ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-390/20 от 08.07.2020 Собинского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2а-1-390/2020

УИД 33RS0017-01-2020-000725-45

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

08 июля 2020 года

г. Собинка Владимирской области

Собинский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего Стародубцевой А.В.,

при секретаре Абрамовой Н.С.,

с участием административного истца Шентерова С.Е.,

представителя административных ответчиков комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района Владимирской области и администрации Собинского района Владимирской области Кравченко Г.Э., действующей на основании доверенности от 9 января 2020 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шентерова С. Е. к комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района Владимирской области, администрации Собинского района Владимирской области о признании заключения комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района Владимирской области от 18 февраля 2020 г. незаконным, его отмене и обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

Шентеров С.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района Владимирской области (далее – комиссия) о признании заключения комиссии от 18 февраля 2020 г. незаконным, его отмене и обязании устранить допущенные нарушения.

В обоснование административного иска Шентеровым С.Е. указано, что заключением комиссии от 18 февраля 2020 г. ему было отказано в удовлетворении заявления о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации реабилитированным лицам. Причиной отказа послужило то обстоятельство, что внуки реабилитированного лица не входят в перечень лиц, которые могут получить возмещение вреда, причиненного утратой имущества жертв политических репрессий. Шентеров С.Е. полагает данное заключение незаконным, поскольку ст. 1142 ГК РФ содержит перечень наследников первой очереди, к которым, в том числе, относятся и внуки наследодателя, наследуемые по праву представления.

Определением судьи от 10 июня 2020 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация Собинского района Владимирской области (л.д. 64).

В судебном заседании административный истец Шентеров С.Е. административные исковые требования поддержал, ссылаясь на изложенные выше доводы. При этом не оспаривал правомерность образования комиссии на основании постановления администрации Собинского района Владимирской области от 5 февраля 2020 г. № 131. Полагал, что нарушена процедура рассмотрения заявления о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации реабилитированным лицам в части его неучастия в заседании комиссии 18 февраля 2020 г., на которое он приглашен не был. В случае его участия в заседании комиссии Шентеров С.Е. изложил бы обстоятельства раскулачивания его деда, факты того, каким образом данный процесс повлиял на судьбы его (И) восьмерых детей, что привело бы к положительному заключению комиссии. Кроме того, указал на то, что им был сделан запрос в прокуратуру Владимирской области о наличии у его отца, Е, статуса реабилитированного лица, поскольку на момент примененных к И политических репрессий ему было 5 лет. Полагал, что полученные из прокуратуры Владимирской области документы имеют юридическое значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела и позволят ему уточнить правовое основание административного иска.

Представитель административных ответчиков комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района Владимирской области и администрации Собинского района Владимирской области Кравченко Г.Э. административные исковые требования Шентерова С.Е. не признала. Возражения мотивировала тем, что комиссия рассмотрела заявление Шентерова С.Е. о возврате конфискованного имущества, либо возмещении его стоимости, либо выплате денежной компенсации от 23 августа 2019 г. в соответствии с положениями Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», приняла заключение об отказе административному истцу в его удовлетворении, поскольку Шентеров С.Е. не относится к определенному в данном законе кругу лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного утратой имущества жертв политических репрессий. Порядок принятия оспариваемого решения и процедура его принятия комиссией соблюдены, его содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Полагала, что Положением о комиссии, утвержденным постановлением администрации Собинского района Владимирской области от 5 февраля 2020 г. № 131, не предусмотрена обязанность комиссии приглашать заявителя на заседание комиссии. Учитывая, что никаких дополнительных вопросов к Шентерову С.Е. у комиссии не возникло, в распоряжении комиссии имелись все необходимые документы для принятия решения, на заседание комиссии Шентеров С.Е. не вызывался. Какой-либо заинтересованности в исходе рассмотрения его заявления у членов комиссии не имелось. Настаивала на законности заключения комиссии от 18 февраля 2020 г. и просила Шентерову С.Е. в удовлетворении административного иска отказать.

