УИД 40RS0008-01-2020-000448-14
Дело № 2а-1-363/2020 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Жуковский районный суд Калужской области
в составе: председательствующего Сизовой О.В.,
с участием представителя административного истца- помощника прокурора Жуковского района Калужской области Козлова М.Е.,
при секретаре Солоповой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Жуков
29 мая 2020 года
административное дело по административному иску заместителя прокурора Жуковского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО СП село Совхоз «Чаусово» о признании незаконным бездействия и понуждении к получению доступа к автоматизированной системе «Единый реестр проверок»,
УСТАНОВИЛ:
14.04.2020 года заместитель прокурора Жуковского района Калужской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП село Совхоз «Чаусово» о признании незаконным бездействия и понуждении к получению доступа к автоматизированной системе «Единый реестр проверок», указав, что в ходе осуществления надзорной деятельности в рамках полномочий, предусмотренных ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратурой Жуковского района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в деятельности администрации МО СП село Совхоз «Чаусово». Прокуратурой района систематически осуществляется надзор за исполнением законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе, при осуществлении муниципального контроля, в результате которого установлено, что ответчиком не приняты меры для подключения к автоматизированной системе «Единый реестр проверок», доступ к порталу ЕРП не получен. Отсутствие доступа к порталу противоречит требованиям ст. 13.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку у администрации как органа муниципального контроля, отсутствует возможность публиковать сведения о проводимых плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, тем самым у последних, а также у граждан отсутствует возможность получать сведения, находящиеся в открытом доступе на портале ЕРП, о деятельности администрации в области муниципального контроля, нарушается принцип открытости деятельности органов местного самоуправления. В соответствии с п.1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - это информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий органами местного самоуправления. В соответствии со ст. 6 указанного Федерального закона доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в том числе, путем размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет». Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В соответствии со ст.4 указанного Федерального закона, муниципальный контроль деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами. Согласно ч.2 ст. 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. В силу ст. 13.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является федеральной государственной Информационной системой. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415 утверждены Правила формирования и ведения единого реестра. В соответствии с п. 12 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, органы контроля принимают организационно-распорядительные меры, предусматривающие определение должностных лиц органов контроля, уполномоченных на внесение информации в единый реестр проверок. Из ответа администрации МО СП село Совхоз «Чаусово» от 26.03.2020 следует, что администрацией подключение к автоматизированной системе «Единый реестр проверок» (АС ЕРП) не осуществлено. По состоянию на 27.03.2020 администрация доступа к АС ЕРП не имеет. Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Бездействие администрации нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение сведений, находящихся в открытом доступе на портале ЕРП о деятельности администрации в области муниципального контроля, Нарушается принцип открытости деятельности органов местного самоуправления. В соответствии с положениями ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», просит признать незаконным бездействие администрации МО СП село Совхоз «Чаусово», выразившееся в неполучении доступа к автоматизированной системе «Единый реестр проверок», обязать администрацию МО СП село Совхоз «Чаусово» принять меры по устранению нарушения ст. 13.3 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите Прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» путем получения доступа к автоматизированной системе «Единый реестр проверок».
В судебном заседании помощник прокурора Козлов М.Е. требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Администрации МО СП село Совхоз «Чаусово» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав пояснения помощника прокурора Козлова М.Е., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
Прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 4 статьи 218 КАС РФ).
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
В соответствии с п.1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности
В соответствии со ст. 6 ч.1 п.2 указанного Федерального закона, доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами: размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".
Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с п.4 ст.2 указанного Федерального закона, муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Согласно ч.2 ст. 6 указанного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования;
В силу ч.1 и 2 ст. 13.3 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ, в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок (за исключением внеплановых проверок, проводимых в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, в том числе в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии), а также их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации. Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 года № 415 утверждены Правила формирования и ведения единого реестра.
В соответствии с п. 12 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, органы контроля: а) принимают организационно-распорядительные меры, предусматривающие определение должностных лиц органов контроля, уполномоченных на внесение информации в единый реестр проверок; б) осуществляют внесение информации в единый реестр проверок в соответствии с разделом IV настоящих Правил; в) несут ответственность за достоверность информации, внесенной в единый реестр проверок.
Из ответа главы администрации МО СП село Совхоз «Чаусово» от 26.03.2020 года следует, что администрация сельского поселения село Совхоз «Чаусово» не подключена к автоматизированной системе «Единый реестр проверок».
Прокуратурой Жуковского района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в деятельности администрации МО СП село Совхоз «Чаусово», в ходе которой установлено, что администрация МО СП село Совхоз «Чаусово» доступа к автоматизированной системе «Единый реестр проверок» (АС ЕРП) не имеет.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку бездействие администрации нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение сведений, находящихся в открытом доступе на портале ЕРП о деятельности администрации в области муниципального контроля, нарушается принцип открытости деятельности органов местного самоуправления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации МО СП село Совхоз «Чаусово», выразившееся в неполучении доступа к автоматизированной системе "Единый реестр проверок".
Обязать администрацию МО СП село Совхоз «Чаусово» принять меры по устранению нарушения ст. 13.3 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» путем получения доступа к автоматизированной системе "Единый реестр проверок".
Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Жуковский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Сизова О.В.