Дело № 2а-1-1554/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд Калужской области в составе:
Председательствующего судьи Сидорова О.А.
При секретаре Халиной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калуге 14 февраля 2020 года гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ИФНС по Московскому округу города Калуги о признании незаконным бездействия налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
15 января 2020 года ФИО1 обратился в суд с административным иском к ИФНС по Московскому округу г.Калуги об оспаривании бездействия, выразившегося в не направлении налогового уведомления на бумажном носителе. В обоснование требования указывает, что 17 июня 2019 года им через личный кабинет налогоплательщика было направлено уведомление в адрес административного ответчика о необходимости получения документов на бумажном носителе. В декабре 2019 года в личном кабинете отразилось налоговое уведомление № от 27 июня 2019 года, в котором был начислен налог на доходы физических лиц вместе со штрафными санкциями в виде пени.
Считает, что неисполнением ИФНС России по Московскому округу г.Калуги обязанности по уведомлению налогоплательщика в предусмотренной форме (на бумажном носителе) нарушено право административного истца на получение своевременной, достоверной и исчерпывающей информации о начисленных налогах и порядке их уплаты. В связи с чем, просит признать бездействие административного ответчика незаконным.
Определением суда от 23 января 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФНС России по Калужской области.
Административный истец ФИО1, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, предоставил письменные дополнения к административному исковому заявлению, указав, что бездействие ответчика повлекло несвоевременную оплату налога в бюджет, причинение ему убытков в виде пени. Одновременно просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика ИФНС по Московскому округу г.Калуги по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержав письменный отзыв на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица УФНС России по Калужской области ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 17 июня 2019 года в 16 час. 04 мин. ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика — физического лица направлено уведомление в Инспекцию ФНС России по Московскому округу г. Калуги о необходимости получения документов на бумажном носителе.
31 июля 2019 года ИФНС России по Московскому округу г.Калуги в личном кабинете административного истца выгружено налоговое уведомление от 27 июня 2019 года за № с расчетом налога на сумму 16 250 руб. (л.д. 37, 48).
Судом установлено, что вышеуказанное налоговое уведомление на бумажном носителе ИФНС России по Московскому округу г.Калуги в адрес ФИО1 не направлялось, что также не оспаривалось административным ответчиком в судебном заседании.
23 декабря 2019 года ФИО1 подана жалоба в УФНС России по Калужской области, зарегистрированная под №-зг.
Ответом УФНС России по Калужской области от 10 января 2020 года административному истцу было сообщено, что в настоящее время в связи с модернизацией программного обеспечения, возможна задержка обработки информации, а также наличие некорректной либо неполной информации. Указано, что налоговое уведомление № поступило в его личный кабинет 31.07.2019 в электронном виде. Одновременно обращено внимание, что согласно истории действий ФИО1 в личном кабинете с 01.07.2019 по 03.12.2019, административный истец многократно осуществлял вход в сервис; 31.07.2019 и 13.08.2019 формировал налоговое уведомление №; 16.10.2019 и 21.11.2019 был сформирован платежный документ на оплату 16 250 рублей.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Возражая против удовлетворения иска, сторона ответчика ссылается, что налоговый орган фактически не получал от заявителя направленное им 17.06.2019 уведомление о необходимости предоставления документа, в связи с чем и не были совершены действия по направлению данного документа на бумажном носителе.
В соответствии с п. 2 ст. 11.2 НК РФ налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочийв отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются.
Если же физическому лицу необходимо получать от налогового органа документы (информацию), сведения на бумажном носителе, физическое лицо направляет в любой налоговый орган по своему выбору (за исключением территориальных органов ФНС России, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами) уведомление о необходимости получения документов (информации), сведений на бумажном носителе.
В соответствии с положениями вышеуказанной нормы права, пунктом 1 и подпунктом 5.9.37 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" ФНС России принят Приказ ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" (далее Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика).
Согласно п.20 гл. V Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, в случае, если физическому лицу необходимо получать от налогового органа документы (информацию), сведения на бумажном носителе, физическое лицо направляет в любой налоговый орган по своему выбору (за исключением территориальных органов ФНС России, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами) уведомление о необходимости получения документов (информации), сведений на бумажном носителе.
