Дело № 2а-1-156/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Карсун 29 апреля 2019 года
Карсунский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Лобиной Н.В.,
при секретаре Ахметшиной А.Р.,
с участием Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Кузичева П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области о возложении обязанности по проведению лесоустройства,
У С Т А Н О В И Л:
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области (далее - Министерство) о возложении обязанности по проведению лесоустройства. В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведения проверки установлено, что Министерство, осуществляющее функции и полномочия в сфере лесного хозяйства на территории Ульяновской области, не реализует в установленном порядке требования федерального законодательства о проведении мероприятий по лесоустройству на территории Карсунского лесничества Ульяновской области. Согласно Лесохозяйственному регламенту Карсунского лесничества Ульяновской области, утвержденному приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 05.10.2015 № 75, на территории лесничества имеются леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, общей площадью 3195,7 га. В структуру Карсунского лесничества входят участковые лесничества: СПК «Белозерский», СПК им. Ленина, СПК «Сура», СПК «Таволжанский», СПК «Сухокарсунский», СПК им. Чапаева, СПК «Дружба», СПК «Уренский», СПК им. Кирова, СПК «Путь Ильича», СПК «Кандаратский», СПК им. Чкалова, общей площадью 3195,7 га, расположенные в Карсунском районе Ульяновской области. Согласно сведениям Министерства лесоустройство на территории земель государственного лесного фонда, ранее находившихся во владении СПК «Кандаратский», в последний раз проводилось в 1968 году, то есть более 51 года назад, на территории СПК им. Кирова, СПК им. Чкалова - более 39 лет назад, на территории СПК «Сура» - более 18 лет назад, на территории СПК «Белозерский», СПК им. Ленина, СПК «Таволжанский», СПК «Сухокарсунский», СПК им. Чапаева, СПК «Уренский», СПК «Путь Ильича» - более 17 лет назад, СПК «Дружба» - в 2003 году, то есть, более 16 лет назад. Материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а также для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с Лесным кодексом РФ и Лесоустроительной инструкцией лесоустройство включает в себя, в том числе таксацию лесов, которая проводится в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов, с периодичностью - 10 лет (для объектов, на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов). Таким образом, проводимые ГКУ Ульяновской области «Карсунское лесничество» на подведомственной территории мероприятия по охране лесов, в том числе мероприятия по охране лесов от пожаров, не соответствуют требованиям Лесоустроительной инструкции, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности более 10 лет. Непроведение лесоустройства создает реальную угрозу потери лесов как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, что является нарушением прав неопределенного круга лиц, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране лесов. На основании изложенного прокурор просит обязать Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области в 24-месячный срок со дня вступления в силу решения суда провести лесоустройство в границах участковых лесничеств: СПК «Белозерский», СПК им. Ленина, СПК «Сура», СПК «Таволжанский», СПК «Сухокарсунский», СПК им. Чапаева, СПК «Дружба», СПК «Уренский», СПК им. Кирова, СПК «Путь Ильича», СПК «Кандаратский», СПК им. Чкалова и утвердить акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или её изменении.
В судебном заседании представитель истца - Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Кузичев П.С. административные исковые требования поддержал в полном объеме, привел доводы, аналогичные изложенным в иске.
Представитель административного ответчика - Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области в судебном заседании не присутствовал, просил о рассмотрении дела без его участия. Из представленного письменного отзыва следует, что согласно п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, пункту 2.2 Положения о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 № 16/229-П, Министерство проводит на землях лесного фонда Ульяновской области лесоустройство. Постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 № 37/415-П «Об утверждении государственной программы Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области на 2014-2020 годы» утверждена подпрограмма «Развитие лесного хозяйства». В соответствии с данной подпрограммой в целях повышения эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечения стабильного удовлетворения общественных потребностей в лесных ресурсах и полезных свойствах леса на 2016-2020 годы на территории Ульяновской области запланировано проведение мероприятий лесоустройства. При этом источником финансового обеспечения реализации подпрограммы являются бюджетные ассигнования областного бюджета Ульяновской области и субсидии из федерального бюджета. В настоящее время, начиная с 2017 года, заключено ряд государственных контрактов на проведение лесоустроительных работ на территории Ульяновской области. Таким образом, исполнение обязанностей по лесоустройству зависит от финансирования данных мероприятий, которое ежегодно производится в ограниченном объеме. Проведение лесоустройства на территории СПК «Белозерский», СПК им. Ленина, СПК «Сура», СПК «Таволжанский», СПК «Сухокарсунский», СПК им. Чапаева, СПК «Дружба», СПК «Уренский», СПК им. Кирова, СПК «Путь Ильича», СПК «Кандаратский», СПК им. Чкалова запланировано на 2019-2020 годы. С учетом изложенного просит в иске отказать, а в случае удовлетворения заявленных требований - увеличить срок исполнения до 36 месяцев.
Представитель заинтересованного лица – Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу в судебное заседание не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела без его участия.
На основании ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей административного ответчика и заинтересованного лица.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Пунктом «к» части 1 статьи 72, частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации лесное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации, определяющей основные принципы лесного законодательства, которая среди основных принципов лесного законодательства, определяет устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов.
