ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-204/2021 от 26.01.2021 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело № 2а-1-204/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Калужский районный суд Калужской области

в составе председательствующего судьи Желтиковой О.Е.,

при секретаре Малкиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 26 января 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Денисова И.В. к Городской Управе города Калуги о признании действий (бездействия) должностных лиц незаконными, обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

01 сентября 2020 года Денисов И.В. обратился в суд с иском к Городской Управе города Калуги, просил признать незаконными бездействия ответчика по строительству и содержанию автомобильных дорог общего пользования внутри микрорайона «Секиотово» - по всему 1-му Секиотовскому проезду и внутри индивидуальной жилой застройки, ограниченной земельными участками с кадастровыми номерами и по 2-му Секиотовскому проезду, обязав ответчика в разумный и справедливый срок – до 31 августа 2021 года принять меры по строительству и содержанию указанных дорог согласно требованиям ГОСМТ Р 50597-93. В обоснование заявленных требований истцом указано, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером 40:26:000392:42, на котором расположен жилой дом. Истец за свой счет и своими силами обеспечил частичное выравнивание и отсыпку дороги рядом со своей индивидуальной жилищной застройкой. Между тем обязанность по содержанию и строительству автомобильных дорог лежит на административном ответчике. Административный истец обратился к административному ответчику с предложением о строительстве дорог внутри мкр. «Секиотово» между Тульским и Одоевским шоссе, по всему 1-ому Секиотовскому проезду, а также внутри индивидуальной жилой застройки, ограниченной земельными участками с кадастровыми номерами и . В ответе на письменное обращение административному истцу сообщено, что финансирование проектирования и строительства улично-дорожной сети по 1-ому Секиотовскому проезду будет рассмотрено после утверждения планировки и межевания территории. Тем самым, административнй истец полагает, что административный ответчик уклонился от прямого ответа на вопрос о сроках включения строительства дорог внутри микрорайона «Секиотово» г.Калуги в план финансирования строительства тротуаров и автомобильных дорог общего пользования местного значения.

27 октября 2020 года в суд от Денисова И.В. поступило уточненное административное исковое заявление, согласно которому административный истец просит признать незаконным бездействие Городской Управы г.Калуги по строительству и содержанию автомобильных дорог общего пользования от пересечения автомобильных дорог общего пользования от пересечения улицы Секиотовской и 2-го Секиотовского проезда по всему 2-ому Секиотовскому проезду и по всему 1-ому Секиотовскому проезду, обязав ответчика в разумный и справедливый срок – до 31 августа 2021 года принять меры по строительству и содержанию указанных дорог согласно требованиям ГОСТ Р 50597-93.

Административный истец Денисов И.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, его представитель по доверенности Хорошилов Ю.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика Городской Управы г.Калуги по доверенности Петрачкова О.Ю. в судебном заседании заявленные требования не признала.

Представители заинтересованных лиц Управления городского хозяйства г.Калуги, Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений г.Калуги в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственного в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица, либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ).

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа отнесена и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пункте 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дано понятие дорожной деятельности как деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу пункта 7 статьи 40 Устава муниципального образования «Город Калуга» к вопросам местного значения Калуги относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Калуги и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Калуги, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, обязанность органа местного самоуправления по организации на территории города обеспечения жителей транспортной инфраструктурой установлена законом.

Решение вопросов формирования, утверждения, исполнения бюджета муниципального образования в силу ст. 31, 169, 171, 184.1, 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отнесено к исключительной компетенции соответствующих органов местного самоуправления и вмешательство в указанную деятельность исключается.

Судом установлено, что Денисов И.В. является собственником земельного участка площадью 680 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунтков, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, для иных видов жилой застройки, что подтверждается Выпиской из ЕГРН № по состоянию на 24 сентября 2020 года.

Согласно Выписке из ЕГРН № по состоянию на 24 сентября 2020 года на указанном земельном участке расположен объект индивидуального жилищного строительства площадью 236 кв.м., принадлежащий Денисову И.В.

Как следует из пояснения представителя административного истца, 25 ноября 2019 года Денисов И.В. обратился в Городскую Управу г.Калуги с предложением о строительстве дорог внутри микрорайона «Секиотово» между Тульским и Одоевским шоссе, по всему 1-ому Секиотовскому проезду, а также внутри индивидуальной жилой застройки, ограниченной земельными участками с кадастровыми номерами по 2-ому Секиотовскому проезду и .