Адвокат Филичкин А.А., представляющий интересы Шентерова С.Е. на основании ордера (л.д. 42), в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства.

На основании ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, с учетом мнения сторон, судом вынесено определение о рассмотрении административного дела в его отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом в силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, являются несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым решением, действием (бездействием).

Целью Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (далее – Закон РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1) является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

Согласно п. «б» ст. 3 данного закона подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были подвергнуты уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ - ОГПУ, УНКВД - НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, «особых совещаний», «двоек», «троек» и иных органов, осуществлявших судебные функции.

Статьей 12 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 предусмотрено, что реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16.1 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации. В случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди. Возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится реабилитированным лицам по месту нахождения или реализации этого имущества на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица. Вынесенные решения соответствующих органов о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций не подлежат пересмотру, а выплаченные суммы - перерасчету. Заявления о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций должны быть поданы в течение трех лет после введения в действие настоящего Закона, а в случае более поздней реабилитации - в течение трех лет с момента получения документа о реабилитации. Решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций принимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации «О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий».

Порядок выплаты денежных компенсаций, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (ст. 17 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1).

Согласно п. 1.1 Положения о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, утвержденного постановлением Президиума ВС РФ от 30 марта 1992 г. № 2610-1, комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий образуются на основании пункта 5 Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 16 декабря 1991 года «О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий» с функциями контроля за исполнением Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий», а также оказания содействия в восстановлении прав реабилитированных жертв политических репрессий, координации деятельности государственных органов управления, общественных организаций и объединений граждан, пострадавших от репрессий, по защите интересов и увековечению памяти жертв политических репрессий. Комиссии состоят при исполнительных органах власти (п. 2.1).

Порядок возврата реабилитированным лицам конфискованного, изъятого и вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации регулируется Положением о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 926 (далее – Положение № 926).

В случае смерти реабилитированного лица возврат конфискованного имущества, возмещение его стоимости или выплата денежной компенсации производится его наследникам по закону первой очереди в равных долях: детям (в том числе усыновленным), супруге (супругу) и родителям (усыновителям) умершего, а также ребенку умершего, родившемуся после его смерти (п. 2 Положения № 926).

Согласно п. 4 Положения № 926 вопросы возврата конфискованного имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации реабилитированным лицам рассматриваются комиссиями по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий (далее - комиссия), образованными в установленном законодательством порядке. Заявление о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации подается в комиссию по месту нахождения или реализации этого имущества на территории Российской Федерации на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица. К заявлению прилагаются нотариально заверенные копии документов о реабилитации, а также имеющиеся материалы, подтверждающие факт конфискации имущества, а наследниками, кроме того, документы, подтверждающие право наследования по закону первой очереди (в частности, нотариально заверенные копии свидетельства о смерти реабилитированного лица, о браке - для супруга, о рождении - для детей и родителей, об усыновлении - для усыновленных и усыновителей, решения суда об установлении факта нахождения на иждивении умершего репрессированного лица).

Срок рассмотрения заявления о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации с момента поступления в комиссию до вынесения ею заключения не должен превышать 6 месяцев (п. 6 Положения № 926).

Из анализа вышеуказанных норм прав следует, что реабилитированные лица имеют право на возврат конфискованного, изъятого и вышедшего иным путем из их владения в связи с репрессиями имущества, либо на возмещение его стоимости, либо на выплату денежных компенсаций, в случае смерти реабилитированных лиц вышеуказанное право возникает у их наследников по закону первой очереди, к которым относятся дети (в том числе усыновленные), супруга (супруг) и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившейся после его смерти.

Кроме того, законодателем предусмотрен специальный порядок возврата реабилитированным лицам конфискованного, изъятого и вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации.

Судом установлено, что административный истец Шентеров С.Е. является внуком И (л.д. 26, 28).

