ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-448/2020ГОДАУИД от 06.10.2020 Жуковского районного суда (Калужская область)

Дело № 2а-1-448/2020 года УИД: 40RS0008-01-2020-000587-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Жуковский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Юзепчук Л.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тихонович Ю.А.,

с участием представителя административного истца Щедроткина Е.В.,

представителя административного ответчика Антропова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Жуков в зале суда

06 октября 2020 года

административное дело по административному иску Пульнева В. С. к администрации муниципального района «Медынский район» Калужской области, главе администрации муниципального района «Медынский район» Калужской области Козлову Н. В. о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

26 мая 2020 года Пульнев В.С. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального района «Медынский район» Калужской области о признании решения незаконным. В обоснование заявленных административных исковых требований Пульнев В.С. указал, что им в адрес администрации муниципального района «Медынский район» Калужской области было направлено заявление о предварительном согласовании предоставлении ему в аренду сроком на 20 лет двух земельных участков из земель населенных пунктов проектной площадью 1000 кв.м. каждый, расположенных в квартале <НОМЕР ИЗЪЯТ> по адресу: Калужская область, <АДРЕС>, для их использования для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок). К данному заявлению были приложены подготовленные им схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане территории. Однако в мае 2020 года он получил письмо администрации МР «Медынский район» от 22.04.2020 года № 1260, согласно которому в предварительном согласовании предоставления в аренду вышеуказанных земельных участков было отказано со ссылкой на п.6 ст. 11.9, пп.3 п. 16 ст. 11.10 и пп.1п.8 ст. 39.15 ЗК РФ в связи с тем, что образование данных земельных участков приведет к невозможности размещения на них объектов недвижимости. Считает, что данный отказ не соответствует положениям п.6 ст. 11.9, пп.3 п. 16 ст. 11.10, пп.1 п. 8 ст. 39.15, ст. 39.18 ЗК РФ, а также нарушает установленные пп.15 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ его право на приобретение в аренду данных земельных участков без проведения торгов. В его заявлении о предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков такая цель, как «размещение объектов недвижимости», указана не была. Кроме того, каких-либо доказательств невозможности размещения объектов недвижимости в границах испрашиваемых им земельных участков административный ответчик в оспариваемом решении не приводит.

Просит признать незаконным содержащееся в письме администрации МР «Медынский район» Калужской области от 22 апреля 2020 года № 1260 решение об отказе в предварительном согласовании предоставления ему, Пульневу В.С., в аренду двух земельных участков из земель населенных пунктов проектной площадью 1000 кв.м. каждый, расположенных в квартале <НОМЕР ИЗЪЯТ> по адресу: Калужская область, <АДРЕС>.

Определением суда от 17 июня 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен глава администрации МР «Медынский район» Калужской области Козлов Н.Е.

В судебном заседании представитель административного истца Щедроткин Е.В. административные исковые требования поддержал, по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснил, что у административного ответчика не было никаких законных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления административному истцу в аренду испрашиваемых земельных участков. Пульнев В.С. обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. Указанный вид разрешенного использования земельных участков подразумевает не только размещение зданий и строительство жилых домов, но и иную деятельность. На момент рассмотрения заявления Пульнева В.С. и принятия оспариваемого решения никаких ограничений и обременений в отношении указанных земельных участков установлено не было, они были отнесены к зоне Ж-1, которая предполагает их использование для ведения личного подсобного хозяйства. Кроме того, к испрашиваемым земельным участкам имеется возможность подъезда.

Представитель административного ответчика администрации МР «Медынский район» Антропов С.В. административный иск не признал, пояснил, что администрацией МР «Медынский район» было принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления административному истцу в аренду земельных участков на основании ст. 11.9, 11.10, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. При принятии указанного решения было учтено, что образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам. Испрашиваемые административным истцом земельные участки заросли лесом, на них растут многолетние деревья, к ним нет подъезда, их использование для ведения личного подсобного хозяйства, а тем более для строительства, не представляется возможным. Территорию, где расположены испрашиваемые земельные участки, планировалось отнести к рекреационной зоне (зоне Р-1), однако решение вопроса о внесении изменений в План землепользования и застройки ГП «Город Медынь» затянулось в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, поэтому на момент принятия решения об отказе Пульневу В.С. в предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков изменения в План землепользования и застройки внесены не были, испрашиваемые земельные участки были отнесены к зоне Ж-1. Однако в настоящее время данные изменения внесены, испрашиваемые административным истцом земельные участки отнесены к зоне Р-1, которая не предусматривает возможность ведения личного подсобного хозяйства. Взамен испрашиваемых земельных участков администрация района предлагала Пульневу В.С. два других земельных участка, к которым имеется подъезд, но административный истец от данного предложения отказался. До обращения Пульнева В.С. с заявлениями о предварительном согласовании предоставления в аренду этих же земельных участков обращались Розпутько Л.М. и Игнатова А.А., которым было отказано в их предоставлении по тем же основаниям, что и Пульневу В.С.