В письменном ответе на обращение Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений г.Калуги Городской Управы г.Калуги от 20 декабря 2019 года сообщило Денисову И.В., что в связи с ограниченностью предельных объемов бюджетных ассигнований бюджета МО «Город Калуга» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов не представляется возможным предусмотреть расходы на разработку документации по планировке и межеванию территории в районе 1-го Секиотовского проезда. Предложения по финансированию указанных расходов будут внесены на рассмотрение при формировании бюджета МО «Город Калуга» на 2021-2023 годы. Финансирование мероприятий по проектированию и строительству или реконструкции улично-дорожной сети по 1-ому Секиотовскому проезду в г.Калуге будет рассмотрено после утверждения проекта планировки и проекта межевания территории.

Кроме того, Денисову И.В. сообщено, что по вопросу организации наружного освещения по адресу: <адрес> УГХ г.Калуги будет рассматриваться возможность включить данный адрес в план-график по реконструкции наружного освещения МУП «Калужские городские коммунальные электрические сети» на 2020-2021 гг.

Как следует из пояснений представителя административного ответчика, возражавшего относительно доводов административного истца о бездействии Городской Управы г.Калуги в вопросе строительства и содержания автомобильных дорог на указанном участке дороги, следует, что в 2020 году Городской Управой г.Калуги принято решение о подготовке за счет бюджета МО «Город Калуга» проекта планировки территории и проекта межевания территории в целях реконструкции, в том числе, улиц Секиотовская и Ромодановская г.Калуги.

Согласно информации Управления экономики и имущественных отношений г.Калуги от 14 декабря 2020 года предоставленной в адрес начальника Управления делами городского Головы г.Калуги в реестр муниципального имущества МО «Город Калуга» по адресам: <адрес> и <адрес> включены следующие автомобильные дороги по адресу: <адрес>, протяженностью 0,527 км с кадастровым номером и по адресу: <адрес> протяженностью 0,522 км с кадастровым номером ; сведения об автомобильной дороге на ул.Секиотовская в г.Калуге в реестре отсутствуют.

Так, согласно Постановлению Городской Управы г.Калуги №1534-пи от 25 февраля 2020 года постановлено о принятии решения о подготовке за счет бюджета МО «Город Калуга» проекта планировки территории и проекта межевания территории в целях реконструкции улиц Секиотовская и Ромодановские дворики; границы территории проектирования устанавливаются по внешним границам, максимально удаленным от планируемого маршрута прохождения линейных объектов (трасс) зон с особыми условиями использования территорий, которые подлежит установлению в связи с размещением этих линейных объектов (п.1.).

Кроме того, указанным Постановлением на Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений г.Калуги возложена обязанность осуществить разработку технического задания на выполнение проекта планировки территории и проекта межевания территории, указанных в п.1 постановления, определить состав и объем инженерных изысканий.

Как следует из пояснений представителя административного ответчика, указанным постановлением предусмотрено установление границ территории проектирования дороги по максимально удаленным от планируемого маршрута прохождения линейных объектов (трасс) зон с особыми условиями использования территорий, которые также включают проезды.

Кроме того, согласно акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии 1-го и 2-го Секиотовского проезда г.Калуги при надзоре за дорожным движением за текущим эксплуатационным состоянием 1-ого и 2-ого Секиотовского проезда г.Калуги, составленного государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г.Калуге от 10 декабря 2020 года в ходе надзора установлено, что стационарное электрическое освещение (уличное освещение) в наличие и находится в исправном состоянии. Дорожное покрытие грунтовое, на 1-ом Секиотовском проезде имеются дефекты покрытия (необходимо провести грейдирование) в соответствии с п.5.2.1, п.5.2.3 ГОСТ Р 50597-2017 «Дорогим автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Дорожное покрытие 2-ого Секиотовского проезда находится в удовлетворительном состоянии и соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017.

Суд, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, не находит оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований Денисова И.В., поскольку с учетом объема и сложности работ, которые необходимо выполнить для строительства автодороги и разработки проектной документации, следует, что органом местного самоуправления принимаются меры, направленные на строительство автодороги в районе ул.Секиотовская и Ромодановская г.Калуги, и ее содержанию, в связи с чем достаточных оснований для вывода о бездействии Городской Управы г.Калуги в вопросе строительства и содержания автомобильной дороги не имеется, а также не имеется нарушений прав, свобод и законных интересов Денисова И.В.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о незаконности действий или бездействия административного ответчика, административным истцом в нарушение положений ч.1 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется. Напротив, из представленных административным ответчиком доказательств достоверно следует отсутствие с его стороны оспариваемого бездействия. Административным ответчиком представлены доказательства рассмотрения вопросов об обустройстве дорог и принятии мер по обустройству дорог и их содержания в районе ул.Секитовская г.Калуги.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного административного иска.

Руководствуясь статьями 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Денисова И.В. к Городской Управе города Калуги о признании действий (бездействия) должностных лиц незаконными, обязании устранить допущенные нарушения – отказать.

Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Калужский районный суд Калужской области.

Председательствующий О.Е. Желтикова

Мотивированное решение составлено 05 февраля 2021 года.