ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-2700/2018 от 04.05.2018 Энгельсского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-1-2700/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 мая 2018 года город Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Шапина С.А.,

при секретаре Плужникове А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным бездействия администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, выразившегося в отказе принять заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка,

установил:

ФИО1 обратилась в Энгельсский районный суд Саратовской области с административным иском к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка, в котором просила возложить на ответчика обязанность выдать градостроительный план земельного участка. В ходе судебного разбирательства настоящего дела требование изменила. Просит признать незаконным бездействие администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, выразившееся в отказе в принятии заявления о выдаче градостроительного платана земельного участка (далее – ГПЗУ).

В обоснование иска указывает, что 28 февраля 2018 года обратилась в администрацию Энгельсского муниципального района с заявлением о предоставлении ей ГПЗУ с кадастровым номером . Уведомлением начальника управления градостроительной деятельности администрации Энгельсского муниципального района от 28 февраля 2018 года административному истцу отказано в приеме документов по основанию, предусмотренному пунктом 2.7 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков» в связи с несоответствием заявления форме, установленной Приложением 1 к административному регламенту.

Не оспаривая факта несоответствия поданного заявления установленной в Приложении 1 к административному регламенту форме, ФИО1 указывает, что нормы Градостроительного кодекса РФ (его статья 57.3) не предусматривают для заявителя обязанности предоставлять иные, кроме заявления, документы в целях получения ГПЗУ, а также не устанавливают форму такого заявления, вследствие чего оно может быть подано в любой письменной форме. Кроме того, Градостроительный кодекс РФ не предусматривает оснований для отказа в выдаче ГПЗУ.

В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленное требование о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в отказе в принятии заявления о выдаче ГПЗУ, поддержала. Дополнительно пояснила, что уведомлением об отказе в приеме документов на выдачу ГПЗУ ей фактически отказано в принятии соответствующего заявления, со ссылками на несоответствие его установленной административным регламентом форме. Между тем, Градостроительный кодекс РФ не предусматривает какой-либо формы такого заявления и требований к его содержанию. Административный регламент не должен противоречить положениям Федерального закона.

Представитель административного ответчика администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что оспариваемое постановление было издано компетентным должностным лицом, в полном соответствии с административным регламентом. Административному истцу не отказано в приеме заявления, и оно ей не возвращено. Заявителю отказано в предоставлении муниципальной услуги (приеме документов) ввиду несоответствия поданного ею заявления установленной в Приложении 1 к административному регламенту форме и содержанию. Кроме того, заявителем не был представлен паспорт либо его копия, что также является основанием к отказу в приеме документов. Ссылки административного истца на противоречие административного регламенты положениям Федерального закона основаны на неверно толковании материальных правовых норм.

Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица представитель Управления по обеспечению градостроительной деятельности администрации Энгельсского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен, о причинах неявки не сообщил.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.

Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено, что 28 февраля 2018 года ФИО1 обратилась в администрацию Энгельсского муниципального района с заявлением о предоставлении ей ГПЗУ с кадастровым номером , общей площадью 704 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. К заявлению на выдачу ГПЗУ была приложена копия свидетельства о государственной регистрации права собственности за земельный участок.

Уведомлением начальника управления градостроительной деятельности администрации Энгельсского муниципального района № 877/04-02-07 от 28 февраля 2018 года административному истцу отказано в приеме документов по основанию, предусмотренному пунктом 2.7 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков» в связи с несоответствием заявления форме, установленной Приложением 1 к административному регламенту.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Исходя из положений статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Поскольку выдача органом местного самоуправления ГПЗУ является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.

Федеральный закон № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» устанавливает, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (статья 3).

Понятие административного регламента раскрывается в пункте 4 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Согласно статье 12 Федерального закона № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административным регламентом. Структура административного регламента должна содержать разделы, в том числе и устанавливающий стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (статья 14 Федерального закона № 210-ФЗ) предусматривает в числе прочего:

- исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

- исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги;

- исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги.

Исходя из положений части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, представление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг (часть 1), а также представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций (часть 2).

Таким образом, органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать документы, сверх перечня, установленного нормативными правовыми актами, а также документы, которые могут быть ими получены в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Однако, во втором случае заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе (часть 2 статьи 7).

Исключением из правил, установленных частью 2 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ, является перечень документов, которые заявитель обязан предоставить (часть 6 статьи 7).

К таким документам относятся, в частности, документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих.

Постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 29 июня 2012 года № 3201 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории поселений, входящих в состав Энгельсского муниципального района».

Постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 03 ноября 2017 года № 5544 внесены изменения в Приложение 1 к названному административному регламенту.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 2.6.1 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков» для предоставления муниципальной услуги необходимо заявление, содержащее сведения, предусмотренные Приложением 1 к настоящему регламенту, а также копия документа, удостоверяющего личность заявителя.

Согласно пункту 2.6.2 административного регламента, документы, предусмотренные подпунктам 1 и 2 пункта 2.6.1 административного регламента, предоставляются заявителем самостоятельно.

В силу пункта 2.7 административного регламента основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги является:

- несоответствие содержания заявления сведениям, предусмотренным приложением 1 к настоящему административному регламенту;

- не предоставление документов, предусмотренных пунктом 2.6.2 настоящего административного регламента.

В судебном заседании установлено, что утвержденной административным регламентом формой заявления о выдаче ГПЗУ (приложение 1) предусмотрено указание в его содержании вида разрешенного использования земельного участка.

Поступившее в администрацию Энгельсского муниципального района заявление ФИО1 сведений о виде разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка не содержит.

Судом также установлено, и сторонами в настоящем деле не оспаривается, что заявителем к поданному заявлению не была предоставлена копия документа, удостоверяющего личность заявителя.

Таким образом, исходя из положений пункта 2.7 административного регламента, у начальника Управления обеспечения градостроительной деятельности администрации Энгельсского муниципального района имелись предусмотренные законом основания для отказа ФИО1 в приеме документов для выдачи ГПЗУ. Письменное уведомление от 28 февраля 2018 года об отказе в приеме документов содержит основание для отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренное административным регламентом.

Административным истцом заявлено требование о признании незаконным бездействия администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, выразившегося в отказе в принятии заявления о выдаче градостроительного платана земельного участка.

Суд проверяет законность действий (бездействия) названного ответчика в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом.

Как установлено в ходе судебного разбирательства дела, ответчиком отказано административному истцу в приеме документов для выдачи ГПЗУ, а не в принятии его заявления. Как следует из пояснений представителя ответчика, и административным истцом не оспаривается, поданное ФИО1 заявление хранится в администрации Энгельсского муниципального района, и заявителю не возвращалось.

Учитывая приведенные нормы Федеральных законов, а также установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что бездействие со стороны администрации Энгельсского муниципального района, отсутствует. Вследствие этого заявленные требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь требованиями статьи 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным бездействия администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, выразившегося в отказе принять заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка, – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок с момента изготовления его мотивировочной части в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд.

Председательствующий: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>