Административный ответчик глава администрации МР «Медынский район» Козлов Н.В., заинтересованное лицо Игнатова А.А., извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Заслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, признание незаконным действий (бездействия) и решений должностного лица возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов административного истца.

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов установлены положениями статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (пп.15 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ).

В судебном заседании установлено, что 03 апреля 2020 года Пульнев В.С. обратился в администрацию МР «Медынский район» Калужской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему в аренду сроком на 20 лет двух земельных участков из земель населенных пунктов проектной площадью 1000 кв.м. каждый, расположенных в квартале <НОМЕР ИЗЪЯТ> по адресу: Калужская область, <АДРЕС>, для ведения личного подсобного хозяйства.

Администрацией МР «Медынский район» Калужской области на данное заявление Пульнева В.С. направлен ответ от 22 апреля 2020 года № 1260, из которого следует, что в связи с сильной залесенностью территории, невозможностью размещения на ней объектов недвижимости, отсутствием подъездных путей к участкам администрацией рассматривается вопрос о внесении изменений в карту градостроительного зонирования в городском поселении «Город Медынь». Территорию, в границах которой испрашивается предварительное согласование предоставления земельных участков, планируется отнести к зоне Р-1 – зоне рекреационного назначения. В соответствии с пп.1 п.8 ст. 39.15, пп.3 п. 16 ст. 11.10, п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации администрация МР «Медынский район» отказывает в предварительном согласовании предоставления испрашиваемых земельных участков, в связи с тем, что образование данных земельных участков приведет к невозможности размещения на них объектов недвижимости.

К указанному ответу администрацией МР «Медынский район» Калужской области была приложена схема расположения земельных участков, возможных для формирования и предоставления.

В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка (пп.3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ).

Из содержания п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу п. 2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно положениям п. 2 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся в том числе земли рекреационного назначения.

Согласно п. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным территориальным зонам.

Пунктом 9 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью правил землепользования и застройки территорий (ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе порядок их применения и внесения изменений в указанные правила.

Пунктом 1 ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

В силу п. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Представителем административного истца представлен акт обследования земельных участков от 29 сентября 2020 года, из которого следует, что испрашиваемые Пульневым В.С. в аренду для ведения личного подсобного хозяйства земельные участки находятся на землях населенных пунктов в территориальной зоне Ж-1 – зоне застройки малоэтажными жилыми домами. Указанные земельные участки частично покрыты древесно-кустарниковой растительностью. К каждому из земельных участков имеется проход и подъезд с <АДРЕС>, свободные от древесно-кустарниковой растительности.

К указанному акту представителем административного истца приложена фототаблица, которой подтверждается факт залесенности испрашиваемых Пульневым В.С. земельных участков.

Представитель административного ответчика Антропов С.В. в судебном заседании не оспаривал то обстоятельство, что на момент принятия решения об отказе Пульневу В.С. в предварительном согласовании предоставления в аренду двух земельных участков, данные земельные участки были отнесены к зоне Ж-1, при этом уже планировалось внесение изменений в План землепользования и застройки ГП «Город Медынь», в соответствии с которыми территорию, где расположены спорные земельные участки, было предложено отнести к зоне Р-1 (рекреационной зоне).

Данные обстоятельства также подтверждаются сообщениями администрации МР «Медынский район» от 20 марта 2020 года, направленными в адрес Игнатовой А.А. и Розпутько Л.М., из которых следует, что в связи с сильной залесенностью территории, невозможностью размещения на ней объектов недвижимости, отсутствием подъездных путей к участкам администрацией рассматривается вопрос о внесении изменений в карту градостроительного зонирования в городском поселении «Город Медынь». Территорию, в границах которой испрашивается предварительное согласование предоставления земельных участков, планируется отнести к зоне Р-1 – зоне рекреационного назначения.