ДД.ММ.ГГГГИ на основании постановления тройки при ПП ОГПУ по Ивановской промышленной области осужден за контрреволюционную деятельность и антисоветскую агитацию по ст. 58 п. 10 УК РСФСР к трем годам с заключением в концлагерь (л.д. 37).

Не оспаривается сторонами то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГИ умер.

Согласно справке прокуратуры Владимирской области от 27 февраля 2019 г. И по заключению прокуратуры Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ признан пострадавшим от политических репрессий в соответствии со ст. 1 Указа Президиума ВС СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв политических репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов» и был реабилитирован по основанию, предусмотренному п. «б» ст. 3 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 (л.д. 25, 38-39).

23 августа 2019 г. Шентеров С.Е. на основании ст. 16.1 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1, Положения № 926 обратился в комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района с заявлением, в котором просил произвести возврат конфискованного имущества, или возместить его стоимость, или выплатить денежную компенсацию (л.д. 12).

3 сентября 2019 г. администрацией Собинского района Владимирской области Шентерову С.Е. письмом № 01-17-1795 было отказано в удовлетворении вышеуказанного заявления на основании ст. 15 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 (л.д. 72).

Вступившим в законную силу решением Собинского городского суда Владимирской области от 22 января 2020 г. признан незаконным изложенный в письме от 3 сентября 2019 г. № 01-17-1795 отказ администрации Собинского района Владимирской области в удовлетворении заявления о возврате конфискованного имущества, либо возмещении его стоимости, либо выплате денежной компенсации; на администрацию Собинского района Владимирской области была возложена обязанность в соответствии с нормами действующего законодательства повторно рассмотреть вышеуказанное заявление Шентерова С.Е. от 23 августа 2019 г. (л.д. 13-23).

Заключением комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района Владимирской области от 18 февраля 2020 г. (далее – заключение комиссии от 18 февраля 2020 г.) Шентерову С.Е. отказано в удовлетворении заявления о возврате конфискованного имущества, либо возмещении его стоимости, либо выплате денежной компенсации, поскольку Шентеров С.Е., как внук реабилитированного И, не включен в определенный Законом РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 круг лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного утратой имущества жертв политических репрессий (л.д. 24).

Оспариваемое заключение комиссии от 18 февраля 2020 г. получено административным истцом 21 февраля 2020 г. (л.д. 62), в связи с чем, срок обращения в суд с административным иском в порядке главы 22 КАС РФ Шентеровым С.Е. не пропущен, учитывая его направление посредством почтовой связи 18 мая 2020 г. (л.д. 43).

Суд полагает, что заключение комиссии от 18 февраля 2020 г. принято надлежащим органом - комиссией по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района Владимирской области в рамках предоставленных ей действующим законодательством полномочий и с учетом требований Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1, Положения о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, утвержденного постановлением Президиума ВС РФ от 30 марта 1992 г. № 2610-1, и Положения № 926.

Так, постановлением администрации Собинского района Владимирской области от 5 февраля 2020 г. № 131, вступившим в силу после его официального опубликования в газете «Доверие», при администрации Собинского района образована комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, утверждены ее состав и Положение (л.д. 56-59, 73-75).

В состав комиссии входят: председатель комиссии - Борисевич Н.В., заместитель председателя комиссии – Кравченко Г.Э., секретарь комиссии – Денисова К.В., члены комиссии – Ионов А.А., Маскайкина Т.Л., Патанин В.Д., Семенова Ж.А., Степанова Т.В. (л.д. 57).

