ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-1509/20 от 29.12.2020 Вольского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-1-1509/2020

УИД 64RS0010-01-2020-003242-44

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 декабря 2020 года г. Вольск

Вольский районный суд Саратовской области, в составе:

председательствующего судьи Крапивина А.А.,

при помощнике судьи Волковой О.М.,

с участием представителя ответчика Самошиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске административное дело по административному исковому заявлению Кулеевой Т. К. к администрации Вольского муниципального района Саратовской области, межведомственной комиссии администрации Вольского муниципального района Саратовской области по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, о признании незаконным действий (бездействия) органа местного самоуправления,

установил:

Кулеева Т.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением, указывая, что на основании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от 18.01.1996 является собственницей жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Распоряжением администрации Вольского муниципального района от 28.12.2017 собственнику жилого дома рекомендовано прекратить эксплуатацию жилого дома и произвести его снос. В сентябре 2020 года административный истец подал в администрацию Вольского муниципального района Саратовской области заявление с просьбой признать вышеуказанный жилой дом аварийным и подлежащим сносу. Согласно ответа административного ответчика указано, что рассмотреть вопрос о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу не представляется возможным, поскольку дом не является многоквартирным, при этом постановлением администрации Вольского муниципального района от 22.12.2017 жилой дом признан непригодным для проживания.

По мнению Кулеевой Т.К. исходя из Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрация обязана была принять одно из решений, предусмотренных п. 47 вышеуказанного положения, в тоже время указанная услуга не была оказана. Истец полагает, что исходя из положений жилищного законодательства, в связи с тем, что отсутствуют соответствующие нормы права, необходимо было по аналогии применить положения части 10 статьи 32 Жилищного Кодекса РФ и рассмотреть вопрос о признании частного жилого дома аварийным.

В связи с чем Кулеева Т.К. просит признать незаконным действия (бездействия) администрации Вольского муниципального района Саратовской области и обязать повторно рассмотреть заявление от 07.08.2020.

Административный истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств не представил.

Представитель администрации Вольского муниципального района Саратовской области по доверенности Самошина А.А. просила в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что действующем законодательством не предусмотрено рассмотрение вопроса о признании индивидуального жилого дома аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем решение о котором просила истица не могло быть принято. Вопрос о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания уже рассмотрен в установленном порядке и принято решение.

Межведомственная комиссия, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечила, в поступивших возражениях просила в удовлетворении требований отказать.

Выслушав представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

В судебном заседании установлено, что Кулеева Т.К. на основании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от 18.01.1996 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Жилой дом, принадлежащий административному истцу на праве собственности, является одноэтажным деревянным строением размером 45,3 кв.м., является частным жилым домом и не относится к многоквартирным домам, что не оспаривалось административным истцом и прямо указано в административном исковом заявлении.

В сентябре 2020 года Кулеева Т.К. обратилась в администрацию Вольского муниципального района Саратовской области с заявлением о признании жилого дома расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

Письмом от 09.10.2020 администрация Вольского муниципального района Саратовской области указала, что исходя из Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, аварийным и подлежащим сносу признаются только многоквартирные дома. В связи с чем, рассмотреть вопрос о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу не представляется возможным.

Согласно части 1 статьи 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.На основании части 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Правительством РФ принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее по тексту – Положение).

Исходя из положений п. 8 Положения орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.

Пунктами 42 - 47 Положения установлен порядок и процедура оценки соответствия помещения установленным указанным Положением требованиям.

В соответствии с пунктом 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

В силу пункта 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Постановлением Вольского муниципального района Саратовской области от 01.04.2019 № 640 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции». Исходя из положений п. 2.3 вышеуказанного административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является выдача заявителю заключения межведомственной комиссии, постановления администрации Вольского муниципального района о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм федерального законодательства и принятого с целью их реализации нормативного акта Вольского муниципального района Саратовской области, органами местного самоуправления и созданными ими соответствующих органами в отношении частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, принимает решение о признании, пригодными (непригодными) для проживания граждан.

При этом действующим законодательством к полномочиям органов местного самоуправления не отнесено рассмотрение вопроса и принятия решения о возможности признания частного домовладения аварийным и подлежащим сносу, поскольку данные решения могут быть приняты только в отношении многоквартирных жилых домов.

Доводы административного истца о необходимости применения к возникшим правоотношения по аналогии положений части 10 статьи 32 Жилищного Кодекса РФ, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку применение аналогии закона, исходя из положений статьи 7 Жилищного Кодекса РФ возможно только при отсутствии урегулирования возникших правоотношений нормами жилищного и гражданского законодательство. Учитывая, что пунктом 8 Положения определено, что орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения должен принять решение о признании частных жилых помещений пригодными или непригодным для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии, оснований для применения аналогии закона не имеется.

Учитывая, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> принадлежащий административному истцу на праве собственности, не относится к многоквартирным домам у органов местного самоуправления для рассмотрения вопроса и признания данного домовладения аварийным и подлежащим сносу не имеется.

При этом в соответствии с требованиями п. 47 Положения и административного регламента на основании заключения межведомственной комиссии от 11.12.2017 , постановлением администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 22.12.2017 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> уже признано непригодным для проживания.

Таким образом, учитывая, что межведомственной комиссией и администрацией Вольского муниципального района Саратовской области рассмотрен вопрос о признании жилого помещения, принадлежащего административному истцу на праве собственности, непригодным для проживания и принято соответствующее постановление, при этом рассмотрения вопроса и признания данного домовладения аварийным и подлежащим сносу не отнесено к компетенции административных ответчиков, оснований для признания бездействий незаконными не имеется.

В связи с чем в удовлетворении исковых требований Кулеевой Т.К. о признании незаконным бездействия администрации Вольского муниципального района Саратовской области и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление от 07.08.2020 следует отказать.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Кулеевой Т. К. к администрации Вольского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия администрации Вольского муниципального района Саратовской области и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление от 07 августа 2020 года следует отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вольский районный суд Саратовской области.

Судья А.А. Крапивин

мотивированное решение изготовлено 11.01.2021