при секретаре Елисеевой О.В..,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Управления по делам семьи и молодежи Администрации г.Ноябрьск о признании предписания от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора г.Ноябрьска по пожарному надзору начальника НТО ОНиПР по МО г.Ноябрьск незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Управление по делам семьи и молодежи Администрации г.Ноябрьск обратилось в суд с иском к Отделу Управления по делам семьи и молодежи Администрации г.Ноябрьск о признании предписания от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора г.Ноябрьска по пожарному надзору начальника НТО ОНиПР по МО г.Ноябрьск незаконным и отмене его. В обосновании иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца было вынесено предписание, которым на истца возложена обязанность по обустройству входов и выходов из помещений управления, изолированным от лестничных клеток многоквартирного жилого здания. Считает, что предписание незаконно, поскольку встроенные нежилые помещения, которые истец занимает, не относятся к помещениям общественного назначения. Согласно заключению ООО «Мега-Эксперт» в помещении, которое занимает истец, в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом «О техническом регулировании», в связи с чем оснований для выполнения требований, изложенных в предписании, не имеется.

В судебном заседании представители административного истца ФИО1 и ФИО2 исковые требования поддержали, привели доводы, изложенные в нем.

Представитель заинтересованного лица Администрации г.Ноябрьск в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором содержатся доводы аналогичны доводам истца.

Представитель ответчика государственного инспектора г.Ноябрьска по пожарному надзору начальника НТО ОНиПР по МО г.Ноябрьск ФИО3 указал, что в ходе выездной внеплановой проверки в отношении Управления по делам семьи и молодежи Администрации г.Ноябрьска в офисных помещениях, расположенных по адресу: <адрес> было установлено отсутствие на ... этаже жилого дома входа и эвакуационного выхода, изолированного от жилой части здания. При этом на момент проверки расчет пожарного риска не был предоставлен, в связи, с чем было выдано предписание.

Выслушав доводы истца и ответчика, с учетом мнения заинтересованного лица, исследовав представленные доказательства, материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положению ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Управление по делам семьи и молодежи Администрации города Ноябрьска указывает, что оспариваемое представление от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора г.Ноябрьска по пожарному надзору вынесенное в адрес Управления является незаконным, подлежащим отмене.

Судом установлено, что на основании распоряжения главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору – начальника ОНДиПР по МО г.Ноябрьск УНДиПР ГУ МЧС России по ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ в отношении Управления по делам семьи и молодежи Администрации <адрес>А проводилась внеплановая выездная проверка.

Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проверки Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по МО г.Ноябрьск УНДиПР ГУ МСЧ России по ЯНАО были выявлены в административном здании, расположенном по адресу: <адрес> нарушения Правил противопожарного режима. В акте проверки отражено, что Административные помещения, занимаемые УДСМ на первом этаже жилого дома, не имеют входа и эвакуационного выхода, изолированного от жилой части здания, что является нарушением ст.ст.2,4, 6,151 Федерального закона о ДД.ММ.ГГГГ, п.7.1.12, 7.1.15 СНиП 31-01-2003, п.5.4.17 СП 1.13130.2009. Ответственность за указанные нарушения, по мнению должностного лица, лежит на Управлении по делам семьи и молодежи Администрации г.Ноябрьска.

Указанные нарушения отражены и в обжалуемом предписании от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ Управлению по делам семьи и молодежи Администрации г.Ноябрьска были переданы во временное безвозмездное пользование нежилые помещения, общей площадью ... кв.м., расположенные по адресу: <адрес>А. Право оперативного управления на указанные объекты было зарегистрировано за истцом ДД.ММ.ГГГГ.

В силу статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" класс конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков - классификационная характеристика зданий, сооружений и пожарных отсеков, определяемая степенью участия строительных конструкций в развитии пожара и образовании опасных факторов пожара. Пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара (пункт 20). Пожарная опасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара (пункт 22). Пожарный риск - мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствии для людей и материальных ценностей (пункт 28). Допустимый пожарный риск - пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий (пункт 8). Индивидуальный пожарный риск - пожарный риск, который может привести к гибели человека в результате воздействия опасных факторов пожара (пункт 9).

При расчете пожарного риска экспертом Общества с ограниченной ответственностью «Мега-Эксперт» осуществлен анализ пожарной опасности здания, определение частоты реализации пожароопасных ситуаций, построение полей опасных факторов пожара, оценка последствий воздействия опасных факторов пожара на людей, как того требуют положения Федерального закона N 123-ФЗ.

По результатам проведенного исследования установлено, что объект защиты соответствует требованиям пожарной безопасности и величина индивидуального пожарного риска не превышает допустимых значений, а, следовательно, пожарная безопасность объекта защиты обеспечена.

Статья 6 названного закона устанавливает, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно ст. 144 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ независимая оценка пожарного риска является формой оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Таким образом, пожарная безопасность объектов будет обеспечена при соблюдении требований пожарной безопасности, установленных требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ, а не только расчетом пожарного риска.

Расчеты пожарного риска применительно к конкретному объекту защиты могут иметь значение для подтверждения факта обеспечения на этом объекте пожарной безопасности только при условии обязательного соблюдения на данном объекте требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами.

Поскольку иных нарушений требований пожарной безопасности не выявлено должностным лицом, то расчеты пожарного риска применительно к конкретному объекту защиты имеют значение, соответственно оснований для возложения на истца обязанности обустроить в Административном помещении, занимаемые УДСМ на первом этаже жилого дома, вход и эвакуационный выход, изолированный от жилой части здания не имелось.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом. Пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 144 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" независимая оценка пожарного риска является формой оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 304 утверждены Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (далее - Правила).

Независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска (пункт 2 Правил).

В соответствии с пунктом 5 Правил результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска.

Представленное заключение ООО Мега-Эксперт» не оспорено должностным лицом, более того административный ответчик в судебном заседании пояснил, что в случае предоставления такого заключения оснований для вынесения обжалуемого предписания в адрес Управления не имелось бы.

Таким образом суд приходит к выводу о незаконности предписания на момент его вынесения, поскольку оснований для возложения обязанности на Управление по делам семьи и молодежи Администрации г.Ноябрьск оборудовать в Административных помещениях, занимаемые УДСМ на первом этаже жилого дома, вход и эвакуационный выход, изолированный от жилой части здания не имелось.

Доводы должностного лица о том, что такого заключения на момент вынесения предписания не имелось, не освобождали его от обязанности привлечь специалиста для определения оценки пожарного риска занимаемых помещений Управлением с целью установления необходимости оборудования таких эвакуационных выходов и входов, изолированных от жилого дома.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности предписания должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Управления по делам семьи и молодежи Администрации г.Ноябрьск удовлетворить.

Признать незаконным предписание от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора г.Ноябрьска по пожарному надзору начальника НТО ОНиПР по МО г.Ноябрьск по устранению нарушений требований пожарной безопасности, вынесенное в адрес Управления по делам семьи и молодежи Администрации г.Ноябрьск.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Ноябрьский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись. Е.А. Шабловская

Мотивировочная часть решения суда изготовлена 10.04.2017 года

Копия верна.

Подлинник решения хранится в Ноябрьском городском суде в административном деле № 2а-0690-2017.

Судья: Е.А. Шабловская

Секретарь суда: