ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-181/20 от 13.03.2020 Собинского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2а-1-181/2020

УИД 33RS0017-01-2019-001728-27

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 марта 2020 года г. Собинка

Владимирской области

Собинский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего Трефиловой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Нестеровой О.В.,

с участием

представителя административного истца ООО «Фокстрот-мебель» - ФИО1,

представителя административного истца ООО «Фокстрот-мебель», заинтересованного лица - ФИО2,

административного ответчика – врио. начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Петушинскому и Собинскому районам Главного управления МЧС России по Владимирской области – государственного инспектора Петушинского и Собинского районов по пожарному надзору ФИО3,

представителя административного ответчика - Главного управления МЧС России по Владимирской области ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Фокстрот-мебель» к врио. начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Петушинскому и Собинскому районам Главного управления МЧС России по Владимирской области – государственному инспектору Петушинского и Собинского районов по пожарному надзору ФИО3, Главному управлению МЧС России по Владимирской области о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, обязании устранить нарушение прав и законных интересов,

у с т а н о в и л :

ООО «Фокстрот-мебель» обратилось в суд с административным исковым заявлением к врио. начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Петушинскому и Собинскому районам Главного управления МЧС России по Владимирской области – государственному инспектору Петушинского и Собинского районов по пожарному надзору ФИО3, Главному управлению МЧС России по Владимирской области о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, обязании устранить нарушение прав и законных интересов.

В обоснование административного иска ООО «Фокстрот-мебель» указано, что с 10.09.2019 по 12.09.2019 государственным инспектором Петушинского и Собинского районов по пожарному надзору ФИО3 была проведена внеплановая выездная проверка ООО «Фокстрот-мебель» соблюдения требований пожарной безопасности, проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара. По результатам проверки ООО «Фокстрот-мебель» было выдано предписание № 170/1/1 от 12.09.2019, в соответствии с которым предписано в срок до 15.02.2020 устранить ряд нарушений требований пожарной безопасности. С данным предписанием органа пожарного надзора ООО «Фокстрот-мебель» не согласно, считая его незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Данное предписание не содержит данных об адресе объекта надзора, конкретного места выявленных нарушений, не указаны паспортные (кадастровые) сведения и технические характеристики производственного здания (или зданий), строения или сооружения, его (их) принадлежность на момент проверки и выдачи предписания, в том числе характер права (собственность или иное владение), категория пожарной опасности, отсутствуют указания на лицо, ответственное за соблюдение требований пожарной безопасности и основания для возложения такой ответственности. Также из предписания не усматривается, что были произведены замеры огнестойкости, технических параметров зданий, их конструкций, а также элементов зданий и конструкций (проемов, входов и выходов, удаленности рабочих мест и т.п.), отсутствует описание конкретного материала, из которого выполнены стены зданий, а также какой предел огнестойкости они имеют.

Указанные в предписании мероприятия по устранению выявленных нарушений абсолютно неконкретны. При наличии таких нарушений указанное предписание нельзя признать понятным, ясным, четким, законным и реально исполнимым.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии NN собственником производственных цехов, административного корпуса, гаража, склада готовой продукции в 1-этажном нежилом здании общей площадью 3 474 кв.м. с кадастровым номером NN, расположенном по адресу: <...>, является гражданин ФИО2 Между тем, указанные нежилые помещения той же площадью 3 474 кв.м., объединенные в тот же объект недвижимости по тому же адресу, с 01.05.2019 до настоящего времени их собственником ФИО2 переданы в аренду ООО «Фокстрот-мебель» в соответствии с договором аренды нежилого помещения NN.

ООО «Фокстрот-мебель» полагает, что субъект ответственности за исполнение вынесенного предписания определен надзорным органом неправильно. В действующем законодательстве не урегулирован вопрос субъекта ответственности за пожарную безопасность в помещении, которое находится в аренде.

Семнадцать пунктов предписания по своей сути и характеру связаны с необходимостью проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки здания, обязанность произведения которых в силу пунктов 3.1.5 и 3.4.3 договора аренды нежилого помещения NN от 01.05.2019 возложена на арендодателя, которым является ФИО2. ООО «Фокстрот-мебель», являясь арендатором помещений, объективно не может выполнить мероприятия по устранению выявленных недостатков в области пожарной безопасности, поскольку ему не представлено такого права и не возложено данной обязанности. Поэтому и вина за их невыполнение не может быть возложена на ООО «Фокстрот-мебель».

Из технического паспорта на объект, в отношении которого выдано предписание, а именно: производственные цеха, административно-бытовой корпус, гараж, склад готовой продукции, данное нежилое здание было построено и введено в эксплуатацию поэтапно с 1991 года по 2008 год. Какого-либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения указанного здания и помещений никогда не производилось. Таким образом, является необоснованным указание органа пожарного надзора на наличие нарушений норм, которые не распространяют свое действие на указанный комплекс зданий.

Статьи 4 и 6 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008, о нарушении которых упоминается в п.п. 3, 4, 5, 6, 8, 14, 15, 16, 17 предписания, сами по себе не содержат регламентации требований, в качестве которых они использованы органом пожарного надзора.

Не является законным и обоснование органом пожарного надзора требования разработки на объект защиты декларации пожарной безопасности (п. 7 предписания) положениями ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008, поскольку экспертиза проектной документации и декларация пожарной безопасности не обязаны составляться для зданий, построенных до 2005 года. Поскольку в п. 7 предписания не указано, в отношении какого конкретно объекта выдвигается данное требование, оно является неконкретным, неисполнимым, а поэтому незаконным.

П. 5 предписания обоснован ссылкой на ст. 54 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 незаконно, поскольку в силу п. 2 этой статьи системы противопожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены лишь в тех объектах, которые входят в Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами.

П. 8 предписания обоснован ссылкой на ст. 27 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 незаконно, поскольку в силу п. 21 данной статьи методы определения классификационных признаков отнесения зданий и помещений производственного и складского назначения к категориям по пожарной и взрывопожарной опасности устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности. Однако таких документов обязательного (а не добровольного) применения не существует.

Незаконность требования по п. 8 предписания влечет за собой неисполнимость и незаконность требования по п.п. 9, 10, 12, 13 предписания.

П. 6 предписания обоснован ссылкой на ст. 62 ФЗ № 123-ФЗ от 22.07.2008 незаконно, поскольку этим пунктом предписания выдвигается требование устройства наружного противопожарного водоснабжения (из водоема), в то время как п. 2 ст. 62 указанного Закона допускает использование в качестве источников противопожарного водоснабжения, кроме естественных и искусственных водоемов, также внутренний водопровод, который на объекте надзора имеется.

Требование по п. 2 предписания как в части ссылки на ст. 21 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994, так и по сути незаконно и неисполнимо, поскольку указанная статья не называет субъекта исполнения данной обязанности.

Требование предписания по п. 9 обосновано ссылкой на п. 20 Правил противопожарного надзора (ППР) незаконно, поскольку определение категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны производственных и складских помещений является для владельцев объектов невозможным, поскольку не существует обязательных нормативных актов.

Обоснование требования по п. 11 предписания п. 61 ППР неконкретно, поэтому неисполнимо и незаконно.

Требование предписания по п.п. 14, 15, 16 обосновано ссылкой на ст. 89 ФЗ № 123-ФЗ от 22.07.2008 незаконно, поскольку указанная норма не содержит технических требований к допустимым габаритам эвакуационного выхода из кабинета бухгалтерии, к расстояниям от рабочих мест до эвакуационного выхода из складских помещений, а также критериев устройства двух эвакуационных выходов в зависимости от площади производственного помещения.

Требование по п. 17 предписания является изначально надуманным, не подтвержденным доказательствами.

СП 1.13130.2009, СП 3.13130.2009, СП 5.13130.2009, как указано в каждом из них, являются документами добровольного применения, а СП 7.13130.2013, СП 4.13130.2013, СП 6.13130.2013 подлежат применению лишь при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений.

Не является обязательным для исполнения и СНиП 21-01-97*.

Предписание органа пожарного надзора не может содержать обязанность устранить нарушения добровольных требований пожарной безопасности.

Ссылка в п. 17 предписания на ГОСТ 53315-2009 является незаконной, поскольку указанный ГОСТ с 01.01.2014 отменен в связи с введением в действие ГОСТ 31565-2012.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 № 40 был принят «Технический регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения»» (ТР ЕАЭС 043/2017), который вступает в силу с 01.01.2020, в связи с чем, все требования органов пожарного надзора, основанные на нормах и положениях Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, с 01.01.2020 становятся незаконными.

ООО «Фокстрот-мебель» просит суд признать незаконным и отменить предписание административного ответчика врио. начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Петушинскому и Собинскому районам Главного управления МЧС России по Владимирской области – государственного инспектора Петушинского и Собинского районов по пожарному надзору ФИО3 № 170/1/1 от 12.09.2019 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты по предотвращению угрозы возникновения пожара; обязать административных ответчиков устранить нарушения прав и законных интересов административного истца.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО2

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Фокстрот-мебель» ФИО1 административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, приведенным в административном иске.

Представитель административного истца ООО «Фокстрот-мебель», заинтересованное лицо ФИО2 административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, приведенным в административном иске.

Административный ответчик - врио. начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Петушинскому и Собинскому районам Главного управления МЧС России по Владимирской области – государственного инспектора Петушинского и Собинского районов по пожарному надзору ФИО3 против административного иска возражал, в его удовлетворении просил отказать.

В обоснование позиции ФИО3 указал, что на основании распоряжения от 09.09.2019 № 170 им в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора в отношении ООО «Фокстрот - мебель» проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 12.02.2019. В ходе проверки был выявлен ряд нарушений обязательных требований пожарной безопасности, составлен акт проверки, выдано предписание. Также установлено, что ООО «Фокстрот-мебель» занимает нежилое помещение на основании договора аренды, собственником помещения является ФИО2 Договором аренды не разграничена ответственность арендатора и арендодателя за нарушение требований пожарной безопасности. Оспариваемое предписание выдано уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий, в полном объеме отвечает требованиям закона, основано на действующих правовых и нормативных актах и не нарушает прав и законных интересов ООО «Фокстрот-мебель».

Представитель административного ответчика - Главного управления МЧС России по Владимирской области ФИО4 против административного иска возражала, в его удовлетворении просила отказать.

ФИО4 в обоснование позиции указала, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных ему законодательством полномочий. Предписание является исполнимым, содержит конкретные указания и четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю, содержит ссылки на подлежащие применению правовые и нормативные акты. Позиция административного истца основана на неверном толковании норм права.

Выслушав представителей административного истца, заинтересованное лицо, административного ответчика, представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела следует, что административный истец ООО «Фокстрот-мебель» оспаривает предписание должностного лица органа пожарного надзора, полученное 12.09.2019 (л.д. 29-31), настоящее административное исковое заявление предъявлено в суд 10.12.2019 (л.д. 10), то есть, в срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ.

