ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-4205/18 от 20.06.2018 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело № 2а-1-4205/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Калужский районный суд Калужской области в составе

председательствующего судьи Желтиковой О.Е.

при секретаре П.О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге ДД.ММ.ГГГГ административное дело по административному исковому заявлению Ч.А.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области об отмене распоряжения о проведении внеплановой, выездной проверки,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГЧ.А.В. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (далее - Управление Росреестра по Калужской области), в котором просит отменить распоряжение заместителя руководителя Управления Росреестра по Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой проверки в отношении административного истца с целью контроля исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований административный истец указал, что является собственником нежилого помещения , площадью 182,3 кв.м, нежилого помещения , площадью 20,7 кв.м, которые расположены в доме по вышеуказанному адресу. Вход в помещение осуществляется через арочный проход дома. Проход имеет площадь 43 кв.м. Ч.А.В. указывает, что спорный земельный участок (арочный проход) является частью дома, над проходом расположены нежилые помещения, принадлежащие административному истцу. Таким образом, земельный участок находится под домом, административный истец владеет на праве собственности 84,2 процентами площади помещений в доме. Кроме того, Ч.А.В. неоднократно предпринимал попытки оформить участок под домом, в том числе в судебном порядке. Однако предписанием от ДД.ММ.ГГГГ на него возложена обязанность оформить правоустанавливающие документы или освободить земельный участок, площадью 43 кв.м, расположенный по адресу <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. По мнению административного истца в указанный срок исполнить предписание не представляется возможным, между тем Управлением Росреестра по Калужской области ДД.ММ.ГГГГ вынесено распоряжение о проведении внеплановой, выездной проверки в отношении административного истца.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица судом привлечен государственный инспектор по использованию и охране земель по Калужской области Д.О.Е.

Административный истец Ч.А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Калужской области, заинтересованное лицо государственный инспектор по использованию и охране земель по Калужской области Д.О.Е. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены.

Заслушав пояснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (органы государственного земельного надзора).

Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен Положением о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 №1.

В соответствии с п.3 Положения о государственном земельном надзоре Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (подпункт а).

В рамках государственного земельного надзора осуществляются организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (пункт 6).

Согласно п. 3 ч. 6 ст. 71.1 ЗК РФ внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.

Порядок проведения внеплановых проверок урегулирован Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 №486 (далее - Административный регламент).

Согласно пункту 9 Административного регламента должностные лица Росреестра имеют право: осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

В соответствии с пунктами 63 - 64 Административного регламента проведение внеплановых проверок включает в себя следующие административные действия: принятие решения о проведении проверки; подготовка к проверке; проведение проверки; подготовка акта проверки. Юридическим фактом - основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки является распоряжение руководителя Росреестра (территориального органа), изданное в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В соответствии с п. 117 Административного регламента текущий контроль соблюдения последовательности действий, определенных административными процедурами по проведению проверок, и принятия решений осуществляется должностными лицами, ответственными за организацию работы по проведению проверки.

Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной функции, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством исполнения государственной функции, определяются распорядительным актом Росреестра.

В соответствии с п.120 Административного регламента проверка полноты и качества проведения проверок осуществляется на основании индивидуальных правовых актов (приказов) Росреестра (территориальных органов).

Пунктом 121 Административного регламента установлено, что в целях осуществления контроля за исполнением государственной функции Росреестром (территориальным органом) проводятся плановые и внеплановые проверки. При проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с осуществлением государственного надзора (комплексные проверки), или отдельные аспекты (тематические проверки). Проверка также проводится по конкретному обращению субъекта проверки.

Судом установлено, что Ч.А.В. является собственником нежилых помещений , в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Калужской области вынесено распоряжение о проведении в рамках государственного земельного надзора внеплановой выездной проверки в отношении Ч.А.В., задачей которой явилось соблюдение требований земельного законодательства при использовании земельного участка по адресу <адрес>.

Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Ч.А.В. перегорожен сквозной проход через арку <адрес> путем установки пластиковых дверей с остеклением со стороны <адрес> и дворовой территории <адрес>, которые закрываются на замок и препятствуют свободному доступу к землям общего пользования. Площадь земельного участка, запользованного Ч.А.В. составляет 43 кв.м.

