ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-152/2021 от 30.03.2021 Собинского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2а-1-152/2021 .

УИД: 33RS0017-01-2020-002253-20

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

30 марта 2021 года город Собинка

Владимирской области

Собинский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего Трефиловой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Нестеровой О.В.,

с участием

представителя административного истца помощника Собинского межрайонного прокурора Модиной А.Н.,

представителя административного истца администрации муниципального образования г. Лакинск Собинского района Владимирской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Собинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г. Лакинск Собинского района Владимирской области о признании незаконным бездействия по не разработке проектно-сметной документации и не обеспечении строительства инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам, обязании обеспечить разработку проектно-сметной документации и строительство инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам,

у с т а н о в и л :

Собинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, в котором просит суд:

- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Лакинск Собинского района Владимирской области, выраженное в не разработке проектно-сметной документации и не обеспечении строительства инженерной (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельным участкам на улицах Цветочная, Луговая, Радужная, Светлая, Семейная г. Лакинск, включенных в перечни сформированных земельных участков для предоставления гражданам, указанным в пунктах 1-4.1 ч. 1 ст. 2 Закона Владимирской области от 25 февраля 2015 года № 10-ОЗ;

- возложить администрацию муниципального образования г. Лакинск Собинского района Владимирской области обязанность обеспечить подготовку и утверждение проектно-сметной документации на строительство инженерной (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельным участкам на улицах Цветочная, Луговая, Радужная, Светлая, Семейная г. Лакинск, включенных в перечни сформированных земельных участков для предоставления гражданам, указанным в пунктах 1-4.1 ч. 1 ст. 2 Закона Владимирской области от 25 февраля 2015 года № 10-ОЗ;

- возложить на администрацию муниципального образования г. Лакинск Собинского района Владимирской области обязанность обеспечить строительство инженерной (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельным участкам на улицах Цветочная, Луговая, Радужная, Светлая, Семейная г. Лакинск, включенных в перечни сформированных земельных участков для предоставления гражданам, указанным в пунктах 1-4.1 ч. 1 ст. 2 Закона Владимирской области от 25 февраля 2015 года № 10-ОЗ (л.д. 141-145).

В обоснование требований административного иска указано, что Собинской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению С по вопросу обеспечения транспортной и инженерной инфраструктурой земельного участка, предоставленного ее многодетной семье.

Установлено, что постановлением главы администрации г. Лакинск от 25 декабря 2008 года № 335 «Об утверждении перечня сформированных земельных участков для предоставления гражданам, указанным в п.п. 1-4.1 ч. 1 ст. 2 Закона Владимирской области от 25 февраля 2015 года № 10-ОЗ» утвержден перечень земельных участков для предоставления гражданам. В данный перечень включено 16 участков на ул. Радужная (участки №NN, NN, NN, NN), ул. Светлая (участки №NN, NNNNNN, NN), ул. Семейная (участки №NN, NNNNNN, NN, NN, NN) в г. Лакинск.

Постановлением главы администрации г. Лакинск от 5 марта 2019 года № 69 «Об утверждении перечня сформированных земельных участков для предоставления гражданам, указанным в п.п. 1-4.1 ч. 1 ст. 2 Закона Владимирской области от 25 февраля 2015 года № 10-О3» утвержден перечень земельных участков для предоставления гражданам. В данный перечень включено 10 участков на ул. Радужная (участки №NN, NN, NN, NN, NN, NN), ул. Светлая (участок NN), ул. Цветочная (участки №NN, NN, NN) в г. Лакинск.

Постановлением главы администрации г. Лакинск от 13 мая 2019 года № 150 «Об утверждении перечня сформированных земельных участков для предоставления гражданам, указанным в п.п. 1-4.1 ч. 1 ст. 2 Закона Владимирской области от 25 февраля 2015 № 10-О3» утвержден перечень земельных участков для предоставления гражданам. В данный перечень включено 5 участков на ул. Луговая (участки №NN, NN, NN, NN, NN) в г. Лакинск.

Постановлением главы администрации г. Лакинск от 20 апреля 2020 года № 96 «Об утверждении перечня сформированных земельных участков для предоставления гражданам, указанным в п.п. 1-4.1 ч. 1 ст. 2 Закона Владимирской области от 25 февраля 2015 года № 10-О3» утвержден перечень земельных участков для предоставления гражданам. В данный перечень включено 7 участков на ул. Луговая (участки №NN, NN), ул. Цветочная (участки №NN, NN, NN, NN), ул. Школьная (участок NN) в г. Лакинск.