В соответствии с ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ административный иск об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями может быть удовлетворен при совокупности двух обстоятельств – незаконности обжалуемых действий (бездействия) и нарушением указанными действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 69-ФЗ федеральный государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Согласно п. 6 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644 (далее – Административный регламент), органы государственного пожарного надзора и должностные лица органов государственного пожарного надзора в соответствии с компетенцией, в том числе, организуют и проводят проверки органов власти, организаций и граждан; принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по результатам проверок в отношении: руководителей федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, руководителей органов местного самоуправления, собственников имущества, лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководителей организаций, лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностных лиц, граждан.

Судом на основании выписки из ЕГРЮЛ № NN от 11.12.2019 (л.д. 42-52) установлено, что ООО «Фокстрот-мебель» зарегистрировано 27.04.2006, его адрес (место нахождения): <...> «а»; ИНН/КПП – <***>/3323301001; учредитель и директор – ФИО2; основной вид деятельности – производство прочей мебели; дополнительные виды деятельности: распиловка и строгание древесины, предоставление услуг по пропитке древесины, производство мебели для офисов и предприятий торговли, деятельность по оптовой торговле универсальным ассортиментом товаров, оптовая и розничная торговля мебелью. Данные обстоятельства также подтверждены в суде ФИО2

Согласно свидетельству о государственной регистрации права NN от 03.10.2012 (л.д. 34) ФИО2 на праве собственности принадлежат производственные цеха, административно-бытовой корпус, гараж, склад готовой продукции, назначение: нежилое здание, 1-этажный, общая площадь 3 474 кв.м., инв. NN, лит. А-А5, адрес (местонахождение) объекта: <...>; основание регистрации права – решение Собинского городского суда Владимирской области от 31.07.2012 № 2-374/2012, вступившее в законную силу 07.09.2012.

Из содержания решения Собинского городского суда Владимирской области от 31.07.2012 по гражданскому делу № 2-374/2012, вступившего в законную силу 07.09.2012 (л.д. 177-180), следует, что ФИО2 на праве собственности принадлежало здание коровника, площадью 1 135, 5 кв.м., с инвентарным NN, условный NN, расположенное по адресу: <...>. Согласно данным технического паспорта на здания производственных цехов, административно-бытового корпуса, гаража, склада готовой продукции, с инвентарным NN, расположенных по адресу: <...>, составленного по состоянию на 19.01.2011, ФИО2 осуществлено строительство производственных цехов, административно-бытового корпуса, гаража, склада готовой продукции. Указанные строения примыкают к бывшему зданию коровника, право собственности на которое зарегистрировано за ФИО2 Само здание коровника не изменилось, но реконструировано в производственный цех и административно-бытовой корпус. Общая площадь строения по техническому паспорту составляет 3 474 кв.м. ФИО2 просил суд признать за ним право собственности на самовольную постройку зданий производственных цехов, административно-бытового корпуса, гаража, склада готовой продукции, с инвентарным номером NN, расположенных по адресу: <...>, общей площадью 3 474 кв.м., и прекратить право собственности на здание коровника с кадастровым номером NN, общей площадью 1 135,5 кв.м., расположенного по адресу: <...>. Исковые требования ФИО2 были удовлетворены судом в полном объеме.

Технический паспорт на здания производственных цехов, административно-бытового корпуса, гаража, склада готовой продукции, расположенных по адресу: <...>, составленный по состоянию на 19.01.2011, представлен в материалы дела (л.д. 121-133); отражает сведения, приведенные выше, изложенные в решении Собинского городского суда Владимирской области от 31.07.2012 по делу № 2-374/2012.

01.05.2019 между индивидуальным предпринимателем ФИО2 (арендодатель) и ООО «Фокстрот-мебель» (арендатор) в лице директора ФИО2 заключен договор аренды нежилого помещения NN ИП, согласно п.п. 1.1, 1.2, 4.1 которого арендодатель предоставляет арендатору во временное пользование за плату нежилое помещение: производственные цеха, административно-бытовой корпус, гараж, склад готовой продукции (далее по тексту – помещение), общей площадью 3 474 кв.м., для ведения производственной деятельности, расположенное по адресу: <...>; срок аренды по настоящему договору устанавливается с момента подписания сторонами акта приема-передачи по 31.03.2020 (л.д. 35-36).

01.05.2019 сторонами указанного договора – ИП ФИО2 (арендодатель) и ООО «Фокстрот-мебель» (арендатор) в лице директора ФИО2 подписан акт приема-передачи нежилого помещения в аренду, согласно п.п. 1, 5 которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование свободное от имущественных прав и претензий третьих лиц нежилое помещение: производственные цеха, административно-бытовой корпус, гараж, склад готовой продукции (далее по тексту – помещение), общей площадью 3 474 кв.м., для ведения производственной деятельности, расположенное по адресу: <...>; настоящий акт свидетельствует факт передачи вышеуказанного помещения от арендодателя к арендатору (л.д. 37).

На основании распоряжения от 09.09.2019 № 170 (л.д. 107-108) врио начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Петушинскому и Собинскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Владимирской области (ОНД и ПР по Петушинскому и Собинскому районам) подполковником внутренней службы ФИО3 в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора в отношении ООО «Фокстрот-мебель», расположенного и осуществляющего производственную деятельность по адресу: <...>, в период с 11-00 час. 10.09.2019 по 15-00 час. 12.09.2019 проводилась внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения предписания № 12/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 12.02.2019. О проведении внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями ч. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" директор ООО «Фокстрот - мебель» ФИО5 был уведомлен 09.09.2019 в 10-00 час. путем вручения копии распоряжения; проверка проведена с участием директора ООО «Фокстрот-мебель» ФИО2 (л.д. 108-109).

