ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-291/2021 от 30.08.2021 Выгоничского районного суда (Брянская область)

N 2а-1-291/2021

УИД 32RS0-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Выгоничский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи- Буряк О.А.,

при секретаре Акуловой Н.В.,

с участием

представителя истца ФИО1- ФИО2

представителя административного ответчика Выгоничской поселковой администрации ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Выгоничской поселковой администрации о признании незаконным отказа и обязании совершить действия,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Выгоничской поселковой администрации о признании незаконным отказа и обязании совершить действия.

В обоснование требований указано на то, что в сборнике муниципальных правовых актов Выгоничского городского поселения 36 и на сайте www.torgi.gov.ru опубликовано извещение о возможности предоставления гражданам на праве аренды земельных участков площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства; площадью <данные изъяты>. м, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, з/у 1, для ведения личного подсобного хозяйства; площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства; площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства; площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> 2, для ведения личного подсобного хозяйства.

<дата>ФИО1 по почте заказным письмом с уведомлением направлено письменное заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды на вышеуказанные участке. <дата> заявление ФИО1 отклонено, поскольку не соблюден способ подачи заявления. Считает отказ ответчика незаконным и обязать провести аукцион на право заключения договоров аренды на указанный выше земельные участки.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился. Извещен надлежащим образом.

Представитель ФИО1ФИО2 просила административный иск удовлетворить, полагает, что способы подачи заявлении должны быть разнообразны, и позволять максимально обеспечить возможность потенциальных заявителей оперативно (в рамках сроков определенных для подачи заявок) заявить о своем волеизъявлении об участии в аукционе, что и было сделано ее доверителем ФИО1 Заявление направлено посредством почтовой связи.

Представитель административного ответчика – ФИО3 просил в иске отказать, поскольку законом определено, что уполномоченное лицо вправе определять способ подачи заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды. Способ личной подачи заявления выбран администрацией для исключения подачи несуществующими лицами. В настоящее время оспариваемые земельные участка не передавались. Договоры аренды ни с кем не заключались.

Выслушав лиц, участвующих по делу, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с земельным законодательством приоритетной формой предоставления земельных участков является продажа права собственности или права аренды на торгах, проводимых в форме аукциона (статья 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, Выгоничская поселковая администрация опубликовала извещение на сайте www.torgi.gov.ru и в сборнике муниципальных правовых актов Выгоничского городского поселения 36 о возможности предоставления гражданам на праве аренды земельных участков площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства; площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства; площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства; площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства; площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.

Подача заявок осуществляется лично в письменной форме.

<дата> административный истец ФИО1 подал заявление, направленное посредством почтовой связи о намерении участвовать в аукционе.

<дата> Выгоничская поселковая администрация направила в адрес ФИО1 отказ в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, поскольку форма подачи заявок – лично в письменной форме не соблюдена.

Законом закреплено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, в том числе органа местного самоуправления, если лицо полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, предусмотрено частью 1 статьи 218 КАС РФ.

При этом, по смыслу статьи 227 КАС РФ удовлетворение таких требований возможно при одновременном наличии двух условий: противоречии оспариваемого решения (действий, бездействий) закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.

Глава V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) устанавливает основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора аренды.

В соответствии с частью 2 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" указанный в части 1 статьи 17.1 данного закона порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (путем проведения конкурсов или аукционов) не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с ЗК РФ.

В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.

В соответствии с пунктами 2 статей 9 - 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляют соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления.

По общему правилу, закрепленному в статье 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи.

Подпунктом 15 пункта 2 названной статьи предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам в соответствии со статьей 39.18 Кодекса для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 (подпункты 1 и 2 пункта 1).

Пункт 2 статьи 39.18 Кодекса устанавливает требования к извещению.

Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4).

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5).

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 1 пункта 7).

Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для указанных в статье 39.18 целей без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган в установленном порядке с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.

Из положений пункта 5 статьи 39.11 ЗК РФ следует, что заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Вместе с тем, предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений подпункта 3 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ адрес и способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка определяется уполномоченным органом.

Таким образом, уполномоченный орган вправе определять способы подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе для целей, предусмотренных статьей 39.18 ЗК РФ.

Рассматривая настоящий спор, суд исходит из установленных по делу фактических обстоятельств, согласно которым поданное заявление ФИО1 не соответствовало требованиям подпунктов 2 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ, а именно не соблюден способ подачи заявления, определенный уполномоченным органом в извещении (на бумажном носителе лично).

Указанные обстоятельства в соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ, наряду с отсутствуем согласия истца на обработку персональных данных (статьи 3, 6 Федеральным законом от 27.07.2006г. N 152-ФЗ "О персональных данных"), послужили препятствием для участия административного истца в организованной органом местного самоуправления публичной процедуре предоставления земельных участков.

Уведомление о результатах рассмотрения заявления было направлено в адрес ФИО1<дата>.

Организация проведения торгов осуществляется в соответствии со статьей 39.11 ЗК РФ с учетом особенностей, предусмотренных (в рассматриваемом деле) статьей 39.18 ЗК РФ.

Данная процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.

В этой связи суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Выгоничской поселковой администрации о признании незаконным отказа и обязании совершить действия, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке через Выгоничский районный суд в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.А.Буряк

Мотивированное решение изготовлено <дата>.