Между тем, в настоящее время, к указанным земельным участкам не подведена необходимая для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома транспортная (дороги, тротуары) и инженерная (водо-, тепло-, газо, электроснабжение, водоотведение) инфраструктуры, в связи с чем указанные участки не могут быть использованы в соответствии с назначением, что существенным образом ограничивает возможность реализации права на жилище.

В данном случае имеет место длительное бездействие уполномоченного органа местного самоуправления, выразившееся в неисполнении предоставленных законом полномочий и взятых на себя обязательств, которое выразилось в следующем.

Современным федеральным законодательством и законодательством Владимирской области установлен комплекс мер социальной поддержки граждан, имеющих трех и более детей (многодетных семей), к числу которых относится право на бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Между тем, получение многодетной семьей такой меры социальной поддержки со стороны государства возможно только, если такие граждане признаны в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.

Возложение на самих граждан бремени дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков недопустимо.

На органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой зависит возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Таким образом, обеспечение земельных участков, подлежащих предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, объектами инфраструктуры (расходные обязательства) может осуществляться органами государственной власти субъектов РФ в порядке реализации указанных полномочий, установленных статьей 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ на основании принятых на своем уровне законов и (или) иных нормативных правовых актов.

24 августа 2020 года межрайонной прокуратурой в адрес администрации г. Лакинск было внесено представление об устранении нарушений законодательства, регулирующего вопросы предоставления земельных участков лицам, имеющим трех и более детей.

Согласно ответу администрации г. Лакинск в бюджете города денежные средства на разработку проектно-сметной документации по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурами земельных участков, расположенных на улицах Цветочная, Луговая, Радужная, Светлая, Семейная на 2020 год не предусмотрены.

Таким образом, в результате бездействия органа местного самоуправления нарушаются права неопределенного круга лиц.

Кроме того, в результате отсутствия необходимой инфраструктуры создаются препятствия для осуществления индивидуального жилищного строительства, что влечет за собой уменьшение объемов жилищного строительства, являющегося одной из целей федерального проекта «Жилище» национального проекта «Жилье и городская среда», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 года № 16.

В судебном заседании помощник Собинского межрайонного прокурора Модина А.Н. административный иск, с учетом уточнения, поддержала в полном объеме, просила его удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске и заявлениях об уточнении административных исковых требований, дала объяснения аналогичные содержанию административного иска.

Дополнительно Модина А.Н. пояснила, что по результатам проверки было установлено, что земельные участки по улицам Цветочная, Луговая, Радужная, Светлая, Семейная в г.Лакинск были предоставлены многодетным семьям в качестве меры социальной поддержки для данной категории лиц. Данные участки не обеспечены инженерной и транспортной инфраструктурой, в связи с чем, многодетные семьи не имеют возможности в полной мере воспользоваться предоставленной мерой социальной поддержки в части организации своего права на улучшение жилищных условий в части индивидуального и жилищного строительства на данных земельных участках. Обязанность по обеспечению данной инфраструктурой возложена на администрацию г.Лакинск, поскольку земельные участки предоставлены на территории г.Лакинск. Кроме того, в соответствии с требованиями федерального законодательства и устава муниципального образования, обязанность по обеспечению инфраструктурой возлагается на администрацию г.Лакинск. Возложение данной обязанности на другие субъекты - на администрацию Собинского района или органы власти недопустимо. Отсутствует возможность подключения ресурсоснабжающих организаций к инженерно-техническим сетям. Администрацией г.Лакинска мероприятия по возможности получения технических условий для подключения земельных участков были предприняты уже в ходе судебного разбирательства. Дороги к участкам не обустроены, возможность подъезда к ним отсутствует.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования г. Лакинск Собинского района Владимирской области ФИО2 (л.д. 52-53) против удовлетворения административного иска возражала.

В обоснование позиции по делу ФИО2 указала, что Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям городского поселения не отнесена обязанность по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных семьям, имеющих 3 и более детей. Кроме того, существует возможность подключения к инженерно-техническим сетям объектов проектируемого капитального строительства на земельных участках, заявленных в административном иске, при финансовой возможности граждан. На указанных прокурором улицах в г. Лакинск есть грунтовые дороги, однако они не включены в перечень автомобильных дорог г. Лакинск. Выбор категории автомобильных дорог в границах поселения – полномочия органа местного самоуправления, что говорит о незаконности требования прокурора об устройстве тротуаров. Администрация муниципального образования г. Лакинск не может самостоятельно принять участие в программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» ввиду возможности включения в указанную программу, согласно ее условиям, лишь городских округов и муниципальных районов. При этом, администрация муниципального образования г. Лакинск не лишена возможности обратиться по этому вопросу за содействием к администрации Собинского района, что сделано не было.

Представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры и строительства Владимирской области, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д. 142-143), в суд не явился, сведений о причинах неявки не представил.

Представитель заинтересованного лица администрации Собинского района Владимирской области, извещенной надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д. 139), в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 72-73).

Суд, выслушав представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Согласно п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В соответствии с п.п. 1-4.1 ч. 1 ст. 2 Закона Владимирской области от 25 февраля 2015 года № 10-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области» предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам Российской Федерации в собственность бесплатно осуществляется однократно в случае предоставления:

1) земельного участка для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов по месту жительства гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, независимо от их имущественного положения, постоянно проживающим на территории Владимирской области не менее трех лет и имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих с ними, и (или) в возрасте до 23 лет, при условии обучения детей, достигших возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения;

2) земельного участка, предоставленного в аренду для индивидуального жилищного строительства после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, указанным в пунктах 1, 3, 4, 4-1 части 1 настоящей статьи;

3) земельного участка для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов по месту жительства гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, независимо от их имущественного положения, постоянно проживающим на территории Владимирской области не менее трех лет и являющимся приемными родителями, воспитывающими в течение не менее пяти лет, предшествующих дню обращения за земельным участком, трех и более детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей;

4) земельного участка для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов по месту жительства гражданам, независимо от их имущественного положения и обеспеченности жилыми помещениями, постоянно проживающим на территории Владимирской области не менее трех лет и имеющим восемь и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих с ними, и (или) в возрасте до 23 лет, при условии обучения детей, достигших возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения;

4-1) земельного участка для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов по месту жительства гражданам, постоянно проживающим на территории Владимирской области не менее трех лет, в случае рождения трех и более детей одновременно, независимо от их имущественного положения и обеспеченности жилыми помещениями.

Материалами дела установлено, что постановлением главы администрации г. Лакинск от 25 декабря 2018 года № 335 «Об утверждении перечня сформированных земельных участков для предоставления гражданам, указанным в п.п. 1-4.1 ч. 1 ст. 2 Закона Владимирской области от 25 февраля 2015 года № 10-ОЗ» утвержден перечень земельных участков для предоставления гражданам; в данный перечень включено 16 участков по ул. Радужная (участки №NN, NNNN, NN), ул. Светлая (участки №NN, NN, NN, NN, NN), ул. Семейная (участки №NN, NN, NN, NN, NN, NN, NN) в г. Лакинск (л.д. 32-34).

Постановлением главы администрации г. Лакинск от 5 марта 2019 года № 69 «Об утверждении перечня сформированных земельных участков для предоставления гражданам, указанным в п.п. 1-4.1 ч. 1 ст. 2 Закона Владимирской области от 25 февраля 2015 года № 10-О3» утвержден перечень земельных участков для предоставления гражданам; в данный перечень включено 10 участков по ул. Радужная (участки №NN, NN, NN, NN, NN, NN), ул. Светлая (участок NN), ул. Цветочная (участки №NN, NN, NN в г. Лакинск (л.д. 35-37).

Постановлением главы администрации г. Лакинск от 13 мая 2019 года № 150 «Об утверждении перечня сформированных земельных участков для предоставления гражданам, указанным в п.п. 1-4.1 ч. 1 ст. 2 Закона Владимирской области от 25 февраля 2015 № 10-О3» утвержден перечень земельных участков для предоставления гражданам; в данный перечень включено 5 участков по ул. Луговая (участки №NN, NN, NN, NN, NN) в г. Лакинск (л.д. 38-39).

Постановлением главы администрации г. Лакинск от 20 апреля 2020 года № 96 «Об утверждении перечня сформированных земельных участков для предоставления гражданам, указанным в п.п. 1-4.1 ч. 1 ст. 2 Закона Владимирской области от 25 февраля 2015 года № 10-О3» утвержден перечень земельных участков для предоставления гражданам; в данный перечень включено 7 участков по ул. Луговая (участки №NN, NN ул. Цветочная (участки №NN, NN, NN, NN), ул. Школьная (участок NN) в г. Лакинск (л.д. 40-41).

Постановлениями главы администрации г. Лакинск земельные участки, указанные в перечнях, утвержденных поименованными выше постановлениями, предоставлялись гражданам (л.д. 55-59, 126-131).

Несмотря на то, что предоставление земельных участков данной категории граждан осуществляется без проведения торгов и без предварительного согласования мест размещения объекта, суд полагает, что предоставлению данных земельных участков должна предшествовать процедура их формирования, предусмотренная ч. 3 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: 1) подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории; 2) обеспечение уполномоченным органом выполнения в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке; 3) осуществление на основании заявления уполномоченного органа государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации прав на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 4) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений.

Кроме того, обязанность обеспечения предоставленного земельного участка сетями инженерно-технического обеспечения установлена положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В силу ч. 8 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка.

На основании ч. 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 года № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения».

П. 4 указанных Правил предусмотрено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления.

В отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в градостроительный план земельного участка включаются технические условия, выданные правообладателю земельного участка в соответствии с пунктами 5 - 12 настоящих Правил.

Согласно п. 5 Правил орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.

В соответствии с п.п. 4, 5 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; что нашло дополнительное отражение в п.п. 4, 5 ст. 5 Устава муниципального образования г. Лакинск Собинского района Владимирской области (л.д. 21-31).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обеспечение инженерной (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, водоотведение) и транспортной инфраструктурами к земельным участкам на улицах Цветочная, Луговая, Радужная, Светлая, Семейная г. Лакинск, включенных в перечни сформированных земельных участков для предоставления гражданам, указанным в пунктах 1-4.1 ч. 1 ст. 2 Закона Владимирской области от 25 февраля 2015 года № 10-ОЗ, является обязанностью администрации муниципального образования г. Лакинск Собинского района Владимирской области.

Собинской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению С по вопросу обеспечения транспортной и инженерной инфраструктурой земельного участка, предоставленного ее многодетной семье (л.д. 54, 91-93).

В ходе проверки прокурором было установлено, что к земельным участкам, сформированным для предоставления гражданам, указанным в п.п. 1-4.1 ч. 1 ст. 2 Закона Владимирской области от 25 февраля 2015 года № 10-ОЗ, утвержденным постановлениями главы администрации г. Лакинск № 335 от 25 декабря 2018 года, № 69 от 5 марта 2019 года, № 150 от 13 мая 2019 года, № 96 от 20 апреля 2020 года, не подведена необходимая для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома транспортная (дороги, тротуары) и инженерная (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, водоотведение) инфраструктура, в связи с чем, указанные участки не могут быть использованы в соответствии с назначением, что существенным образом ограничивает возможность реализации права на жилище.

Аз акта осмотра, проведенного 10 августа 2020 года старшим помощником Собинского межрайонного прокурора Модиной А.Н. в ходе проверки по обращению С, следует, что в ходе осмотра территории, прилегающей к земельному участку, расположенному по адресу: <...>, участок NN, установлено, что земельный участок расположен в поле, возможность подключения к объектам инженерной инфраструктуры (электричеству, газу, водоснабжению) отсутствует (опоры, столбы не установлены). С, как собственник земельного участка, не владеет информацией о точках подключения к объектам инженерной инфраструктуры, что не позволяет ей использовать участок для целей ведения индивидуального жилищного строительства. Дорога по ул. Радужная в г. Лакинск представляет собой проезд по полю без каких-либо обозначений со следами от шин автомобилей, отсыпка проезда не организована, покрытие предполагаемой проезжей части имеет просадки, выбоины, ямы. При таком дорожном покрытии проезд по ул. Радужная г. Лакинск в условиях дождливой погоды крайне затруднителен (л.д. 90).

24 августа 2020 года Собинской межрайонной прокуратурой в адрес администрации муниципального образования г. Лакинск было внесено представление об устранении нарушений законодательства, регулирующего вопросы предоставления земельных участков лицам, имеющим трех и более детей (л.д. 11-18).

