Дело № 2а-1-151/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июня 2018 года р.п. Николаевка
Николаевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Зеленцовой И.А., с участием помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Семенюк С.С, при секретаре Щипановой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, предъявленному в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов РФ, к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о возложении обязанности по проведению лесоустройства в части проектирования мероприятии по охране, защите, воспроизводству лесов в пределах установленных полномочий, утверждении акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменение в течение 24-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда,
Установил:
В суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов РФ обратился Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор, в исковом заявлении указал следующее.
В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области не реализуются в установленном порядке требования федерального законодательства о проведении мероприятий по лесоустройству на территории Николаевского лесничества Ульяновской области.
Согласно сведениям Министерства на территории земель государственного лесного фонда в Андреевском, Белоозерском, Найманском, Николаевском, Пичеуреком, Сайманском, Славкинском, Тепловском и Эзекеевском участковых лесничествах Николаевского лесничества лесоустройство последний раз проводилось в 2006 году, на территории, ранее находившейся во владении сельскохозяйственных организаций: СПК «Мечты Ильича», СПК «Кзыл-Юл», СПК «Топорнинский», СПК «Прогресс», СПК «Просковьинский», СПК «Канадейский», СПК «Поникское», СПК «Искра», СПК «Родина», СПК «Алга» - в 1982 году, СПК «им. 22 съезда КПСС», СПК «Давыдовский», СПК «Лесные Поляны», СПК «Новая Жизнь», СПК «им. Калинина», СПК «им. Ленина», СПК «им. Чапаева», СКХ «Баевский», СХПК «Залесный», СХПК «По заветам Ленина», СХПК «Холстовский» и СХПК «Рассвет» - в 1992 году.
В соответствии со ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, населенных пунктов, обороны и безопасности, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а также для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пунктам 4,5,150,152 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 № 516, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечивается органами государственной власти, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации. Проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При осуществлении лесоустройства одновременно проводятся проектирование мероприятий по охране лесов от пожаров.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации организацию использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности.
Учитывая, что Лесной кодекс Российской Федерации, вступивший в силу в 2007 году, и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, устанавливают единые требования к охране лесов, материалы лесоустройства 2004-2005 годов и применяемые в соответствии с ними мероприятия по охране лесов от пожаров подлежат корректировке с учетом норм действующего лесного законодательства.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 2.2 Положения о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 № 452-П проведение лесоустройства в Николаевском лесничестве Ульяновской области возложено на Министерство.
Проводимые ГКУ Ульяновской области «Николаевское лесничество» на подведомственной территории мероприятия по охране лесов, в том числе мероприятия по охране лесов от пожаров, не соответствуют требованиям Лесоустроительной инструкции, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности более 10 лет.
Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу ст. 42 Конституции Российской Федерации. Не проведение лесоустройства создает реальную угрозу потери лесов как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, что является нарушением прав неопределенного круга лиц граждан, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране лесов.
По данному факту Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес Министерства 01.12.2016 внесено представление об устранении нарушений закона. Требования прокуратуры по результатам рассмотрения представления признаны подлежащими удовлетворению (письмо Министерства от 20.12.2016 № 73-ИОГВ-07-01/10942). Однако до настоящего времени нарушения не устранены, лесоустройство в границах Николаевского лесничества Ульяновской области не запланировано.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и неисполнение обязанности по лесоустройству может привести к ухудшению состояния лесов и условий обитания объектов животного мира и условий местопроизрастания древесных и кустарниковых пород, травянистых растений, ставит под угрозу безопасность лесов в пожароопасный период.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации соблюдение и защита прав каждого - обязанность государства. Согласно ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием. Защита гражданских прав согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Право прокурора на обращение в суд в данных обстоятельствах обусловлено ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании изложенного, Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор просит обязать Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в 24-х месячный срок со дня вступления в силу решения суда к исполнению обязанности по проведению лесоустройства в границах Николаевского лесничества Ульяновской области.
В ходе рассмотрения дела Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор уточнил исковые требования. Согласно заявлению об уточнении исковых требований, 04.05.2018 вступил в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции».
Согласно ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 3 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 № 122 лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Статьей 69.2 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется определение видов и объемов соответствующих мероприятий, составляются их ведомости.
В соответствии с п. 148 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 № 122 по результатам проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов составляются: ведомости проектируемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов по лесным участкам, участковым лесничествам, лесничествам, лесопаркам в соответствии с п.117 настоящей Инструкции; пояснительная записка в произвольной форме, в которой приведены количественные и качественные характеристики лесничества, лесопарка или лесного участка, особенности проведения таксационных работ, виды и объемы работ по охране, защите, воспроизводству лесов, а также определение максимально возможного объема изъятия древесины при всех видах рубок; карта-схема проектируемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Согласно ст. 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
В силу п. 147 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 № 122 по результатам таксации лесов составляется лесоустроительная документация. Таксационные описания лесотаксационных выделов в пределах лесных кварталов (таксационные описания на территорию лесничества и лесных участков), лесоустроительные планшеты (планшеты на территорию лесничества и лесных участков) являются лесоустроительными документами, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение. Со дня утверждения акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении лесоустроительная документация вводится в действие.