По результатам проведенной в отношении ООО «Фокстрот-мебель» проверки составлен акт проверки № 170 от 12.09.2019 (л.д. 109-110), ООО «Фокстрот-мебель» выдано предписание № 170/1/1 от 12.09.2019 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (л.д. 114-116); 12.09.2019 копии указанных документов были вручены ФИО2 под роспись.

Согласно содержанию предписания № 170/1/1 от 12.09.2019 ООО «Фокстрот-мебель» в срок до 15.02.2020 надлежит устранить выявленные в ходе проверки следующие нарушения требований пожарной безопасности:

1. Производственные помещения площадью 1 264, 6 кв.м. категории В по пожарной опасности не оборудованы системой автоматического пожаротушения. Основание: ФЗ № 123-ФЗ ст. 83, СП 5.13130 приложение А, п. А4, п. А10, табл. A3 п. 9.2. Предписано: оборудовать помещения автоматической системой пожаротушения.

2. Не разработан план тушения пожара, предусматривающий решения по обеспечению безопасности людей. Основание: ФЗ № 69-ФЗ от 21.12.1994 ст. 21. Предписано: разработать план тушения пожара, предусматривающий решения по обеспечению безопасности людей.

3. Производственные помещения не оборудованы системой вытяжной противодымной вентиляции. Основание: ФЗ № 123-ФЗ ст. 4, 6, 56, СП 7.13130 п. 7.2 е. Предписано: оборудовать производственные помещения системой вытяжной противодымной вентиляции.

Складские помещения не оборудованы системой вытяжной противодымной вентиляции. Основание: ФЗ № 123-ФЗ ст. 4, 6, 56, СП 7.13130 п. 7.2 е. Предписано: оборудовать складские помещения системой вытяжной противодымной вентиляции.

Помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в полном объеме. Основание: ФЗ № 123-ФЗ ст. 4, 6, 54, СП 3.13130 раздел 7, табл. 2, п. 16, 17. Предписано: оборудовать помещения системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Производственное здание не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением (имеющийся в водоеме запас воды не подтвержден, а, следовательно, не обеспечивает требуемый расход воды для тушения пожара). Основание: ФЗ № 123-ФЗ ст. 4, 6, 62, СП 8.13130 п. 5.6 табл. 3. Предписано: обеспечить объект защиты источниками наружного противопожарного водоснабжения.

На объект защиты не разработана декларация пожарной безопасности. Основание: ФЗ № 123-ФЗ ст. 64. Предписано: разработать декларацию пожарной безопасности на объект защиты.

Не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны производственных и складских помещений. Основание: ФЗ № 123-ФЗ ст. 4, 6, 27, ППР в РФ п. 20. Предписано: определить категорию помещений по взрывопожарной и пожарной опасности.

На дверях производственных и складских помещений не обозначена категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны. Основание: ППР в РФ п. 20. Предписано: обозначить на дверях производственных и складских помещений категории по взрывопожарной и пожарной опасности.

Помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Основание: ФЗ № 123-ФЗ ст. 4, ст. 88. Предписано: разделить помещения различных классов функциональной пожарной опасности противопожарными преградами.

На объекте защиты не хранится исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта. Основание: ППР в РФ п. 61. Предписано: обеспечить хранение на объекте исполнительной документации на установки и системы противопожарной защиты.

Помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (склады от производственных помещений). Основание: ФЗ № 123-ФЗ ст. 88, СП 4.13130 п. 6.3.7. Предписано: отделить склады от производственных помещений противопожарными преградами.

Помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (административно-бытовой корпус от производственных помещений). Основание: ФЗ № 123-ФЗ ст. 88, СП 4.13130 п. 6.1.41. Предписано: отделить административно-бытовой корпус от производственных помещений противопожарными преградами.

Высота эвакуационного выхода из кабинета бухгалтерии менее 1,9 м. Основание: ФЗ № 123-ФЗ ст. 4, 6, 89, СП 1.13130 п. 4.2.5. Предписано: увеличить высоту эвакуационного выхода.

Не соблюдены расстояния от наиболее удаленного рабочего места до эвакуационного выхода из складских помещений. Эвакуация предусматривается через откатные ворота, не оборудованные калитками. Основание: ФЗ № 123-ФЗ ст. 4, 6, 89, СП 1.13130 п. 9.3.1, п. 9.2.2, п. 9.2.7, п. 9.2.9, СНиП 21-07-97* п. 6.10*. Предписано: обеспечить складские помещения эвакуационными выходами, отвечающими требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.

Производственное помещение, площадью более 1 000 кв.м., не обеспечено двумя эвакуационными выходами. Основание: ФЗ № 123-ФЗ ст. 4, 6, 89, СП 1.13130 п. 9.1.1, п. 9.2.2, п. 9.2.7, п. 9.2.9. Предписано: обеспечить производственное помещение, площадью более 1 000 кв.м., двумя эвакуационными выходами.

Кабели и провода систем противопожарной защиты не обеспечивают ее работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону. Основание: ФЗ № 123-ФЗ ст. 4, 6, 82, СП 6.13130 п. 4.4, ГОСТ 53315. Предписано: заменить кабели и провода систем противопожарной защиты на обеспечивающие ее работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону (л.д. 114-116).

В соответствии с ч.ч. 1-3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: 1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; 2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; 3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ, в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

В силу ч.ч. 1, 3, 5, 6, 7 ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности (1). При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется (3). Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности (5). Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации) (6). Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации (7).