Из ответа администрации муниципального образования г. Лакинск, данного на представление прокурора от 30 сентября 2020 года за номером 212/01-16 следует, следует, что в бюджете города денежные средства на разработку проектно-сметной документации по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, расположенных на улицах Цветочная, Луговая, Радужная, Светлая, Семейная на 2020 год не предусмотрены (л.д. 19-20).

Возражая против административного иска, представитель административного ответчика ссылалась в том числе на обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурами земельных участков, обозначенных в административном иске прокурора.

Между тем, в ходе рассмотрения настоящего административного дела, 4 марта 2021 года, старшим помощником Собинского межрайонного прокурора Модиной А.Н. совместно с представителями администрации г. Лакинск был проведен осмотр земельных участков, предоставляемых многодетным семьям по ул. Радужная (участки №NN, NN, NN, NN, NN, NN), ул. Семейная (участки №NN, NN, NN, NN, NN, NN, NN), ул. Цветочная (участки №NN, NNNN, NN, NN, NN, NN, NN, NN), ул. Луговая (участки №NN, NN, NN, NN, NN, NN, NN) в г. Лакинск.

По результатам осмотра составлен акт, согласно которому указанные земельные участки расположены в границах г. Лакинск, за зданием поликлиники, расположенном по адресу: <...>, вдоль домов по <...>. На земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, принадлежащие гражданам и зарегистрированные в установленном порядке; на 3 земельных участках расположены хозяйственные постройки, частично огороженные забором. Технические условия на подключение указанных земельных участков к системам коммунальной инфраструктуры администрацией г. Лакинск не получались. Ближайшая точка подключения к газопроводу низкого давления находится у <...>, ближайшая точка подключения к системе водоснабжения – у <...>, ближайшая точка подключения к системе водоотведения – здание поликлиники г. Лакинск. Для обеспечения возможности подключения к данным инженерным сетям владельцам земельных участков требуются дополнительные финансовые затраты, в том числе с учетом монтажа коммуникаций через дорогу, проходящую вдоль ул. Астраханская и удаленности участков от точек подключения (для участков на улицах Радужная, Луговая, Цветочная, Светлая). По данным администрации г. Лакинск расстояние от земельного участка с кадастровым NN (<...>, участок NN) до точки подключения к газоснабжению составит от 250 до 300 метров, до точки подключения к водоснабжению – 250 метров, до точки подключения к водоотведению – менее 200 метров. По вопросу возможности подключения к энергоснабжению установлено, что вдоль земельных участков по ул. Семейная, ул. Радужная, ул. Цветочная (до участка NN включительно) установлены опоры (столбы), позволяющие обеспечить возможность подключения к сетям энергоснабжения. На ул. Луговая (участок NN), ул. Цветочная (участки №NN, NN, NN) опоры (столбы), позволяющие обеспечить возможность подключения к сетям энергоснабжения, отсутствуют. Относительно обеспечения транспортной инфраструктурой установлено, что проезд по дорогам вдоль улиц Луговая, Цветочная, Радужная, Светлая на момент проверки невозможен в связи с погодными условиями. На дату проведения проверки проезд по данным дорогам не осуществляется, дороги не очищены, проезд к участкам невозможен (л.д. 95-115).

В ходе рассмотрения настоящего дела, 2 марта 2021 года, администрация г. Лакинск обратилась в филиал Владимир Энерго по вопросу выдачи технических условий подключения проектируемых объектов капитального строительства к сетям электроснабжения для разработки проекта планировки и проекта межевания территории под расположение инженерной и транспортной инфраструктуры для обеспечения многодетных семей <...> Луговая, Радужная, Светлая, Семейная (количество участков – 76, под индивидуальные жилые дома) (л.д. 132). Ответами на указанное обращение Россети от 12 марта 2021 года и запрос прокурора от 22 марта 2021 года сообщено о перспективной возможности технологического присоединения (л.д. 132 об. сторона, л.д. 133).

В ответе на запрос прокуратуры АО «Газпром газораспределение Владимир» от 22 марта 2021 года указано, что администрация г. Лакинск обратилось в районную эксплуатационную службу в г. Собинка филиала АО «Газпром газораспределение Владимир» с письмом о выдаче технических условий для подключения проектируемых объектов капитального строительства по улицам Цветочная, Луговая, Радужная, Светлая, Семейная (76 шт.). В настоящее время отсутствует возможность подключения проектируемых объектов капитального строительства по указанным улицам в связи с отсутствием сети газораспределения. С запросом о предоставлении технических условий в соответствии с требованиями Правил № 1314 и приложением необходимых документов администрация г. Лакинск не обращалась. На территории Владимирской области действует программа газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Владимирской области на 2019-2023 годы, утвержденная распоряжением Губернатора области от 20 марта 2017 года № 33-рг. Однако, мероприятия по проектированию и строительству сети газораспределения для газоснабжения по указанным улицам г. Лакинск в указанной программе отсутствуют (л.д. 150-153).