Согласно ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в том числе организация и проведение соответствующих торгов), безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих торгов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда; выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда; организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации; осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса; утверждение проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда; установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах; учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях лесного фонда.
В силу ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 3 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» (далее - Лесоустроительная инструкция), лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Статьей 69.2 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется определение видов и объемов соответствующих мероприятий, составляются их ведомости.
В соответствии с п. 148 Лесоустроительной инструкции по результатам проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов составляются: ведомости проектируемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов по лесным участкам, участковым лесничествам, лесничествам, лесопаркам в соответствии с п. 117 настоящей Инструкции; пояснительная записка в произвольной форме, в которой приведены количественные и качественные характеристики лесничества, лесопарка или лесного участка, особенности про ведения таксационных работ, виды и объемы работ по охране, защите, воспроизводству лесов, а также определение максимально возможного объема изъятия древесины при всех видах рубок; карта-схема проектируемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Согласно ст. 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, про водимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
В силу п. 147 Лесоустроительной инструкции по результатам таксации лесов составляется лесоустроительная документация. Таксационные описания лесотаксационных выделов в пределах лесных кварталов (таксационные описания на территорию лесничества и лесных участков), лесоустроительные планшеты (планшеты на территорию лесничества и лесных участков) являются лесоустроительными документами, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и её изменение. Со дня утверждения акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении лесоустроительная документация вводится в действие.
Согласно п.5 Лесоустроительной инструкции, проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».
Пунктом 31 Лесоустроительной инструкции установлена периодичность проведения таксации лесов: для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет; для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет; для резервных лесов - 20 лет.
Как следует из материалов дела, на территории Карсунского лесничества находятся леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных предприятий. Таксация всего государственного лесного фонда выполнена по первому таксационному разряду лесов, в связи с чем периодичность проведения таксации лесов составляет 10 лет.
Согласно имеющимся в деле сведениям, в структуру Карсунского лесничества входят Карсунское, Беловодское, Сосновское и Вальдиватское участковые лесничества, в которые включены участки лесного фонда, ранее находившиеся в пользовании сельскохозяйственных организаций: СПК «Белозерское», СПК им. Ленина, СПК «Сура», СПК «Таволжанский», СПК «Сухокарсунский», СПК им. Чапаева, СПК «Дружба», СПК «Уренский», СПК им. Кирова, СПК «Путь Ильича», СПК «Кандаратский», СПК им. Чкалова, общей площадью 3195,7 га.
Лесоустройство на территории указанных земель государственного лесного фонда проводилось: СПК «Кандаратский» - в 1968 году, СПК им. Кирова, СПК им. Чкалова – в 1980 году, СПК «Сура» - в 2001 году, СПК «Белозерский», СПК им. Ленина, СПК «Таволжанский», СПК «Сухокарсунский», СПК им. Чапаева, СПК «Уренский», СПК «Путь Ильича» - в 2002 году, СПК «Дружба» - в 2003 году.
В результате проведенной Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки выявлено нарушение Министерством требований лесного законодательства, а именно не проведение в установленный законом срок лесоустройства в соответствии со ст. 68 Лесного кодекса РФ лесов, входящих в состав земель лесного фонда, находящихся в пределах Карсунского лесничества Ульяновской области.
Таким образом, проводимые на территории ГКУ «Карсунское лесничество» мероприятия по охране лесов, в том числе мероприятия по охране лесов от пожаров, не соответствуют требованиям Лесоустроительной инструкции, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности более 10 лет.
Несмотря на вынесение по данному факту 01.12.2016 прокуратурой представления, нарушения не устранены и, согласно сведениям, изложенным в письменном отзыве ответчика, планируются в 2019-2020 г.г..
Таким образом, оценив представленные доказательства в соответствии со ст. ст. 70, 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований и возложении на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области обязанности по проведению лесоустройства в границах участковых лесничеств СПК «Белозерский», СПК им. Ленина, СПК «Сура», СПК «Таволжанский», СПК «Сухокарсунский», СПК им. Чапаева, СПК «Дружба», СПК «Уренский», СПК им. Кирова, СПК «Путь Ильича», СПК «Кандаратский», СПК им. Чкалова Карсунского лесничества, общей площадью 3195,7 га, расположенных в Карсунском районе Ульяновской области, с утверждением акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или её изменении.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Административным истцом в иске указан срок для удовлетворения ответчиком заявленных требований – 24 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Вопреки возражениям административного ответчика, суд находит указанный срок разумным, в связи с чем считает необходимым установить срок для выполнения ответчиком обязанности по проведению мероприятий лесоустройства - в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области о возложении обязанности по проведению лесоустройства удовлетворить.
Обязать Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области в 24-месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда провести лесоустройство в границах участковых лесничеств – СПК «Белозерский», СПК им. Ленина, СПК «Сура», СПК «Таволжанский», СПК «Сухокарсунский», СПК им. Чапаева, СПК «Дружба», СПК «Уренский», СПК им. Кирова, СПК «Путь Ильича», СПК «Кандаратский», СПК им. Чкалова Карсунского лесничества общей площадью 3195,7 га, расположенных в Карсунском районе Ульяновской области, и утвердить акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или её изменении.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Лобина