В связи с изложенным, просит обязать Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в 24-х месячный срок со дня вступления в силу решения суда к исполнению обязанности по проведению лесоустройства в границах Николаевского лесничества Ульяновской области в части проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в пределах установленных полномочий; утверждения акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении.
В судебном заседании помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора поддержал уточненный административный иск, по основаниям иска дал следующие пояснения. Министерством сельского, лесного хозяйства предоставлен ответ о том, что таксация всего государственного лесного фонда выполнена по первому таксационному разряду лесов, в связи с этим периодичность проведения таксации лесов составляет 10 лет. Был перевод земель из сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда, ранее леса, находившиеся в этих организациях, были переданы в Николаевское лесничество, это бывшие колхозные леса. Полномочия по проектированию мероприятий возложены на Министерство, которое может заключить контракт с исполнителем. В настоящее время мероприятия по лесоустройству не проведены в полном объеме, их проводит Рослесинфорг, срок окончания работ согласно контракту ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 148 новой лесоустроительной инструкции предоставляют ведомости проектируемых мероприятий, пояснительная записка в произвольной форме, в которой приведены количественные и качественные характеристики лесничества, карту-схему и иную документацию. Когда Министерство данные документы примет, будет составлен акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении. Срок исполнения контракта до ДД.ММ.ГГГГ года, но исполнитель может не выполнить данные работы, может заключиться другой контракт. Поскольку документы по заключенному договору еще не получены, обязанность по проведению лесоустройства остается за Министерством. Без составления и получения документов по проектированию мероприятий не может быть составлен и утвержден акт. Согласно новой лесоустроительной инструкции лесоустройство проводится в течение двух лет, в связи с этим был указан срок 24 месяца.
Представитель административного ответчика Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимал, просит дело рассмотреть без участия представителя Министерства. По существу исковых требований представитель Министерства представил возражения на административный иск прокурора следующего содержания.
В соответствии со статьёй 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, на землях населённых пунктов, на которых расположены городские леса, на землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, пункту 2.2 Положения о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 № 452-П, Министерство проводит лесоустройство на землях лесного фонда Ульяновской области.
ДД.ММ.ГГГГ в целях обеспечения государственных нужд между ФГБУ «Рослесинфорг» и Министерством заключен государственный контракт № ГК, согласно которому ФГБУ «Рослесинфорг» обязуется выполнить работы по проведению лесоустройства (подготовительные, полевые, камеральные работы) на территории Барышского, Николаевского, Ульяновского лесничеств Ульяновской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, на момент рассмотрения указанного спора Министерством начато исполнение возложенной обязанности по проведению лесоустройства на территории Николаевского лесничества.
На основании изложенного, Министерство просит суд в удовлетворена заявленных требований отказать.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГКУ Ульяновской области «Николаевское лесничество», Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации (Рослесхоз), Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу.
Представитель заинтересованного лица ГКУ Ульяновской области «Николаевское лесничество» ФИО1 в судебном заседании просит в иске отказать, так как работы ведутся. Заключен контракт, лесоустройство на территории Николаевского района проходит. В 2017 году были проведены подготовительные работы. В 2018 году на территории Николаевского района проводятся полевые работы, до декабря 2018 года полевые и камеральные работы будут выполнены. Полномочия, о которых указано в просительной части иска, относятся к полномочиям Министерства-проектирование мероприятий и утверждение акта. Акт составляется по результатам таксации. Таксацию проводит организация по контракту, при проведении полевых работ. Прошлое лесоустройство проводилось в 2006-2007 гг.
Представитель заинтересованных лиц Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации (Рослесхоз), Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимали.
Согласно отзыву Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации, п.п. 1.1, 2.2 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 № 452-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим полномочия в области лесных отношений, наделенное, в том числе, полномочиями, указанными в пп. 4 п.1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, а также полномочиями по организации проведения лесоустройства на землях лесного фонда и лесных участках, находящихся в собственности области, в пределах полномочий области.
Согласно п. 1 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 30 мая 2011 № 194 «Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра» (далее - приказ Рослесхоза № 194) ГЛР ведется для организации рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесов и обеспечения достоверными сведениями о лесах органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, заинтересованных граждан и юридических лиц.
