ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-1698/2016 от 20.09.2016 Саратовского районного суда (Саратовская область)

№ 2а-1-1698/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2016 года п. Дубки

Саратовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Симшина Д.В.,

при секретаре Матасовой Ю.Ю.,

с участием

административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Центр занятости населения Саратовского района» о признании незаконным отказа в принятии решения о постановке на учет в качестве безработной, назначении пособия,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Центр занятости населения Саратовского района» и просила признать незаконным отказ административного ответчика в принятии решения о признании ее безработной, обязать Государственное казенное учреждение Саратовской области «Центр занятости населения Саратовского района» принять решение о признании безработной и назначить выплату пособия по безработице с 12 апреля 2016 года.

В обоснование заявленных требований указала, что 12 апреля 2016 года обратилась к административному ответчику с заявлением и соответствующими документами для регистрации в целях поиска подходящей работы и признании безработной, однако была зарегистрирована только в целях подходящей работы, в принятии решения о признании ее безработной было отказано в связи с отсутствием в паспорте штампа о регистрации по месту жительства.

В связи с чем, указывая, что местом ее постоянного жительства с 01 февраля 2016 года является - <адрес>, ответчику было представлено свидетельство о регистрации , выданное ОУФМС России в Саратовском районе Саратовской области, регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, ФИО1 обратилась с вышеуказанным заявлением в суд.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, просила удовлетворить заявленные требования, по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснила суду, что в жилом доме по адресу: <адрес>, она проживает на основании договора аренды жилого дома от 01 февраля 2016 года, в котором указано, что дом сдается арендатору для постоянного проживания с правом регистрации по месту жительства; кроме того, факт постоянного проживания ее по указанному адресу подтверждается выпиской из домовой книги и справкой администрации Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского района Саратовской области. Также пояснила, что ее обращение от 11 мая 2016 года не является предметом настоящего разбирательства. Своим отказом административный ответчик нарушил ее права и лишил гарантий предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы с присвоением статуса безработного, профессионального обучения, назначения к выплате пособия по безработице, сохранения трудового стажа.

Представитель административного ответчика - директор Государственного казенного учреждения Саратовской области «Центр занятости населения Саратовского района» ФИО2, в судебном заседании предъявленные требования не признала в полном объеме, просила отказать в удовлетворении иска, при этом пояснила, что 12 апреля 2016 года при обращении ФИО1 было представлено свидетельство о регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес>. В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина. Регистрация места жительства осуществляется в паспорте гражданина, в отличие от нее регистрация по месту пребывания осуществляется без снятия с регистрационного учета по месту жительства. В целях исключения злоупотребления правом на получение пособия по безработице не только по месту жительства, но и по месту пребывания законодатель регламентирует право каждого гражданина на защиту от безработицы в пределах той местности, где гражданин проживает (имеет регистрацию в паспорте). В связи с чем, ФИО1 на 12 апреля 2016 года могла быть зарегистрирована только в качестве ищущей работу без признания безработной. Повторно ФИО1 обратилась 11 мая 2016 года, представив штамп в паспорте по месту жительства <адрес>. При постановке на учет она была уведомлена о дате следующего посещения на 18 мая 2016 года, в связи с ее неявкой в указанную дату приказом от 19 мая 2016 года ей было отказано в признании безработной.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации введен в действие с 15 сентября 2015 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с Положением о министерстве занятости, труда и миграции Саратовской области, утвержденным Постановлением Правительства Саратовской области от 29.11.2007 N 420-П (ред. от 07.04.2016), министерство занятости, труда и миграции Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции на территории области в области содействия занятости населения, труда и миграции. Министерство осуществляет в пределах своей компетенции координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении учреждений.

Государственное казенное учреждение Саратовской области «Центр занятости населения Саратовского района» входит в перечень государственных казенных учреждений Саратовской области - центров занятости населения городов и районов Саратовской области, подведомственных министерству занятости, труда и миграции Саратовской области (приложение 3 к Положению).