На основании ч. 1 ст. 83 Федерального закона № 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.

Из содержания п. 9.2 таблицы A3, п.п. А4, А10 приложения А СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» следует, что производственные помещения категории В2-ВЗ по пожарной опасности при их размещении в надземных этажах площадью свыше 1 000 м. кв. должны быть оборудованы установками пожаротушения.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 69-ФЗ меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.

Согласно п.п. 95, 96, 98, 101, 107 Положения о пожарно-спасательных гарнизонах, утвержденного приказом МЧС России от 25.10.2017 N 467 общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учету ПТП и КТП возлагается на начальников гарнизонов. ПТП и КТП составляются на организации и сельские населенные пункты, расположенные в границах гарнизона и соответствующие характеристикам, приведенным в приложении N 8 к настоящему Положению. Решение по разработке ПТП (КТП) на организацию принимается начальником гарнизона по письменному согласованию с руководителем (собственником) организации. ПТП составляются в трех экземплярах, утверждаются начальником гарнизона и собственником организации. Первый экземпляр хранится в подразделении гарнизона, в районе (подрайоне) выезда которого находится организация, второй экземпляр - в ЦППС местного гарнизона, третий экземпляр - у руководителя (собственника) организации. ПТП разрабатываются согласно приложению N 11 к настоящему Положению и включают в себя: титульный лист, содержание, основную часть и приложения.

На основании ст. 56 Федерального закона № 123-ФЗ система противодымной защиты здания, сооружения должна обеспечивать защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или всего времени развития и тушения пожара посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения. Система противодымной защиты должна предусматривать один или несколько из следующих способов защиты: 1) использование объемно-планировочных решений зданий и сооружений для борьбы с задымлением при пожаре; 2) использование конструктивных решений зданий и сооружений для борьбы с задымлением при пожаре; 3) использование приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления воздуха в защищаемых помещениях, тамбур-шлюзах и на лестничных клетках; 4) использование устройств и средств механической и естественной вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения и термического разложения.

Согласно п. 7.2 е СП 7.13130 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности" удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции следует предусматривать из каждого производственного или складского помещения с постоянными рабочими местами (а для помещений высотного стеллажного хранения - вне зависимости от наличия постоянных рабочих мест), если эти помещения отнесены к категориям А, Б, Bl, В2, В3 в зданиях I - IV степени огнестойкости, а также В4, Г или Д в зданиях IV степени огнестойкости. С учетом пожарной нагрузки в производственных и складских помещениях и наличием постоянных рабочих мест в них вышеуказанные помещения подлежат оборудованию системами противодымной защиты.

В соответствии со ст. 54 Федерального закона № 123-ФЗ системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Разделом 7, таблицей 2, п.п. 16, 17 СП 3.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» установлено, что учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, информационные и редакционно-издательские организации, научные организации, банки, конторы, офисы с числом этажей до 6 должны быть оборудованы системой оповещения и эвакуации людей 2 типа, производственные и складские здания, стоянки для автомобилей, архивы, книгохранилища (категория здания по взрывопожарной и пожарной опасности), должны быть оборудованы соответствующим типом системы в зависимости от категории по пожарной опасности и этажности.

В соответствии с ч.ч. 1-2 ст. 62 Федерального закона № 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (1). В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (2).

К наружным источникам противопожарного водоснабжения в соответствии с СП 8.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами и водные объекты, используемые для целей пожаротушения. В соответствии с требованиями пунктов 5.5 и 5.6 СП 8.13130.2009 расход воды на наружное пожаротушение зданий, разделенных противопожарными перегородками, следует определять по общему объему здания и наиболее высокой категории помещений по пожарной и взрывопожарной опасности; расход воды на наружное пожаротушение 1- и 2-этажных зданий производственного и 1-этажных зданий складского назначения высотой не более 18 м с несущими стальными конструкциями и ограждающими конструкциями из стальных профилированных или асбестоцементных листов со сгораемыми утеплителями следует принимать на 10 л/с больше нормативов, указанных в таблицах 3 и 4. Таблица 3 СП 8.13130.2009 содержит требования к необходимому расходу воды на наружное пожаротушение зданий.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 64 Федерального закона № 123-ФЗ декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает: 1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска); 2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара) (1). Для оценки соответствия требованиям пожарной безопасности объекта защиты с количеством этажей не более чем два, общая площадь которого составляет не более чем 1 500 квадратных метров (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4, Ф4.1, Ф4.2), собственник или иной законный владелец объекта защиты может добровольно составить декларацию пожарной безопасности в отношении этого объекта защиты, которая предусматривает в том числе сведения о системе противопожарной защиты этого объекта защиты (2).

На основании ч.ч. 1-4, 11, 21-22 ст. 27 Федерального закона № 123-ФЗ по пожарной и взрывопожарной опасности помещения производственного и складского назначения независимо от их функционального назначения подразделяются на следующие категории: 1) повышенная взрывопожароопасность (А); 2) взрывопожароопасность (Б); 3) пожароопасность (В1 - В4); 4) умеренная пожароопасность (Г); 5) пониженная пожароопасность (Д) (1). Здания, сооружения и помещения иного назначения разделению на категории не подлежат (2). Категории помещений по пожарной и взрывопожарной опасности определяются исходя из вида находящихся в помещениях горючих веществ и материалов, их количества и пожароопасных свойств, а также исходя из объемно-планировочных решений помещений и характеристик проводимых в них технологических процессов (3). Определение категорий помещений следует осуществлять путем последовательной проверки принадлежности помещения к категориям от наиболее опасной (А) к наименее опасной (Д) (4). Категории зданий и сооружений по пожарной и взрывопожарной опасности определяются исходя из доли и суммированной площади помещений той или иной категории опасности в этом здании, сооружении (11). Методы определения классификационных признаков отнесения зданий и помещений производственного и складского назначения к категориям по пожарной и взрывопожарной опасности устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности (21). Категории зданий, сооружений и помещений производственного и складского назначения по пожарной и взрывопожарной опасности указываются в проектной документации на объекты капитального строительства и реконструкции (22).