После получения от физического лица уведомления, указанного выше, - документы (информация), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах направляются налоговыми органами физическому лицу на бумажном носителе по истечении 3 рабочих дней со дня получения указанного уведомления.
В случае неполучения от физического лица уведомления, указанного выше, по истечении 3 рабочих дней со дня регистрации физического лица в личном кабинете налогоплательщика направление налоговыми органами физическому лицу документов (информации), сведений осуществляется только через личный кабинет налогоплательщика.
Согласно п. 25, 26 гл. V Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика - в течение одного рабочего дня со дня получения налоговым органом документов (информации), сведений в автоматическом режиме выполняются следующие действия: регистрируются документы (информация), сведения, поступившие от физического лица; формируется квитанция о приеме документов (информации), сведений, которая подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа и направляется физическому лицу; в личном кабинете налогоплательщика размещается квитанция о приеме документов (информации), сведений.
Датой передачи физическим лицом в налоговый орган документов (информации), сведений через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.
При этом датой получения налоговым органом документов (информации), сведений от физического лица через личный кабинет налогоплательщика считается дата, указанная в квитанции о приеме.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском и ссылаясь на бездействие ответчика связанное с не направлением документа на бумажном носителе, ФИО1 предоставляет в распечатанном виде уведомление о необходимости получения документов. Однако в данном документе отсутствуют сведения, подтверждающие прием (регистрацию) и обработку данного уведомления налоговым органом.
Так, согласно предоставленным административным ответчиком материалам, по обращению ФИО1 в личном кабинете административного истца сформировано в стадии отправления уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе от 17 июня 2019 года в ИФНС России по Московскому округу г. Калуги (4028), но при этом нет даты регистрации налогового органа и не сформирована квитанция о приеме документов (информации), нет сведений о получении электронного документа (л.д.46).
Поскольку административный ответчик фактически не получил от заявителя спорное уведомление, квитанция о приеме документов (информации) не была сформирована, соответственно и подтверждение получения документа в адрес истца не было направлено. При таких обстоятельствах нельзя согласиться с доводами истца о том, что имело место виновное бездействие со стороны административного ответчика - ИФНС России по Московскому округу г. Калуги. Не получив по техническим причинам запрос, данный орган, соответственно, никаких действий по направлению налогового уведомления на бумажном носителе произвести не мог.
Кроме того, в соответствии с вышеуказанными нормами Кодекса административного судопроизводства РФ признание незаконным бездействия органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями возможно только при его несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
По смыслу статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения своих прав и свобод по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) административного ответчика лежит на административном истце.
Истец в обоснование заявленного иска ссылается на то, что нарушено его право на получение своевременной, достоверной и исчерпывающей информации о начисленных налогах и порядке их уплаты. Указывает, что бездействие ответчика повлекло несвоевременную оплату налога в бюджет, причинение ему убытков в виде пени (24 руб. 65 коп и 3 руб. 52 коп.)
Налоговое уведомление от 27.06.2019г. за № в личный кабинет истца ИФНС России по Московскому округу г. Калуги было выгружено 31.07.2019г. и имеет статус полученного налогоплательщиком. В данном уведомлении указан налоговый период, сведения о даходе, налоговая ставка и сумма налога, подлежащая уплате – 16 250 руб. Одновременно разъяснено куда необходимо обратиться в случае возникновения вопросов, связанных с исчислением налога. Указан срок уплаты налога – не позднее 02.12.2019 года.
Кроме того, из представленных административным ответчиком и УФНС России по Калужской области материалов следует, что после поступления указанного налогового уведомления в личный кабинет, ФИО1 многократно осуществлял вход в сервис, 31.07.2019 и 13.08.2019 формировал налоговое уведомление №; 16.10.2019 и 21.11.2019 им был сформирован платежный документ на оплату 16 250 рублей.
И именно в данном размере им была произведена оплата налога 10 декабря 2019 года. То есть, за пределами установленного срока, что и повлекло начисление пени.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым бездействием административного ответчика. А также того, что избранный способ защиты направлен и приведет к восстановлению какого-либо нарушенного права.
При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 175-180, пунктом 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к ИФНС по Московскому округу города Калуги о признании незаконным бездействия, выразившегося в не направлении налогового уведомления на бумажном носителе, - отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд через Калужский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено 19 февраля 2020 года.