Дело № 2а-1-1789/2021
УИД 64RS0010-01-2021-003413-32
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 декабря 2021 года г. Вольск
Вольский районный суд Саратовской области, в составе:
председательствующего судьи Козловой С.В.,
при секретаре Нешиной Е.Ю.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации Сенного муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Администрации Сенного муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, указав, что она является собственником <адрес> многоквартирном жилом <адрес> в р.п.Сенной Вольского района Саратовской области. В марте 2021 году административный истец с целью оформления земельного участка под данным многоквартирным домом обратилась в Администрацию Вольского муниципального района Саратовской области. Администрация Вольского муниципального района Саратовской области письмом № от 20.04.2021 года сообщила, что приняла постановление № от 15.04.2021 года «О подготовке проекта межевания территории». В сентябре 2021 года ФИО2 запросила у административного ответчика копию указанного постановления, на что Администрация Сенного МО письмом № от ДД.ММ.ГГГГ сообщила, что постановка на кадастровый учет входит в ее компетенцию. 15.10.2021 года административный истец подала в Аадминистрацию Сенного муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области заявление с просьбой передать ей копию проекта межевания территории и сообщить срок постановки на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным жилым домом, на что административный ответчик письмом № от 22.10.2021 года сообщил, что разработка проектной документации в 2021 году не планируется, средства будут заложены на оформление этих документов в 2022 году. 28.10.2021 года ФИО2 подала в Администрацию Сенного муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области заявление с просьбой немедленно произвести действия по образованию земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, р.<адрес>. В ответ на заявление административного истца, Администрация Сенного муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области письмом № от 28.10.2021 года сообщила, что разработка проектной документации в 2021 году не планируется, средства будут заложены на оформление этих документов в 2022 году. Административный истец считает, что административный ответчик своими бездействием, связанным с не формированием земельного участка под многоквартирным жилым домом, существенно нарушил ее право как собственника квартира данного многоквартирного жилого дома.
Как указывает административный истец, формирование земельного участка (в том числе выполнение кадастровых работ, необходимых для подготовки межевого плана), на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления по заявлению собственника (собственников) помещений в таком доме и осуществление государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, занятого многоквартирным домом, должно осуществляться по заявлению органов государственной власти или органов местного самоуправления, указанных в части 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Учитывая разъяснение в Письме Минэкономразвития России от 05.05.2017 года N ОГ-Д23-5365, формирование земельного участка началось еще в марте 2021 года, с момента подачи заявления об утверждении схемы земельного участка. При этом сама администрация должна была заключить договор на кадастровые работы, нести расходы по оплате услуг кадастрового инженера и формировать земельный участок под многоквартирным жилым домом. Таким образом, на Администрацию Сенного муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области закон возложил обязанность по оформлению земельных участков под многоквартирными жилыми домами и именно она должна предпринимать меры и нести расходы по их оформлению, но административный ответчик необоснованно затягивают эту процедуру, в связи с чем административный истец просит признать незаконным бездействия органа местного самоуправления.
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, ее интересы на основании доверенности представлял ФИО1, который в судебном заседании представитель интересы административного истца, заявленные доверителем требования поддержал и дал пояснения аналогичные вышеизложенным обстоятельствам.
Административный ответчик – Администрация Сенного муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на предъявленные исковые требования, в котором указал, что на заявление ФИО2 о предоставлении проекта межевания территории земельного участка под указанным административным истцом многоквартирным домом и о сроках постановки данного земельного участка на кадастровый учет был дан ответ, что в соответствии с п.4 ч.3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков в границах элементов планировочной структуры проводится на основании проекта межевания территории. Разработка проектной документации на землю, где находится данный многоквартирный дом, в 2021 году не планируется, бюджетные средства на проведение данных работ не заложены. При формировании бюджета на 2022 год администрацией будет учтено обращение ФИО2 и будут заложены средства на разработку проекта межевания территории земельного участка под указанным в административном иске многоквартирным жилым домом и постановки данного земельного участка на кадастровый учет в разумный срок. Административный ответчик просил рассмотреть дело без участия его представителя.
Заинтересованное лицо – Администрация Вольского муниципального района Саратовской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, отзыва на заявленные требования не представило.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд, признав решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В силу положения п.п. 4 п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, если испрашиваемый земельный участок расположен в пределах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, образование такого земельного участка должно осуществляться только на основе проекта межевания территории.
Согласно п.п.4 п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Согласно п.4 ч.1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в постановлении от 28.05.2010 года N12-П, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Одновременно Конституционный Суд РФ указал, что поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец ФИО2 является собственником <адрес> многоквартирном жилом <адрес> в р.<адрес>, что подтверждается договором на приватизацию жилого помещения от 25.03.1997 года и Выпиской из ЕГРН от 02.11.2016 года (л.д.16,17).
30.03.2021 года административный истец с целью оформления земельного участка под данным многоквартирным домом обратилась в Администрацию Вольского муниципального района Саратовской области.
Администрация Вольского муниципального района Саратовской области письмом № от 20.04.2021 года сообщила, что приняла постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке проекта межевания территории» (л.9).
В сентябре 2021 года ФИО2 запросила в Администрации Вольского муниципального района Саратовской области копию постановления№ от 15.04.2021 года «О подготовке проекта межевания территории».
Письмом № от 29.09.2021 года Администрации Вольского муниципального района Саратовской области сообщила, что постановка на кадастровый учет входит в компетенцию Администрацию Сенного муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области.
15.10.2021 года административный истец подала в администрацию Сенного муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области заявление с просьбой передать ей копию проекта межевания территории и сообщить срок постановки на кадастровый учет земельного участка под вышеуказанным многоквартирным жилым домом (л.д.13).
Администрация Сенного муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области письмом № от 22.10.2021 года сообщила, что разработка проектной документации в 2021 году не планируется, средства будут заложены на оформление этих документов в 2022 году (л.д.11).
28.10.2021 года ФИО2 подала в Администрацию Сенного муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области заявление с просьбой немедленно произвести действия по образованию земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, р.<адрес>.
Администрация Сенного муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области в своем письме № от 28.10.2021 года сообщила, что разработка проектной документации в 2021 году не планируется, средства будут заложены на оформление этих документов в 2022 году (л.д.12).
Таким образом, в ходе судебного заседания было установлено, что административным ответчиком на протяжении длительного времени, а именно с октября 2021 года не предпринимались меры по разработке проекта межевания территории земельного участка под указанным в административном иске многоквартирным жилым домом и формированию данного земельного участка, доказательств обратного представителем Администрации Сенного муниципального образования Вольского муниципального района не представлено.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что поскольку обязанность по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом на основании вышеприведенных норм права возложена на административного ответчика, что не оспаривалось его представителем, суд считает, что бездействие административного ответчика по формированию данного земельного участка, в том числе и по причине отсутствия проекта межевания территории, является неправомерным, так как не соответствует положениям закона и нарушает права административного истца.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
признать незаконным бездействие Администрации Сенного муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области, связанное с не формированием земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать Администрацию Сенного муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области приступить к формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, р.<адрес>.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вольский районный суд.
Судья С.В. Козлова
Мотивированное решение изготовлено 14.12.2021 года