В соответствии с п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее – Правила противопожарного режима), руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

В силу п. 61 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. В зданиях и сооружениях должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.

П. 2 ст. 12 Федерального закона № 123-ФЗ установлено, что класс функциональной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков - классификационная характеристика зданий, сооружений и пожарных отсеков, определяемая назначением и особенностями эксплуатации указанных зданий, сооружений и пожарных отсеков, в том числе особенностями осуществления в указанных зданиях, сооружениях и пожарных отсеках технологических процессов производства.

Статей 28 Федерального закона № 123-Ф3 установлено, что степень огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков, классы их функциональной и конструктивной пожарной опасности указываются в проектной документации на объекты капитального строительства и реконструкции. Классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности содержится в статье 32 Федерального закона № 123-Ф3.

На основании ч. 1 ст. 88 Федерального закона № 123-ФЗ части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.

П.п. 6.1.41, 6.3.7 СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» установлено, что административные и бытовые помещения могут размещаться в пристройках производственных зданий. Пристройки I и II степеней огнестойкости отделяются от производственных зданий I и II степеней огнестойкости противопожарными перегородками 1-го типа. Пристройки ниже II степени огнестойкости, а также пристройки к производственным зданиям ниже II степени огнестойкости и пристройки к помещениям и зданиям категорий А и Б отделяются противопожарными стенами 1-го типа. Пристройки IV степени огнестойкости класса С0 допускается отделять от производственных зданий IV степени огнестойкости классов С0 и С1 противопожарными стенами 2-го типа. Складские помещения категорий В1 - В3 производственных зданий отделяются от других помещений противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа, при хранении этой продукции на высотных стеллажах - противопожарными стенами 1-го типа и перекрытиями 1-го типа.

В соответствии с ч.ч. 1-2, 7-8, 10-12 ст. 89 Федерального закона № 123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения (1). Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" (2). В проемах эвакуационных выходов запрещается устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери, вращающиеся двери, турникеты и другие предметы, препятствующие свободному проходу людей (7). Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода (8). Число эвакуационных выходов из помещения должно устанавливаться в зависимости от предельно допустимого расстояния от наиболее удаленной точки (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода (10). Число эвакуационных выходов из здания и сооружения должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания и сооружения (11). Предельно допустимое расстояние от наиболее удаленной точки помещения (для зданий и сооружений класса Ф5 - от наиболее удаленного рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода, измеряемое по оси эвакуационного пути, устанавливается в зависимости от класса функциональной пожарной опасности и категории помещения, здания и сооружения по взрывопожарной и пожарной опасности, численности эвакуируемых, геометрических параметров помещений и эвакуационных путей, класса конструктивной пожарной опасности и степени огнестойкости здания и сооружения (12).

В силу п. 9.3.1 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» требования к эвакуационным путям и выходам следует принимать в соответствии с разделом 4 и главой 9.2 раздела 9.

П. 4.2.5 СП 1.13130.2009 установлено, что высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина выходов в свету - не менее 0,8 м, за исключением специально оговоренных случаев.

Согласно п. 9.1.1 СП 1.13130.2009 не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения категорий А и Б с численностью работающих в наиболее многочисленной смене более 5 чел., категории В - более 25 чел. или площадью более 1 000 кв. м.

На основании п. 9.2.2 СП 1.13130.2009 эвакуационные выходы не допускается предусматривать через производственные помещения в зданиях IV и V степеней огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С2 и С3. Расстояние от наиболее удаленной точки помещения без постоянных рабочих мест с инженерным оборудованием, предназначенным для обслуживания помещения категорий А и Б и имеющим один эвакуационный выход через помещение категорий А и Б, не должно превышать 25 м. Эвакуационные пути из помещений категории В, Г и Д не должны включать участки, проходящие через тамбур-шлюзы помещений категорий А и Б.

П. 9.2.7 СП 1.13130.2009 установлено, что расстояние от наиболее удаленного рабочего места в помещении до ближайшего эвакуационного выхода из помещения непосредственно наружу или в лестничную клетку не должно превышать значений, приведенных в таблице 29. Для помещений площадью более 1 000 кв. м расстояние, указанное в таблице 29, включает длину пути по коридору до выхода, наружу или в лестничную клетку. В таблицах 29 - 32 установлены нормы для категорий зданий и пожарных отсеков при предусмотренных сочетаниях степени огнестойкости и класса пожарной опасности здания. При других сочетаниях, не предусмотренных указанными таблицами, расстояние и численность людей принимаются по худшему из этих показателей для данной категории помещения.