Таким образом, администрация г. Лакинск в установленном порядке с необходимыми пакетами документов в соответствующие организации за получением технических условий подключения земельных участков, обозначенных в настоящем административном иске, позволяющих осуществить подключение проектируемых объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, не обращалась. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

Относительно утверждения представителя административного ответчика о наличии грунтовых дорог к земельным участкам, обозначенным в настоящем административном иске, суд отмечает, что доказательств наличия таковых административным ответчиком не представлено, представитель последнего, давая объяснения в суде, пояснила, что в перечень дорог муниципального образования г. Лакинск эти дороги не включены.

Постановлениями Губернатора Владимирской области утвержден ряд нормативных правовых актов, которыми предусмотрен комплекс мер, направленных на создание необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых многодетным семьям: план мероприятий («дорожная карта») «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, во Владимирской области» на 2014-2020 годы (утвержден постановлением Губернатора области от 13 марта 2013 года № 267); государственная программа области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» (утверждена постановлением Губернатора области от 17 декабря 2013 года № 1390), ответственным исполнителем которой является Департамент строительства и архитектуры Владимирской области, а участниками - органы местного самоуправления.

Согласно указанной программе (разд. 1) активному развитию жилищного строительства во Владимирской области препятствует множество факторов и условий, находящихся в сфере ответственности различных уровней власти и управления, в том числе, отсутствие в достаточном количестве подготовленных земельных участков, обеспеченных инженерными сетями, объектами транспортной и социальной инфраструктуры для развития территорий в целях жилищного строительства.

При этом приоритеты государственной политики Владимирской области в сфере жилищного строительства определяются в соответствии с приоритетами и целями государственной политики в сфере жилищного строительства, установленными на федеральном уровне, в том числе, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» (разд. 2).

Основными направлениями реализации муниципальных программ являются создание объектов социальной инфраструктуры, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимых для развития территории в целях жилищного строительства; осуществление мероприятий по обеспечению жильем семей, имеющих троих и более детей в возрасте до 18 лет.

В целях их реализации утвержден Порядок предоставления субсидий органам местного самоуправления, который предусматривает (пункты 3, 6), что средства областного бюджета выделяются органам местного самоуправления в виде субсидии на основании поданной ими в установленном порядке заявки в Департамент строительства и архитектуры Владимирской области.

Относительно довода представителя административного ответчика о невозможности участия в указанной программе ввиду того, что в программу, согласно ее условиям, могут быть включены только городские округа и муниципальные районы, к каковым администрация муниципального образования г. Лакинск не относится, суд отмечает, что участие в программе может быть обеспечено при содействии администрацию Собинского района. Наличие такой возможности представитель административного ответчика подтвердила в суде, одновременно указав, что по данному вопросу в администрацию Собинского района администрация г. Лакинск не обращалась.

По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ административный иск об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями может быть удовлетворен при совокупности двух обстоятельств – незаконности обжалуемых действий (бездействия) и нарушением указанными действиями (бездействием) права, свободы и законные интересы административного истца (лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление).

Административным ответчиком, на которого в соответствии с положениями ст. 226 КАС РФ возложено бремя доказывания соответствия совершенного оспариваемого бездействия нормативным правовым актам не представлено доказательств обеспечения инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, обозначенных в настоящем административном иске. В ходе рассмотрения дела судом установлено, что, в нарушение вышеприведенного комплекса норм федерального законодательства и подзаконных актов, на протяжении длительного времени действия, направленные на обеспечение заявленных в административном иске земельных участков, инженерной и транспортной инфраструктурой, администрацией муниципального образования не предпринималось.

Таким образом, администрация муниципального образования г. Лакинск проявила бездействие, выразившееся в не исполнении возложенных на нее федеральным законодательством обязательств – не разработка проектно-сметной документации и не обеспечение строительства инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам на улицах Цветочная, Луговая, Радужная, Светлая, Семейная г. Лакинск Собинского района Владимирской области, включенных в перечни сформированных земельных участков для предоставления гражданам, указанным в пунктах 1-4.1 ч. 1 ст. 2 Закона Владимирской области от 25 февраля 2015 года № 10-ОЗ, что ведет к нарушению прав и свобод неопределенного круга лиц.

