ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-3629/2022 от 03.08.2022 Энгельсского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-1-3629/2022

УИД 64RS0042-01-2022-005581-93

Решение

Именем Российской Федерации

03 августа 2022 года город Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Нуждина С.В.,

при секретаре Григорьевой А.С.,

с участием представителя административного истца Белгородской таможни в лице ФИО2, представителя административного ответчика в лице ФИО3, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белгородской таможни к ФИО1 о взыскании таможенных платежей, пени,

установил:

Белгородская таможня обратилась в Энгельсский районный суд Саратовской области с административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором просит взыскать с ФИО1 в пользу Белгородской таможни сумму таможенных платежей в размере 315 213,18 руб. и пени в размере 209 735,86 руб., а всего 524 949,04 руб.

В обоснование заявленных требований указывает, что гражданин Украины ФИО1ДД.ММ.ГГГГ по пассажирской таможенной декларации ввез на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее по тексту ЕАЭС) через таможенный пост МАПП Нехотеевка транспортное средство - автомобиль марки , года выпуска, государственный регистрационный знак , , который впоследствии не вывез за пределы таможенной территории ЕАЭС в установленный срок (до ДД.ММ.ГГГГ), в связи с чем ему начислена сумма таможенных платежей в размере сумму таможенных платежей в размере 315 213,18 руб. и пени в размере 209 735,86 руб.

ДД.ММ.ГГГГ Белгородская таможня обратилась к мировому судье судебного участка № 2 города Энгельса Саратовской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций в тот же день вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате таможенных платежей и пени.

По заявлению ФИО4ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен.

В судебном заседании, проведенным путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представитель Белгородской таможни ФИО5 заявленные требования, по изложенным в административном иске обстоятельствам, поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика в лице ФИО3 заявленные требования не признала, указав суду, что административным ответчиком пропущен срок обращения в суд, а также. что в отношении ФИО4 должен быть применен мораторий.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ порядке. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, а также материалы административного дела и дав им оценку по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Белгородской таможни не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Судом установлено, что гражданин Украины ФИО1ДД.ММ.ГГГГ по пассажирской таможенной декларации ввез на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее по тексту ЕАЭС) через таможенный пост МАПП Нехотеевка транспортное средство - автомобиль марки , года выпуска, государственный регистрационный знак , с обязательством обратного вывоза за

пределы Российской Федерации, в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-19).

Однако, указанное ФИО1 требование выполнено не было, транспортное средство за пределы Российской Федерации не вывезено. Данный факт не оспорен административным ответчиком.

Решением по результатам таможенного контроля /TCЛП/0247 от 13

мая 2021 года в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования установлен факт нарушения временного ввоза транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства (, года выпуска, государственный регистрационный знак , ) влекущий наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статей 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза у ФИО1 (л.д.24-26).

Согласно уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от ДД.ММ.ГГГГ следует, что срок исполнения обязанности таможенных пошлин наступил 23 апреля 2015 года (л.д.29).

В соответствии со статьей 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее также - Закон о таможенном регулировании) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (часть 1).

Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 названного федерального закона (часть 2).

До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 упомянутого федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 названного федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган (часть 3).

Согласно пункту 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 22 постановления от 12 мая 2016 года № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» разъяснил, что предусмотренный частью 5 статьи 152 Закона о таможенном регулировании десятидневный срок для направления таможенным органом требования об уплате таможенных платежей не является пресекательным, поскольку с его истечением право требовать уплаты таможенных платежей не прекращается.

Направление указанного требования за пределами этого срока не препятствует принудительному взысканию таможенных платежей, если требование выставлено в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании: со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, предусмотренные таможенным законодательством.

Установленный пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании пресекательный срок распространяется также на обращение таможенного органа за принудительным взысканием в суд.

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются: если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.

Исходя из вышеизложенного, суд не соглашается с доводами Белгородской таможни о том, что начало течения срока, установленного пунктом 1 части 8 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» начинает течь с 13 мая 2021 года и приходит к выводу о том, что таможенным органом пропущен плескательный срок установленный пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании и пунктом 1 части 8 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку уведомление об уплате таможенных платежей 21 мая 2021 года, вынесено в нарушением трехлетнего срока, установленного пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании пункта 1 части 8 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и срок исполнения обязанности по уплате таможенных платежей истек 23 апреля 2015 года.

Руководствуясь статьями 286-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Белгородской таможни к ФИО1 о взыскании таможенных платежей, пени, - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд Саратовской области.

Председательствующий: (подпись)

Верно.

Судья: С.В. Нуждин

Секретарь: А.С. Григорьева