Согласно п. 9.2.9 СП 1.13130.2009 расстояние от наиболее удаленного рабочего места из ближайшего эвакуационного выхода из одно- или двухэтажных зданий IV степени огнестойкости классов пожарной опасности С2 и С3 следует принимать не более: в одноэтажных зданиях с помещениями категорий В1 - В3 - 50 м, категорий В4, Г и Д - 80 м; в двухэтажных зданиях с помещениями категорий В1 - В3 - 40 м, категорий В4, Г и Д - 60 м. Указанные расстояния допускается увеличивать на 50%, если площадь пола, не занятая оборудованием, в помещениях составляет 75 кв. м и более на одного работающего в наиболее многочисленной смене. В одноэтажных зданиях с помещениями категорий В1 - В4, Г и Д при невозможности соблюдения указанных расстояний эвакуационные выходы необходимо располагать в наружных стенах по периметру зданий через 72 м.

В соответствии с ч.ч. 1, 2, 13 ст. 82 Федерального закона № 123-ФЗ электроустановки зданий и сооружений должны соответствовать классу пожаровзрывоопасной зоны, в которой они установлены, а также категории и группе горючей смеси. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения систем противопожарной защиты, установленных в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей, должны предусматриваться автономные резервные источники электроснабжения (1). Кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону (2). Правила применения электрооборудования в зависимости от степени его взрывопожарной и пожарной опасности в зданиях и сооружениях различного назначения, а также показатели пожарной опасности электрооборудования и методы их определения устанавливаются техническими регламентами для данной продукции, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", для данной продукции и (или) нормативными документами по пожарной безопасности (13).

П. 4.4 СП 6.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности" кабели и провода СПЗ, прокладываемые одиночно (расстояние между кабелями или проводами более 300 мм), должны иметь показатель пожарной опасности не ниже ПРГП 4 по ГОСТ Р 53315.

Судом отклоняются доводы, приведенные представителями административного истца в обоснование заявленных требований.

Так, оценивая доводы административного иска, основанные на договоре аренды, суд приходит к следующему.

Действительно, ООО «Фокстрот-мебель» занимает помещение, общей площадью 3 474 кв.м., расположенное по адресу: <...>, на основании договора аренды от 01.05.2019 № NN ИП, заключенного между ООО «Фокстрот-мебель», единственным учредителем и генеральным директором которого, как на дату заключения данного договора, так и на дату рассмотрения судом настоящего дела, является ФИО2, и индивидуальным предпринимателем ФИО2 (один и тот же гражданин).

Вместе с тем, согласно ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Ст. 611 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества (пункт 1).

Пунктом 2 названной статьи установлено, что имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т.п.), если иное не предусмотрено договором.

Если такие принадлежности и документы переданы не были, однако без них арендатор не может пользоваться имуществом в соответствии с его назначением либо в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора, он может потребовать предоставления ему арендодателем таких принадлежностей и документов или расторжения договора, а также возмещения убытков.

По смыслу указанных норм права, учитывая реальный характер договора аренды, арендодатель на обусловленный договором аренды срок утрачивает фактическое пользование тем имуществом, которое является предметом договора, тем самым перестает быть его пользователем и владельцем.

Анализируя положения договора аренды NN ИП от 01.05.2019, суд установил, что помещения переданы арендатору для ведения производственной деятельности (п. 1.2), арендатор обязан пользоваться имуществом в соответствии с целевым назначением (п. 3.2.2). Договором аренды не разграничена ответственность арендатора и арендодателя за нарушение требований пожарной безопасности (л.д. 35-36).

Соблюдение правил пожарной безопасности является обязательным для лица, эксплуатирующего нежилое помещение в производственных целях. В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Следовательно, административный орган вправе возложить обязанность в предписании на лицо, использующее помещение на основании договора аренды. Поскольку из предписания не следует, что необходимые работы должен произвести именно арендатор, последний вправе в рамках исполнения предписания потребовать выполнения этих работ от арендодателя.

Кроме этого, суд принимает во внимание взаимно заинтересованный характер лиц, заключивших договор аренды, наличие на их стороне общего коммерческого интереса, поскольку арендодатель является генеральным директором и единственным учредителем арендатора.

При таких обстоятельствах, оценивая правильность определения лица, на которое следует возложить ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, суд исходит из того, что таким лицом является само ООО «Фокстрот-мебель» - фактический владелец (арендатор) нежилого помещения.

Суд отклоняет довод представителей административного истца о неправомерном вменении ООО «Фокстрот-мебель» нарушений СП 1.13130, СП 3.13130, СП 4.13130, СП 5.13130, СП 6.13130, СП 7.13130, СП 8.13130 по следующим основаниям.

Федеральным законом № 123-ФЗ определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (часть 1 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ).

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом № 123-ФЗ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (части 2, 3 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ).

Своды правил входят в состав национальной системы стандартизации России, их применением обеспечивается соблюдение требований технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Кроме того, согласно положениям пункта 1 статьи 6 Закона № 123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Исходя из смысла данной нормы действующее законодательство под добровольностью применения сводов правил подразумевает их добровольное применение только в случае, если пожарный риск на объекте не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом.

В данном случае расчет по оценке пожарного риска на рассматриваемом объекте не производился, поэтому ООО «Фокстрот-мебель» обязано исполнять в полном объеме все положения, установленные нормативными документами по пожарной безопасности, в том числе СП 1.13130, СП 3.13130, СП 4.13130, СП 5.13130, СП 6.13130, СП 7.13130, СП 8.13130.

Доводы представителей административного истца о неправомерном вменении ООО «Фокстрот-мебель» нарушений ст.ст. 27, 54, 56, 83, 88, 89, ч. 2 ст. 82 Федерального закона № 123-ФЗ ввиду отсутствия у Общества, в силу положений ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ, обязанности по выполнению требований пожарной безопасности, установленных нормами, вступившими в силу после введения здания в эксплуатацию, суд отклоняет по следующим основаниям.

Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 данного Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений данного Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

В ходе производства по делу объективно установлено, что в арендованном ООО «Фокстрот-мебель» для производственных целей нежилом помещении, собственником которого является ФИО2, проведены работы по самовольной реконструкции здания, изменению его функционального назначения, что подтверждено решением Собинского городского суда Владимирской области от 31.07.2012 по гражданскому делу № 2-374/2012, вступившим в законную силу 07.09.2012, которым за ФИО2 признано право собственности на самовольную постройку зданий производственных цехов, административно-бытового корпуса, гаража, склада готовой продукции и прекращено право собственности на здание коровника.

При этом частью 3 статьи 80 Федерального закона № 123-ФЗ установлено, что при изменении функционального назначения зданий, сооружений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений или помещений.

Является несостоятельной и ссылка представителей административного истца на невозможность применения СП 3.13130.2009 ввиду положений п. 1.2 этого документа, устанавливающих область его применения – при разработке специальных технических условий при проектировании и строительстве зданий, так как представителем истца не учтены положения п. 1.1 СП 3.13130.2009, согласно которому настоящий свод правил разработан в соответствии со статьей 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.

Также несостоятельным суд признает вывод представителей административного истца о невозможности обеспечения здания наружным источником противопожарного водоснабжения ввиду расположения водоема на муниципальных землях, так как ООО «Фокстрот-мебель» вправе обеспечить здание наружным противопожарным водоснабжением любым доступным способом с учетом требований СП 8.13130.2009, использование водоема, расположенного вблизи здания единственным способом не является.

Вывод представителей административного истца об отсутствии обязанности по обеспечению объекта защиты источником наружного противопожарного водоснабжения ввиду наличия в здании внутреннего водопровода также суд признает несостоятельным, поскольку вышеприведенными правовыми и нормативными актами альтернатива при устройстве внутренних или внешних источников противопожарного водоснабжения для тушения пожаров не предусмотрена.

Суд считает несостоятельным и довод представителей административного истца об отсутствии обязанности по проведению экспертизы проектной документации, а, следовательно, и декларации пожарной безопасности, ввиду строительства здания до 2005 года.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

Как отмечалось судом выше, согласно данным технического паспорта от 19.01.2011 общая площадь основного здания составляет более 1500 кв.м., на перепрофилирование здания разрешение не представлено. Решением Собинского городского суда Владимирской области от 31.07.2012 по гражданскому делу № 2-374/2012, вступившим в законную силу 07.09.2012, за ФИО2 признано право собственности на самовольную постройку зданий производственных цехов, административно-бытового корпуса, гаража, склада готовой продукции и прекращено право собственности на здание коровника.

Таким образом, предоставление декларации пожарной безопасности ООО «Фокстрот-мебель» является обязательным и соответствует требованиям статьи 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3.

Вопреки доводам представителей административного истца, СП 5.13130.2009 является действующим.

Суд отмечает, что довод представителей административного истца о том, что в силу п.п. 95, 96, 98 Положения о пожарно-спасательных гарнизонах, утвержденного приказом МЧС России от 25.10.2017 № 467, обязанность по разработке и составлению планов тушения пожара возложена на начальников пожарно-спасательных гарнизонов территориальных ГУ МЧС России, а на руководителей предприятий и организаций возложена лишь обязанность по их согласованию, основан на неверном толковании приведенных выше положениях материального права и нормативных документов. Кроме того, в нарушение вышеприведенных норм, ООО «Фокстрот-мебель» вопрос о разработке плана тушения пожара, предусматривающий решения по обеспечению безопасности людей, не инициировался.

Суд отклоняет довод представителей административного истца о необходимости проведения технических исследований для установления работоспособности кабелей и проводов систем противопожарной защиты, так как отсутствие на кабелях и проводах нужной маркировки может быть установлено методом визуального осмотра и обязательного проведения технологического исследования не требует.

То обстоятельство, что ГОСТ 53315-2009 с 01.01.2014 отменен в связи с введением в действие ГОСТ 31565-2012, не указанном в предписании, не влечет признание предписания незаконным.

Кроме того, суд находит необходимо отметить, что оспариваемое предписание должностного лица является реально исполнимым, содержит конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленных нарушений, содержащиеся в предписании формулировки исключают возможность двоякого толкования, изложение является кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. То обстоятельство, что в предписании не содержится данных об адресе объекта надзора не влечет его незаконность и не делает его неисполнимым. Сведения об адресе объекта надзора содержатся в акте проверки, приложением к которому является оспариваемое предписание (л.д. 109-110).

При таких обстоятельствах оспариваемое предписание соответствует требованиям закона и иных нормативных актов в области пожарной безопасности, не влечет нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Суд также отмечает, что вопреки доводам представителей административных истцов вступление с 01.01.2020 в силу "Технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения", принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 № 40, не влечет признание оспариваемого предписания незаконным.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконным необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не может быть признано незаконным.

В ходе рассмотрения административного дела такой совокупности не установлено, в связи с чем, суд приходит к безусловному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

ООО «Фокстрот-мебель» в удовлетворении административного иска к врио. начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Петушинскому и Собинскому районам Главного управления МЧС России по Владимирской области – государственному инспектору Петушинского и Собинского районов по пожарному надзору ФИО3, Главному управлению МЧС России по Владимирской области о признании незаконным и отмене предписания № 170/1/1 от 12.09.2019 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, обязании устранить нарушение прав и законных интересов - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Н.В. Трефилова

Дата принятия решения в окончательной форме – 19.03.2020.