Поскольку правоустанавливающих документов на земельный участок Ч.А.В. представлено не было, ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по использованию и охране земель по Калужской области Д.О.Е. вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, в порядке исполнения которого Ч.А.В. предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить указанное нарушение, оформив правоустанавливающие документы или освободить земельный участок площадью 43 кв.м., расположенный по адресу <адрес>.

Решением Калужского районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГЧ.А.В. отказано в удовлетворении административного искового заявления к Управлению Росреестра по Калужской области об оспаривании предписания от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений земельного законодательства Российской Федерации.

Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе судебного разбирательства административным истцом не отрицалось то обстоятельство, что до настоящего времени требования предписания от ДД.ММ.ГГГГ им не исполнены.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Калужской области вынесено распоряжение о проведении внеплановой, выездной проверки в отношении Ч.А.В. с целью контроля исполнения предписания об устранении нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Задачами проверки является контроль соблюдения требований земельного законодательства при использовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Срок проведения проверки установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.

Ч.А.В. был уведомлен о проведении проверки соблюдения земельного законодательства.

В ходе судебного разбирательства административный истец пояснил, что в рамках исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ им были предпринят ряд действий, так ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Городскую Управу г.Калуги с заявлением о предоставлении земельного участка под нежилым зданием в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, однако в предварительном согласовании земельного участка ему было отказано, поскольку общая площадь нежилых помещений, расположенных в здании с кадастровым номером не совпадает с площадью указанного здания. Также указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Росреестра по Калужской области с заявлением о приведении сведений, содержащихся в ЕГРН на <адрес> в соответствии с постановлением Городской Управы г.Калуги -пи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому нежилому зданию в котором расположены помещения с кадастровыми номерами 40:26:000312:0:63/1 (помещение ), (помещение ) присвоен адрес: <адрес>, согласно прилагаемому плану. Однако получил отказ с указанием на отсутствие каких-либо ошибок, а также в случае выявления технической ошибки в записях ЕГРН об объекте недвижимости ему рекомендовано обратиться в орган регистрации прав с заявлением об исправлении технической ошибки в сведениях ЕГРН.

ДД.ММ.ГГГГЧ.А.В. обратился в Управление Росреестра по Калужской области с ходатайством о продлении срока устранения нарушений на 6 месяцев, а также заявив ходатайство о разъяснении смысла требований предписания от ДД.ММ.ГГГГ, в части уточнения обстоятельств: следует ли ему добиваться оформления правоустанавливающих документов только на участок площадью 43 кв.м. в сквозном проходе, либо под всем зданием по адресу: <адрес>.

Определением государственного инспектора по использованию и охране земель по Калужской области Управления Росреестра по Калужской области Д.О.Е. от ДД.ММ.ГГГГЧ.А.В. отказано ходатайства о продлении срока исполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства по делу от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в нарушение п.107 Административного регламента Ч.А.В. к ходатайству не приложены документы, подтверждающие принятие исчерпывающих мер для устранения нарушения земельного законодательства.

Таким образом материалами настоящего дела подтверждено, что распоряжение о проведении выездной, внеплановой проверки вынесено уполномоченным должностным лицом при наличии на то правовых оснований, в пределах компетенции государственного органа для осуществления проверки соблюдения требований земельного законодательства на указанном земельном участке.

По правилам главы 22 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие решений, действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов заявителя.

Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, материалами дела установлена законность принятых мер, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих факт нарушения его прав действиями Управления Росреестра по Калужской области по изданию оспариваемого распоряжения и противоречия распоряжения о назначении проверки действующему законодательству. Доводы, положенные в обоснование заявленных требований сводятся лишь к изложению обстоятельств, свидетельствующих, по мнению административного истца, о наличии правовых оснований использования земельного участка.

Проанализировав приводимые административным истцом доводы применительно к вышеуказанным положениям закона, суд полагает, что оснований для отмены распоряжения заместителя руководителя Управления Росреестра по Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой, выездной проверки не имеется.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Ч.А.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области об отмене распоряжения о проведении внеплановой, выездной проверки - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области.

Председательствующий О.Е. Желтикова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.