№ 2а-1-150/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кромской районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Дятлова М.В.,
при секретаре Сапрыкиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда, дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 8 по Орловской области о признании недействительным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, обратился с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 8 по Орловской области о признании недействительным решения налогового органа. В обоснование заявленных требований указал, что он состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя в МРИ ФНС России № 8 по Орловской области до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. им была представлена декларация по НДС за ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. налоговым органом вынесен акт налоговой проверки №, согласно которого ФИО1 совершено виновное противоправное деяние, выразившееся в несвоевременном представлении в установленный срок налоговой декларации. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ. он привлечен к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в размере 1137 руб. Вместе с тем, ему акт налоговой проверки не вручался. Также ему лично не вручалось и извещение о вызове на рассмотрение материалов проверки. Таким образом, налоговым органом допущено нарушение положений ст. 100 НК РФ по вручению акта, и как следствие он был лишен возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и представить объяснения.
Просил признать недействительным решение № от ДД.ММ.ГГГГ. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
ФИО1, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представители административного ответчика – Межрайонной ИФНС России № 8 по Орловской области по доверенности Х.О.В. и В.И.Н. возражали против удовлетворения административного иска, поскольку акт налоговой проверки и извещение о рассмотрении материалов камеральной проверки были направлены ФИО1 по телекоммуникационным каналам связи ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав представителей ответчика Межрайонной ИФНС России № 8 по Орловской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 8 по Орловской области проведена камеральная проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за ДД.ММ.ГГГГ.
Камеральной проверкой установлено, что налогоплательщик нарушил срок представления налоговой декларации по НДС за ДД.ММ.ГГГГ, установленный п. 5 ст. 174 НК РФ, при сроке представления декларации в налоговый орган не позднее 25 числа первого месяца следующего налогового периода (для декларации за ДД.ММ.ГГГГ. - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.). Декларация была представлена налогоплательщиком ДД.ММ.ГГГГ., что на один неполный месяц, позднее установленного срока.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ. составлен акт №, в котором предлагается привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета в виде взыскания штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ. № и материалов проверки, налоговым органом принято решение от ДД.ММ.ГГГГ. №, которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в виде штрафа в размере 1137 рублей.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ. № направлено налогоплательщику ДД.ММ.ГГГГ. по телекоммуникационным каналам связи, что подтверждается извещением о дате отправки; получено налогоплательщиком ДД.ММ.ГГГГ. Указанное решение вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога, представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством РФ и в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Для плательщиков НДС, в силу ст. 163 НК РФ налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал.
Пунктом 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
В соответствии с п. 1 ст. 174 НК РФ уплата налога на добавленную стоимость за истекший налоговый период производится равными долями не позднее 25-гоь числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ.
Физическое лицо, осуществляющее деятельность, целью которой является систематическое получение прибыли, признается плательщиком НДС.
Следовательно, в силу пункта 1 статьи 143 НК РФ ФИО1 в проверяемом периоде являлся плательщиком НДС.
Налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за ДД.ММ.ГГГГ, налогоплательщик представил ДД.ММ.ГГГГ. по телекоммуникационным каналам связи, что свидетельствует о нарушении им срока представления декларации, предусмотренного п. 5 ст. 174 НК РФ.
ФИО1 в исковом заявлении не оспаривает факт несвоевременного представления налоговой декларации по НДС за ДД.ММ.ГГГГ, заявляя, что акт камеральной налоговой проверки, который должен быть направлен инспекцией в его адрес в течение пяти дней с даты данного акта (п. 5 ст. 100 НК РФ), он не получал, также не получал и извещение о рассмотрении материалов налоговой проверки. Тем самым, по мнению налогоплательщика, инспекцией нарушены существенные условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, к которым, в частности, относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечить возможность налогоплательщика представить пояснения.
В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверку по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. "Согласно п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или его отдельным положениям.
В соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ руководитель налогового органа (его заместитель) извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Согласно п.п. 2, 3 указанной статьи перед рассмотрением материалов проверки по существу руководитель налогового органа (его заместитель) должен, в том числе, установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель налогового органа (его заместитель) выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения.
В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки нарушение законодательства о налогах и сборах; устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения; устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
В силу п. 7 ст. 101 НК РФ, по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо решение об отказе в привлечении к ответственности.
В силу п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
По смыслу приведенных норм законодательства о налогах и сборах, необеспечение лицу, в отношении которого проводится налоговая проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов лично и (или) через своего представителя и представлять свои возражения, является основанием для признания решения инспекции, а также действий (бездействия) должностных лиц налогового органа незаконными.
В статье 106 НК РФ предусмотрено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, за которое установлена ответственность.
В рассматриваемом случае факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, проверкой установлен и налогоплательщиком не оспаривается.