Комиссией администрации МР «Медынский район» 03 июля 2020 было проведено обследование испрашиваемых административным истцом земельных участков с кадастровыми номерами <НОМЕР ИЗЪЯТ>:296 и <НОМЕР ИЗЪЯТ>:171, расположенных по адресу: Калужская область, <АДРЕС>, участки <НОМЕР ИЗЪЯТ> и <НОМЕР ИЗЪЯТ>. В результате проведенного обследования установлено, что предлагаемые Пульневым В.С. к формированию и предварительному согласованию предоставления в аренду для ведения личного подсобного хозяйства земельные участки практически полностью покрыты древесно-кустарниковой растительностью. Вышеуказанные земельные участки находятся в лесном массиве общей площадью более 30 га. В связи с сильной залесенностью испрашиваемых земельных участков, отсутствием подъездных путей комиссия считает нецелесообразным выделять участки в предложенном Пульневым В.С. месте и внести изменения в карту градостроительного зонирования городского поселения «Город Медынь» и лесной массив площадью 30 га отнести к зоне Р-1 – зоне рекреационного назначения.

Факт залесенности испрашиваемых административным истцом земельных участков подтверждается фототаблицей к указанному акту обследования, а также представленной представителем административного ответчика видеозаписью, исследованной в судебном заседании.

Решением Городской Думы ГП «Город Медынь» № 210 от 03 ноября 2009 года были утверждены Правила землепользования и застройки ГП «Город Медынь».

В соответствии с п. 1 ст. 3 Правил землепользования и застройки ГП «Город Медынь» к полномочиям Городской Думы городского поселения «Город Медынь» в области регулирования отношений по вопросам землепользования и застройки относятся в том числе утверждение правил землепользования и застройки, утверждение внесения изменений в правила землепользования и застройки.

18 августа 2020 года МО ГП «Город Медынь» были проведены публичные слушания, где рассматривался вопрос о внесении изменений в Правила землепользования и застройки ГП «Город Медынь».

Решением Городской Думы ГП «Город Медынь» от 02 октября 2020 года №10 были внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского поселения «Город Медынь» от 03 ноября 2009 года № 210.

Как следует из карты градостроительного зонирования МО ГП «Город Медынь» Медынского района Калужской области, территория, где расположены испрашиваемые Пульневым В.С. земельные участки, отнесена к рекреационной зоне (зоне Р-1).

В соответствии с п.5 ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению

Таким образом, в судебном заседании установлено, что испрашиваемые административным истцом земельные участки расположены на территории, относящейся к рекреационной зоне, которая не предусматривает выделение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, в связи с чем, отказ администрации МР «Медынский район» в предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков является обоснованным.

То обстоятельство, что на момент принятия обжалуемого решения земельные участки были отнесены к зоне Ж-1, не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований, поскольку испрашиваемые административным истцом земельные участки фактически находятся в зоне лесного массива, администрацией МР «Медынский район» Калужской области планировалось внесение изменений в план землепользования и застройки, о чем Пульневу В.С. было сообщено в ответе от 22 апреля 2020 года.

Доводы административного истца, содержащиеся в административном иске, о том, что в его заявлении о предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков такая цель как «размещение объектов недвижимости» указана не была суд находит несостоятельными, поскольку приусадебный земельный участок используется не только для производства сельскохозяйственной продукции, но и для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений, что следует из положений ч.2 ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в межевом плане должны быть указаны сведения о доступе к образуемому или изменяемому участку. Согласно пункту 26 части 1 статьи 26 указанного Федерального закона отсутствие доступа является основанием для приостановления и отказа в кадастровом учете земельного участка.

Приведенные нормы указывают на необходимость обеспечения для каждого участка возможности функционирования в соответствии с теми целями, для которых он образован, в том числе, через обеспечение соответствующего доступа для прохода и проезда от участков общего пользования. Не достижение указанной цели при образовании участка, препятствует его дальнейшему предоставлению.

Доказательств наличия реального доступа к испрашиваемым земельным участкам материалы дела не содержат.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным решения администрации муниципального района «Медынский район» Калужской области об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков, выраженного в письме от 22 апреля 2020 года № 1260.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов. Принимая во внимание, что ответ на заявление административного истца административным ответчиком был дан 22.04.2020 года, суд приходит к выводу, что срок на обращение в суд с административным исковым заявлением административным истцом не пропущен.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Пульнева В. С. к администрации муниципального района «Медынский район» Калужской области, главе администрации муниципального района «Медынский район» Калужской области Козлову Н. В. о признании решения незаконным – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда через Жуковский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья: -подпись- Л.Н. Юзепчук