Таким образом, ГЛР систематически актуализируется. У органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, имеется актуальная документированная информация о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение», установлен перечень документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение. Среди них - Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма 3), который согласно пункта 4.3 данного приказа составляется в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, их фактическому состоянию. Акт составляется в случае выявления несоответствия основных таксационных показателей, выдела нормативам точности, установленным лесоустроительной инструкцией.
Федеральное агентство лесного хозяйства в письме от 27.02.2015 № ПК-06-54/1869 «О применении приказа № 196» разъяснило, что «при давности таксации, назначившей лесохозяйственные мероприятия, более 10 лет необходимо составление акта несоответствия с определением таксационных характеристик участка, а также назначением необходимых мероприятий».
Согласно приказу Минприроды России от 06.10.2016 № 514 «Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра», лесоустроительная документация является приложением к форме 4 - ГЛР «Характеристика лесничества (лесопарка)». Материалы таксации являются лесоустроительной документацией. Исходя из изложенного, материалы таксации лесов - часть ГЛР.
Федеральное агентство лесного хозяйства как главный распорядитель доводит до органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений субвенции из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений. Субъект Российской Федерации в рамках федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период самостоятельно определяет и согласовывает с Рослесхозом направления использования средств субвенций.
Расчет субвенций по каждому субъекту не предполагает определение конкретных мероприятий, а определяет объем финансирования в целом по субъекту Российской Федерации, поскольку средства субвенций из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются субъекту Российской Федерации в области лесных отношений на весь комплекс переданных полномочий, включая мероприятия по проведению лесоустройства.
В соответствии с Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837 субъект Российской Федерации в рамках доведенных объемов в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период самостоятельно определяет направления использования средств субвенций.
Ульяновская область самостоятельно определяет и согласовывает на очередной финансовый год и плановый период направления расходования средств субвенций, исходя из выполнения целевых прогнозных показателей и необходимого объема мероприятий, определенных лесным планом субъекта Российской Федерации, и качественного исполнения переданных полномочий.
Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области заключен Государственный контракт от 12.09.2017 на проведение лесоустроительных работ на землях лесного фонда Николаевского лесничества Ульяновской области общей площадью 81514 га. Согласно государственному контракту в 2017 году проводятся подготовительные работы, в 2018 году полевые и камеральные работы. Таким образом, в настоящее время Министерством осуществляется работа по лесоустройству, в том числе и на землях лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, расположенных в Николаевском лесничестве Ульяновской области.
Федеральное агентство лесного хозяйства действующее на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 и Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, действующего на основании Положения, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.06.2015 № 203, являются ненадлежащими ответчиками по делу.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит уточненный административный иск Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 62 КАС РФ, 1. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ., в собственности РФ находятся земли лесного фонда, защитные леса, эксплуатационные леса по адресу Ульяновская область, Николаевский район, Белоозерское участковое лесничество,
Андреевское участковое лесничество, Славкинское участковое лесничество, Пичеурское участковое лесничество, Найманское участковое лесничество Эзекеевское участковое лесничество, Сайманское участковое лесничество, Тепловское участковое лесничество, Николаевское участковое лесничество.
По сообщению Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 02.12.2015г, 24.12.2015г, 01.02.2018г., последнее лесоустройство было проведено Эзекеевское участковое лесничество в 2006г, Сайманское участковое лесничество в 2006г, Тепловское участковое лесничество в 2006г, Николаевское участковое лесничество в 2006г, Белоозерское участковое лесничество в 2006г, Андреевское участковое лесничество в 2006г, Славкинское участковое лесничество в 2006г, Пичеурское участковое лесничество в 2006г, Найманское участковое лесничество в 2006г; СПК «Мечты Ильича», СПК «Кзыл-Юл», СПК «Топорнинский», СПК «Прогресс», СПК «Прасковьинский», СПК «Канадейский», СПК «Поникское», СПК «Искра», СПК «Родина», СПК «Алга» в 1982 году; СПК «им. 22 съезда КПСС», СПК «Давыдовский», СПК «Лесные Поляны», СПК «Новая Жизнь», СПК «им. Калинина», СПК «им. Ленина», СПК «им. Чапаева», СКХ «Баевский», СХПК «Залесный», СХПК «По заветам Ленина», СХПК «Холстовский», СХПК «Рассвет» в 1992 году.
ДД.ММ.ГГГГ. между Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области(заказчик) и ФГБУ «Рослесинфорг»(исполнитель) заключен государственный контракт №, по которому исполнитель обязуется выполнить работы по проведению лесоустройства (подготовительные, полевые и камеральные работы) на территории, в том числе и Николаевского лесничества Ульяновской области в соответствии с описанием объекта закупок, срок исполнения работ ДД.ММ.ГГГГпп.1.1,1.2,4.3 контракта). Согласно пп. 4.1, 4.2 контракта, работы по лесоустройству проводятся на землях лесного фонда Николаевского лесничества Ульяновской области, в том числе Эзекеевское участковое лесничество, Сайманское участковое лесничество, Тепловское участковое лесничество, Николаевское участковое лесничество, Белоозерское участковое лесничество, Андреевское участковое лесничество, Славкинское участковое лесничество, Пичеурское участковое лесничество, Найманское участковое лесничество, земли лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций.