Согласно Положению о комиссии, комиссия образуется постановлением администрации Собинского района, является постоянно действующим органом, работает на общественных началах; состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии; наделяется полномочиями самостоятельно решать в соответствии с законодательством вопросы восстановления прав реабилитированных жертв политических репрессий; рассматривает заявления реабилитированных о выплате единовременной денежной компенсации, предоставлении льгот, восстановлении трудовых, жилищных, пенсионных, имущественных и других прав, утраченных ими в связи с политическими репрессиями; на основе собранных и представленных документов и материалов выносит заключение о праве на денежную компенсацию, о предоставлении льгот и возмещении вреда реабилитированным, выдает свидетельство о праве на льготы на основании документов о реабилитации и материалы с заключением о праве на получение денежной компенсации направляет в соответствующий орган социальной защиты населения; заседания комиссии созываются по мере необходимости, заседание является правомочным, если на нем присутствует более половины членов комиссии; ведется протокол заседания, решения принимаются простым большинством голосов присутствующих членов комиссии; решение оформляется в виде заключения, которое подписывается председателем и секретарем комиссии; в заседании комиссии вправе принимать участие заявитель или его представители (л.д. 58-59).

Имеющимся в материалах дела протоколом подтверждается проведение заседания комиссии 18 февраля 2020 г. по рассмотрению заявления Шентерова С.Е. о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации (л.д. 60-61). При этом на заседании присутствовал весь состав комиссии, кроме члена комиссии Ионова А.А., следовательно, заседание являлось правомочным.

Решение об отказе Шентерову С.Е. в удовлетворении вышеуказанного заявления, оформленное заключением комиссии от 18 февраля 2020 г., принято большинством голосов, подписано председателем комиссии Борисевичем Н.В. и секретарем комиссии Денисовой К.В. (л.д. 24).

При принятии оспариваемого решения комиссия руководствовалась ст. 16.1 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 и ст. 1142 ГК РФ, согласно которым внуки реабилитированного наследодателя, наследуемые по праву представления (то есть вместо того из родителей, который был бы наследником, но умер до открытия наследства), в число лиц, имеющих право на возврат конфискованного имущества или возмещение его стоимости или получение денежной компенсации, не включены, в связи с чем, пришла к выводу о том, что Шентеров С.Е., как внук реабилитированного лица, не вправе претендовать на возврат конфискованного имущества или возмещение его стоимости или получение денежной компенсации.

Основания для принятия данного решения, а также его содержание соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Законом РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 регулируются не наследственные правоотношения, а отношения, вытекающие из причинения вреда жизни, здоровью или имуществу лиц, пострадавших от политических репрессий. Статьей 16.1 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1, а также п. 2 Положения № 926 определен круг лиц, имеющих право на возврат конфискованного имущества или получение компенсации вместо реабилитированного после его смерти. Данный круг ограничен законодателем исходя из реальной возможности государства за счет средств бюджета выплатить компенсацию непосредственно пострадавшим от политических репрессий лицам и их ближайшим родственникам, которые, как правило, являлись членами семьи или иждивенцами реабилитированного. Внуки реабилитированных в число лиц, имеющих право на возврат конфискованного имущества или получение денежной компенсации, законодателем не включены, поскольку не являются наследниками реабилитированного лица первой очереди.

Наследники первой очереди перечислены в ч. 1 ст. 532 ГК РСФСР. Ими являются дети (в том числе усыновленные), супруг и родители умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.

В ч. 4 ст. 532 ГК РСФСР определен порядок наследования внуков наследодателя, которые отнесены к особой группе наследников, призываемых к наследованию «по праву представления», то есть вместо того из их родителей, который был бы наследником, но умер до открытия наследства. Собственного права наследовать имущество наследодателя в первую очередь внуки не имеют и формально в числе наследников первой очереди не названы.

Таким образом, исходя из формального и логического толкования ч. ч. 1 и 4 ст. 532 Гражданского кодекса РСФСР, ст. 16.1 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1, внуки реабилитированных не включены в определенный Законом круг лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного утратой имущества жертв политических репрессий. Такая позиция изложена в Решении Верховного Суда РФ от 30 августа 1998 г. № ГКПИ98-358 «Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействительным ч. 3 пункта 2 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 926».

Следовательно, Шентеров С.Е., являющийся внуком реабилитированного И, не имеет права на возврат конфискованного имущества или возмещение его стоимости или получение денежной компенсации.