Из материалов дела следует, что по окончании камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за ДД.ММ.ГГГГ представленного налогоплательщиком ДД.ММ.ГГГГ. (дата начала камеральной проверки - ДД.ММ.ГГГГ., дата окончания камеральной проверки - ДД.ММ.ГГГГ.), в соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ был составлен акт налоговой проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. Также было сформировано извещение № от ДД.ММ.ГГГГ. о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, которым налогоплательщик уведомлялся о рассмотрении материалов камеральной проверки, назначенной на ДД.ММ.ГГГГ. в 10 часов 35 минут.
Акт № от ДД.ММ.ГГГГ., извещение № направлены в адрес налогоплательщика по телекоммуникационным каналам связи (далее по тексту - ТКС) ДД.ММ.ГГГГ., то есть в течение пяти дней с даты акта проверки (п. 5 ст. 100 НК РФ), что подтверждается извещением об отправке электронных документов ДД.ММ.ГГГГ
Приказом Федеральной налоговой службы от 15.04.2015г. № ММВ-7-2/149@ утвержден Порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - Порядок), который определяет общие положения организации информационного обмена при направлении налоговыми органами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и используемых налоговыми органами при проведении налогового контроля.
Согласно п. 4 Порядка в процессе электронного документооборота при направлении документов по ТКС участвуют такие технологические электронные документы, как: подтверждение даты отправки, квитанция о приеме, уведомление об отказе в приеме и извещение о получении электронного документа.
В силу п. 6 Порядка участники информационного обмена не реже одного раза в сутки проверяют поступление документов и технологических электронных документов.
Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что датой направления (отправки) налогоплательщику (представителю налогоплательщика) документа в электронной форме по ТКС считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.
При получении налоговым органом квитанции о приеме документа датой его получения налогоплательщиком (представителем налогоплательщика) в электронной форме по ТКС считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме.
Налоговый орган извещением № от ДД.ММ.ГГГГ. уведомил ФИО1 о рассмотрении материалов налоговой проверки ДД.ММ.ГГГГ. в 10 часов 35 минут. Указанное извещение вместе с актом камеральной налоговой проверки направлено налогоплательщику в электронной форме по ТКС ДД.ММ.ГГГГ., что зафиксировано в подтверждении даты отправки электронных документов.
С учетом изложенных требований Порядка, налоговый орган надлежащим образом исполнил обязанность по уведомлению налогоплательщика о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.
В силу п. 14 Порядка, при получении от налогового органа документа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и отсутствии оснований для отказа в приеме указанного документа налогоплательщик (представитель налогоплательщика) формирует квитанцию о приеме, подписывает ее КЭП налогоплательщика (представителя налогоплательщика) и направляет в налоговый орган.
Квитанцию о приеме налогоплательщик (представитель налогоплательщика) обязан направить налоговому органу по телекоммуникационным каналам связи в течение шести дней со дня отправки ему документа налоговым органом. При наличии оснований для отказа в приеме, документа налогоплательщик (представитель налогоплательщика) формирует уведомление об отказе в приеме, подписывает его КЭП налогоплательщика (представителя налогоплательщика) и направляет в налоговый орган.
Таким образом, обязанностям налогового органа корреспондируют встречные обязанности налогоплательщика, как участника информационного обмена представлять квитанцию (уведомление) в подтверждение получения документов от налогового органа в течение установленного срока - 6 дней.
Дата рассмотрения материалов проверки назначена инспекцией на ДД.ММ.ГГГГ., то есть с учетом шести дней, предусмотренных п. 14 Порядка для исполнения обязанности налогоплательщиком по представлению квитанции о приеме или уведомление об отказе в приеме электронного документа.
Акт камеральной налоговой проверки и извещение о рассмотрении материалов проверки получены налогоплательщиком ДД.ММ.ГГГГ. в 11 часов 57 минут, что подтверждается извещением о получении электронного документа. Указанная дата принятия электронного документа ДД.ММ.ГГГГ. сформирована налогоплательщиком в квитанции о получении, которую он направил налоговому органу по ТКС в течение шести дней со дня отправки ему документа налоговым органом.
При таких обстоятельствах, налогоплательщик, получив указанные документы, был должным образом уведомлен о рассмотрении материалов проверки ДД.ММ.ГГГГ. и располагал возможностью обратиться в инспекцию с возражениями (ходатайством) на акт проверки и принять участие в рассмотрении материалов проверки.
Доказательств обратного налогоплательщиком в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 8 по Орловской области о признании недействительным решения налогового органа.
Руководствуясь ст.ст. 226-228 Кодекса административного судопроизводства суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №8 по Орловской области о признании недействительным решения налогового органа - отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Кромской районный суд Орловской области в течение одного месяца со дня принятия мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 29 мая 2019 года.
Судья М.В. Дятлов