Представленные в материалы дела доказательства, объяснения и позиция представителя административного ответчика, анализ которым приведен выше, убеждают в том, что установленные в ходе проведения проверки нарушения не свидетельствуют об отсутствии со стороны администрации муниципального образования г. Лакинск указанного бездействия.

Относительно довода представителя административного ответчика об отсутствии бюджетных средств суд отмечает, что выполнение органами местного самоуправления установленных законодательством полномочий не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия средств, необходимых для их исполнения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о возложении на администрацию муниципального образования г. Лакинск обязанностей по обеспечению подготовки и утверждения проектно-сметной документации на строительство инженерной (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, водоотведение) и транспортной инфраструктуры к земельным участкам на улицах Цветочная, Луговая, Радужная, Светлая, Семейная г. Лакинск Собинского района Владимирской области, включенных в перечни сформированных земельных участков для предоставления гражданам, указанным в пунктах 1-4.1 ч. 1 ст. 2 Закона Владимирской области от 25 февраля 2015 года № 10-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области», а также – по обеспечению строительства инженерной (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, водоотведение) и транспортной инфраструктуры к земельным участкам на улицах Цветочная, Луговая, Радужная, Светлая, Семейная г. Лакинск Собинского района Владимирской области, включенных в перечни сформированных земельных участков для предоставления гражданам, указанным в пунктах 1-4.1 ч. 1 ст. 2 Закона Владимирской области от 25 февраля 2015 года № 10-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области».

По правилам ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Организация и обеспечение инженерной и транспортной инфраструктуры предусматривает наличие в бюджете муниципального образования средств на указанные цели, что требует внесения корректировок в бюджет 2021 года либо включение данных расходных обязательств в бюджет следующего года, а также требует соблюдение положений Федерального закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и временных затрат, связанных с непосредственным производством необходимых работ, с учетом их сезонности.

С учетом изложенного суд признает необходимым установить администрации муниципального образования г. Лакинск срок для разработки проектно-сметной документации до 1 сентября 2021 года, для обеспечения строительства инженерной (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, водоотведение) и транспортной инфраструктуры – до 1 сентября 2022 года.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление Собинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Лакинск Собинского района Владимирской области по не разработке проектно-сметной документации и не обеспечению строительства инженерной (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, водоотведение) и транспортной инфраструктуры к земельным участкам на улицах Цветочная, Луговая, Радужная, Светлая, Семейная г. Лакинск Собинского района Владимирской области, включенных в перечни сформированных земельных участков для предоставления гражданам, указанным в пунктах 1-4.1 ч. 1 ст. 2 Закона Владимирской области от 25 февраля 2015 года № 10-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области».

Обязать администрацию муниципального образования г. Лакинск Собинского района Владимирской области в срок до 1 сентября 2021 года включительно обеспечить подготовку и утверждение проектно-сметной документации на строительство инженерной (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, водоотведение) и транспортной инфраструктуры к земельным участкам на улицах Цветочная, Луговая, Радужная, Светлая, Семейная г. Лакинск Собинского района Владимирской области, включенных в перечни сформированных земельных участков для предоставления гражданам, указанным в пунктах 1-4.1 ч. 1 ст. 2 Закона Владимирской области от 25 февраля 2015 года № 10-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области».

Обязать администрацию муниципального образования г. Лакинск Собинского района Владимирской области в срок до 1 сентября 2022 года включительно обеспечить строительство инженерной (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, водоотведение) и транспортной инфраструктуры к земельным участкам на улицах Цветочная, Луговая, Радужная, Светлая, Семейная г. Лакинск Собинского района Владимирской области, включенных в перечни сформированных земельных участков для предоставления гражданам, указанным в пунктах 1-4.1 ч. 1 ст. 2 Закона Владимирской области от 25 февраля 2015 года № 10-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области».

Об исполнении решения сообщить в Собинский городской суд и Собинскому межрайонному прокурору в срок до 1 сентября 2022 года включительно.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий: подпись (Н.В. Трефилова)

Дата принятия решения в окончательной форме – 9 апреля 2021 года.