ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-414/18 от 20.08.2018 Базарно-карабулакского районного суда (Саратовская область)

Дело №2а-1-414/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 августа 2018 года рабочий поселок Базарный Карабулак

Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Левошиной О.Н.,

при секретаре Голыдьбиной М.В.,

с участием старшего помощника прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области Серова Р.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Вязовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области о признании незаконными действий по накоплению твердых коммунальных отходов и запрете осуществлять указанные действия,

установил:

прокурор Базарно-Карабулакского района Саратовской области обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Вязовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области (далее администрация Вязовского муниципального образования) с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указывает, что в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлено, что на территории Вязовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района 0,5 км севернее с. Вязовка расположен земельный участок с разрешенным использованием – для временного складирования твердых коммунальных отходов, с размещением на нем отходов производства и потребления, собственником которого является администрация Вязовского муниципального образования. На земельном участке администрацией Вязовского муниципального образования осуществляется постоянное складирование твердых коммунальных отходов в отсутствие установленных законом полномочий. Согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.

Просит признать незаконными действия администрации Вязовского муниципального образования по накоплению твердых коммунальных отходов на земельном участке, расположенном 0,5 км севернее с. Вязовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области и запретить административному ответчику осуществлять указанные действия.

Представитель административного истца старший помощник прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области Серов Р.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика глава администрации Вязовского муниципального образования ФИО1, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с административным иском согласен.

Согласно ч.7 ст.150 и ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

В силу ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

Исходя из преамбулы к Федеральному закону "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", данный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

На основании пп.2 п.2 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со ст.13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов – складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Согласно ч.2 ст.8 ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Согласно п.6 ст.1 Закона Саратовской области от 30.09.2014 года № 108-ЗСО «О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области», дополнительно к установленным ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2015 года за сельскими поселениями закрепляются следующие вопросы местного значения: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Из подп.19 п.1 ст.3 Устава администрации Вязовского муниципального образования также следует, что к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В силу ст.6 ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, а также утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления).

Таким образом, организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов, а также утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на земельном участке, расположенном 0,5 км севернее с. Вязовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области, осуществляется постоянное складирование твердых коммунальных отходов, при этом поверхность хранящихся отходов насыпью не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), поверхность площадки не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.), по периметру площадки отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

Накопление административным ответчиком твердых коммунальных отходов на указанном земельном участке ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Вязовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области о признании незаконными действий по накоплению твердых коммунальных отходов и запрете осуществлять указанные действия – удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации Вязовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области по накоплению твердых коммунальных отходов на земельном участке, расположенном 0,5 км севернее с. Вязовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области и запретить администрации Вязовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области осуществлять указанные действия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в течение одного месяца со дня вынесения.

Судья О.Н. Левошина