ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-434/2021 от 16.07.2021 Карсунского районного суда (Ульяновская область)

дело № 2а-1-434/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Карсун Ульяновской области 16 июля 2021 года

Карсунский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Лобиной Н.В.,

при секретаре Коноваловой К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, поданному в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области о признании незаконным бездействия по не установлению функциональных зон на карте, и не описанию границ функциональных зон на территории особо охраняемой природной территории, возложению обязанности установления функциональных зон на карте (схеме), описания границ функциональных зон на территории особо охраняемой природной территории,

УСТАНОВИЛ:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного заседания, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области признании незаконным бездействия по не установлению функциональных зон на карте, и не описанию границ функциональных зон на территории особо охраняемой природной территории, возложению обязанности установления функциональных зон на карте (схеме), описания границ функциональных зон на территории особо охраняемой природной территории. В обоснование иска указано, что в ходе анализа Положения об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения Государственный охотничий заказник «Сосновский» выявлены нарушения требований федерального законодательства. В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона. В силу ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника. Согласно разделу 2 п. 2.4 Положения «О Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области» к полномочиям Министерства относится участие в образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществление управления в сфере охраны и использования таких территорий; подготовка проектов положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения, относящихся к категориям природных парков, государственных природных заказников, дендрологических парков и ботанических садов, оформлением охранных обязательств, паспортов и других документов в отношении особо охраняемых природных территорий регионального значения, относящихся к категории памятников природы. На основании п. 14 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории. На основании ч. 3 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации на землях государственных природных заказников, памятников природы, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. В силу раздела 5 п. 5.1 Положения об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Государственный охотничий заказник «Сосновский», утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, на территории заказника выделены две функциональные зоны: резерватная и зона традиционного природопользования. Резерватная зона служит для сохранения наиболее ценных участков природы особо охраняемой природной территории. Здесь запрещается любая хозяйственная деятельность, противоречащая целям создания зоны. Пунктом 6.8.1. Приказа Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке» проводится разделение территорий на основании их основных характеристик, то есть факторов социально-экономического и иного характера, влияющих на использование территорий (природно-климатических, производственных, демографических, социально-культурных). При этом учитываются: на карте (картах) территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования на основании, в том числе документов территориального планирования и градостроительного зонирования, а также на основании требований охраны объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий и иных природных объектов устанавливаются границы территориальных зон (в том числе в соответствии с функциональным зонированием территории и с учетом установленных градостроительных регламентов и границ зон с особыми условиями использования территорий). В нарушение вышеназванных норм границы функциональных зон не описаны, картографические материалы с нанесенными границамифункциональных зон отсутствуют в Положении об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Государственный охотничий заказник «Сосновский». Отсутствие описания границ функциональных зон создает благоприятные условия для должностного лица руководствоваться собственным усмотрением, исходя из конкретно складывающейся ситуации, при которой не исключается возможность злоупотребления полномочиями, либо ином незаконном использовании лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, что не исключает возможности коррупционных проявлений. На основании изложенного просит суд признать незаконным бездействие Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области по не установлению функциональных зон на карте согласно утвержденному положению и неописанию границ функциональных зон на территории особо охраняемой природной территории; возложить на Министерство природы и цикличной экономики в отношении Положения об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Государственный охотничий заказник «Сосновский» обязанность установления функциональных зон на карте (схеме) согласно утвержденному положению, описания границ функциональных зон на территории особо охраняемой природной территории. Указанные мероприятия выполнить в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного истца - помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Гришина Ю.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, повторив обстоятельства, указанные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Из представленного отзыва следует, что в рамках опережающего нормотворчества на территории Ульяновской области принят Закон Ульяновской области от 02.11.2020 № 127-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях регионального значения Ульяновской области и об установлении категорий особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ульяновской области. Данным законом урегулирован вопрос создания, охраны и использования, в том числе, изменения площади, границ установленного режима особой охраны, а также ликвидации особо охраняемых природных территорий регионального значения. В соответствии с частью 3 пункта 2 статьи 12 Закона № 127-ЗО основанием для принятия решения об изменении площади, границ, установленного режима особо охраняемых природных территорий, является несоответствие установленного режима особой охраны особо охраняемой природной территории или ее части характеру расположенных в их границах природных комплексов и (или) объектов животного (растительного) мира или других организмов, установленное по результатам комплексного экологического обследования этой территории. С целью реализации статьи 5 Закона № 127 подготовлен проект постановления Правительства Ульяновской области «Об утверждении Положения о порядке создания особо охраняемых природных территорий регионального значения Ульяновской области, а также их ликвидации», который в настоящее время проходит согласование в контрольно-надзорных органах. Проектом данного постановления предусмотрено утверждение Положения о порядке создания особо охраняемых природных территорий регионального значения Ульяновской области, а также их ликвидации, которое определяет порядок изменения установленного режима их особой охраны, изменения площади и границ особо охраняемых природных территорий регионального значения Ульяновской области по результатам проведенного комплексного экологического обследования. После утверждения вышеуказанного проекта Постановления, для заключения госконтракта на выполнение работ по комплексному экологическому обследованию особо охраняемой природной территории с целью определения функциональных зон Министерству необходимо предусмотреть их финансирование при формировании областного бюджета на 2022 год в рамках государственной программы Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области». Проведение данных работ займет значительное время. Вся процедура, начиная с момента принятия указанного выше Постановления до окончания выполнения работ по комплексному экологическому обследованию и установления функциональных зон на особо охраняемой природной территории, займет не менее 36 месяцев. Министерство считает, что требования в части признания бездействия Министерства незаконным, необоснованные и не подлежат удовлетворению, в части установления 12-месячного срока также является необоснованным, нереальным для исполнения, что требует изменения на срок в 36 месяцев.

Руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное дело при данной явке.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 12-14 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.Формаграфического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории,требованияк точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории,форматуэлектронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

Согласно разделу 2 п. 2.4 Положения «О Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области» к полномочиям Министерства относится участие в образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществление управления в сфере охраны и использования таких территорий; подготовка проектов положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения, относящихся к категориям природных парков, государственных природных заказников, дендрологических парков и ботанических садов, оформлением охранных обязательств, паспортов и других документов в отношении особо охраняемых природных территорий регионального значения, относящихся к категории памятников природы.

На основании ч. 3 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации на землях государственных природных заказников, памятников природы, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Согласно ст. 9 Закона Ульяновской области от 02.11.2020 № 127-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях регионального значения Ульяновской области и об установлении категорий особо охраняемых природных территорий местного значения в Ульяновской области» положение об особо охраняемой природной территории должно содержать: 1) наименование особо охраняемой природной территории; 2) описание местоположения и границ особо охраняемой природной территории, ее план, а также сведения о ее площади; 3) краткое описание особо охраняемой природной территории; 4) сведения об адресе места нахождения областных государственных учреждений, созданных в целях управления особо охраняемой природной территории; 5) режим охраны и использования особо охраняемой природной территории; 6) режим охранной зоны особо охраняемой природной территории, относящейся к категории природного парка или памятника природы; 7) режим использования земельных участков, предоставленных в пользование гражданам и юридическим лицам, согласно охранным обязательствам; 8) основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемой природной территории; 9) иные сведения, относящиеся к особо охраняемой природной территории, в соответствии с решением Правительства Ульяновской области об утверждении соответствующего положения.

Статьей 10 названного закона № 127-ЗО предусмотрено, что паспорт особо охраняемой природной территории должен содержать: 1) наименование особо охраняемой природной территории; 2) описание местоположения и границ особо охраняемой природной территории, ее план, а также сведения о ее площади; 3) перечень функциональных зон и участков особо охраняемой природной территории, а также сведения об их площади; 4) перечень находящихся в границах особо охраняемой природной территории земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам, сведения о местоположении и границах таких участков, а также о правах на них указанных граждан или юридических лиц; 5) природные характеристики особо охраняемой природной территории; 6) сведения, необходимые для сохранения особо охраняемой природной территории.

В соответствии со ст. 11 указанного закона особо охраняемые природные территории создаются на основании решения Правительства Ульяновской области в порядке, установленном Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» и другими нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с указанным Федеральным законом обязательным приложением к решению Правительства Ульяновской области о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Режим охраны и использования особо охраняемых природных территорий устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ульяновской области.

В силу раздела 5 п. 5.1 Положения об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Государственный охотничий заказник «Сосновский», утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, на территории заказника

выделены две функциональные зоны: резерватная и зона традиционного природопользования.

Резерватная зона служит для сохранения наиболее ценных участков природы ООПТ. Здесь запрещается любая хозяйственная деятельность, противоречащая целям создания зоны.

В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеназванных норм границы функциональных зон в Положении об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Государственный охотничий заказник «Сосновский» не описаны.

Министерству природы и цикличной экологии Ульяновской области Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой представлением от 09.11.2020 было предложено принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений законодательства, их причин, условий, им способствующих, путем установления функциональных зон особо охраняемых природных территорий в отношении «Государственный охотничий заказник «Сосновский».

Как установлено судом, установленные нарушения административным ответчиком не устранены.

Таким образом, суд, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, приходит к выводу, что требования прокурора подлежат частичному удовлетворению в части возложения на административного ответчика обязанности по описанию в Положении об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Государственный охотничий заказник «Сосновский» границ функциональных зон.

Требования истца о возложение на ответчика обязанности по установлению функциональных зон на карте(схеме) не основаны на законе.

Требования о признании незаконным бездействия Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, выразившееся в не установлении функциональных зон на карте согласно утвержденному положению и не описанию границ функциональных зон на территории ООПТ, суд также находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку административным ответчиком предпринимались меры по приведению положения об особо охраняемой территории в соответствии с требованиями закона, в частности, был разработан и внесен на согласование проект Постановления Правительства Ульяновской области «Об утверждении Положения о порядке создания особо охраняемых природных территорий регионального значения Ульяновской области».

Указанный истцом срок выполнения требований законодательства в 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу суд признает разумным.

Руководствуясь статьями 218 - 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области удовлетворить частично.

Возложить на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области в отношении Положения об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Государственный охотничий заказник «Сосновский» обязанность по описанию границ функциональных зон на территории особо охраняемой природной территории.

Указанные мероприятия выполнить в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.В. Лобина

Решение в окончательной

форме принято 21.07.2021