Согласно ч. 1. ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
На основании ч. 3 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В силу п. «к» ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции РФ лесное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса РФ, определяющей основные принципы лесного законодательства, которая среди основных принципов лесного законодательства, определяет устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов.
Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В соответствии с п.4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, 1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров).
В силу ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 69.2 ЛК РФ, 1. При проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется определение видов и объемов соответствующих мероприятий. 2. При проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов составляются ведомости планируемых мероприятий по соответствующим лесничествам (лесопаркам), участковым лесничествам, лесным кварталам, лесотаксационным выделам. 3. Требования к проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов устанавливаются лесоустроительной инструкцией, указанной в части 2 статьи 67 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3, 6, 31, 146, 147 Лесоустроительной инструкции, утв. Приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122, вступившей в силу с 04 мая 2018г., 3. В соответствии со статьей 68 Лесного кодекса лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов); таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. 6. Выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются юридическими и физическими лицами (далее - Исполнитель работ) на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 31. Периодичность проведения таксации лесов составляет: а) для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет; 146. По результатам проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов составляются: ведомость деления лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов в соответствии с пунктом 16 настоящей Инструкции; карта-схема проектируемого деления лесов на эксплуатационные леса, защитные леса и резервные леса в пределах лесничеств и лесопарков с указанием границ участковых лесничеств и номеров лесных кварталов; пояснительная записка в произвольной форме с обоснованием соответствующего подразделения лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов, выделения особо защитных участков лесов с приведением сведений о ранее действовавшем разделении лесов; ведомость проектируемых особо защитных участков лесов в соответствии с пунктом 22 настоящей Инструкции. 147. По результатам таксации лесов составляется лесоустроительная документация. Таксационные описания лесотаксационных выделов в пределах лесных кварталов (таксационные описания на территорию лесничества и лесных участков), лесоустроительные планшеты (планшеты на территорию лесничества и лесных участков) являются лесоустроительными документами, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение. Акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении составляются при поступлении первичных документов, на основании которых вносятся данные в государственный лесной реестр не позднее месяца с момента их поступления. Акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении составляются должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, и утверждаются руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия, или уполномоченным им лицом. Со дня утверждения акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении лесоустроительная документация вводится в действие.
Судом установлено, что в результате проведенной Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение требований лесного законодательства, Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области по истечению 10 лет со дня предыдущего лесоустройства в соответствии с требованиями вышеприведенных правовых норм не проведено лесоустройство, входящих в состав земель лесного фонда, находящегося в ведении ГКУ Ульяновской области «Николаевское лесничество», последнее лесоустройство было проведено в 2006году в вышеуказанных участковых лесничествах Николаевского лесничества; в 1982 и 1992гг. в вышеуказанных колхозных лесах Николаевского лесничества.
В соответствии с п. 2.2 Положения о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 № 452-П, Министерство в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и ведения лесного хозяйства осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, а также проводит лесоустройство, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
При таких обстоятельствах, на уполномоченный орган-Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области следует возложить обязанность по проведению лесоустройства в границах Николаевского лесничества Ульяновской области в части проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в пределах установленных полномочий; утверждению акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении.
Поскольку, до настоящего времени работы по лесоустройству не проведены, не имеет значения, что Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области 12.09.2017г. заключен контракт на выполнение работ по проведению лесоустройства, в том числе Николаевского лесничества Ульяновской области. В связи с этим не имеют значения доводы административного ответчика о начале таких работ.
Прокурор просит установить 24-месячный срок с момента вступления решения в законную силу для проведения лесоустройства Николаевского лесничества Ульяновской области. Суд полагает, что данный срок является разумным, административным ответчиком не представлены доказательства невозможности исполнения решения суда в указанный срок.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения уточненного административного иска Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177, 179, 227,228 КАС РФ, суд
Решил:
Удовлетворить уточненный административный иск Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, предъявленный в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов РФ, к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о возложении обязанности по проведению лесоустройства в части проектирования мероприятии по охране, защите, воспроизводству лесов в пределах установленных полномочий, утверждении акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменение в течение 24-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда,
Обязать Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в 24-х месячный срок со дня вступления в силу решения суда к исполнению обязанности по проведению лесоустройства в границах Николаевского лесничества Ульяновской области в части проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в пределах установленных полномочий; утверждению акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы или представления через Николаевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме,
Председательствующий судья: И.А. Зеленцова
09.06.2018 г. изготовлено решение суда в окончательной форме.