Таким образом, оспариваемое решение вынесено надлежащим должностным лицом и органом в рамках полномочий, которыми они наделены в соответствии с законодательством.

В судебном заседании установлено, что 12 апреля 2016 года ФИО1 обратилась к административному ответчику с заявлением-анкетой для регистрации в целях поиска подходящей работы и признании безработной (л.д. 36).

При этом ею были представлены следующие документы - паспорт гражданина РФ, свидетельство о регистрации по месту пребывания - <адрес>, на срок с 01 февраля 2016 года по 01 февраля 2019 года (л.д. 34), трудовая книжка.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 09.03.2016) "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

С 12 апреля 2016 года ФИО1 зарегистрирована в Государственном казенном учреждении Саратовской области «Центр занятости населения Саратовского района» в качестве ищущего работу, с указанием, что пособие по безработице не начислялось и не выплачивалось (л.д. 19).

25 апреля 2016 года ФИО1 обратилась к административному ответчику с претензией, в которой указывала на отсутствие оснований для отказа в признании безработной, и просила принять решение о постановке на учет в качестве безработного с 12 апреля 2016 года, принять решение о назначении пособия по безработице (л.д. 20-21).

Сообщением от 24 мая 2016 года ФИО1 отказано в постановке на учет в качестве безработной и назначении пособия по безработице по основаниям отсутствия постоянной регистрации по месту жительства (л.д. 22).

Согласно ч.ч. 1,5,6,7,8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как следует из материалов дела, административный истец обратился в суд с вышеуказанным иском 25 августа 2016 года, в связи с чем, суд полагает, что срок на обращение в суд административным истцом не пропущен.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.

На основании положений статьи 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 02.06.2016) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания;

регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства;

место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно;

место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Из п. 3 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 05.02.2016) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" следует, что местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Из содержания вышеприведенных правовых норм усматривается, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства", и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, ФИО1 представила доказательства, подтверждающие, что с 01 февраля 2016 года она постоянно проживает по адресу: <адрес>, место жительства не меняла, а именно договор аренды жилого дома от 01 февраля 2016 года (л.д. 48-49), справку администрации Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского района Саратовской области (л.д. 50), выписку из домовой книги (л.д. 51-55).

Каких-либо доказательств, опровергающих указанные ФИО1 обстоятельства и факты, административным ответчиком представлено не было.

Доводы ответчика о том, что повторно ФИО1 обратилась 11 мая 2016 года, представив штамп в паспорте по месту жительства - <адрес>; при постановке на учет она была уведомлена о дате следующего посещения на 18 мая 2016 года, в связи с ее неявкой в указанную дату приказом от 19 мая 2016 года ей было отказано в признании безработной, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку не являются предметом рассмотрения настоящего административного искового заявления.

Кроме того, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации (определения от 21 декабря 1998 года N 189-О, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 февраля 2003 года N 105-О и др.).

Таким образом, законодательство не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Согласно п.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета гражданина в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, отсутствие убедительных доказательств со стороны представителя ответчика, суд находит заявленные административным истцом требования законными и подлежащими удовлетворению.

При этом, ФИО1 должна быть признана безработной и ей назначено пособие по безработице с даты ее обращения к ответчику с соответствующим заявлением, то есть с 12 апреля 2016 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования ФИО1 к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Центр занятости населения Саратовского района» о признании незаконным отказа в принятии решения, о постановке на учет в качестве безработной, назначении пособия, - удовлетворить.

Признать незаконным отказ Государственного казенного учреждения Саратовской области «Центр занятости населения Саратовского района» в признании ФИО1 безработной и назначении ей пособия по безработице.

Обязать Государственное казенное учреждение Саратовской области «Центр занятости населения Саратовского района» признать ФИО1 безработной и назначить выплату ФИО1 пособия по безработице с 12 апреля 2016 года.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 1 месяца путем подачи апелляционной жалобы через Саратовский районный суд Саратовской области после изготовления решения в окончательной форме (23 сентября 2016 года).

Судья: подпись

Копия верна.

Судья:

Секретарь: