№ 2а-1-294/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2018 года г. Аркадак
Аркадакский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Конышевой И.Н.,
при секретаре Симакиной С.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Аркадакского района Саратовской области Перченко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Аркадакского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Семеновского муниципального образования Аркадакского муниципального района о признании незаконным бездействия администрации Семеновского муниципального образования Аркадакского муниципального района, возложении обязанности установить тактильные направляющие полосы в здании администрации Семеновского МО Аркадакского муниципального района,
установил:
Прокурор Аркадакского района Саратовской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Семеновского муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия администрации Семеновского муниципального образования Аркадакского муниципального района, возложении обязанности установить тактильные направляющие полосы в здании администрации Семеновского МО Аркадакского муниципального района. В заявлении указал, что при проведении проверки соблюдения администрацией Семеновского муниципального образования Аркадакского муниципального района законодательства РФ о социальной защите инвалидов, выявлено, что в здании, расположенном в <адрес>, где осуществляет свою деятельность административный ответчик, отсутствуют тактильные направляющие полосы. В связи с чем, прокурор обращается в суд и просит признать незаконным бездействие администрации Семеновского муниципального образования Аркадакского муниципального района, обязать администрацию Семеновского муниципального образования Аркадакского муниципального района установить тактильные направляющие полосы с высотой рисунка не более 0,025 м в здании администрации.
В судебном заседании старший помощник прокурора Аркадакского района Перченко О.А. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Семеновского муниципального образования Аркадакского муниципального района ФИО1, надлежаще извещеный, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требованиями согласился.
Заслушав старшего помощника прокурора Перченко О.А., исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных данным Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Аркадакского района проверки соблюдения законодательства о защите прав инвалидов в администрации Семеновского муниципального образования Аркадакского муниципального района выявлено, что вход в здание администрации не оборудован пандусами для инвалидов. Указанное нарушение подтверждается актом осмотра здания от 31 августа 2018 года.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№ здание, расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности администрации Семеновского муниципального образования Аркадакского муниципального района.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно п. 3 ст. 26 Федеральный закон от 01.12.2014 года № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Между тем ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Положения о приспособлении к потребностям инвалидов объектов до их реконструкции или капитального ремонта содержаться также в ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Таким образом, из анализа указанных правовых норм следует, что до проведения в здании администрации Семеновского муниципального образования Аркадакского муниципального района капитального ремонта или реконструкции, вход в здание подлежит приспособлению для обеспечения доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, путем установки пандусов.
Кроме того, в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Несмотря на то, что данные требования, как указано в ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", также не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, в целях унификации действующего законодательства положения ч. 2 ст. 42 указанного Федерального закона устанавливают необходимость применения понятия "Свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержаться в СНиП 35-01-2001, который в актуализированной редакции "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" включен в п. 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014гоад № 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (ранее действовал перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 года № 1047-р, п. 76).
Как следует из п. 1.2 СП 59.13330.2012 требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д. следует осуществлять в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания с на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
По смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
15.05.2017 введен в действие "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденный Приказом Минстроя России от 14.11.2016 года № 798/пр, который содержит аналогичные положения. Вместе с тем, данный Свод правил еще не включен в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утверждаемый Правительством Российской Федерации, поэтому не подлежит применению.
Таким образом, из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что они содержат императивные предписания, указание на их применение исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в ст. ст. 18, 19, 27, 45 Конституции РФ.
Доказательств технической невозможности приспособления административного здания администрации для обеспечения доступа инвалидов и маломобильных групп населения административным ответчиком не представлено, как и не представлено документов, содержащих прямые указания на запрет оборудования указанного здания пандусом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконном бездействии администрации Семеновского муниципального образования Аркадакского муниципального района по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к вышеуказанному объекту с возложением обязанности установить тактильные направляющие полосы с высотой рисунка не более 0,025 м в здании администрации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора Аркадакского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Семеновского муниципального образования Аркадакского муниципального района о признании незаконным бездействия администрации Семеновского муниципального образования Аркадакского муниципального района, возложении обязанности установить тактильные направляющие полосы в здании администрации Семеновского МО Аркадакского муниципального района удовлетворить.
Признать бездействие администрации Семеновского муниципального образования Аркадакского муниципального района незаконным; возложить на администрацию Семеновского муниципального образования Аркадакского муниципального района обязанность установить на основных путях движения в здание администрации Семеновского МО Аркадакского муниципального района, расположенной в <адрес>, тактильные направляющие полосы с высотой рисунка не более 0,025 м.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Аркадакский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.Н. Конышева