Дело № 2а-1-3807/2019
УИД 64RS0042-01-2019-004103-17
Решение
Именем Российской Федерации
05 июля 2019 года город Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Шапина С.А.,
при секретаре Плужникове А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным бездействия администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, выразившегося в неисполнении требований исполнительного документа,
установил:
административный истец ФИО1 обратилась в Энгельсский районный суд с административным иском к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, комитету по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района, комитету финансов администрации Энгельсского муниципального района, в котором требует признать незаконным бездействие административного органа, выразившееся в длительном неисполнении требований исполнительного документа, выданного судом.
В обоснование доводов иска указывает на то, что 10 января 2019 года Энгельсским районным судом Саратовской области ФИО1 выдан исполнительный лист о взыскании с администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в лице комитета по управлению имуществом администрации денежной суммы в размере 19774099 рублей. Данный исполнительный документ 15 января 2019 года предъявлен в комитет финансов администрации Энгельсского муниципального района для исполнения, однако на дату подачи настоящего иска решение суда не исполнено, присужденная денежная сумма взыскателю не перечислена. Считает, что в нарушение положений пунктов 5 и 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ административным ответчиком не было предпринято своевременных и достаточных мер для исполнения требований исполнительного документа, вследствие чего нарушены права и законные интересы административного истца.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена, направила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Представитель административного истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные к Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области требования поддержала. Дополнительно просила принять во внимание то обстоятельство, предметом исполнения является возврат взыскателю уплаченной им денежной суммы по договору купли-продажи объекта недвижимости, заключенному по результатам открытого аукциона, который впоследствии был признан недействительным. Однако данный объект повторно был выставлен на аукцион и реализован, денежные средства, вырученные от его продажи, поступили в бюджет местного органа самоуправления. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что у административного ответчика имелась возможность исполнить требование исполнительного документа.
Представитель административных ответчиков Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области и комитета финансов Администрации Энгельсского муниципального района по доверенности ФИО3 в судебном заседании заявленные требования не признала.
Представитель комитета по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района по доверенности ФИО4 в судебном заседании заявленные требования также не признала, ссылаясь на то, что со стороны комитета были предприняты все возможные меры с целью выделения необходимых финансовых средств для исполнения решения суда.
Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, рассмотрев материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Вступившие в законную силу судебные постановления подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Пунктом 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом данного пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (пункт 4 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ).
Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (пункт 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Судом установлено, что апелляционным определением Саратовского областного суда от 12 декабря 2018 года постановлено признать недействительным открытый аукцион по продаже объектов недвижимости, результаты которого оформлены протоколом от 19 февраля 2018 года в отношении объектов недвижимости, находящихся на территории <адрес>, признать недействительным договоры купли-продажи от 22 февраля 2018 года, заключенные между комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района и ФИО1 в отношении указанных объектов недвижимости, применить последствия недействительности сделки и взыскать с администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в лице комитета по управлению имуществом в пользу ФИО1 19774098 рублей 69 копеек, уплаченные ею по договорам купли-продажи.
В соответствии с апелляционным определением Саратовского областного суда административному истцу 10 января 2019 года был выдан исполнительный лист, который 15 января 2019 года был предъявлен в финансовый орган администрации Энгельсского муниципального района.
На дату рассмотрения настоящего дела исполнительный документ не исполнен, что в судебном заседании представителями административных ответчиков не оспаривалось, со ссылкой на отсутствие бюджетных ассигнований.
Решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 20 декабря 2012 года № 363/41-04 утверждено Положение о бюджетном процессе в Энгельсском муниципальном районе.
Согласно пункту 2.5.2 данного Положения финансовый орган администрации Энгельсского муниципального района организует исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 43 Устава Энгельсского муниципального района Саратовской области предусмотрено, что исполнение местного бюджета обеспечивается администрацией Энгельсского муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Организация исполнения местного бюджета возлагается на финансовый орган администрации Энгельсского муниципального района.
Финансовый орган и орган по управлению имуществом входят в структуру администрации Энгельсского муниципального района (пункт 3 статьи 23 Устава Энгельсского муниципального района Саратовской области).
Считая, что администрация Энгельсского муниципального района как главный распорядитель средств местного бюджета в нарушение части 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации не обеспечила выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования в целях исполнения судебного акта Саратовского областного суда, ФИО1 обратилась с заявлением в районный суд.
Рассматривая заявленные требования к избранному ФИО1 административному ответчику, суд, с учетом положений приведенных норм Бюджетного кодекса РФ, приходит к выводу о том, что неисполнение судебного решения в трехмесячный срок было обусловлено именно тем, что должник в нарушение пункта 6 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, в финансовый орган не представил платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований).
При этом судом принято во внимание то, что по результатам проведенного открытого аукциона по продаже муниципального имущества объекты недвижимости, ранее приобретенные ФИО1, а затем возвращенные в связи с признанием недействительности сделки, реализованы другому покупателю за 19957600 рублей с заключением 01 апреля 2019 года договора купли-продажи.
Данное обстоятельство представителями административных ответчиков в судебном заседании также не оспаривалось.
Таким образом, исследовав обстоятельства настоящего дела и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу, что со стороны администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области допущено бездействие, заключающееся в непринятии мер по перечислению полученных от продажи недвижимого имущества денежных средств в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа, предъявленных к казне муниципального образования. Данное бездействие противоречит закону и нарушает права взыскателя.
Административными ответчиками не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий, не позволивших исполнить им свои обязанности, предусмотренные статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ, в условиях, когда имелась возможность исполнить присужденное денежное обязательство.
С учетом изложенного требования административного истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь требованиями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
признать незаконным бездействие администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в лице ее комитета по управлению имуществом Энгельсского муниципального района, выразившегося в неисполнении требований исполнительного документа №, выданного 10 января 2019 года Энгельсским районным судом Саратовской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок с момента изготовления его мотивировочной части в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд.
Председательствующий: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>