Ссылка Шентерова С.Е. в административном исковом заявлении на ст. 1142 ГК РФ является несостоятельной. Пунктом 1 ст. 1142 ГК РФ определено, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. В силу пункта 2 этой статьи внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления, которое регулируется ст. 1146 ГК РФ. Следовательно, для целей реализации Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 внуки реабилитированных лиц и их потомки к лицам, имеющим право на возврат конфискованного имущества, возмещение его стоимости или выплату денежных компенсаций в случае смерти реабилитированных лиц, не относятся и после вступления в силу части третьей ГК РФ. Изложенный вывод подтверждается также тем, что никаких изменений в ч. 8 ст. 16.1 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 после вступления в силу части третьей ГК РФ не внесено.

Кроме того, отец административного истца Шентерова С.Е. – Е (сын реабилитированного И) умер уже после открытия наследства, а именно ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27).

Таким образом, при принятии оспариваемого административным истцом решения, оформленного заключением комиссии от 18 февраля 2020 г., его права и законные интересы не нарушены, оспариваемое решение принято комиссией в соответствии с возложенными на нее полномочиями, предусмотренный законом ст. 16.1 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 и Положением № 926 порядок его принятия соблюден, содержание заключения комиссии от 18 февраля 2020 г. соответствует вышеуказанным нормативным правовым актам, решение надлежащим образом мотивировано.

Довод административного истца Шентерова С.Е. о том, что комиссия нарушила его право на участие в заседании комиссии, не известив его о времени и месте заседания, отклоняется судом, поскольку Положением о комиссии, утвержденным постановлением администрации Собинского района Владимирской области от 5 февраля 2020 г. № 131, обязанность по извещению заявителя о заседании на комиссию не возложена, каких-либо неясностей, вопросов по представленным в комиссию документам, а также лично к Шентерову С.Е. у комиссии не возникло, в связи с чем, необходимости в вызове административного истца на заседание комиссии не имелось. Комиссия рассмотрела заявление Шентерова С.Е. по документам, приложенным к заявлению от 23 августа 2019 г., перечень которых соответствует перечню, указанному в п. 4 Положения № 926 (л.д. 12).

Личное участие Шентерова С.Е. и заслушивание его объяснений членами комиссии относительно процедуры раскулачивания деда, влияние данной процедуры на судьбы детей реабилитированного И не могло привести к удовлетворению комиссией его заявления, учитывая то, что Шентеров С.Е. не относится к кругу лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного утратой имущества жертв политических репрессий, по основаниям, указанным выше.

Вопреки доводам Шентерова С.Е. личная заинтересованность в исходе рассмотрения его заявления со стороны председателя комиссии Борисевича Н.В., а также заместителя председателя комиссии Кравченко Г.Э. отсутствовала. Право на заявление отводов лицам, входящих в состав комиссии, Положением о комиссии не предусмотрено.

Таким образом, вышеуказанные доводы не могут являться основанием для признания незаконным заключения комиссии от 18 февраля 2020 г.

При получении дополнительных документов, которые, по мнению административного истца Шентерова С.Е., дают ему право на получение льгот и выплату компенсаций, предусмотренных Законом РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1, Шентеров С.Е. не лишен возможности вновь обратиться в уполномоченный орган в порядке, предусмотренном данным законом.

При таких обстоятельствах совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных административным истцом требований, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, не установлено, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе Шентерову С.Е. в удовлетворении административных исковых требований к комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района Владимирской области, администрации Собинского района Владимирской области о признании заключения комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района Владимирской области от 18 февраля 2020 г. незаконным, его отмене и обязании устранить допущенные нарушения.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Шентерову С. Е. в удовлетворении административных исковых требований к комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района Владимирской области, администрации Собинского района Владимирской области о признании заключения комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района Владимирской области от 18 февраля 2020 г. незаконным, его отмене и обязании устранить допущенные нарушения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.В.Стародубцева

Решение суда принято в окончательной форме 17 июля 2020 года.